Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Содержание

  • Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

    Существует несколько показателей для измерения инфляции и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ. Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени. Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития indeks-potrebitelskix-cen-na-2019-god-ot-minekonomrazvitiya-2

    Преимущества и недостатки индекса потребительских цен

    Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.

    Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем. Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года).

    Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития indeks-potrebitelskix-cen-na-2019-god-ot-minekonomrazvitiya-3

    В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются. Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария. Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.

    В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.

    Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:

    • повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
    • возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
    • ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
    • эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
    • рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития indeks-potrebitelskix-cen-na-2019-god-ot-minekonomrazvitiya-4

    Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям. Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям. Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.

    Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”

    Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Прогноз), одобренного на заседании Правительства Российской Федераций 13 октября 2016 года (протокол № 33, часть I) и размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ).

    Читайте так же:  Соглашение о передаче имущества

    Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2015 г. № 37 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (далее – приказ № 37).

    Показатели Прогноза, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую ГОЗ, содержатся в следующих таблицах в составе Прогноза (прилагаются):

    – инфляция (индекс потребительских цен – ИПЦ) – в таблице «Прогноз показателей инфляции и системы цен до 2019 г.»;

    – индексы цен производителей и индексы-дефляторы – в таблице «Прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2019 г. (по полному кругу предприятий), в % г/г»;

    – индекс изменения реальной заработной платы – в таблице «Основные показатели прогноза социально-экономического развития до 2019 года»;

    – индексы изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора – в таблице «Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора до 2019 года (в %, в среднем за год к предыдущему году)».

    В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США* сообщаем значения на 2017-2019 гг. (базовый вариант):

    Официальный индекс потребительских цен на 2019 год

    Индекс потребительских цен – важнейший инструмент для расчета уровня инфляции и макроэкономических показателей любой страны. С помощью анализа его динамики можно отслеживать как глобальные, так и периферийные проблемы, анализировать слабые места, принимать решения о мерах по оздоровлению экономики.

    Именно на него, во многом, опирается политика Центробанка, а также соответствующих ведомств Правительства, именно о нем новостей с тревогой ждут все жители РФ. Хотя, чего там ждать-то – все и так налицо на полках магазинов…

    Прогнозы на 2019 год по индексу потребительских цен колеблются от умеренно позитивных до пессимистичных, учитывая те или иные экономические аспекты, внешнеполитическую обстановку, которая неумолимо влияет и на ситуацию внутри, а также программы регуляторов ключевых параметров хозяйственной деятельности России. Что ж, попробуем их рассмотреть беспристрастно и самостоятельно оценить степень их адекватности.

    Прогнозы Минэкономразвития многие сравнивают с заклинаниями гадалки: если долго и упорно что-то повторять, оно непременно сбудется, вероятно, считают орешкинцы. Во-первых, по правде говоря, пугает, что ИПЦ за два последующих года солидарно продемонстрирует по 4% каждый, причем (и вот здесь начинается ненаучная фантастика) по всем трем видам прогнозов, включая консервативный.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития ekonomicheskiy-prognoz-na-2017-god-dlya-rossii..-610x300

    Что, конечно же, не выдерживает никакой критики, учитывая, что последний, к примеру, по динамике нефтяных цен дает серьезное отклонение в 6 и более пунктов. Более того, по сравнению с 2018-м, по их собственной же оценке, индексация доходов населения уменьшится почти вдвое, а реальной зарплаты – втрое.

    И единственные сегменты, которые собираются показать, пусть очень скромный, но все-таки рост – это промышленность и инвестиции в основной капитал.

    Сложно оценить, какой математикой пользовались в этом ведомстве, но при увеличении ВВП всего на 0,4 процентных пункта максимум, при упомянутом катастрофическом падении уровня доходов населения и при росте производства, которому, как известно, для своего прогресса надо откуда-то брать деньги, говорить о снижении ИПЦ до 4%, по крайне мере неэтично, считают независимые эксперты.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития indeks-deflyatore2-610x300

    Интересно, что приведенные показатели рассчитаны, исходя из (внимание!), цитируем официальный прогноз: «…повышения уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса…» и «…более активного восстановления потребительского спроса». Как это уживается с падением индексации доходов и зарплат вдвое-втрое, согласно цифрам прогноза этого же ведомства, не ясно.

    Кажется, на лицо явное противоречие, усугубляемое еще и нестабильной обстановкой на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов, а также грядущими серьезными переменами в налоговой политике, которые готовятся сильно осложнить жизнь отечественному бизнесу.

    Старшие аналитики Альпари сходятся на том, что 3,9-4% ИПЦ Минэкономразвития – это своеобразные пробирочные дети ведомства, в зачатии которых ни реальность, ни логика не участвовали. Ожидания на этот счет в ближайшем будущем самого населения составляют где-то 8,5%, тогда как, к примеру, исследования по тому же поводу прошлого года демонстрировали 9,2%.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития alpari-610x300

    Безусловно, это уже лучше, чем 12-15% прежних периодов, но, все-таки чрезвычайно далеко от того, что говорит нам Министерство Орешкина.

    Радует, что на лицо тренд снижения, но, в то же время настораживает и отрыв от реальности официальных показателей, которые, по идее, должны учитывать в планировании своей дальнейшей деятельности именно то, что происходит по факту, то, что по сути, и будет формировать обстановку, и с чем готовится жить само население России. А не свои фантазии на тему того, как бы «было хорошо, если бы…».

    Читайте так же:  Подача заявления на развод в одностороннем порядке без детей

    Учитывая, что данные Росстата перед публикацией и отражением в документах всегда проходят через фильтр Минэкономразвития, получается, что Правительство создает альтернативную реальность, активно в ней функционирует и даже, для видимости, рассылает приглашения на этот праздник жизни народу. Вот только попасть на него невозможно, в виду отсутствия пересечения между нашей и их вселенными.

    Деканат экономфака МГУ вообще уже в открытую заявляет о том, что налицо начало периода затяжной стагнации, когда скатывание экономики в пропасть жестко удерживается регуляторной политикой Центробанка и налоговыми маневрами Минфина, но, в то же время, и объективных причин дальнейшего развития теоретики экономической науки не видят.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития econom%C3%ADa-1-610x300

    Одним из первых неприятных звоночков, подтверждающих это, стала новость от Центробанка, который решил заморозить на неопределенный пока период ставшее уже традиционным в последнее время падение ставки рефинансирования.

    Основной причиной тому набиуллинское ведомство, не таясь, называет рост инфляционных ожиданий. Видимо в ЦБ РФ, все же, деньги умеют считать лучше, чем в Минэкономразвития, и тут разумнее, конечно же, будет доверять мнению именно первых.

    При этом в ряде банков, в частности, в руководстве «Открытия», откровенно недоумевают, почему ставка рефинансирования не отреагировала на меньший, по сравнению с ожиданиями, рост даже официальной инфляции в течение первого полугодия 2018 года (всего на 2,4%) – вместо того, чтобы ее еще снизить, наоборот, в ЦБ взяли паузу. И уже только это очевидное несоответствие навевает на мысли, что стоит готовиться к чему-то действительно серьезному и неприятному в ближайшее время.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития nds-610x300

    Власти нам уже неоднократно намекали, что перемены в налогообложении если не к концу 2018-го, то в 2019-м ожидаются более чем серьезные. Повысят ставку НДС, переформатируют ряд акцизов. Логично предположить, что увеличившаяся фискальная нагрузка на предприятия, по крайней мере, в краткосрочной перспективе не сможет не отразиться на кошельке рядового гражданина.

    А если учесть последние «ноу-хау» в области оцифровки и тотального чипирования, внедрения системы даже не партийного – штучного учета всего, что поступает на прилавки, становится совсем грустно при оценке перспектив завтрашнего дня.

    Ведь, посудите сами, кто будет платить за то, что любой торговой, производственной фирме, уже даже не только имеющей дело с подакцизными товарами, придется закупать соответствующее ПО, сканеры и другую технику, нанимать дополнительный персонал, чтобы справляться с увеличившимися на эти операции обязанностями?

    Все это, безусловно, очень красиво выглядит в предвыборных обещаниях, программах развития и лозунгах. Проблема в том, что подобными вещами на полном серьезе заниматься в стране, в которой 20% населения живут за чертой бедности, несколько дико. Может, вначале стоило поднять реальные ожидания россиян к оптимистичным прогнозам министерств, а уж затем задумываться о передовых технологиях?

    А то у нас доходит до анекдота: почти три с половиной тысячи школ с туалетами на улице, при нашем-то климате, зато повсеместно внедряем «цифровую экономику»…

    Минэкономразвития России от 03.10.2018 N 28438-АТ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу” (вместе с “Среднесрочним прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант)” (одобрено Правительством РФ 20.09.2018, протокол N 26))

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО
    от 3 октября 2018 г. N 28438-АТ/Д03и

    О ПРИМЕНЕНИИ
    ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ,
    ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ

    Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (далее – Прогноз), одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 20 сентября 2018 года (протокол N 26), используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

    Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. N 276 “Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”, изданного взамен приказа от 29 января 2015 г. N 37 “Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”.

    В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США сообщаем значения на 2019 – 2024 гг. (базовый вариант):

    Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития Indeks-potrebitelskih-tsen-na-2019-god-ot-Minekonomrazvitiya-foto-640x427

    В отличие от дефлятора ВВП, индекс потребительских цен рассчитывает более полный аспект товаров на рынке Российской федерации. Более того, за счет индекса специалисты рассчитывают рост инфляции.

    Этот показатель позволяет экономистам посмотреть в будущее и вовремя предпринять меры. Однако у каждого инструмента измерения экономики внутри страны есть ряд своих минусов, которые дают общую информацию.

    Нет тематического видео для этой статьи.
    Читайте так же:  Закон запрещающий продажу алкоголя в ночное время
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как будет рассчитываться индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития можно узнать уже сейчас. Это позволит даже среднестатистическому гражданину рассчитать бюджет на предстоящий год, учитывая все ценовые изменения.

    Дефлятор внутренне валового продукта на территории России охватывает только услуги и товары, которые производятся на территории страны. Индекс потребительских цен учитывает все показатели, включая товары, которые привозятся из других стран.

    Единственный нюанс – специалисты вынуждены проводить расчет один раз в квартал. Только таким образом можно отслеживать изменение цен и вовремя реагировать на быстрый рост инфляции.

    Так же специалисты учитывают тот факт, что потребительская корзина в каждом регионе имеет разную цену. Поэтому это может создать небольшой коллапс, так как перед специалистами возникает огромный объем работы.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития Osnovnye-minusy-rascheta-foto

    Поэтому каждый регион раз в 3 месяца формирует самостоятельно стоимость потребительской корзины и направляет данные в расчетный центр. Данные сопоставляются с предыдущими показателями предыдущего года.

    Таким образом, можно подвести небольшой итог, который даст полное представление об индексе потребительских цен:

    • Потребительская корзина формируется каждым регионом отдельно
    • Чиновники отдельных областей могут фабриковать данные о стоимости стандартной корзины
    • Экономисты рассчитывают общее значение изменения цен, сопоставляя с предыдущим периодом

    Так как чиновники могут специально занизить значения потребительской корзины, расчет может нести только ознакомительный характер. Часто значения от Минэкономразвития отличаются от коммерческих исследований.

    Поэтому значения пересчитываются другими областями, которые формируют самостоятельную стоимость потребительской корзины. Единственное преимущество расчетов от Минэкономразвития – отчет публикуется раз в три месяца и ровно в указанный срок. Таким образом, государство может сделать своевременный прогноз быстрого развития инфляции и вовремя предпринять меры.

    Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития не единственный показатель, который используют специалисты. Наиболее точным являются исследования Центрального Банка. Структуры обе находятся под руководством государства, поэтому оба показателя берутся в расчет при составлении благоприятного и неблагоприятного прогноза.

    Последний прогноз, который был официально опубликован на сайте правительства в июле, имел значение инфляции в размере 4,3%. Если сравнивать с показателями за прошлый период, когда уровень инфляции составлял 4,2%, то можно заметить небольшой рост на 0,1%.

    Однако другие коммерческие экономические центры исследований показывают более критичный показатель, который так же проверяется правительством. По оценке независимых специалистов неблагоприятный рост инфляции составит – 8%.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития Aktualnyj-pokazatel-na-2019-god-foto

    Это так же можно связать с показателями, которые изменятся уже в начале 2019 года:

    1. Изменение НДС – рост на 2% процента, может способствовать изменению инфляции
    2. Рост цен на услуги ЖКХ и топливо
    3. Отказ иностранных инвесторов сотрудничать с государственными предприятиями
    4. Девальвация рубля

    Однако есть и положительные новости. Правительство берет в расчет все показатели и выводит среднее значение. Благодаря исследованиям рост пенсий в предстоящем году составит 7%. Это позволит не только улучшить благосостояние граждан, но и увеличить покупательная способность.

    Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

    Об оценке индекса потребительских цен

    с 12 по 18 марта 2019 года

    За период с 12 по 18 марта 2019г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала марта – 100,3%, с начала года – 101,7% (март 2018г.: в целом за месяц – 100,3%, с начала года – 100,8%).

    К предыду-щей дате
    регистрации цен

    Среднесуточный прирост цен

    Индекс потребительских цен
    (оценка)

    За прошедшую неделю цены на баранину выросли на 3,5%, пшено – на 1,9%, муку пшеничную – на 0,6%, крупу гречневую – на 0,5%, чай – на 0,4%, рыбу мороженую, молоко стерилизованное, хлеб, макаронные изделия и печенье – на 0,3%, колбасы, масло сливочное, сыры, творог жирный, сметану, вермишель, рис и водку – на 0,2%. Одновременно цены на яйца куриные снизились на 0,7%, мясо кур – на 0,3%, сахар-песок и масло подсолнечное – на 0,2%.

    Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 0,6%, в том числе на капусту белокочанную – 12,8%, лук репчатый – 4,8%, морковь – 1,8%. В то же время огурцы стали дешевле на 3,3%, помидоры – на 1,3%.

    Цены на бензин автомобильный и дизельное топливо снизились на 0,1%.

    Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ. Например, индекс-дефлятор на 2019 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.

    Утверждая индекс-дефлятор на 2019-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику. Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).

    Читайте так же:  Внж в литве

    Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.

    Разрабатывая индекс-дефлятор на 2019 год, Минэкономразвития Приказ утверждает сразу на несколько периодов. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.

    Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.

    Например, ключевой макроэкономический показатель индекс-дефлятор ВВП, формула:

    Стоит учитывать, что этот показатель имеет значительный недостаток. Он занижает показатель инфляции. Именно поэтому ряд представителей министерств и ведомств используют индексы-дефляторы для экономических прогнозов. В результате полученные результаты показывают систематическое и стабильное улучшение жизни населения, а также нескончаемый рост доходов граждан. В реальности этого не происходит, по крайне мере в описанных масштабах.

    После того индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждены, чиновники приступают к всестороннему анализу и прогнозированию. Основная цель — разработка вероятных сценариев или, по-простому, планов мероприятий, которые будут применены при благоприятном или же негативном развитии.

    В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:

    1. Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
    2. Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
    3. Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.

    Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.

    Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:

    1. Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
    2. Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
    3. Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
    4. Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
    5. Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.

    Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.

    Индекс-дефлятор на 2019 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:

    1. Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
    2. Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
    3. Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
    4. Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.

    Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.

    Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:

    1. Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
    2. «Жесткая посадка» китайской экономики.
    3. Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
    4. Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
    5. Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
    6. Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.

    Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.

    Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2019, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.

    Читайте так же:  Страховые взносы в 2018 году

    С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:

    • товары потребительского назначения — 104,4;
    • товары промышленного сектора — 104,1;
    • оптовые цены на газ — 103,8;
    • коэффициент стоимости угля — 103,9;
    • ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
    • прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
    • коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
    • индекс-дефлятор на 2019 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
    • плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.

    Ожидаемые показатели по базовому сценарию в таблице:

    Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития e3f4d0929cf54c1a5bc7eac26800ff85

    Существует несколько показателей для измерения инфляции и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ. Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени. Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития 6f41196e1d96817edbe856e12e8e89ce

    Преимущества и недостатки индекса потребительских цен

    Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.

    Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем. Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года).

    Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития d906e753d521971796e388c7b4d4a858

    В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются. Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария. Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.

    В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.

    Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:

    • повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
    • возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
    • ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
    • эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
    • рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития d0405b49667df6669841194902a03a83

    Нет тематического видео для этой статьи.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям. Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям. Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.

    Изображение - Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития 327734357332
    Автор статьи: Антон Петренко

    Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 2.9 проголосовавших: 19

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here