Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "ликвидация ооо по инициативе налоговой". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Для ряда предпринимателей, конечно, принудительная ликвидация становится неприятной неожиданностью. Но, согласно статистике, в большинстве случаев, учредители, приняв такое решение, осознанно ведут юридическое лицо к закрытию по инициативе регистрирующего органа в досудебном порядке. Использование этой законной процедуры позволяет предпринимателю избавиться от множества организационных хлопот.
Гражданским законодательством РФ предусмотрено несколько оснований для принудительной ликвидации юридического лица:
- неоднократное нарушение действующего законодательства (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- отсутствие надлежащим образом полученной лицензии, если для деятельности, которую ведет компания, предусмотрено лицензирование;
- нарушение закона о конкуренции;
- отсутствие движений финансовых средств на счетах фирмы и отсутствие отчетности (пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Налоговый орган, в свою очередь, имеет два пути ликвидации ООО – во внесудебном порядке и по решению суда.
Кроме оснований для исключения из ЕГРЮЛ в досудебном порядке, указанных в статье 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — отсутствие отчетности и движений средств на счетах, Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ внесены дополнительные случаи, когда компания может быть исключена из реестра:- Организация не имеет средств на расходы, связанные с добровольной ликвидацией и не имеется возможности возложить эти затраты на учредителей (участников).
- В ЕГРЮЛ более чем полгода содержится пометка о наличии недостоверной информации, предоставленной юридическим лицом.
Во втором случае, имеются в виду преимущественно сведения об адресе организации, но могут быть недостоверными также сведения о ее руководителе или участниках.
Недостоверность адреса определяется инспекторами по следующим признакам:
- если в налоговый орган возвращаются почтовые отправления по указанному адресу с пометкой «адресат отсутствует»;
- если адрес – жилое помещение, не являющее собственностью директора или одного из основных учредителей;
- если этот адрес указан в качестве юридического более чем 5-ю организациями;
- если адрес неполный — не указан номер офиса, помещения и т.д.;
- если адрес имеет разночтение с данными официального классификатора адресов;
- если по адресу находится здание, которое нельзя эксплуатировать по назначению (в качестве офиса) – гараж, разрушенное или не введенное в эксплуатацию здание.
В недостоверности сведений о своем руководителе компания может быть заподозрена по следующим признакам:
- лицо действует без доверенности в интересах более 50 организаций;
- участники юридического лица фигурируют более чем в 50 компаниях;
- имеются сведения о наличии постановления об административном правонарушении, в котором зафиксировано решение о дисквалификации лица, действующего от организации без доверенности;
- имеются сведения о смерти лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
Прекращение по инициативе регистрирующего органа происходит, если компания не осуществляет деятельность в течение последних 12 месяцев. В ст. 21.1. ФЗ № 129 перечислены 2 признака:
- на протяжении последнего года налоговая инспекция не получает декларации и отчеты от ООО;
- на счетах компании за тот же период отсутствует любое движение средств.
Поэтому если предприниматель не осуществляет бухгалтерские проводки и не предоставляет декларации, он может ожидать прекращения своего юридического лица.
Чтобы выявить и ликвидировать недействующие ООО, в налоговой инспекции формируются реестры организаций, которые в течение определенного законом срока не подают декларацию и не сдают иную отчетность.На основании этих реестров в банк направляются запросы, по предоставленным сведениям, анализируется состояние счетов компаний. Если на счетах средств не имеется и бухгалтерских проводок в течение года не осуществлялось, принимается решение об исключении ООО из Единого государственного реестра юридических лиц.
В течение следующих 3 дней налоговая служба размещает в СМИ информацию для заинтересованных лиц — сведения о ликвидации компании, адрес и порядок подачи претензий. Традиционно информация размещается в «Вестнике государственной регистрации».
На протяжении 3 месяцев после публикации физические и юридические лица, интересы которых затрагиваются или ущемляются ликвидацией данного ООО, могут обратиться в инспекцию с претензией.
Специалисты налоговой инспекции стали работать над выявлением неверно указанных сведений. Поскольку процедура в силу своей новизны еще не регламентирована, инспекторы стараются получить информацию непосредственно от владельцев помещений, запрашивают справки, списки арендаторов, организовывают проверки с выездом по адресам.
Нарушителям направляется предупреждение с требованием внесения изменений в реестр в течение 30 календарных дней. Если предприниматель игнорирует уведомление, напротив него ставится пометка о наличии недостоверных сведений. В этом случае, по истечении полугода с момента появления пометки, общество исключается из ЕГРЮЛ.
Налоговая инспекция не всегда имеет право инициировать процедуру исключения компании из государственного реестра по упрощенной досудебной процедуре, даже если формальные основания на это у нее имеются.Есть 2 ситуации, когда принудительная ликвидация по этой схеме невозможна:
- если по решению суда в отношении юридического лица начата процедура банкротства;
- если компания имеет долги в бюджет и страховые фонды, причем срок давности по этим долгам не истек.
Впрочем, судебные инстанции придерживаются мнения, что задолженность в бюджет не является основанием для отказа от прекращения по инициативе налоговых органов. Формально это так. Проблема в том, что коллизия сокрыта именно в процедуре: налоговая служба сама является кредитором компании-должника. Поэтому в случае, когда имеются все формальные основания для принудительной ликвидации ООО в досудебном порядке и налоговая инспекция инициирует эту процедуру, она сама же должна будет прекратить процесс, подав в 3-х месячный срок заявление как кредитор юридического лица.
Образец заявления кредитора о признании гражданина банкротом
Образец заявления о включении в реестр требований кредиторов должника требований первой очереди
Если в 3-х месячный срок, предусмотренный для подачи заявлений кредиторами или контрагентами, претензий в адрес компании не поступало, инспекция исключает сведения об обществе из Единого государственного реестра юридических лиц в упрощенном порядке. В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ, после внесения решения о ликвидации в ЕГРЮЛ прекращение юридического лица считается состоявшимся.
Если же в отведенный законом срок от кредитора поступило заявление, процесс принудительной ликвидации в досудебном порядке отменяется и вступает в силу порядок, предусмотренный ст. 61 ГК РФ. В таком случае исключение из государственного реестра происходит либо после процесса добровольной ликвидации, либо по итогам окончания всех этапов процедуры банкротства.
Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы
Есть ли у кредиторов возможность взыскания долгов, которые не были погашены до ликвидации? Существует мнение, что при ведении бизнеса через юридическое лицо, личное имущество предпринимателя находится в полной безопасности. Законодатель в ст. 56 Гражданского кодекса РФ действительно предусмотрел соответствующее преимущество — добросовестный учредитель (участник) отвечает по долгам в пределах своей доли в уставном капитале.
После проведения всех предусмотренных процедур компания больше не имеет собственности. По их окончании она теряет все права на осуществление любой деятельности и финансовых расчетов с кредиторами, поскольку перестает существовать.
До недавнего времени, в случае, когда юридическое лицо ликвидировалось в соответствии с процедурой несостоятельности (банкротства), его участникам грозило привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам, если будет доказано, что к банкротству компанию привели именно действия (бездействие) ее участников (Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).Субсидиарная ответственность приравнивается к реальному размеру долга, а не к величине уставного капитала. Соответственно, исполнительное производство направлено на взыскание с учредителя долга в полном объеме, вне зависимости от его доли уставном капитале.
Однако, в связи с внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ изменениями, даже после завершения принудительной ликвидации общества лица, контролировавшие компанию, не могут чувствовать себя в безопасности на протяжении 3-х лет. Сейчас в течение именно этого срока кредиторы могут предъявлять к ним финансовые требования субсидиарной ответственности.
В течение 3-х лет с момента закрытия налоговая служба имеет право обратить свое внимание на уже не существующую компанию. К примеру, если в результате налоговой проверки ее бывшего контрагента проявятся ее старые сомнительные сделки или незаконная деятельность. При этом вновь рассчитанная недоимка, пени или штрафы будут взысканы с личного имущества руководства бывшей компании.
Аналогичные требования теперь можно подавать после завершения процедуры банкротства и даже вне этой процедуры, если в ее проведении было отказано.
Интересно, что инициировать привлечение управляющего состава ликвидированной компании к субсидиарной ответственности может не только действующий кредитор, но и ее бывший работник, который в рамках предусмотренного срока вспомнит, что организация имеет перед ним долг. Причем 3-х летний срок начинает отсчитываться с того момента, как потенциальный кредитор узнал о наличии оснований для своего заявления.
Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается подробно о ликвидации ООО.
Преследование должников кредиторы могут осуществлять теперь на основании исполнительного производства и после завершения процедуры банкротства.
Финансовые риски в бизнесе есть всегда, вне зависимости от его организационной формы, но предпринимателю, который старался не обходить закон, а работать добросовестно, в большинстве случаев, опасаться нечего.
Ликвидация обществ с ограниченной ответственностью может проходить не только по инициативе владельцев или по решению арбитражного суда (например, при банкротстве). Правом закрыть ООО в административном порядке может воспользоваться и налоговая инспекция. Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции — нечастое, но встречающееся явление в бизнес-практике. Несмотря на то что налоговая инспекция принимает решение об этом единолично, есть ряд процедур, который должен быть соблюден.
Принудительная ликвидация общества с ограниченной ответственностью предусмотрена в том случае, если по формальным признакам деятельность не ведется. Статья 21.1 ФЗ 129 говорит о двух основных признаках:
- Отчетные документы, предусмотренные законодательством, не предоставлялись в налоговую инспекцию в течение 12 месяцев.
- На банковских счетах, принадлежащих компании, движение средств отсутствовало в течение 12 месяцев.
Ст. 21.2 того же закона предписывает налоговую инспекцию принять решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ.
Таким образом, если инспекторы зафиксируют отсутствие деклараций и бухгалтерских проводок в указанный срок, то сведения о вашем ООО могут быть «подчищены» из Госреестра, что означает закрытие бизнеса.
Как посчитал Конституционный суд, такая коллизия нарушает права предпринимателей. Несмотря на то что решение было опубликовано в «Российской газете», изменения в 129 закон до сих пор не внесены, однако налоговая инспекция потеряла право ликвидировать компании в административном порядке в том случае, если они находятся в стадии банкротства. Поэтому решение инспекции в аналогичной ситуации придется обжаловать в суде.
Налоговая инспекция «отсеивает» недействующие юридические лица на основе следующего алгоритма. Инспекторы создают реестр компаний-молчунов, которые не сдают декларации и другие отчетные бумаги.
По этому списку делаются запросы в банк, а по полученным сведениям анализируется состояние счетов. Если бухгалтерских проводок нет, а счета пусты, то инспектор принимает решение о предстоящем исключении из Госреестра.
Далее у фискального органа есть три дня на то, чтобы поместить информацию в СМИ. Им по умолчанию служит «Вестник государственной регистрации».
После публикации инспекторы ждут заявлений граждан и компаний, чьи интересы затрагиваются в связи с принудительной ликвидацией ООО. В этом списке может быть и само ликвидируемое ООО. Срок ожидания равен 3 месяцам. Если такие заявления поступили, то процесс останавливается, и дальнейшие разбирательства проходят в соответствующем порядке.
Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе налоговой службы предусмотрена для защиты остальных компаний. Ведь сделки фактически прекратившей работу компанией рискованны и могут принести существенные убытки.
А для того чтобы вашу компанию не вычистили из Госреестра, достаточно подавать нулевые декларации (если деятельность не ведется). Это обезопасит от санкций инспекторов.
Закрытие фирмы – вопрос, который законодатель отдал на разрешение учредителям. Но ликвидировать недействующее юридическое лицо вправе районная налоговая инспекция. При этом традиционная процедура ликвидации, предполагающая выплаты кредиторам ООО и погашение долгов перед бюджетом, не проводится. Инспекция лишь формально исключает компанию из официального реестра юридических лиц.
Налоговая инспекция при ликвидации общества с ограниченной ответственностью
Таким образом, считается, что ООО закрыли.
Исключение организации из реестра есть право, а не обязанность государства в лице ИФНС. В связи с чем, хозяевам фирмы, желающим ее закрыть, не следует ждать этого. И конечно, ликвидация недействующего юридического лица не влечет автоматическое аннулирование его долгов и денежной ответственности учредителей и директоров.
При каких условиях налоговая закроет общество с ограниченной ответственностью сама?
Ликвидация ООО налоговой инспекцией возможна в одном случае – когда таковое по факту не осуществляет деятельность.
Чтобы ИФНС признала предприятие недействующим и закрыла, у него одновременно должны выявиться два признака:
- — такое лицо в последние двенадцать месяцев не представляло в налоговую отчетные декларации;
- — по его банковским счетам не было ни единой денежной операции.
Наличие у неработающей компании долгов по налогам и взносам во внебюджетные фонды (ФСС, ПФ, ФОМС) само по себе не препятствует для признания ее недействующей. Но на практике ООО с обязательствами перед государством налоговым закрывать невыгодно, поскольку задолженность придется списать как безнадежную.
По закону, долги организации, в частности по налогам, в размере более трехсот тысяч рублей, существующие дольше трех месяцев, дают налоговой инспекции право обратиться в суд с требованием о признании должника банкротом. Этим правомочием ИФНС пользуются.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если найдены оба условия, указывающие, что ООО не работает, инспекция принимает официальное решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра.
О предстоящем закрытии фирмы должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Одновременно с решением в публикации указывается адрес, куда кредиторы могут направить претензии к фирме, и срок для их предъявления. Сообщение в журнале приравнено к официальному уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.
Когда в течение трех месяцев после публикации ни один из кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая организация исключается из единого государственного реестра юридических лиц. На этом в ликвидации ООО налоговой инспекцией ставится точка.
Предполагается, что у неработающего предприятия нет и обязательств перед контрагентами. Но это не всегда так. Если хотя бы от одного кредитора поступит заявление о неисполненном обязательстве со стороны фирмы, налоговая ее не закроет. Для примера, подобную претензию может заявить поставщик, не дождавшейся от компании оплаты за товар. Или бывший работник может потребовать невыплаченную зарплату. Тогда учредителям ООО предстоит самостоятельное проведение ликвидации, а если нужно – процедуры банкротства.
Районная налоговая не закроет и ООО, в отношении которого арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве по заявлению кредитора или самого общества.
Почему это плохо, когда ООО закрыла налоговая инспекция?
За коммерческую деятельность фирмы несут ответственность ее создатели и директора. Если у ООО долги по налогам и перед контрагентами, они должны быть погашены самой организацией или ее ответственными лицами. При самоликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются. Назначение ликвидации, как и банкротства – защита контрагентов.
Исключение недействующих юридических лиц – крайняя мера для недобросовестных участников экономических отношений, которые «бросили» бизнес. В связи с чем, для учредителей и менеджеров исключенной компании законом установлены неприятные последствия:
- — с 1 января 2016 года действует правило, согласно которому учредитель исключенной из реестра фирмы, владевший более 50 % голосов в ней, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
- — аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице значится в законе и для директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция;
- — заинтересованные кредиторы, неосведомленные о том, что компания закрыта, вправе опротестовать в суде факт исключение общества из реестра и предъявить ее учредителям и директорам свои денежные претензии, а также просить полной компенсации убытков. Срок для такой защиты предоставлен достаточно длительный – один год с момента, когда лицо узнало о закрытии ООО.
Быть учредителем или топ-менеджером компании, ликвидированной налоговой – плохая деловая репутация для человека. Добросовестный предприниматель не оставит дела фирмы на самотек, а при необходимости закрыть бизнес, позаботится о кредиторах. Информация об участии в недействующем ООО может повлиять на мнение деловых партнеров.
Добровольная ликвидация с соблюдением процедуры удовлетворения денежных требований кредиторов избавит от перечисленных проблем. Самостоятельно закрыть ООО можно после выявлению всех потенциальных кредиторов и получению причитающейся фирме задолженности. Самоликвидация занимает время и часто требует участия юристов. Тем не менее, ее безусловным преимуществом является избавление от предпринимательских долгов и обязанностей перед государством.
При отсутствии в компании денег для покрытия требований подойдет инициирование банкротства.
Ликвидация и признание собственного ООО несостоятельным сохранят репутацию ответственного человека и возможность начать новый бизнес. Закрыть предприятие лучше своими силами.
Ответ на вопрос о том, как налоговая закрывает ООО, важен каждому учредителю, даже далекому от того, чтобы думать о закрытии. Дело в том, что такое закрытие происходит принудительно, и у учредителей нет прямого права его отменить. Важно не доводить деятельность до такой ситуации, а если она все же произошла, то действовать надо правильно и незамедлительно.
Можно выделить два вида ликвидации ООО:
Также существует еще один вид, который, строго говоря, не является ликвидацией. Это исключение фирмы из ЕГРЮЛ. Чтобы понять, как налоговая может закрыть ООО, полезно рассмотреть все эти способы.
В современном бизнесе принудительная ликвидация по инициативе налоговой или другой службы встречается гораздо чаще, чем добровольная. Связано это не только с тем, что ведение бизнеса – сложная задача, в ходе которой неизбежно возникают мелкие нарушения, которые мешают нормальному закрытию предприятия. Одной из важных причин является и сложность закрытия фирмы, а также довольно высокая цена этой процедуры.
Кто имеет право на закрытие предприятия? Решение о добровольной ликвидации принимается участниками совета учредителей, а если он всего один, то на основании приказа. А вот для принудительной ликвидации необходимо иметь решение суда. Исключение из ЕГРЮЛ производится без решения суда, по инициативе налоговой. Для этого достаточно, чтобы фирма одновременно подходила под несколько условий.
Основным органом, который занимается закрытием компании, является ликвидационная комиссия. Здесь кроется главная разница между добровольной ликвидацией или такой, которая происходит по решению налоговой: ликвидационная комиссия назначается учредителем или налоговым органом. В остальном процедура одинаковая, разве что налоговые органы проверяют все более тщательно, так что процедура не станет проще или быстрее.
Процедура состоит из следующих этапов:
Инициировать закрытие компании может несколько организаций. Среди них:
- Налоговая служба (самый распространенный вариант);
- Прокуратура. Такое допустимо, если компания нарушает законы или интересы отдельных граждан;
- Центробанк России, если банковские операции проводятся без лицензии;
- Антимонопольные службы;
- Пенсионный фонд – за деятельность без лицензии;
- Кредиторы – при наличии нарушений по задолженностям.
Чтобы закрыть предприятие, налоговая подает на ликвидацию ООО иск в суд. Иногда его причины незначительны, например, ошибки в учредительных документах, которые могут иметься с момента регистрации. В худшем случае принудительное закрытие заканчивается банкротством ООО.
До тех пор, пока организация не исключена из ЕГРЮЛ, процесс можно приостановить, но сделать это может только его инициатор. Бывает, что достаточно устранить ошибки или удовлетворить претензии налоговых органов. Тогда компания сможет вернуться к нормальной деятельности. Бывает и такое, что ликвидацию предотвратить невозможно, тогда оспорить ее можно будет через суд.
Налоговая может запустить процесс по следующим причинам:
- Компания ведет деятельность с грубым нарушением законов;
- Присутствует деятельность, которая должна быть лицензирована, но этого не произошло;
- Ведется хозяйственная деятельность, запрещенная законом;
- Ведение деятельности серьёзно противоречит уставу компании;
- Компания не платит налоги или сдает отчетность с грубыми ошибками.
Сначала ИФНС подает иск в судебные органы. Если решение принимается положительное, то назначается ликвидационная комиссия, запускается процесс закрытия. Суд выпускает документ, в котором присутствует дата закрытия компании. Именно эта бумага служит основанием для ликвидации и исключения ООО из реестра.
Если компания не ведет деятельности и не сдает отчетность, то назначаются административные штрафы. Некоторые из них в ходе суда можно без труда оспорить, остальным можно снизить размер штрафа. Если решение о ликвидации уже принято судом, то его исполнение – обязательно.
Если руководство уже планировало закрывать юридическое лицо, то принудительная ликвидация не будет приятной процедурой, но и особой проблемой не станет. Другое дело, если компания пребывает не в лучшем состоянии, но закрываться не планирует. Тогда ликвидация может стать фатальным процессом.
Такой процесс будет длительным. Если появится желание оспорить решение суда, то база аргументов должна быть максимально грамотной и оправданной. Главный недостаток принудительного закрытия по инициативе налоговой: кредиторы могут направлять претензии к учредителям даже после завершения процедуры.
Важно как можно раньше выяснить, какова причина иска, по которой были поданы документы в суд. Когда устранить проблему легко, нужно сделать это как можно раньше. Бывает, что причиной становится такой момент, как фиктивный юридический адрес.
Если ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона, то остановить процесс вряд ли получится. При наличии противозаконной деятельности следует готовиться к штрафам. В ряде случаев предусмотрено уголовное наказание.
В каких случаях при закрытии ООО может грозить уголовная ответственность:
- Причинение ущерба;
- Нарушение авторских прав и использование поддельной продукции;
- Контрафактные товары в обороте.
По многим видам нарушений уголовной ответственности нет, но начисляются штрафы.
Процедура исключения из ЕГРЮЛ по причине отсутствия деятельности
Налоговые службы по собственной инициативе могут исключить из реестра компании, которые:
- Не предоставляют отчетность в налоговые службы сроком более 12 месяцев;
- Нет проводят операций по счетам юр. лица сроком более 12 месяцев.
Если хотя бы одно условие не выполняется, то закрывать такое ООО нельзя. Например, если компания ведет деятельность, но не сдает отчетность, она не может быть исключена из реестра. Аналогично, если компания сдает отчетность, но деятельности нет.
Эта процедура описывается в ГК РФ. Юридическое лицо не действует, а налоговая фиксирует это и исключает его из реестра. Год отсчитывается с того момента, как ИФНС принимает решение об исключении. Решение должно быть оформлено по строгой форме, которая определяется законом.
Порядок действий следующий:
- По истечении календарного года готовится внутренний документ-постановление. В нем указывается отсутствие деятельности и отчетности.
- В «Вестнике государственной регистрации» делается соответствующая публикация. Если у кого-то есть претензии, то они могут направить их в течение месяца. Достаточно хотя бы одного заявления от кредитора, чтобы процедура была приостановлена.
- В случае, если движений по счетам нет, отчетности нет и претензий тоже никто не предъявляет, налоговая исключает компанию из реестра.
Согласно закону, учредитель может попытаться опротестовать решение суда и действия налоговой службы. Но если все было сделано по правилам, то суд практически всегда встает на сторону налоговой службы. Налоговая ликвидирует фирму. Учредителю не остается ничего другого, кроме как открыть новое юр. лицо, если в этом есть необходимость.
Но важно понимать, что налоговая не обязана закрывать компанию. Поэтому если деятельность не ведется не по причине того, что ООО брошено, а просто из-за временных обстоятельств, то кое-что сделать все же можно. Если процедура инициирована, то нужно предпринять следующие шаги:
- Сдать отчетность и больше не пропускать ее сдачи. Нулевые отчеты – это гарантия существования юридического лица.
- Провести операцию по банковскому счету. Нужно следить, чтобы в год была хотя бы одна операция: это уже гарантия того, что фирма не закроется.
- Необходимо проверять «Вестник государственной регистрации» и информацию о компании в списке ЕГРЮЛ. Это открытые сведения, и они позволят вовремя узнать о том, что назначено административное исключение компании из реестра. Можно заявить об остановке исключения, будь это ваша компания или фирма, которая имеет перед вами дебиторскую задолженность.
Как здесь уже неоднократно сообщалось, отменить можно только добровольно начатую процедуру. Сделать это может только инициатор. Если ликвидация произошла по инициативе налогового органа, то отменить ее нельзя. Но можно обжаловать через суд.
Сделать это могут кредиторы, которые не были уведомлены о предстоящем закрытии должника. В случае наличия доказательств об отсутствии уведомления процедура закрытия может быть признана недействительной, то есть, проведенной с ошибками.
Также через суд можно опротестовать решение об исключении из реестра. Как отменить его? Для этого на руках у учредителей должны быть свидетельства ведения деятельности, например, подтверждение поступлений на расчетный счет. Подобные случаи редкость, но если компания была исключена из реестра в связи с ошибкой или невыполнением сотрудниками ИФНС своих обязанностей по проверке, то суд может постановить, что налоговая обязана восстановить все записи в ЕГРЮЛ.
Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе ИФНС
Прекращение деятельности хозяйственного общества далеко не всегда носит добровольный характер. Процесс ликвидации юридического лица вправе инициировать государственные структуры. Чаще всего такое полномочие реализуется налоговой инспекцией. Контролирующая служба наделена широкими правами по борьбе с компаниями-призраками, однодневками и недобросовестными предпринимателями.
На законодательном уровне закреплено несколько механизмов ликвидации. Классическая процедура основана на волеизъявлении учредителей. При добровольном прекращении деятельности издержки и организаторские функции ложатся на собственников. Все долги компании подлежат оплате, а остатки имущества – распределению между участниками.
В принудительном порядке фирму ликвидируют следующими способами:
- Банкротство. Процесс признания финансовой несостоятельности подробно описан законом 127-ФЗ от 26.10.02. Ключевым условием реализации процедуры является объективная неспособность предприятия удовлетворить кредиторские требования.
- Судебное разбирательство. Инициировать производство в арбитражном суде представители власти могут при систематическом и грубом нарушении фирмой законодательства. Подать иск вправе не только налоговые органы, но и представители антимонопольной службы, Центробанка РФ, прокуратуры, муниципалитета.
- Исключение записи из ЕГРЮЛ. Статья 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01 разрешает закрыть ООО в административном порядке. Такое право предоставлено территориальной налоговой инспекции.
Условия реализации каждого из перечисленных механизмов закреплены на федеральном уровне. Нарушение правил влечет отмену решений о ликвидации.
Прекращение коммерческой деятельности против воли собственников осуществляется по нескольким причинам. Налоговая служба вправе действовать в следующих случаях:
Действуя вопреки воле собственников, налоговый орган обязан соблюдать процессуальные правила. Ключевым принципом остается публичность. Вся информация размещается в открытых источниках.
Нормативным базисом исключения сведений из реестра является закон ФЗ 129 от 08.08.01. Регламент дополняют ведомственные инструкции, разъяснения ФНС РФ и судебная практика. Административный порядок включает следующие стадии:
Если по истечении установленного периода возражений в налоговую службу не поступит, запись о юридическом лице удаляется из ЕГРЮЛ. Организация утрачивает правоспособность и не может выступать в качестве самостоятельного участника отношений.
Важно! Исключение фирмы из ЕГРЮЛ без решения суда не освобождает руководителей от ответственности. На должностных лиц налагают санкции в соответствии со статьями 15.6 и 15.5 КоАП РФ.
Препятствий для административной ликвидации немного. Реализовать процедуру нельзя, если у организации имеются долги с не истекшей исковой давностью. К этому случаю относят и предприятия с недоимками по страховым взносам или налогам.
Остановить процесс налоговая инспекция обязана при получении возражений от кредиторов, собственников или иных заинтересованных лиц. Форма 38001 утверждена распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-14/72@ от 11.02.16. Недопустимым является исключение из реестра компании, в отношении которой открыто производство о банкротстве. Разъяснения по этому поводу давал Конституционный суд РФ в постановлении № 10-П от 18.05.15.
Риск удаления записи о компании из государственного реестра возникает при временной заморозке бизнеса. Если учредители решили приостановить деятельность, следует принять меры предосторожности. Избежать административной ликвидации поможет регулярное предоставление нулевой отчетности. Бухгалтерские проводки будут сведены к минимуму. В декларациях потребуется отражать отсутствие оборотов.
Если же запись из ЕГРЮЛ исключена, учредитель может попытаться опротестовать решение суда или действия налоговой службы. Статья 22 закона 129-ФЗ отводит на оспаривание 1 год. Срок отсчитывается с момента обнаружения факта. Обжаловать решение о ликвидации придется в государственном арбитраже.
Этим же механизмом вправе воспользоваться кредиторы. Оговорка в законе является эффективным средством защиты их интересов. Использовать нормы с целью уклонения от исполнения обязательств не получится. Удовлетворение иска приведет к восстановлению записи в реестр. Должник вновь окажется правоспособным, что позволит инициировать процедуру банкротства. В рамках разбирательства будет организовано расследование причин финансовой несостоятельности. Выявление вины учредителей или руководителей даст право на взыскание долгов в субсидиарном порядке.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, административная ликвидация – это современный способ актуализации сведений в реестре. Прибегая к правовому механизму, контролирующий орган исключает из информационной базы записи о недействующих компаниях. При этом обеспечиваются интересы кредиторов, учредителей и бюджета.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.