Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "судебная подведомственность гражданских дел". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Подведомственность гражданских дел
1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел
2 Судебная подведомственность гражданских дел Правовые последствия неподведомственности дела суду
§ 1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел
Понятие подведомственности. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные
К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и административные суды
К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комиссии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды)
В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов специфическими методами осуществляют исполнительные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд
Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.
Таким образом, юридические вопросы разрешают различные государственные, смешанные и общественные органы, которые в силу указания закона имеют на это право.
Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанного органа или третейского суда.
Термин «подведомственность» в правоведении употребляется для обозначения института гражданского процессуального права и как предпосылка права на обращение в суд. Подведомственность не следует смешивать с компетенцией. Следует различать эти два понятия. Понятие «компетенция» относится к характеристике органа, осуществляющего юрисдикционную деятельность по разрешению правовых вопросов, а понятие подведомственности определяет круг конкретных правовых вопросов, подлежащих рассмотрению данным органом.
Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.
Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на иждивении может только суд.
Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы. В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.
Альтернативной называют подведомственность по выбору заявителя, желающего защитить свои нарушенные права или охраняемые законом интересы. Так, жалобы на решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих можно подавать как в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, так и непосредственно в суд. Жалобщик сам выбирает юрисдикционный орган, в который он может обратиться с жалобой.
Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.
Императивная подведомственность означает, что законом установлена строгая последовательность прохождения дела по юрисдикционным органам, осуществляющим защиту прав. Так, большинство трудовых споров должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам. Если работник не удовлетворен решением КТС, то он имеет право обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции (ст. 390 ТК). Заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также смертью кормильца в связи с исполнением трудовых обязанностей, сначала рассматривает работодатель, а в случае неудовлетворительного решения заявление подается в суд.
Условная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено судом при наличии предусмотренных законом условий. Например, по спорам, связанным с перевозкой груза или багажа, закон требует от сторон предварительно урегулировать спор во внесудебном порядке путем предъявления претензий.
Правильное определение подведомственности юридического вопроса или спора позволяет экономить время, регулировать нагрузку юрисдикционных органов.
§ 2. Судебная подведомственность гражданских дел
Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции (в дальнейшем — судам) определяется ст. 22 ГПК. Основными критериями (правилами) отнесения гражданских дел к судебной подведомственности являются: субъектный состав материального правоотношения и содержание материального правоотношения. Эти два критерия Должны учитываться вместе.
Субъектами материального правоотношения являются: физические лица — граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица; к субъектам материальных отношений следует также отнести юридических лиц любой формы собственности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и Религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы). Субъектами материальных отношений могут быть также: Российская Федерация; субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. В материальные отношения могут вступать и организации, не являющимися юридическими лицами: избирательные комиссии по выборам депутатов, комиссии по организации и проведению референдумов, избирательные блоки и объединения, инициативные группы по проведению референдума и др.
Определяющим для отнесения правового конфликта к подведомственности суда является то, что одним из субъектов спорного правоотношения должно быть физическое лицо.
Указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица — юридические или физические — являются участниками правоотношений, из которых возник спор.
Все остальные споры, вытекающие из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственны судам общей юрисдикции (ч. 1 ст. 22 ГПК).
Судам подведомственны дела приказного производства. Судебный приказ выдается, если:
· требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
· требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
· требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
· заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
· заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
· заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
· заявлено органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения (ст. 122 ГПК).
Суды рассматривают следующие дела, возникающие из публичных отношений:
· по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
· по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, Должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
· по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
· иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Как видно из ст. 245 ГПК, перечень дел, возникающих из публичных отношений, не ограничен.
ГПК РФ в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [75] не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Следовательно, с 1 февраля 2003 г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства (ч. 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2).
Суды рассматривают и разрешают дела особого производства:
· об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
· об усыновлении (удочерении) ребенка;
· о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
· об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
· об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
· о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
· о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
· о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании,
· о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
· по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
· по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
Данный перечень дел законом не ограничен, так как в ч. 2 ст. 262 ГПК закреплено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Впервые закон отнес производство об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов к подведомственности судов общей юрисдикции. Очевидно, что суды общей юрисдикции могут принимать к производству только те решения третейских судов, характер спора и субъектный состав которых позволяет отнести такие споры к подведомственности судов общей юрисдикции. В противном случае оспаривание решений третейских судов возможно в арбитражном суде. Не все решения третейских судов можно оспаривать в государственных судах. Если стороны в третейской записи или в договоре сделают оговорку, что решение третейского суда окончательно и обжалованию не подлежит, то такое решение не может быть предметом оспаривания в государственном суде.
Новеллой является и отнесение к подведомственное суда дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. По данным делам действуют общие правила судебной подведомственности. Если спор не связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью, то вопрос подведомствен суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 122 ГПК).
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от января 2003 г. № 2 указывается, что в определении суда по вопросам принятия такого дела к производству суда должны быть приведены Мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.
Правовые последствия неподведомственности дела суду. если при подаче заявления судья обнаружит, что данное дело неподведомственно суду, то он в соответствии с ч. 1 ст. 134 ГПК выносит определение об отказе в принятии заявления. Если неподведомственность дела суд обнаружится в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства в суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, то соответственно, судья или суд выносит определение о прекращении производства по делу (ст. 220, ч. 4 ст. 152, ст. 328, 361,ч. 1 ст. 390 ГПК). В определениях об отказе в принятии заявления и о прекращении производства по делу судья обязан указать причины отказа в принятии заявления или причины прекращения производства по делу. На эти определения могут подаваться частные жалобы и представления прокурора.
23. Подведомственность гражданских дел: понятие, виды.
Подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляют (ст. 11 ГК РФ):
Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:
исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, поспорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдаетсясудебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;
дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ;
дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;
дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.
Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданамнедействительным и т.д.
Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).
Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.
Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.
Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.
Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований
При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.
Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Кодекса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
24. Подведомственность гражданских дел: критерии, правила определения.
1. Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК закреплены общие правила подведомственности суду гражданских дел и отдельные исключения из этих правил.
Общие правила подведомственности гражданских дел – это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.
Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37 ГПК. К ним относятся:
а) наличие спора о праве:
Видео (кликните для воспроизведения). |
б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование:
в) субъектный состав спорного правоотношения.
Судам обшей юрисдикции, как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны. Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного характера могут быть предметом судебного разбирательства.
В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.
По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел. возникающих из указанных выше правоотношений, в случаях, предусмотренных актами законодательства, разрешаются иными юрисдикционными органами.
Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и другими нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (например, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).
Суды обшей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 541 ГПК).
Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъектный состав спорного правоотношения – основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность суда дел в гражданском процессе. Из этих правил установлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.
В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить: – во-первых, характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание – связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет); – во-вторых, субъектный состав (состав участников спора); – в-третьих, спорность либо бесспорность права; – в-четвертых, наличие договора между сторонами спора; – в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер); – в-шестых, орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления). Могут использоваться в законодательстве и иные критерии разграничения подведомственности.
Важнейшее значение имеет вопрос о судебной подведомственности гражданских дел. Закономерно, что как современное понимание гражданского дела, так и круг таких дел, подведомственный судам, сложились не сразу.
Известный дореволюционный ученый Е. В. Васьковский отмечал, что гражданские суды учреждены для проверки правомерности требований, вытекающих между отдельными частными лицами как самостоятельными частными субъектами. Такие требования называются гражданско-правовыми. Им противоположны требования публично-правовые, возникающие, во-первых, из отношений между частными лицами и органами государственной власти, т.е. между субъектами неравноправными, субординированными, и во-вторых – из отношений органов власти между собой.
Публично-правовые требования подлежат рассмотрению в административных учреждениях. Таким образом, по общему правилу, власть гражданских судов распространялась на все гражданско-правовые требования, но и только на них [1] . Однако из этого общего правила были исключения, отчасти расширяющие пределы власти гражданских судов [2] .
Кроме того, необходимо учитывать, что те вопросы, которые, по сути, подпадают под категорию гражданского дела в классическом смысле этого слова, далеко не всегда относились законом к судебной подведомственности. Известный правовед Н. И. Лазаревский по этому поводу писал, что во все времена и у тех народов, у которых существовала судебная функция государства, судам в действительности были подведомственны не все споры о праве. Всегда были такого рода вопросы, которые хотя по существу своему составляли спор о праве, но по тем или иным соображениям, например по тому политическому значению, какое придавали данному делу, предоставлялись не судам, а, например в монархиях, сохранялись государством за собой. Таковы хотя бы споры имущественного характера между членами царствующей династии [3] .
В дореволюционный период суды, правомочные рассматривать гражданские дела, делились на обыкновенные, которым были подведомственны гражданские дела, если не устанавливались какие-либо изъятия, и специальные (например, духовные суды, коммерческие суды), к ведению которых были отнесены определенные категории дел.
Постепенно понятие гражданского дела изменилось, что было вызвано тем, что суды получили право рассматривать дела по спорам с государством. Вначале в тех случаях, когда оно выступало как частный субъект, позже – как публичный.
Наглядным примером изменения в круге судебных гражданских дел является период существования СССР, когда со значительным промежутком времени в судебную компетенцию вошли различные категории дел, возникающих из публичных правоотношений. Кроме того, из судебного ведомства были исключены многие правовые вопросы, например, в сфере семейных, трудовых, авторских, земельных отношений [4] . В этот период существовал только один вид судов, правомочных рассматривать гражданские дела, – суды общей юрисдикции.
В настоящее время в ст. 46 Конституции сказано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Тем самым на высшем уровне нашло свое закрепление право на судебною защиту.
Кроме того, из всего сказанного выше можно сделать следующий вывод: тот первоначальный смысл, который придавался понятию “гражданское дело”, изменился. Сейчас этим термином обозначаются не только споры между частными субъектами, а широкий круг разнородных дел, возникающих в том числе из отношений власти и подчинения.
Гражданские дела вправе рассматривать как судебные, так и несудебные органы.
Известно, что в настоящее время в судебную систему РФ входят различные виды судов.
Соотношение полномочий судов по рассмотрению гражданских дел основано на правиле, согласно которому суды общей юрисдикции рассматривают любые гражданские дела, если в силу специального указания закона они не отнесены к подведомственности других судов (арбитражных судов, КС РФ и т.д.). Получается, что основной объем гражданских дел подлежит рассмотрению именно в судах общей юрисдикции, а следовательно, юрисдикция этих судов по гражданским делам практически всеобъемлющая.
Общий перечень подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел закреплен в ст. 22 ГПК. К таким делам, в частности, относятся:
Все сказанное выше не исключает того обстоятельства, что из числа гражданских дел, которые могут быть рассмотрены в судах в настоящее время, также есть исключения. Например, в ст. 1062 ГК определено, что требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, по общему правилу, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, указанных в п. 5 ст. 1063 ГК.
В соответствии со ст. 17 СК муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.
Системное толкование ст. 20 и 19 СК дает основание полагать, что из судебной подведомственности исключены дела о расторжении брака при взаимном согласии супругов на расторжение брака в том случае, если они не имеют общих несовершеннолетних детей.
Судебная практика (позиция ВС РФ): Исключение составляют случаи, когда один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака, например, отказывается подать совместное заявление о расторжении брака либо отдельное заявление в случае, когда он не имеет возможности лично явиться в орган загса для подачи совместного заявления (Постановление Пленума ВС РФ от 05.11.1998 № 15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”).
Кроме того, не подлежат рассмотрению в судах дела о расторжении брака, если один из супругов является недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. В таких случаях расторжение брака производится в органах загса по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.
Трудно согласиться с авторами, которые полагают, что исключение из судебной подведомственности ряда дел не соответствует современному правопониманию и Конституции. Полагаем, что такие исключения в некоторых случаях не просто возможны, но иногда и полезны.
Речь идет о тех ситуациях, когда судебное вмешательство не нужно, поскольку очевидна либо бесспорность самого вопроса, либо целесообразность его решения в ином порядке [7] . Другое дело, что, предусматривая такие исключения, законодатель должен быть чрезвычайно аккуратен.
Кроме того, исключение того или иного вопроса из судебного ведомства и отнесение его к административным органам совсем не означает, что действия таких органов никому не подконтрольны. Так, например, если органы загса отказываются расторгнуть брак с недееспособным лицом, данный отказ может быть обжалован в суд.
Как уже было сказано, вопрос о подведомственности, в том числе судебным органам, касается исключительно правовых вопросов, поэтому нужно отличать внеправовые вопросы, которые не подлежат рассмотрению в судах [8] от пробелов в праве, т.е. тех отношений, которые входят в сферу правового регулирования, но по какой-либо причине не учтены нормой права, хотя потребность в этом очевидна. Такие пробелы преодолеваются судом с помощью аналогии закона или права.
- [1]Васьковский Е. В. Учебник гражданского процесса. М., 2003. С. 133.
- [2] Там же.
- [3]Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. Конституционное право. Т. I. СПб., 1908. С. 47.
- [4] Это приводило к тому, что для советской учебной процессуальной литературы разных лет характерным для главы “подведомственность” было наличие отдельных параграфов, посвященных специфике подведомственности отдельных категорий дел, где подробно описывалось, какие из соответствующих дел подлежат, а какие не подлежат рассмотрению в суде.
- [5]Гурвич М. А. Лекции по советскому гражданскому процессу. М., 1950. С. 68.
- [6] См., например: Туманов Д. А. Приказное производство в настоящее время: процесс или фикция процесса? // Журнал российского права. 2008. № 7. С. 72.
- [7]Чечина Н. А. Пути совершенствования правовой защиты личности в государстве (проблема судебной подведомственности) // Проблемы совершенствования правосудия по гражданским делам. Ярославль, 1991. С. 32.
- [8] Необходимо заметить, что вопрос о том, могут или нет в суде рассматриваться неправовые требования, спорен. Позиции, согласно которой такие требования должны приниматься к судебному рассмотрению, из современных авторов придерживается, например, А. Т. Боннер (см.: Боннер А. Т. Беспредметны ли “беспредметные иски”? // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2005. С. 743–757).
Рядом авторов отмечается отпадение необходимости в дробной регламентации права на судебную защиту, обусловленное правом суда рассматривать все без исключения так называемые дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц.
Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции определяется ст. 22 ГПК. Основными критериями отнесения гражданских дел к судебной подведомственности является:
Ø субъектный состав материального правоотношения и +
Ø содержание материального правоотношения.
Субъектами материального правоотношения являются физические лица:
Ø лица без гражданства,
Ø иностранные лица,
Ø юридические лица любой формы собственности
Ø хозяйственные товарищества и общества, (за исключением полных товариществ, товариществ на вере, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ).
Ø производственные и потребительские кооперативы
Ø государственные и муниципальные унитарные предприятия
Ø некоммерческие организации: (общественные и религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы)
Ø субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа
Ø городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.
Ø организации не являющимися юридическими лицами (избирательные комиссии по выборам депутатов, комиссии по организации и проведению референдумов, избирательные блоки и объединения, инициативные группы по проведению референдума и др.).
Отдельными авторами указывается, что определяющим для отнесения правового конфликта к подведомственности суда общей юрисдикции является то, что одним из субъектов спорного правоотношения обязательно должно быть физическое лицо, в противном случае дело подведомственно АС. С данным утверждением согласиться не представляется возможным, т.к. для того, чтобы дело было подведомственно АС между субъектами правоотношения, кроме того, что они являются юридическими лицами или гражданами предпринимателями, должны быть договорные отношения. (ДТП с участием 2 автомашин, принадлежащих юридическим лицам – договорных отношений нет – дело о возмещении причиненного ущерба будет рассматриваться судом общей юрисдикции, а не АС).
В соответ. со ст. 22 ГПК суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, судам общей юрисдикции подведомствен широкий круг вопросов, рассматриваемых и разрешаемых в порядке искового судопроизводства.
Пленум ВС РФ в постановлении от 20.11.2003 г. № 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» дал следующее разъяснения: дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе.
2) дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства. Судебный приказ выдается, если:
Ø требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
Ø требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
Ø требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
Ø требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
Ø требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
Ø требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику з/п;
Ø заявлено органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, понесенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения (ст. 122 ГПК).
3) дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК)
Ø по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено ФЗ к компетенции иных судов;
Ø по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
Ø по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;
Ø иные дела из публичных правоотношений и отнесенные ФЗ к ведению суда.
4) дела особого производства (ст. 262 ГПК)
Ø об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
Ø об усыновлении (удочерении) ребенка;
Ø о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
Ø об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
Ø об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
Ø о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
Ø о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
Ø о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
Ø о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
Ø по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
Ø по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как ФЗ к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела. (к особому производству в качестве самостоятельной категории дела можно отнести дела о признании гражданина дееспособным – п. 3 ст. 29 ГК, ч. 2 ст. 286 ГПК).
5) дела об оспаривании решений ТС и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений ТС;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
7) дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
Все вышеперечисленные категории дел суды рассматривают и разрешают при условии, что в них отсутствуют экономические споры. Кроме того, судам общей юрисдикции не подведомственны дела, прямо отнесенные ФКЗ или ФЗ к подведомственности АС. Так, ст. 33 АПК содержит перечень дел, которые подведомственны только АС (так называемые дела специальной подведомственности):
Ø о несостоятельности (банкротстве);
Ø по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
Ø по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
Ø по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
Ø о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
Ø другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных ФЗ.
Указанные дела рассматриваются АС независимо от субъектного состава участников спорного правоотношений.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если в заявлении содержится несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – АС и их разделение невозможно, дело в силу установленного законом приоритета судов общей юрисдикции перед АС рассматривает и разрешает суд общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, то суд общий юрисдикции принимает к своему производству лишь требования в соответствии со своей подведомственностью, о чем выносит определение. В этом случае судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных АС.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.