Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "реорганизация унитарного предприятия". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В случаях, установленных Федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.
2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.
3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
5. В случае, если иное не предусмотрено Федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.
При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.
6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.
7. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
О правомерности требования регистрирующих органов при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, предъявлять доказательства уведомления кредиторов и выносить решение об отказе в государственной регистрации при их отсутствии см. письмо Федеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ в пункт 8 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.
См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона
Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования
Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования
Правовую основу норм, посвященных реорганизации унитарных предприятий в форме преобразования, составляет определенный пласт нормативно-правовых актов Российской Федерации. Большинство правовых норм, регулирующих эти вопросы, закрепляют следующие документы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
- Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее — Закон N 161-ФЗ);
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее — Закон N 178-ФЗ);
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законами, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Особое внимание при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования следует уделять передаточному акту, ведь в случае неправильного его составления новому юридическому лицу могут быть нанесены существенные убытки. Исходя из анализа требований законодательства, а также из экономического содержания хозяйственной операции, в этот документ целесообразно включить, например, следующее:
- сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора, в том числе использование прибыли;
- бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);
- исчерпывающий перечень прав и обязанностей: указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил;
- обязательства, которые оспариваются третьими лицами;
- налоговые расчеты отчетного периода;
- результаты инвентаризации и др.
2 Закона N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Согласно п. 1 ст. 29 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, данным Законом и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона N 161-ФЗ при преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение 6 мес. несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2008 N А78-4951/07-Ф02-2514/08 по делу N А78-4951/07).
В соответствии со ст. 34 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А56-3872/2008).
Согласно положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 220-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” с 02.08.2011 федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию.
Следует отметить, что такая возможность будет рассматриваться в отношении ФГУП, ориентированных на выполнение работ и оказание услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, права, спорта и т.д.
Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования
В силу специфики своей деятельности такие предприятия, по сути, являются некоммерческими организациями.
Организационно-правовая форма автономной некоммерческой организации позволит ФГУП, оказывающим социально ориентированные услуги гражданам, наиболее гибко осуществлять свою деятельность, а также сократить государственный сектор в экономике.
Законом предусматривается, что в каждом отдельном случае решение о преобразовании будет приниматься Правительством РФ, которым также будут определяться основные цели деятельности создаваемой организации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию ФГУП.
Кроме того, Правительством РФ могут быть установлены дополнительные условия преобразования ФГУП в автономные некоммерческие организации.
Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с Законом N 178-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Закона N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ способами приватизации, в частности, являются преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (ОАО) или общество с ограниченной ответственностью (ООО).
При этом в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 178-ФЗ приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со ст. 11 данного Закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала ОАО, установленному ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее — Закон N 208-ФЗ), или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в ОАО.
В случае если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации 3 календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельного значения, установленного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в ООО.
Если же определенный размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества, установленного ст. 26 Закона N 208-ФЗ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в ООО.
Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества. На его основе собственник имущества (публично-правовое образование) как юридическое лицо принимает решение о приватизации. В нем согласно п. 2 ст. 14 Закона N 178-ФЗ указываются:
- состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
- перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
- размер уставного капитала ОАО или ООО, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;
- количество, категории и номинальная стоимость акций ОАО или номинальная стоимость доли участника ООО — Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В п. 3 ст. 14 Закона N 178-ФЗ закреплено, что со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе:
- сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;
- совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки, связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
- получать кредиты;
- осуществлять выпуск ценных бумаг;
- выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14 Закона N 178-ФЗ).
Унитарное предприятие считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 6 ст. 29 Закона N 161-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, а также со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В уставах созданных путем преобразования унитарного предприятия ОАО, ООО должны быть учтены требования Закона N 208-ФЗ, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и определенные Законом N 178-ФЗ особенности.
Уставами созданных ОАО, ООО определяются в обязательном порядке цели и предмет деятельности этих обществ. Размеры уставных капиталов созданных путем преобразования унитарного предприятия открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью определяются в порядке, установленном ст. 11 Закона N 178-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 37 Закона N 178-ФЗ до первого общего собрания акционеров ОАО или общего собрания участников ООО руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в ОАО или ООО, назначается директором (генеральным директором) ОАО или ООО.
При этом одновременно с утверждением устава ОАО, устава ООО определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), и назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель. Также образуется ревизионная комиссия, или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания акционеров ОАО, общего собрания участников ООО, если образование совета директоров (наблюдательного совета) и (или) ревизионной комиссии или назначение ревизора предусмотрены уставом ООО.
Уставом ООО, 100% уставного капитала которого принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, не может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение доли, продаваемой его участником.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред.
от 06.04.2011).
Закон № 178-ФЗ от 21.12.01 признает реорганизацию одним из способов приватизации муниципального имущества. В нормативном акте подробно описывается, как проходит преобразование МУП в частную компанию (ООО или АО). Соблюдение правовых указаний – обязательное условие действительности передачи активов. Нарушения грозят спорами и аннулированием результатов длительной процедуры.
Процесс регулируется многочисленными нормативными актами. Правовая основа представлена рядом законов разного уровня:
Уточнять правила перевода имущества в частную собственность вправе местные или региональные власти. В спорных ситуациях юристы рекомендуют опираться на судебную практику (например, письмо ВАС РФ № 15 от 11.06.97).
Реорганизация муниципальных предприятий как способ приватизации
Общую характеристику термину дает статья 57 ГК РФ. Допустимыми формами реорганизации признаны слияние, разделение, преобразование, выделение и присоединение. Основанием процедуры является решение собственников. Однако в некоторых случаях разрешается проводить процедуру принудительно – по судебному акту (п. 2 ст. 57 ГК РФ, ст. 29 и 34 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Так, с иском могут обратиться представители антимонопольного органа (п.6 ст. 23 закона 135-ФЗ от 26.07.06). Разбирательства с участием ФАС РФ связаны с угрозой нарушения принципов добросовестной конкуренции.
Важно! Что такое реорганизация, в гражданском законодательстве не поясняется. Практикующим юристам приходится довольствоваться косвенными характеристиками.
Ключевыми принципами перевода МУП в частную собственность являются:
- Возмездность. Если конечным владельцем предприятия становится третье лицо, в местный бюджет зачисляется выкупная стоимость. Цена должна соответствовать рыночным показателям.
- Формальность. Каждый этап процедуры документируется. Регистрация всех изменений производится в налоговых органах. В случае передачи недвижимого имущества, записи вносят и в ЕГРП.
- Общественный контроль. Информация о реорганизации публикуется в открытых источниках.
Основной особенностью преобразования является преемственность. Имущество, права и обязанности МУП переходят к хозяйственному обществу. За работниками сохраняются места, а сделки с контрагентами исполняются в штатном режиме (ст. 58 ГК РФ).
Целью реорганизации является повышение экономической эффективности. Имущественные комплексы, оборудование и земельные участки после передачи в частную собственность приносят большую прибыль. Причиной такого явления становится юридическая разница между МУП и ООО.
Приватизация в форме реорганизации имеет свои плюсы и минусы. Преимуществом является вывод на рынок действующего коммерческого комплекса. К деятельности приступает предприятие с историей, оборотами, штатом специалистов и деловыми связями. Тратить время на становление бизнеса не нужно. Недостатками следует считать предельную формализацию, длительность и внушительные издержки.
Требования для преобразования жесткие. Реорганизация в ООО возможна, если показатели МУП не выходят за рамки ст. 4 закона 209-ФЗ от 24.07.07:
- трехлетний доход – не более 800 миллионов рублей;
- численность персонала за тот же период – до 100 человек.
Нельзя приватизировать муниципальные предприятия, имущество которых изъято из гражданского оборота. Под запретом остаются некоторые объекты социальной, культурной, коммунальной сферы. Полный перечень таких активов приведен в пункте шестнадцать письма Министерства имущества РФ № АБ-2/10099 от 06.06.02.
Пошаговая инструкция содержится в третьей главе закона 178-ФЗ от 21.12.01. Процедура проводится поэтапно.
Реорганизация муниципального предприятия – процесс трудоемкий и длительный. На реализацию прогнозного плана уходят месяцы и годы. Во избежание волокиты в законе были установлены четкие временные границы для совершения тех или иных действий.
- Информирование о приватизации. Сведения о результатах выполнения программ местные власти обязаны публиковать в сети ежегодно – до 1 марта (ст. 10 закона 178-ФЗ).
- Внесение записи о реорганизации МУП. Уведомить налоговый орган о переходе к преобразованию руководитель муниципального предприятия обязан в течение 3 суток. Извещение Р12003 отправляют с приложением копии распоряжения администрации. Срок отсчитывают с момента издания соответствующего документа (13.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01).
- Утверждение промежуточного баланса. Передать результаты инвентаризации собственнику директор МУП может после истечения времени, отведенного кредиторам на предъявление претензий. Исчисляют срок с момента публикации сообщения в открытых источниках – 30 суток. При возникновении споров отсчет ведут со дня вручения письменного уведомления.
- Непосредственная регистрация ООО. Постановка правопреемника на государственный учет осуществляется налоговыми органами в течение 5 рабочих суток (ст. 8 закона 129-ФЗ от 08.08.01).
Дополнительного времени может потребовать оформление прав хозяйственного общества на недвижимость. Основанием регистрации станет передаточный акт и документы о реорганизации. Сроки внесения записей в ЕГРП зависят от типа объекта, способа подачи заявления и содержания права (ст. 16 закона 218-ФЗ от 13.07.15).
В завершение отметим чрезвычайную трудоемкость процесса. Реорганизация муниципального предприятия в частную фирму без привлечения квалифицированных специалистов невозможна.
Унитарное предприятие — это особенная форма функционирования предприятия, при которой имущество, используемое компанией, не является его собственностью. Существуют такие виды унитарных предприятий:
Особенности реорганизации и ликвидации унитарных предприятий
Ликвидация УП — это комплекс мер, направленных на прекращение его деятельности (ст.61 ГК РФ). Юристы выделяют такие виды ликвидации данного типа предприятий:
- добровольная ликвидация. Проводится по решению органа, который создал компанию (орган местного самоуправления либо другой орган государственной власти). Проводится по типичной установленной законом процедуре;
- принудительная ликвидация. Проводится по решению арбитражного суда, основаниями для которого могут послужить такие моменты в деятельности предприятия:
- систематическое нарушение законов РФ;
- отсутствие разрешений на определенные виды деятельности;
- проведение незаконной деятельности;
- отказ устранить нарушения в своей деятельности, которые были выявлены государственными органами во время проверок;
- банкротство. Процедура проходит стандартно. Единственная особенность состоит в том, что руководитель предприятия не является его собственником, поэтому не может по своим полномочиям подать иск в арбитражный суд. При наличии первых признаков несостоятельности организации руководитель официально обращается в орган власти, который создал организацию, и сообщает про кризисную ситуацию;
- реорганизация. Согласно норм ст.29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 года №161 процедура реорганизации УП может быть проведена в таких общепринятых формах:
- слияние;
- присоединение;
- выделение;
- разделение;
- изменение организационно-правовой формы деятельности предприятия в виде преобразования.
В процессе преобразования МУП в АО проводится комплекс действий:
- аудит финансово-экономической деятельности предприятия с целью выявления проблемных зон деятельности и перспектив развития;
- проведение инвентаризации имущества компании. Цель данной процедуры состоит в анализе стоимости целостного имущественного комплекса, на основе которого ранее функционировало МУП;
- создание комиссии по приватизации в рамках принятия государственным органом решения о проведении реорганизации. Дело в том, что даже если АО останется в государственной форме собственности, все равно имущество придется передавать на баланс предприятия.;
- деятельность комиссии. После проведения уведомлений о преобразовании формируется передаточный акт. Стоимость и перечень имущества компании оценивается на основании заключений аудита, актов инвентаризации и документов на земельные участки, которые используются в процессе функционирования общества. После этого также проводится выпуск акций общества;
- регистрация изменений в органах Росреестра.
Важно отметить, что государство может продать часть выпущенных акций желающим физическим и юридическим лицам.
Старт процедуры реорганизации ГУП в ГБУ ничем не отличается от преобразования МУП:
- выдается приказ о проведении реорганизации. Данный документ составляет руководитель органа государственной власти, который является собственником предприятия;
- создается реорганизационная комиссия.
Основными задачами данной комиссии являются:
- проведение инвентаризации;
- организация и контроль за проведением аудита финансового состояния предприятия.
Далее рассмотрим процесс проведения реорганизации ГУП в АО. Согласно норм ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» для возможности старта процесса реорганизации по типу преобразования в АО Правительство РФ вносит объект в План приватизации, который утверждается на период от 1 до 3 лет. После начала процедуры приватизации согласно норм п.3 ст.14 ФЗ о приватизации предприятие должно придерживаться ряда ограничений:
- невозможность сокращения численности персонала;
- совершать дорогостоящие сделки ( в размере более чем 50000 МРОТ).
По результатам проведения инвентаризации составляется передаточный акт, в котором указывается сумма стоимости имущества и перечень объектов. После оформления передаточного акта вновь созданное на базе ГУП АО принимает имущество на свой баланс. Параллельно АО, находящееся в собственности государства, проводит выпуск акций, которые потом могут быть проданы физическим и юридическим лицам.
Никакие другие моменты реорганизации не отличаются от общепринятых в законе.
Процедура преобразования ФГУП в АО проходит так:- регистрация информации о проведении реорганизации в ЕГРЮЛ;
- оформление справки из Пенсионного фонда РФ про отсутствие задолженности по уплате налогов и сдаче необходимой отчетности;
- проведение выпуска акций и государственная регистрация эмиссии;
- подача регистрационных документов в Росреестр, проведение государственной регистрации преобразованного предприятия;
- организация хранения реестра акционеров предприятия;
- после этого производится изготовление новой печати компании;
- предоставление информации про эмиссию акций в государственные органы;
- открытие расчетного счета в банке;
- переоформление всех лицензий и документов, которые были у «старого» предприятия.
Согласно норм закона ЧУП можно реорганизовать только в ООО. Процедура проведения действия такова:
- проведение собрания с участием потенциальных новых партнеров;
- создание комиссии по инвентаризации имущества;
- проведение процедуры уведомления государственных органов о начале реформирования предприятия;
- уведомление кредиторов о старте реорганизации;
- период принятия претензий от кредиторов (30 дней с момента старта реорганизации);
- подведение итогов инвентаризации;
- подготовка регистрационных документов на новое юридическое лицо и подача документов в органы Росреестра;
- получение свидетельства о государственной регистрации.
О примере реорганизации ГУПов расскажет данный видеосюжет:
Унитарное предприятие может быть реорганизовано (см. Приложение 3) по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и иными федеральными законами.
В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.
Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
- – слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
- – присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
- – разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
- – выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
- – преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой – – формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.
Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.
При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.
Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Реорганизация унитарного предприятия осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования и считается состоявшейся с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.