Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "транспортный налог статья". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Статья 356. Общие положения Транспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.Вводя налог, законодательные органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статья 359. Налоговая база
1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, – как единица транспортного средства.2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.
Статья 360. Налоговый период. Отчетный период
1. Налоговым периодом признается календарный год.2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.3. При установлении налога законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.2. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Здравствуйте !продал автомобиль на основании договора купли-продажи но не снял с учета! новый хозяин не оформил его на себя так-как авто не на ходу ,а с налоговой мне приходит налог с неё, я пришел туда и предоставил договор, на что мне ответили , что это не является документом! что делать ?
01.04.2012 – Мухин Юрий
В птс гибридных авто ставят суммарную мощьность двигателя ДВС и электродвигателя, но эенргия вырабатывается только в ДВС, в калькулятор расчёта транспортного налога нужно внести корректировки
Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран. Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно. В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу. В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.
Ставки транспортного налога устанавливаются с учётом технических характеристик объектов налогообложения, к которым относятся автомобили, автобусы, спецтехника, мотоциклы, скутера, яхты, катера. Одновременно учитывается срок, в течение которого транспортное средство находится в собственности у лица, уплачивающего этот сбор.
Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:
- объекты налогообложения;
- протяжённость налогового периода;
- способ расчёта транспортного налога;
- льготные категории граждан и транспортных средств
Согласно действующему законодательству транспортный налог 2017 продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.
Основными показателями, используемыми в расчёте транспортного налога, является региональная ставка, мощность в лошадиных силах и срок владения транспортным средством. Формула для вычисления этого платежа представляет собой произведение следующих параметров:
- региональная фиксированная ставка
- количество лошадиных сил, указанных в техническом паспорте транспортного средства;
- количество месяцев владения, разделённое на 12
Для транспортных средств элит класса, стоимость которых превышает 3 млн. рублей, в большинстве случаев применяются повышающие коэффициенты. Транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств, прошедших регистрацию, вне зависимости от того, используется транспорт, находится на длительном ремонте или просто стоит в гараже.
Уплата транспортного налога не предусмотрена для владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Другие льготные категории граждан и транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог». Чтобы получить льготу по уплате транспортного налога гражданин обязан предоставить в соответствующий налоговый орган заявление с подтверждающими документами.
Налоговым периодом для уплаты транспортного налога считается календарный год. Для предприятий, являющихся владельцам транспортных средств, в налоговые периоды входят первый, второй и третий квартал. Уведомление об уплате транспортного налога должно быть выслано налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.
Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.
До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 24.10.2017 2017-10-24
Статья просмотрена: 1189 раз
Савченко Д. В. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Молодой ученый. 2017. №43. С. 168-169. URL https://moluch.ru/archive/177/46067/ (дата обращения: 22.03.2019).
На сегодняшний день транспортный налог касается почти всех жителей регионов Российской Федерации, так как с каждым днем на дорогах становится все больше и больше водителей. В данной статье приводятся главные налоговые вопросы, которые касаются автолюбителей.
Ключевые слова: транспортный налог, водители, машина, налоговая инспекция, бюджет
Транспортный налог на сегодняшний день является молодым налогом, который постоянно пересматривается и изменяется. Это связанно с постоянным увеличением количества транспортных средств в регионах Российской Федерации, который прямым образом пагубно сказывается на состоянии и качестве дорожного покрытия. В связи с этим регионами вводятся в действие законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, который каждый год не только не понижается, но и увеличивается. От чего в бюджете увеличиваются налоговые поступления денежных средств.
Во-первых, рост поступлений денежных средств в бюджет не должен расстраивать, ведь денежные средства, полученные от уплаты транспортного налога, пойдут на реконструкцию и строительство новых автомобильных дорог, но увидев качество выполнения ремонта и реконструкции дорог, введение дополнительных акцизов н бензин, повышение стоимости ОСАГО, платить транспортный налог не хочется. Разбираясь в данном вопросе и даже проблеме, необходимо начать с определения транспортного налога.
Транспортный налог — это налог, который взымается с владельцев автомобильного транспорта, а также владельцев водного и авиационного транспорта.
Предшественником транспортного налога был дорожный налог. Он назывался так, потому что главной целью дорожного налога было — поддерживать дороги в надлежащем состояние. Дорожный налог предназначался для осуществления ремонта, проведения необходимого обустройства и модернизации дорог. В 2003 году, когда субъекты Российской Федерации получили право использовать доход с дорожного налога и на другие цели, его переименовали в транспортный налог.
Расчет транспортного налога и порядок его уплаты — регулируется 28 статьей налогового кодекса РФ.
В уплату транспортного налога входит:
1) ГИБДД который передает информацию об автомобиле и его владельце в налоговую инспекцию;
2) налоговая инспекция производит расчет транспортного налога необходимого к оплате;
3) автовладельцу через почту России отправляется налоговое уведомление;
4) владелец транспорта сверяет свою информацию о транспорте и производит погашение налога в банке. Главная задача– оплатить до первого числа декабря того года, что следует за отчетным годом.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Каждый год возникает идея включения транспортного налога в цену бензина. Например, часто ездишь — больше платишь налог, ездишь не постоянно — платишь меньше. Данный пример сейчас реализован в Америке, где налог включен в стоимость топлива.
Но есть и ряд минусов. Первое — это цена самого бензина. Цены на топливо ежегодно постоянно растёт, а если в стоимость топлива будет включен и транспортный налог, то цена на топливо может подняться до небывалых высот. Тут необходим тщательный подсчет той доли цены, которая будет уходить на оплату налога, чтобы она была «доступной», то есть не вызывала у водителя паники и отрицательного отношения, ведь поступление налогов в бюджет — крайне важно для государства.
Но из этого решения вытекает следующая проблема — с ростом цен на бензин — повышаются и тарифы общественном транспорте, а это расходится с политикой.
Но и в этом случае есть выход — можно топливо предоставлять для общественного транспорта по социальным ценам. И тем самым, спасет от повышения цен на проезд в общественном транспорте.
Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод о частично неверной налоговой политике, на мой точку зрения. Одной из причин при постоянном увеличении транспортного налога — доля налогоплательщиков как теоретически, так и практически может сократиться, что дает спад налоговых поступлений. Но самой главной причиной, по которой водители не захотят платить налог, и будут всячески от него уклоняться — это качество выполняемого ремонта дорог, и в целом — развязки, съезды. И вот эта проблема есть главной — возможной причиной снижения поступлений транспортного налога.
Хочется сделать вывод, если в ближайшее время в дорожной политике не будут произведены изменения, а ставки на транспортный налог все также будут увеличиваться, то вероятность снижения доли налогоплательщиков вполне может увеличится.
- Блохин А. Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Рос. предпринимательство. — 2011 — № 9, вып 1, — С. 35–40.
- К вопросу о транспортном налоге // Экономика и учет труда. — 2012, — № 3 — С. 29–33.
- Пономорёв В. А. Транспортный налог: ошибки и последствия // Науч. журн. КубГАУ — 2006 — № 23(7).
В редакции от 01.01.2017
Налоговый кодекс Российской Федерации
Транспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Часть третья утратила силу с 1 января 2017 года. – Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ.
Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)
Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет “Россия-2018”, дочерние организации Организационного комитета “Россия-2018”, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.
(часть пятая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)
1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ)
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
(пп. 10 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)
1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ)
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
Видео (кликните для воспроизведения). |
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, – как единица транспортного средства.
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)
2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.
(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)
1. Налоговым периодом признается календарный год.
2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Глава 28. Транспортный налог
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).
В Определении от 24 ноября 2016 года N 2513-О Конституционный Суд Российской Федерации разрешал только вопрос о возможности принятия жалобы заявителя к рассмотрению, оснований к чему не нашел. При этом Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установление федеральным законодателем транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение конституционных прав налогоплательщиков. В связи этим Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы заявителя со ссылкой на пункт 2 статьи 43 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Действуя в рамках своей компетенции, федеральный законодатель установил в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, а также определил, что законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Действуя в рамках своей компетенции, федеральный законодатель установил в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, а также определил, что законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).
Особенность фискальной нагрузки на собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств состоит в том, что помимо платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, они обязаны уплачивать транспортный налог (глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации), а также – фактически (в качестве покупателей товара) – такой косвенный налог, как акциз на бензин и дизельное топливо (статьи 181 и 187 Налогового кодекса Российской Федерации).
В частности, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О и от 24 декабря 2012 года N 2391-О).
Действующие положения главы 28 “Транспортный налог” НК РФ (включая статьи 362, 363) не содержат каких-либо особенностей исчисления и уплаты налога либо применения налоговой льготы и зависимости от регистрации физического лица – владельца транспортного средства в качестве индивидуального предпринимателя либо отсутствия таковой.
1.1. Налоговая декларация по транспортному налогу (далее – декларация) заполняется налогоплательщиками – организациями, осуществляющими уплату транспортного налога в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 52, 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, ст. 31; 2010, N 31, ст. 4198, N 48, ст. 6247; 2011, N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 26, ст. 3207, N 30, ст. 4081), пунктом 2 статьи 333.6 и пунктом 3 статьи 333.7, главами 22 “Акцизы”, 23 “Налог на доходы физических лиц”, 25 “Налог на прибыль организаций”, 26 “Налог на добычу полезных ископаемых”, 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”, 28 “Транспортный налог”, 29 “Налог на игорный бизнес”, 31 “Земельный налог” части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 30, ст. 5039) приказываю:
Особенность фискальной нагрузки на собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств состоит в том, что помимо платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, они обязаны уплачивать транспортный налог (глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации), а также – фактически (в качестве покупателей товара) – такой косвенный налог, как акциз на бензин и дизельное топливо (статьи 181 и 187 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральная налоговая служба по вопросу уплаты физическими лицами имущественных налогов, предусмотренных главами 28, 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), за 2014 год, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 320-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 320-ФЗ), сообщает следующее.
Аналогичный порядок применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса определен пунктом 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 “Транспортный налог” части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, являясь собственником транспортного средства, В.П. Первушин уплачивал транспортный налог в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. О необходимости уплаты данного налога за налоговый период 2007 года заявителю налоговым органом 23 октября 2007 года направлено налоговое уведомление, а 18 марта 2008 года – требование об уплате транспортного налога.
В то же время имеются данные ранее Минфином России разъяснения по указанному вопросу в письмах от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, предусматривающие, что подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать налог на имущество организаций и транспортный налог в отношении принадлежащего им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения имущества и транспортных средств в порядке, предусмотренном главами 28 “Транспортный налог” и 30 “Налог на имущество организаций” Налогового кодекса Российской Федерации, включая и возможность применения установленных этими главами налоговых льгот.
Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (далее – Расчет) заполняется налогоплательщиками, осуществляющими уплату авансовых платежей по транспортному налогу в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и законами субъектов Российской Федерации.
Транспортный налог обязаны платить все владельцы транспортных средств независимо от организационно-правовой формы собственности. Однако ряд граждан или организаций могут претендовать на льготы по его уплате. Об этом, а также о порядке расчета и сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики.
Транспортный налог введен в России в 2003 году. Экономический смысл данного налога — компенсация владельцами автомобилей и иных ТС вреда, наносимого окружающей среде и дорожному полотну. Аналогичную функцию выполняют:
- акцизы на топливо и производство машин;
- дорожные сборы;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду, взимаемая с организаций и предпринимателей.
В связи с этим неоднократно поднимался вопрос об отмене транспортного налога. Однако в 2018-2019 годах он по-прежнему действует. Последние изменения по нему собраны в этой публикации. Планируется ли отмена транспортного налога в 2018-2019 гг., узнайте здесь.
Существует несколько точек зрения, как можно реформировать порядок взимания транспортного налога и сделать его более справедливым. Об одной из них мы рассказывали в статье «Включен ли транспортный налог в стоимость бензина».
Транспортный налог регулируется гл. 28 НК РФ, поступления от взимания налога направляются в бюджеты субъектов РФ. НК РФ определяет:
- объект налогообложения;
- алгоритм расчета налоговой базы и самой суммы налога к уплате;
- налоговый период и максимальный размер ставок.
В ведении законодательных органов субъектов РФ согласно положениям ст. 363 НК РФ находятся:
- определение размера ставок – их увеличение (уменьшение) в пределах, установленных ст. 361 НК РФ;
- сроки уплаты;
Для крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне устанавливается отдельный порядок подачи декларации (ст. 363.1 НК РФ).
Транспортным налогом облагаются:
- автомобили, мотоциклы, автобусы;
О транспортном налоге на автомобили в России в 2018-2019 годах рассказывает эта статья.
- самолеты, вертолеты;
- воздушные, морские, речные, буксируемые суда;
- прочий транспорт, указанный в ст. 358 НК РФ.
Налоговая база по транспортному налогу зависит от типа ТС:
- Для автомобилей и иного транспорта, мощность которого измеряется в лошадиных силах, налоговая база будет равна числу лошадиных сил согласно данным ПТС. Если мощность объекта обложения измеряется в киловаттах, то для расчета налога 1 киловатт равен 1,3592 лошадиной силы.
- Для самолетов налоговая база — килограммы тяги.
Подробнее о том, как считать налоговую базу для целей уплаты транспортного налога в разных случаях, читайте в этой статье.
ВАЖНО! В некоторых субъектах РФ (например, Калужской области) налог не взимается с электромобилей, а владельцы машин на гибридном двигателе (бензиновом плюс электрическом) заплатят налог только с «бензиновых» лошадиных сил.
Налоговый период по транспортному налогу — календарный год. Как считать налоговый период в случае продажи автомобиля или его угона, читайте в нашей статье «Налоговый период при оплате транспортного налога (нюансы)».
Прежде чем уточнить, кто освобождается от уплаты транспортного налога, напомним перечень лиц, которые платят данный налог. Это и физические, и юридические лица, и предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства.
По каким ТС предусмотрена возможность не платить налог:
- Налог может не платить владелец весельной лодки.
- Сегвей, велосипед и скутер также не являются объектом обложения транспортным налогом.
- Сельхозпроизводители не платят налог с техники, используемой в животноводстве и растениеводстве.
- Не облагаются транспортным налогом самолеты и вертолеты санитарной и медицинской службы, как и морские буровые установки и суда, стационарные и плавучие платформы.
- Если компания осуществляет пассажирские и грузовые морские, речные и авиаперевозки, то не платит налог за принадлежащие ей ТС.
- Корабли из перечня Российского международного реестра судов также не являются объектом обложения транспортным налогом.
Каждый субъект РФ самостоятельно определяет список лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога. Как правило, в перечень льготников входят:
Подробнее о том, кто может претендовать на льготы по транспортному налогу, читайте в нашей публикации.
Региональные законодатели также могут предусмотреть послабления по уплате транспортного налога для организаций. Для компаний, расположенных в свободных экономических зонах, чиновники предусматривают каникулы по налогу на транспорт.
Когда не нужно платить транспортный налог, узнайте здесь.
Физические и юридические лица считают размер налога за транспорт по-разному:
1. Для физлиц и предпринимателей транспортный налог рассчитывают налоговые инспекторы, рассылая уведомления об уплате налога «Почтой России» или размещая их электронные версии в личных кабинетах налогоплательщиков – физических лиц на сайте ФНС.
Чтобы проверить, правильно ли ИФНС рассчитала сумму налога за ваш автомобиль к уплате, вы можете использовать калькулятор на сайте ФНС или рассчитать налог вручную. Для расчета можете воспользоваться нашими подсказками.
2. Организации считают транспортный налог самостоятельно. Также они должны заполнять декларацию по налогу и фиксировать в бухгалтерском учете начисление и уплату авансовых платежей и самого налога за год. Какими проводками отразить начисление и оплату транспортного налога, расскажет вам статья «Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)».
А как заполнить декларацию, мы подскажем в статье «Порядок заполнения декларации по транспортному налогу».
Дополнительную возможность уменьшения транспортный налог получил с 03.07.2016. Его величину, начисляемую по большегрузным автомобилям за периоды 2015–2018 годов, можно было уменьшать на суммы уплаченной за соответствующий период платы за вред, причиняемый дорогам этими автомобилями (п. 2 ст. 362 НК РФ). Такой вычет помогал снизить величину начисленного по большегрузам транспортного налога до нуля. Однако в 2019 году действие этой льготы заканчивается.
Если организация неверно посчитала налог на транспорт, нужно сделать перерасчет и сдать уточненную декларацию. Читайте об этом в нашей статье.
В нашей рубрике «Транспортный налог» мы собрали ряд типовых ситуаций по расчету данного налога, с которыми чаще всего сталкиваются налогоплательщики. Пример расчета транспортного налога при продаже автомобиля вы найдете здесь.
Если у вас возникает вопрос: кто должен платить налог за тот месяц, в котором состоялась купля-продажа авто, ответ на него мы даем в публикации.
От чего еще зависит размер транспортного налога по автомобилю? От повышающих коэффициентов. Подробнее о правилах их применения вы можете прочесть по ссылке.
Повышающий коэффициент по дорогим автомобилям должен публиковаться не позднее 1 марта того года, на который он устанавливается (закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ). Перечень на 2018 год вы найдете на официальном сайте Минпромторга.
К сожалению, в вашей жизни может произойти такое неприятное событие, как кража. Если у вас угнали автомобиль, налог на него вы можете не уплачивать. И с недавних пор сделать это стало проще. Об этом читайте здесь.
Периоды, в течение которых фирма или гражданин должны заплатить налог за транспорт, различаются:
- для физических лиц установлены отдельные сроки перечисления транспортного платежа в бюджет;
- организация же заплатит авансы (если это предусмотрено региональным законодательством) и сам годовой налог.
Подробнее о сроках уплаты транспортного налога читайте в данной публикации.
Физические лица, в том числе предприниматели, платят налог по данным писем, ежегодно рассылаемых ФНС. Как выглядит уведомление об уплате транспортного налога и как проверить содержащуюся в нем информацию, расскажет статья «Налоговое уведомление по транспортному налогу (образец)».
Получив письмо, где сообщается об обязанности заплатить транспортный налог, гражданин должен выбрать способ его оплаты. Наиболее современным, быстрым и наглядным способом является оплата через сайт госуслуг. В этой статье мы подробно расскажем, как пользоваться этим сайтом для оплаты налогов.
Юридические лица перечисляют транспортный налог по данным бухгалтерского учета ТС. Подробнее о том, как рассчитывают данный налог организации, расскажет наш материал.
НК РФ устанавливает отчетный и налоговый период по данному налогу. Чем они различаются и в какие сроки наступают, читайте в нашей статье.
В течение года организация должна платить авансы по налогу на транспорт. Возможно, в вашем регионе этого делать не нужно. А если нужно платить авансы, прочтите нашу статью «Авансовые платежи по транспортному налогу».
Порядок расчета и уплаты транспортного налога для «упрощенцев» такой же, как и для фирм на ОСН. Убедитесь в этом с помощью нашего материала «Транспортный налог при УСН».
О том, как платить транспортный налог ИП на УСН, узнайте здесь.
Как и любой другой бюджетный платеж, организация платит транспортный налог строго на определенный КБК. Проверьте, правильно ли вы уплачиваете налог, с помощью нашей публикации «КБК по транспортному налогу в 2018-2019 годах для организаций».
Сотрудники ИНФС отслеживают порядок сдачи отчетности и уплаты транспортного налога в автоматическом режиме. Как происходит проверка деклараций и платежей за транспорт, читайте в статье «Камеральная проверка по транспортному налогу».
Если у гражданина есть долг по любому налогу, это может привести к определенным сложностям, например, к запрету покидать страну или отказу в выдаче кредита. В нашей публикации мы расскажем, как узнать задолженность по транспортному налогу.
Размер задолженности можно узнать не только по номеру автомобиля, но и по ИНН. Как это сделать, описано в статье.
Нарушение НК РФ и региональных законодательных актов, регулирующих взимание транспортного налога, недопустимо ни для организации, ни для частного лица. Какие санкции ждут вас, если вы не заплатите налог вовремя, читайте в публикациях нашего сайта:
Граждане, являющиеся собственниками транспортных средств, могут подвергнуться санкциям, если скроют факт приобретения транспортного средства. С начала 2017 года вступил в силу п. 3 ст. 129.1 НК РФ (сокрытие гражданами факта приобретения транспортного средства приводит к штрафу в размере 20% от суммы транспортного налога).
Порядок расчета и уплаты транспортного налога за последние годы изменился незначительно:
- согласно закону от 23.11.2015 № 320-ФЗ крайний срок уплаты налога для физлиц перенесен на 1 декабря;
- законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ утвержден срок, до которого должен быть опубликован список дорогостоящих автомобилей;
- законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ устранено несправедливое налогообложение авто в месяце его продажи: теперь налог платят не оба собственника ТС (предыдущий и нынешний), а только 1 их них;
- закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ установил возможность применения в 2016-2018 годах вычета по налогу, величина которого зависит от платы за вред дорогам, причиняемый большегрузными авто.
Планируется ли отмена в России транспортного налога? Узнайте об этом здесь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Какие еще изменения внесут чиновники в расчет данного налога, узнайте первыми из материалов рубрики «Транспортный налог».
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.