Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "земельное законодательство регулирует отношения". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
Какие отношения регулирует земельное законодательство? Основные положения земельного законодательства
Земельное законодательство регулирует отношения, которые прописаны в законодательных актах страны и находятся под защитой государства. К таким документам можно отнести земельный, градостроительный, жилищный, строительный и другие кодексы, а также ряд законов, принимаемых государственной думой («Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», «О землеустройстве» и многие другие).
Земельное законодательство в России выступает комплексным атрибутом многих сфер деятельности. Следовательно, имеет трудную структуру управления. Провести черту между различными сферами в законодательствах по кодексам или законам можно с помощью 3-й статьи Земельного кодекса (далее ЗК) «Отношения, регулируемые земельным законодательством». Суть статьи говорит о том, что все эти отношения применяются для защиты и обеспечения благополучия населения, которое проживает на определенной территории. А вот уже гражданский кодекс, к примеру, регулирует как этой территорией распоряжаться, пользоваться и владеть, т. е. определены имущественные отношения по заключению различных сделок.
Российское законодательство, регулирующее земельные отношения в РФ, развивалось достаточно неоднозначно. Первые попытки объединить все важные элементы земельных отношений в единый регулирующий элемент были начаты в далеком 1922 году, принятием ЗК. С учетом специфики регулирования и возможных правовых недочетов, этот документ того времени включал в себя множество пробелов, которые приходилось устранять уже на региональном и местном уровне. Также другие, смежные ведомства, брали на себя ответственность по тем или иным земельным отношениям. Так, выгоду применения всегда можно было выразить в денежном эквиваленте, а неудачу списать на пробелы и халатность земельного ведомства.
В дальнейшем ЗК был переписан в 1971-м и в 1991 году. Но все эти поправки были поверхностные и не давали полного охвата деятельности, что восполнялась указами Президента. И только спустя 10 лет был принят действующий и по ныне ЗК РФ с различными поправками и нормами регулирования отношений по земельным вопросам.
Принятый почти 20 лет назад ЗК всегда имел тенденцию к трансформированию и адаптации к действующим условиям рыночной экономики. Земельное законодательство регулирует отношения не только ограничиваясь нормами сегодняшнего дня, но и учитывает динамику изменений, которые могут произойти в рамках земельных отношений. За все это время существования в действующий ЗК вносилось множество поправок и дополнений, которые решали различные вопросы, заполняли имеющие и возникающие пробелы в этой сфере. Так, например, к концу 2018 года было принято более 100 «корректирующих» поправок к первоначальному тексту земельного кодекса.
Самыми важными для реструктуризации и дополнений для ЗК РФ были 2011-2015 годы. В течение которых было принято в общей сложности более 50 государственных законов, дополняющих и отвечающих на вопрос, какие отношения регулирует земельное законодательство?
В законодательной практике государства с принятием и утверждением кодекса по определенному виду деятельности принято утверждать и федеральный закон с поправкой «О введении в действие». В отношении земельного законодательства исключения не было и такой ФЗ за номером 137-ФЗ, одновременно с кодексом, был утвержден и принят в один день.
На сегодняшний день земельный кодекс РФ сгруппирован из девятнадцати глав. В общей сложности закон включает 107 статей.
Основные задачи: защита благосостояния населения и земли
Отношения, регулируемые земельным законодательством, образовали основные принципы, по которым строиться политика в рамках данной области. Все это говорит о тщательной проработке действующего ЗК и его нацеленности на результат.
Защита благосостояния человека отражена во многих аспектах деятельности всех государственных органов, но в части ЗК ее можно проследить в 40-й статье, где говорится об обязательном соблюдении норм строительной, экологической, санитарной, гигиенической и других сфер. Применение каких-либо работ необходимо без вреда окружающей флоре и фауне, что регламентируется в 42-й статье ЗК РФ. А статья 13 гласит об обязательствах перед владельцами участков о совокупном комплексе мер, которые необходимо учитывать при ее эксплуатации
Характерные черты земельной политики по защите земли можно раскрыть с помощью ряда принципов:
- занесение редких территорий и участков земли под особый контроль и защиту государства;
- осуществление земельной политики как гарант благополучной жизни всего населения;
- распределения земельных угодий с учетом надобности региона с приоритетным направлением на сельское и лесное хозяйство в ущерб строительству недвижимых объектов.
Из основных задач можно сказать, какое значительное внимание тратится в Земельном кодексе на защиту земли.
Важным атрибутом, где земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земельных участков и населения, выступает принцип: “Недвижимость и земля как два неотделимых союзника”. В итоге получаем, что все объекты, построенные на участке тесно взаимосвязаны с самим участком за исключением тех, которые устанавливаются правительственными законами. Земельное законодательство регулирует имущественные отношения, что сказывается на фундаментальной вещи всей земельной политики, где участок земли определяется главным звеном.
Все эти нормы прописаны в 35-й статье, где указано, что, приобретая или продавая участок земли со строением, покупатель (продавец) также должен купить (продать) строение, присутствующее на этом участке. В данном случае покупатель, соглашается на приобретение недвижимости на земле, которую он купил.
В свою очередь, такая же норма закона отражена в 273-й статье гражданского кодекса, которая отражает отчуждение прав собственности на сооружение или строение при переходе права на участок земли.
Если речь идет о государственном или местном праве владения, то можно обратится к 36-й статье ЗК РФ, которая отражает исключительные права и обязанности при передаче собственности и права на владение, приватизацию и аренду, а также специфические условия разделения прав на объект между несколькими участниками.
Очень важно отметить, что земельное законодательство регулирует отношения на ряду с принципами владения земли на платной основе.
Это понимание, что за все нужно платить, выступает основным отличием всей земельной политики дореформенных времен и сегодняшней реальностью.
Имея множество пробелов и проблем, земельный кодекс тех лет однозначно говорил о том, что пользование землей основано на бесплатной основе, с поправкой на некоторые ограничения, описанные в кодексе.
Из 5-й статьи отношения, регулируемые земельным законодательством, определяют членов этих правоотношений – стороны земельных отношений. На их месте могут оказаться юридические или физические лица, Российская Федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования.
Из статьи 6 того же ЗК можно узнать список элементов земельных отношений: отдельные части и районы земельной территории, а также земля как природный элемент и ресурс.
Земельное законодательство регулирует общественные отношения по различным направлениям общей земельной политики, но вопрос принадлежности собственности является одним из самых значимых. Так, действующий юридический гарант, выраженный в ЗК, дает несколько повествований данного вопроса.
Статьи 18 и 19 разъясняют о принадлежности государственной и муниципальной собственности, с поправкой на исключения и право владения тем или иным земельным участком.
В 15-й статье расписаны нормы владения участками земли юридических и физических лиц. Эти нормы характеризованы равными правами в рамках приобретения, владения и распоряжения объектом собственности. Также необходимо указать, что государственная собственность может быть передана в частную, и наоборот.
«Купи-продай», или Как правильно распорядится участком земли?
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию особых норм, дающих право приобретать, продавать и сдавать в аренду, имеющийся в собственности участок.
Все особенности по процессам отчуждения участка занесены в 37-ю статью ЗК РФ, а также обобщаются в рамках Гражданского кодекса с 450 по 490 статью.
После подписания и прохождения всех юридических инстанций покупатель обязан заплатить обозначенную сумму денег, а продавец предоставить все документы на оговоренный участок.
По закону нельзя самостоятельно изменять обременение территории и охраняемой зоны, т. е. предназначение земли остается в рамках подписанного договора. Элементом сделки выступают только те объекты, которые имеют кадастровый учет с государственной гарантией.
Отношения, возникающие с государственной собственностью, регулируются 28-й статьей ЗК РФ, и характеризуются равными правами, как граждан, так и юридических лиц на получение такой собственности в распоряжение или права взять в аренду. Бесплатное использование этих норм возможно в рамках дополнительных региональных или федеральных законов по конкретным случаям.
Земельное законодательство регулирует отношения в сфере предоставления участков под строительство различных объектов недвижимости. Это ограничивает многих потенциальных покупателей использовать территорию в своих целях, не учитывая окружающую среду и защиту населения.
Исходя из статьи 30 ЗК РФ можно констатировать, что реализация участков должна вестись с предварительным согласованием на строительство, кроме случаев, которые вынесены на торги по средствам аукционов и торгов. Но и в этом случае у желающих приобрести определенную территорию должен быть перечень документов, подтверждающих необходимость строительства данного объекта с возможными социальными и культурными строениями.
Установление порядка приобретения физическими лицами участков, которые находятся в собственности местных властей или государства для строительства отражены в статье 34. Правила предоставления участков – статья 33. Рассмотрение и принятие решения о выдаче свидетельства на строительство указаны в 32-й статье. А 31-я статья описывает процедуру выбора участка земли.
Возможности и ограничения собственников участков земли
В рамках 40-й статьи собственник земли имеет ряд прав и обязанностей, которые характеризуют его деятельность по отношению к принадлежащему ему участку земли. Так, он вправе полностью распоряжаться и пользоваться недрами земли по своему усмотрению, сооружать любые строения, проводить различные мелиоративные виды работ. Все это сводится к условиям, которым не противоречат нанесение ущерба окружающей территории и ущемление прав близлежащих территорий.
В законодательстве также нет указаний по объему прав на участок. Собственник может быть как юридическим, так и физическим лицом, а также дробить землю на различные части по своему усмотрению.
Законодательный процесс по обеспечению земельных участков
Территориальная категория и назначение земли выступает отдельно в земельных отношениях. Из 78-й статьи право на землю для сельского пользования могут получить предприятия различных профилей (образовательные, научные, сельскохозяйственные), а также граждане или некоммерческие учреждения сфера деятельности, которых напрямую связана с аграрной отраслью.
Для земель с особым положением и защитой отведена глава 17, посвященная земельным участкам, которые находятся под защитой государства.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Закон, который регулирует фонд леса отражен в отдельном одноименном кодексе, а также 101-я статья ЗК РФ, про земельные участки лесных территорий.
Утвержденный, и действующий с октября 2001 года, Кодекс по земельным отношениям объединил множество противоречивых принципов земельного законодательства в единый документ. Отличительный признак такого акта – прозрачное видение систематизации и результативности всех процессов земельного законодательства регулируемых отношений. Все эти предпосылки определили больший диапазон разногласий и мнений в кругу политических движений, рассматриваемых на заседаниях Правительства и государственного аппарата страны. Следовательно, большинство статей видятся объемными и остаются «сырыми». А иногда встречаются внутренние расхождения между разными статьями.
Важной составляющей этого акта выступает то, что объектом отношений является земля. В итоге, происходит смещение в область регулирования других ведомств и норм законодательства.
Эти факты лишь подчеркивают постоянную необходимость совершенствоваться и вносить поправки. По истечении семнадцати лет Земельный кодекс по-прежнему трансформируется и преобразуется под возникающими условиями. И это не мешает ему благополучно решать возлагаемую миссию в реалиях современной политики.
Статья 3 Земельного кодекса. Отношения, регулируемые земельным законодательством
1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
1. В данной статье прежде всего обращается внимание на то, что объектом регулирования земельных отношений является не обычный материальный (имущественный) объект, а объект природы – основа жизни и деятельности как отдельного конкретного собственника, пользователя земли, так и общества в целом. В процессе использования земли должны по требованию земельного законодательства учитываться не только частные, но и публичные интересы общества (приоритеты сельскохозяйственного использования земель, охраны наиболее ценных угодий, ограничения их оборота и т.д.).
2. Специалисты-экологи всегда отмечают неразрывную связь и взаимозависимость земли и других природных ресурсов – лесов, вод, недр, атмосферного воздуха, которые обнаруживают свое соответствующее значение при регулировании земельных отношений, поскольку земля является главнейшей частью всей биосферы, вместилищем всех связанных с нею природных объектов. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в последующем не только будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить к разрушению почв, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов (загрязнение вод продуктами эрозии почв, потеря запасов воды при орошаемом земледелии, истощительные рубки, а также сокращение площади лесов при неоправданном изъятии земель гослесфонда, загрязнение и сокращение территорий, служащих средой обитания животного мира и т.д.). Поэтому нормы законодательства о рациональном и комплексном использовании земель регулируют эти отношения как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Что касается отношений по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных объектов, охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, то при их регулировании применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
3. В комментируемом пункте ст. 3 формулируется решение сложной проблемы разграничения сферы применения норм земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений. Вопрос о возможности применения норм гражданского законодательства к регулированию земельных отношений возникает потому, что, с тех пор как земля была признана недвижимым имуществом, земельные отношения приобрели характер имущественных отношений, т.е. родственных гражданским имущественным отношениям. Но, несмотря на это, нормы гражданского законодательства могут применяться к регулированию земельных отношений только в том случае, как сказано в комментируемом пункте ст. 3, если эти отношения не урегулированы земельным или специальным федеральным законом.
Так, в связи с развитием оборота земель при купле-продаже земельных участков, их аренде, залоге и других сделках применение норм гражданского законодательства значительно расширяется. Однако при совершении таких сделок необходимо учитывать особенности земельных отношений, требующие соблюдения ряда ограничений, предусмотренные именно в земельном законодательстве и не свойственные гражданскому праву. По земельному законодательству запрещается продажа в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение. При продаже земельного участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном законе, изменять целевое назначение земли, определенное до ее продажи. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства. Если таких ограничений земельный закон не предусматривает, то обычно возможно применение норм гражданского законодательства к родственным земельным отношениям.
Часто в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому законодательству. Но для применения норм гражданского законодательства к сфере земельных отношений не всегда требуется обязательное указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы именно нормами гражданского права.
Нормы гражданского законодательства неприменимы в случаях, когда земельные отношения, хотя бы и родственные по своему характеру с гражданскими, урегулированы непосредственно и достаточно определенно нормами земельного законодательства. Так, земельный закон устанавливает порядок ведения кадастра объектов недвижимости, в том числе земли. Землеустройство в значительной мере регулируется также земельным правом (за исключением гражданско-правовой части договорных отношений при землеустроительном проектировании) . Земельные отношения возникают и регулируются при установлении порядка платного и бесплатного предоставления земельных участков, указывается, кому они предоставляются и в каких размерах. Эти вопросы решены в Земельном кодексе РФ, и необходимости прибегать к помощи гражданского законодательства здесь нет и быть не может. Безусловно, необходимо обращаться к нормам Гражданского кодекса при регулировании отношений, связанных с возмещением убытков пользователям земли, при определении которых всегда применяются исходные положения Гражданского кодекса о полном возмещении вреда и упущенной выгоды.
См.: Волков С.Н. Землеустройство в условиях земельной реформы (экономика, экология, право). М.: Былина, 1998.
Таким образом, земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку они могут регулироваться нормами как земельного, так и гражданского законодательства. И это вполне оправданно, так как земельное право – это сложная комплексная отрасль права.
Отношения, регулируемые земельным законодательством
Статья 3 ЗК РФ Земельный кодекс Российской Федерации от 25. 10.2001 N 136-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – N 44. – Ст. 4147 определяет круг отношений, признаваемых земельными и регулируемых соответственно земельным законодательством.
ЗК 1991 г. не раскрывал содержание указанного понятия (см. ст. ст.1, 2 и др.) и не разграничивал отношения, регулируемые земельным и гражданским законодательством. В нем содержалась лишь норма, согласно которой горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов, атмосферного воздуха подлежали регулированию специальным законодательством. Комментарий к Земельному Кодексу Российской Федерации// под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. – М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2007
К земельным отношениям относятся отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Под использованием земель можно понимать получение различными способами пользы от земельных участков для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц.
Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Современное российское земельное законодательство в равной мере пользуется и понятиями “использование земель”, “охрана земель” и более общим понятием “рациональное использование и охрана земель”. Понятия “рациональное использование земель” и “охрана земель”, по существу, различны и на первый взгляд самостоятельны. Но в процессе использования земель они неизбежно сливаются в более общее понятия, в единую категорию “рациональное использование и охрана земель”. Что такое, например, восстановление плодородия почв – использование земли или ее охрана? Совершенно очевидно, что восстановление плодородия почв (применение удобрений, правильный севооборот, оставление части земли под пары и др.) осуществляется путем определенного использования земли, и что такое пользование землей направлено на охрану ее плодородия. Или, например, распашка земель поперек склона, применение безотвальной пахоты и т.д. – это агротехнические приемы землепользования, направленные на охрану земель. Краснов Н.И. О понятиях рационального использования и охраны земли // Государство и право. 1999. N 10.С. 39.
Пунктом первым статьи 3 ЗК РФ также закреплен принцип использования и охраны земли как основы жизнедеятельности народов в Российской Федерации, что определяет отношение общества и государства к земле как к составной части природы, являющейся необходимым условием существования самой человеческой жизни. Вся деятельность, связанная с использованием и охраной земли, должна основываться на учете значения земли как основы жизни и деятельности человека. Поэтому использование земли в целях обеспечения устойчивого развития и жизнедеятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, должно осуществляться при условии сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.
Использование и охрана земель как основы жизни и деятельности народов требуют должного законодательного урегулирования с учетом федеративного устройства России, а также организации и полномочий органов местного самоуправления. Это означает необходимость конкретного учета всех (в том числе природных, почвенно-климатических и др.) условий жизни и деятельности каждого народа России.
Реализация отношений по поводу использования и охраны земель нередко связана с реализацией отношений по поводу использования и охраны других природных ресурсов: вод, лесов, недр и др. В связи с этим комментируемой статьей разрешается вопрос, касающийся правового регулирования таких отношений. В частности, к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Таким образом, хотя и устанавливается приоритет земельного законодательства в вопросах регулирования земельных отношений в указанных сферах, необходимо всегда помнить, что земельно-правовые отношения могут быть урегулированы не только земельными правовыми актами, но и нормативными правовыми актами других отраслей законодательства.
Субъектом земельных отношений выступают юридические и физические лица, наделяемые в установленном порядке правами пользования, владения, распоряжения или собственника земли.
Объект земельных отношений – земельный участок как средство производства и предмет труда, являющийся одновременно частью природной среды, среды обитания и пространственного базиса размещения недвижимости производственного и непроизводственного назначения. Механизм экономического регулирования земельных отношений представляет собой комплексную внутренне увязанную систему рычагов и стимулов, необходимых как для общества в целом, так и для граждан в отдельности. Правовой основой этого механизма является законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации.
Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
1. Комментируемая статья содержит достаточно краткое определение земельных отношений, основное ее содержание составляет разграничение сфер законодательного регулирования земельного законодательства от других отраслей, и прежде всего от тех, которые наиболее тесно с ним переплетаются, т.е. от природоохранного, природоресурсного и гражданского законодательства.
Однако нормы, регулирующие отношения, связанные с землей, имеются и в нормативных правовых актах других отраслей законодательства. В частности, в административном и уголовном законодательстве — нормы, устанавливающие ответственность за земельные правонарушения, в конституционном законодательстве — нормы о собственности на землю. Непростым является вопрос о соотношении земельного и аграрного законодательства, которые во многом совпадают по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения (недаром земельная и аграрная реформы проводились в нашей стране одновременно и одними и теми же нормативными правовыми актами).
При этом только земельное право регулирует земельные отношения в комплексе — как отношения по использованию и охране земель; нормативные правовые акты, регулирующие указанные отношения, образуют систему земельного законодательства, рассмотренную в комментарии к предыдущей статье.
2. Как отмечалось выше, в комментарии к ст. 1, земля является природным объектом и природным ресурсом. Законодательство об охране окружающей среды устанавливает нормы, относящиеся ко всем природным объектам, в том числе и земле, и земельное законодательство в ряде случаев при регулировании земельных отношений дает прямые или косвенные отсылки к таким природоохранным нормам, как, например, в ст. 13 ЗК: «Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований»; «Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям»; «Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ».
Нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения, имеются в ВК — это, например, ч. 4 ст. 8 ВК, которой установлено, что не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, и что данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Из федеральных законов, не относящихся к природоресурсным отраслям, нормы, касающиеся правового режима земель особо охраняемых территорий и их объектов (см. комментарий к гл. XVII Кодекса), содержат ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ФЗ об объектах культурного наследия.
В части же регулирования отношений, связанных с использованием земель населенных пунктов, земельное законодательство тесно переплетается с законодательством о градостроительной деятельности, которое регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса земельное законодательство применяется к градостроительным отношениям, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
3. Вопрос о соотношении земельного и гражданского законодательства остается дискуссионным в науке и является достаточно сложным в практике законотворчества и правоприменения.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2 ГК). Таким образом, отношения, связанные с осуществлением права собственности и других вещных прав на земельные участки, а также совершением сделок с земельными участками, носят по сути своей гражданско-правовой характер. Однако согласно п. 3 ст. 129 ГК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. А в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Соответственно, земельное законодательство, исходя из установленного гражданским правом понятия и содержания, например, права собственности или договора аренды, определяет и закрепляет особенности порядка их возникновения и прекращения, а также ограничения прав собственников и арендаторов — по отношению к земельным участкам.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Однако гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» ГК также содержит нормы, регулирующие земельные отношения. До принятия нового ЗК они восполняли существовавшие пробелы в законодательстве о земле, но после вступления указанного Кодекса в силу частично стали ему противоречить. Большинство специалистов в области земельного права считают, что в данном случае должны применяться нормы ЗК как специального закона. Эта позиция воспринята законодателем: ФЗ о введении в действие ЛК и ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс в ГК были внесены изменения, которыми ряд норм о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и о порядке изъятия (в том числе путем выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд приведен в соответствие с ЗК.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.