Статья 632 гк рф

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "статья 632 гк рф". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

1. Гражданский кодекс РФ предусматривает две разновидности договора аренды транспортного средства: 1) с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации — договор аренды транспортного средства с экипажем (или фрахтование на время); 2) без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).

Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК РФ не содержит общих норм о договоре аренды транспортного средства, можно сформулировать признаки, объединяющие договоры аренды транспортного средства без экипажа и с экипажем.

Выделение договора аренды транспортного средства в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора. Предметом данного договора являются технические устройства: а) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними; б) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем; в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.

2. Транспортные средства — это технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. К ним относятся:

1) железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной, предназначенный для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» );

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169; N 28. Ст. 2884.

2) воздушные суда (ст. 32 Воздушного кодекса);

3) суда, используемые во внутренних водах, — самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ);

4) морские суда (п. 1 ст. 7 КТМ);

5) автобусы, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов или полуприцепов, и другие технические устройства на автомобильной и электрической тяге, управление и эксплуатация которых требуют специальных квалификационных навыков (п. 2 ст. 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 ноября 2007 г. N 259-ФЗ ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

Однако не относится к аренде транспортных средств аренда трубопроводного транспорта, поскольку он выполняет свои функции по перемещению грузов, но сам при этом в пространстве не перемещается. Поэтому аренда трубопроводного транспорта считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком).

3. Транспортные средства могут использоваться по договору аренды только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа . Соответственно если для управления и эксплуатации транспортного средства не требуется квалифицированный экипаж, то такое транспортное средство может быть предметом обычного договора аренды либо договора проката. С этой точки зрения положениями § 3 гл. 34 ГК РФ не регулируется, в частности, аренда саней, велосипедов, легковых автомобилей, автоприцепов . Подробнее о требованиях к экипажу транспортного средства и его квалификации см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.

———————————
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. С. 505 — 506.

В литературе высказано иное мнение, согласно которому предметом договора аренды транспортного средства может быть любое транспортное средство, которое может управляться людьми (см.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. Т. 2. С. 205; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 282).

4. Принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный взятым в аренду транспортным средством, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). По этой причине аренда транспортных средств, не являющихся источниками повышенной опасности (например, конной повозки, велосипеда и т.п.), относится к обычной аренде движимой вещи или прокату.

5. Содержание п. 1 комментируемой статьи содержит указание на особенность договора аренды транспортного средства с экипажем, которая отличает его от договора аренды без экипажа (ст. 642 ГК): предоставление арендодателем арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Подобное расширение предмета договора, однако, не превращает его в смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК) и не может служить основанием для применения положений гл. 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг. Отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются положениями § 3 гл. 34 ГК РФ. Подробнее об услугах арендодателя по управлению и технической эксплуатации переданного в аренду транспортного средства см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.

Читайте так же:  Что выносит суд

6. Договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) именуется также тайм-чартером (см., например, ст. 198 КТМ). Договор фрахтования на время (тайм-чартер), который является разновидностью договора аренды, следует отличать от договора фрахтования (чартера), который является разновидностью договора перевозки (ст. 787 ГК, ст. 104 Воздушного кодекса РФ, ст. 115 КТМ). Основное отличие, позволяющее разграничить указанные договоры, состоит в том, что по договору аренды (тайм-чартеру) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор, в то время как по договору перевозки (чартеру) перевозчик сохраняет владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляет его коммерческую эксплуатацию .

———————————
Подробнее о различиях между рейсовым чартером — договором фрахтования как видом договора морской перевозки и тайм-чартером — договором фрахтования судна на время см.: Кейлин А.Д. Советское морское право. М., 1954. С. 214 — 227; Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред. А.Л. Маковского. М., 1973. С. 224 — 233 (автор комментария — К.И. Александрова); Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 189 — 196, 348 — 350.

7. В комментируемой статье договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации сформулирован как реальный договор, т.е. такой договор, который считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК). Вместе с тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный договор (ст. 198 КТМ), т.е. договор, который считается заключенным, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК). Модель консенсуального договора аренды транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.

8. Положения § 3 гл. 34 ГК РФ в ряде случае отступают от общих положений о договоре аренды. Так, комментируемая статья содержит указание на неприменимость к договору аренды транспортного средства с экипажем правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (см. ст. 621 ГК и комментарий к ней). Поэтому после истечения срока аренды повторно взять в аренду то же самое транспортное средство можно только путем заключения нового договора на общих основаниях.

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Договор аренды транспортного средства с экипажем представляет собой один из видов аренды транспортного средства, так называемый фрахт на время. По данному договору арендодатель обязан не только предоставить транспортное средство арендатору, но и оказать услуги по управлению данным имуществом и его техническую эксплуатацию.

Как и в случае договора проката, положения статьи 621 о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок в данном случае не применяются. Что не означает невозможности для арендатора заключить новый договор с арендодателем на общих условиях.

1. Договор аренды транспортного средства представляет собой договор аренды отдельного вида имущества. Очевидным основанием для его выделения послужила необходимость в особом правовом регулировании временного предоставления за плату во владение и пользование специфического имущества – транспортных средств.

Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием арендодателем услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В литературе высказано мнение о том, что договор аренды транспортного средства, помимо того что имеет специфический предмет, выделяется среди прочих тем, что в обязанности арендодателя может быть вменено оказание услуг по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации. Однако оказание данных услуг не может быть критерием выделения договора аренды транспортного средства среди прочих хотя бы потому, что не обязательно для всех его разновидностей. Аренда транспортных средств подразделяется на две разновидности: аренду транспортного средства с экипажем (ст. 632 – 641 ГК) и аренду транспортного средства без экипажа (ст. 642 – 649 ГК).

О правовом регулировании договора аренды транспортного средства с экипажем подробнее см. коммент. к ст. 641 ГК.

2. Абзац 1 коммент. ст. посвящен определению договора аренды транспортного средства с экипажем. По договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель (фрахтовщик) предоставляет арендатору (фрахтователю) транспортное средство за плату (фрахт) во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Выражение “фрахтование на время” обычно применяются при аренде морских, внутренних водных и воздушных судов. Если объектом аренды выступает другое транспортное средство, то, как правило, указанный термин не используется. В торговом мореплавании договор аренды транспортного средства (судна) с экипажем именуется тайм-чартером (ст. 198 КТМ), в противопоставление обычному договору фрахтования, т.е. договору перевозки (ст. 787 ГК, ст. 115 КТМ).

Читайте так же:  Претензия на ремонт автомобиля по гарантии

Оказание услуг по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации придает данному договору аренды черты подряда или возмездного оказания услуг (гл. 37, 39 ГК). Однако оснований для признания данного договора смешанным (п. 3 ст. 421 ГК) нет, потому что он прямо урегулирован ГК. Применение к договору аренды транспортного средства с экипажем норм о возмездном оказании услуг или о подряде допускается в порядке аналогии (ст. 6 ГК).

Договор аренды транспортного средства с экипажем следует отличать и от договора перевозки. В первом случае транспортное средство передается во владение и пользование на определенный срок без обозначения конкретного груза, подлежащего перевозке на нем. Во втором – целью договора является именно перевозка груза, без передачи правомочий владения и пользования транспортным средством. Нередко арендатор по договору аренды транспортного средства с экипажем как раз и выступает перевозчиком по договорам перевозки, заключенным с третьими лицами.

3. Договор аренды транспортного средства с экипажем – взаимный и возмездный. Как следует из формулировки ст. 632 ГК, он является реальным (в отличие от классической аренды). По-видимому, это связано с реальным характером договоров перевозки, исполняемых на транспортных средствах, являющихся предметом договоров аренды транспортного средства. В то же время формулировка ст. 198 КТМ позволяет заключить, что тайм-чартер является консенсуальным договором.

4. В определении договора аренды транспортного средства с экипажем нет специальных указаний на статус сторон. Таким образом, по общему правилу как арендодателем, так и арендатором могут быть все субъекты гражданского права. Однако нельзя забывать, что транспортное средство, а в ряде случаев и осуществляемая с его эксплуатацией деятельность (например, перевозка токсичного топлива) характеризуются повышенной опасностью. В таких случаях сторона по договору, управляющая транспортным средством и технически эксплуатирующая его, должна отвечать ряду публично-правовых требований (в части лицензирования, сертификации и аттестации, статуса эксплуатанта), содержащихся в специальном законодательстве.

Объем прав арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем включает правомочия владения и пользования. Работники арендодателя, управляя транспортным средством, осуществляют владение им в чужом интересе (арендатора), а не в интересе своего работодателя. Эта точка зрения может быть оспорена путем ссылки на ст. 198 КТМ, согласно которой по тайм-чартеру фрахтователю переходит лишь правомочие пользования судном. Однако общее правило коммент. ст., тем не менее, устанавливает, что по договору аренды транспортного средства с экипажем имущество переходит во владение и пользование. В полной мере арендатор получает правомочие пользования транспортным средством, которое может эксплуатироваться для указанных в соглашении целей или в соответствии с его назначением (перевозка собственных работников и грузов либо заключение в качестве перевозчика договоров с третьими лицами).

Согласно абз. 2 коммент. ст. правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений арендодателя, а также преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к договору аренды данного вида имущества не применяются. Для сохранения арендных отношений арендатор всякий раз должен будет заключать новые договоры аренды на общих основаниях.

Данное исключение из общего правила ст. 621 ГК вызвано, пожалуй, тем, что обычно в роли арендодателя транспортных средств выступают коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, для которых важна не столько стабильность отношений с конкретным арендатором, сколько следование изменяющейся конъюнктуре цен на рынке и сезонному спросу на транспортные средства. По-видимому, данный интерес признан законодателем вполне резонным.

5. Предмет договора – транспортное средство любого вида транспорта (гужевого, железнодорожного, автомобильного, воздушного, внутреннего водного, морского и космического), способное к перемещению в пространстве. Сюда относятся автомобили (грузовые, легковые, автобусы и т.д.), локомотивы, морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, лодки, яхты, катера, паромы, гужевой транспорт.

В литературе иногда указывается, что велосипед или конная повозка не могут быть предметом договора аренды транспортного средства вследствие того, что принципы, заложенные в ст. 640 ГК об ответственности за вред, причиненный транспортным средством, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, закрепленными в ст. 1079 ГК. Однако, во-первых, в названной ст. 640 ГК идет отсылка в целом к гл. 59 ГК, а не только к ст. 1079 ГК. Во-вторых, в приведенном рассуждении, на наш взгляд, факультативный признак превращен в необходимый. Не транспортное средство может быть предметом договора аренды транспортного средства в силу того, что является источником повышенной опасности, а источник повышенной опасности может быть предметом договора аренды транспортного средства, если представляет собой транспортное средство.

В предмет договора аренды транспортного средства с экипажем, помимо самого транспортного средства, входят услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации (подробнее см. коммент. к ст. 635 ГК). Естественно, формулировка “аренда транспортного средства с экипажем” не позволяет включить экипаж в предмет аренды. В данном случае термин “аренда с экипажем” должен рассматриваться не более как синоним понятию “аренда с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации”.

Индивидуализация предмета аренды происходит путем указания на его марку, тип, модель, регистрационный номер, в некоторых случаях – еще и на собственное имя и флаг (обычно для судов).

Читайте так же:  Льготы пенсионерам в татарстане в 2019 году

6. Арендная плата (фрахт) обычно исчисляется из какой-либо периодической (суточной, месячной и т.д.) ставки за соответствующее транспортное средство. Уровень ставки арендной платы определяется, как правило, с учетом конъюнктуры на рынке, района и продолжительности эксплуатации транспортного средства. Эффективность и прибыльность его эксплуатации (например, по количеству перевезенного груза) обычно не отражается на размере арендной платы, хотя иное может быть указано в соглашении сторон исходя из принципа свободы договора и общих норм о договоре аренды (см. коммент. к ст. 421, 614 ГК).

Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (фрахт). Осуществление этой обязанности не поставлено в зависимость от эффективности использования транспортного средства; более того, даже когда пригодное транспортное средство непроизводительно простаивает, арендатор обязан вносить арендную плату. Причем при просрочке уплаты арендной платы свыше 14 дней в торговом мореплавании и 15 дней – во внутреннем водном плавании арендодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора без предварительного предупреждения арендатора, изъять судно и взыскать с арендатора убытки, причиненные просрочкой (ст. 208 КТМ, ст. 65 КВВТ). Это является исключением из общего правила ст. 619 ГК о том, что арендодатель должен предварительно предупредить арендатора о намерении расторгнуть договор, которое будет производиться только при невнесении арендной платы более двух раз подряд и только в судебном порядке.

7. Правилами о договоре аренды транспортного средства с экипажем предусмотрено предоставление имущества и услуг экипажа на определенный срок. Срок договора аренды транспортного средства не является его существенным условием, если иное не указано в транспортных уставах и кодексах (например, согласно ст. 200 КТМ срок подлежит обязательному указанию в тайм-чартере). Предельные сроки для данного договора законом не установлены. Период времени обычно обозначается в виде календарного промежутка или времени, необходимого для достижения арендатором определенной цели (например, производство поисковых и спасательных работ в акватории).

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

8. Арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для его немедленной эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора, и укомплектовать транспортное средство экипажем. В частности, в п. 1 ст. 203 КТМ установлено, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту подачи его фрахтователю, т.е. принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования), по его укомплектованию экипажем и надлежащему снаряжению. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать необходимым законам (например, правилам гл. V КВВТ – для экипажа внутреннего водного транспорта), стандартам и (или) условиям договора, а также требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

Эта обязанность должна быть исполнена в срок, установленный договором, либо в разумный срок. При ее неисполнении арендатор вправе истребовать от арендодателя данное транспортное средство и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо возмещения убытков, причиненных его неисполнением (см. коммент. к ст. 611 ГК).

9. По истечении обусловленного срока арендатор должен вернуть транспортное средство. Для некоторых видов транспорта, учитывая их особенности, в практике делового оборота устанавливается дополнительное, льготное время для возврата. Например, в связи с трудностями возврата судна в последний день из-за возможных задержек в последнем рейсе к основному сроку возврата судна добавляется дополнительное время (марджин). Оплата пользования судна в этот период производится по рыночной ставке фрахта, если она больше размера арендной платы (ст. 204 КТМ). Кроме того, в этом случае арендодатель вправе потребовать возмещения убытков.

10. Прекращение договора аренды транспортного средства с экипажем в целом подчиняется общим правилам о договоре аренды.

Статья 632 ГК РФ. Договор аренды транспортного средства с экипажем (действующая редакция)

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

1. Договор аренды транспортного средства с экипажем представляет собой гражданско-правовую сделку, предметом которой является транспортное средство, а содержанием – правоотношения, связанные с владением и пользованием арендатором предметом договора аренды в течение срока, указанного в договоре аренды, а также с обеспечением со стороны арендодателя перевозки пассажиров, груза, багажа и т.п. объектов, в целях перевозки которых заключен договор аренды.

Договор аренды транспортного средства с экипажем является возмездным, поскольку транспортное средство, а также услуги, связанные с перевозкой тех или иных объектов и с обеспечением технической эксплуатации транспортного средства и управлению им, предоставляются за плату, размер которой устанавливается в данном договоре аренды.

На наш взгляд, включение услуг по технической эксплуатации транспортного средства необоснованно включено в содержание данного договора аренды, поскольку техническая эксплуатация транспортного средства представляет собой обеспечение бесперебойной его работы и поддержание в надлежащем состоянии. Предоставление же экипажа при заключении такого договора аренды должно быть направлено лишь на обеспечение управления транспортным средством до пункта назначения и обратно и на собственно перевозку пассажиров, багажа, груза или иных объектов. В этой связи считаем, что техническая эксплуатация транспортного средства должна обеспечиваться за счет средств арендатора.

Читайте так же:  Куда подавать в суд на работодателя

В комментируемой статье установлен запрет на возобновление договора аренды транспортного средства с экипажем на неопределенный срок, а также на предоставление арендатору преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок. Полагаем, что установление такого запрета является обоснованным, так как содержание договора аренды предполагает его небольшую продолжительность, как правило, это совершение определенного рода перевозок либо заключение такого договора для определенных целей. Кроме того, объектом такого договора является движимое имущество, поэтому оно может передаваться по договору аренды от одного лица к другому. В этой связи установленный запрет обеспечивает временность такого договора и передачу объекта договора аренды от одного лица к другому.

2. Судебная практика:

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.03.2013 N Ф08-1015/13 по делу N А53-18144/2011;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2013 N Ф06-2755/13 по делу N А57-16062/2012;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2011 N Ф02-4149/11 по делу N А19-10506/2010;

– Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 N 08АП-3211/13;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 N 18АП-2748/2011;)

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 N 15АП-13435/2010;

– Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 N 01АП-946/2010.

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

В практике используются различные виды договоров аренды транспортных средств – с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства и без предоставления таких услуг.

В ч. 1 ст. 632 раскрывается содержание договора аренды транспортного средства с экипажем. В этом договоре объединены два вида обязательств: а) непосредственно связанных с предоставлением транспортного средства в аренду – во временное владение и пользование за плату; б) связанных с оказанием арендатору услуг по управлению и его технической эксплуатации. Сочетание этих обязательств в одном договоре влияет не только на его содержание, но и на ряд других связанных с исполнением договора обстоятельств. Особенности данного договора отражены в последующих статьях (ст. ст. 633 – 641 ГК).

Часть 2 ст. 632 исключает применение к рассматриваемому договору правил ст. 621 ГК о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора заключить договор на последующий период (после истечения срока договора). Указанное правило не лишает, однако, арендатора возможности повторно взять транспортное средство в аренду, но на основе нового договора, заключаемого на общих основаниях.

Статья 632 ГК РФ. Договор аренды транспортного средства с экипажем

Новая редакция Ст. 632 ГК РФ

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Аренда транспортных средств была известна отечественному законодательству и ранее, однако ГК РСФСР 1964 г. эту разновидность имущественного найма не выделял. В гл. 34 действующего ГК данные отношения специально регулируются § 3 “Аренда транспортных средств”, который включает в себя два раздела, предусматривающих аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и аренду транспортного средства без предоставления таких услуг (без экипажа).

Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК не содержит общих норм, объединяющих обе разновидности аренды транспортных средств, можно выделить черты, присущие той и другой разновидности данного договора.

Во-первых, предмет договора – транспортное средство, причем требующее управления и надлежащей технической эксплуатации квалифицированным экипажем. Нормы § 3 гл. 34 ГК прежде всего востребованы для аренды морских, речных и воздушных судов. Конечно, они не распространяются на аренду мотоциклов, велосипедов, мотосаней и тому подобных транспортных средств. Отношения по их имущественному найму регулируются Общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ) или нормами § 2 данной главы, если в качестве наймодателя выступает прокатная организация, постоянно занимающаяся этим видом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 626 ГК РФ).

Учебник “Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1” (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации – Волтерс Клувер, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).

Во-вторых, передача транспортного средства во владение и пользование арендатора. Даже когда управление транспортным средством и его техническую эксплуатацию осуществляют члены экипажа арендодателя, право владения предметом договора принадлежит арендатору, так как именно он осуществляет его коммерческую эксплуатацию.

В-третьих, целевое использование предмета договора: транспортное средство берется в аренду для перевозки пассажиров, грузов, почты, багажа и буксировки. Арендатор может сдать транспортное средство в субаренду, не меняя его целевого использования, указанного в договоре.

Читайте так же:  Может ли гражданская жена претендовать на имущество

2. Особенностью договора аренды транспортного средства с экипажем, отраженной в ч. 1 ст. 632, является то, что арендодатель своими силами оказывает арендатору услуги по управлению предметом договора и его технической эксплуатации. Это привносит в правоотношение между сторонами элемент договора услуги, однако не превращает рассматриваемый договор в смешанный (как иногда отмечается в юридической литературе), поскольку отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются не гл. 39 ГК, а охватываются нормами § 3 гл. 34 ГК.

3. В п. 1 ст. 632 договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) сформулирован как реальный. Между тем разновидность этого договора, применяемая на морском транспорте, – фрахтование судна на время (тайм-чартер) – согласно ст. 198 КТМ имеет модель консенсуального договора. Представляется, что консенсуальный характер договора в большей степени гарантирует стабильность в положении арендатора и арендодателя.

4. Параграф 3 гл. 34 ГК содержит ряд норм, изменяющих общие положения об аренде. Одна из таких норм – ч. 2 ст. 632. Она отменяет общее правило о возобновлении договора на неопределенный срок. Конечно, это не мешает сторонам вступить в новые договорные отношения, однако если арендатору в этом будет отказано и договор будет заключен с другим лицом, арендатор не вправе требовать по суду перевода на себя прав и обязанностей по вновь заключенному договору.

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Данная статья содержит определение договора аренды транспортного средства с экипажем. Предмет договора носит комбинированный характер и включает в качестве одного компонента (элемента) право пользования вещью – индивидуально определенным транспортным средством (автомобиль, речное, морское или воздушное судно и т.п.), а в качестве второго – услуги по управлению им (комплекс услуг по вождению, пилотированию, включая навигационные услуги, услуги связи и иные) и по его технической эксплуатации.

В Гражданском кодексе РФ не дается ни общего определения транспортного средства как вещного компонента предмета данного договора, ни специального, соответствующего видовой классификации транспортных средств. Эти моменты отражены в иных источниках права, в частности в транспортных уставах и кодексах, а также в технических правилах. Второй компонент предмета договора – услуги. Они бывают двух разновидностей: услуги по управлению транспортным средством и услуги по его технической эксплуатации.

Под технической эксплуатацией понимается осуществление мер по поддержанию транспортного средства в технически нормальном, годном к использованию состоянии (смазка, замена сменных деталей, регулировка механизмов, контроль за приборами и т.п.). Обе разновидности услуг тесно связаны между собой, и их разделение в практическом плане нецелесообразно. Поэтому и в договоре их оказание предполагается в комплексе. В определении договора, содержащемся в ст. 632 ГК РФ, нет специального указания на юридический характер сторон.

Следовательно, по общему правилу сторонами могут выступать как юридические, так и физические лица, как предприниматели, так и не предприниматели. Важно, однако, иметь в виду, что в ряде случаев законами могут быть установлены дополнительные требования к сторонам договора. В частности, Водный Кодекс РФ устанавливает, что гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов, должны иметь статус эксплуатанта, подтвержденный сертификатом (свидетельством).

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами. Эти требования направлены на обеспечение безопасности на транспорте и соответственно относятся только к арендодателю, поскольку он продолжает его техническую эксплуатацию. Более того, он обязан оказывать услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства своими силами, т.е. через сотрудников, находящихся с ним в трудовых отношениях. Исполнение договора в этой части третьим лицом недопустимо.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Часть 2 статьи 632 содержит изъятие из общих положений об аренде, поскольку она устанавливает, что статья 621 Гражданского кодекса РФ о преимущественном праве добросовестного арендатора на заключение договора аренды на новый срок не применяется к данному договору. В силу этого арендатор транспортного средства с экипажем не имеет преимущественного права на заключение аналогичного договора на новый срок. Его также нельзя считать возобновленным на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя.

Изображение - Статья 632 гк рф 327734357332
Автор статьи: Антон Петренко

Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 2.9 проголосовавших: 19

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here