Рассмотрение трудовых споров в ктс

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "рассмотрение трудовых споров в ктс". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС)

Комиссия по трудовым спорам (КТС) – это орган коллектива работников, созданный непосредственно в организациях или у индивидуальных предпринимателей для рассмотрения трудовых споров работников данных организаций или индивидуальных предпринимателей.

Порядок образования комиссии по трудовым спорам (КТС)

Комиссии по трудовым спорам (КТС) формируется на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя.

Согласно ст. 384 Трудового кодекса РФ для образования комиссии по трудовым спорам необходима инициатива работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя).

Избрание в состав КТС представителей работников может быть осуществлено двумя способами:

  1. Избрание на общем собрании (конференции) работников.
  2. Делегирование представительным органом работников с последующим утверждением их на общем собрании.

По общему правилу, избранными считаются кандидатуры, которые получили большинство голосов и за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Представители работодателя в комиссии по трудовым спорам назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем.

Законом не урегулирован порядок определения численного состава комиссии по трудовым спорам. Представляется, что предложение о численном составе должно исходить от стороны, выступившей с инициативой создания такой комиссии.

Трудовой кодекс РФ не определяет срока полномочий комиссии по трудовым спорам. Вероятно, что указанный срок может быть установлен сторонами социального партнерства.

Члены комиссии по трудовым спорам избираются (назначаются) на весь срок ее полномочий. Для обеспечения нормального функционирования комиссия по трудовым спорам из своего состава избирает председателя и секретаря.

Порядок избрания и компетенция председателя и секретаря определяются самой комиссией, поскольку иное не предусмотрено законом. Избранным считается член КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входивших в данную комиссию.

К обязанностям секретаря относится выполнение технической работы: ведение делопроизводства, в том числе регистрация поступивших в комиссию заявлений работников, подготовка и выдача надлежаще заверенных копий решений, выписок из протоколов заседаний комиссии по трудовым спорам, удостоверение и хранение дел.

В компетенцию председателя комиссии по трудовым спорам включается решение таких вопросов, как организация деятельности КТС, в том числе организация подготовки материалов к заседанию комиссии, ведения протокола заседания, ведение самих заседаний при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых КТС решений.

Согласно ст. 384 Трудового кодекса РФ помимо председателя КТС, из состава комиссии по трудовым спорам может быть избран также заместитель председателя, который наделен полномочиями подписывать протокол заседания комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем. Именно работодатель обязан предоставить КТС помещение, необходимое для проведения заседаний, обеспечить оргтехникой, бумагой, другими средствами.

По решению общего собрания (конференции) работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии формируются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организаций. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих структурных подразделений.

Порядок обращения в комиссию по трудовым спорам (КТС)

Моментом возникновения трудовых процессуальных правоотношений в ходе рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам является момент обращения работника в КТС с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 386 ТК РФ работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пропуск данного срока не дает комиссии по трудовым спорам права отказать работнику в принятии его заявления. В любом случае комиссия по трудовым спорам обязана принять поступившее с пропуском указанного срока заявление работника.

Форма обращения в комиссию по трудовым спорам законом не определена, так что работник вправе обращаться в комиссию лично, а также направить заявление по почте, по факсу.

Заявление работника, поступившее в комиссии по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации комиссией. Порядок регистрации заявлений, поданных в КТС, устанавливается самой комиссией. Как правило, комиссия ведет журнал регистрации таких заявлений.

Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС)

Трудовой спор в КТС рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им в соответствии с законом представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению.

Работник и работодатель должны быть своевременно извещены о времени и месте проведения заседания комиссии по трудовым спорам, а также о переносе его на другой день. Неявка работника или его представителя обязывает КТС отложить рассмотрение заявления. Вторичная неявка работника или его представителя на заседание комиссии без уважительных причин дает право комиссии по трудовым спорам снять заявление с рассмотрения.

В процессе подготовки дела к рассмотрению в порядке досудебного разбирательства комиссия по трудовым спорам может вызвать на свое заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения проверок, представителей профсоюзов.

По требованию комиссии по трудовым спорам руководитель организации как представитель работодателя или работодатель – индивидуальный предприниматель обязан в предусмотренный срок предоставить в ее распоряжение все необходимые документы и расчеты.

Заседание комиссии должно начинаться с определения правомочности состава КТС. Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На следующем этапе досудебного разбирательства целесообразно доложить о том, какое заявление рассматривается на заседании комиссии, какие требования были заявлены работником, какие документы собраны по данному делу. После того следует выслушать требования работника (его представителя) и его соображения, а также представителя работодателя. После объяснений сторон заслушиваются пояснения свидетелей и специалистов, изучаются письменные материалы дела.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает права работников заявлять отводы членам комиссии по трудовым спорам. Однако практика свидетельствует о том, что иногда такие отводы заявляются отдельным членам КТС. Данный вопрос рассматривается другими членами данной комиссии.

Читайте так же:  Исковая давность по заработной плате после увольнения: как правильно действовать?

Во время заседания комиссии по трудовым спорам ведется протокол, в котором подробно освещаются процесс разбирательства индивидуального трудового спора, исследования доказательств и выводы ее членов. Протокол подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью.

Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам (КТС)

Решение комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение не принимается, если за него проголосовало половина или менее половины присутствующих на заседании членов комиссии.

Протокол заседания подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания КТС, но вправе изложить в нем особое мнение.

В целях достижения максимальной объективности и непредвзятости при вынесении решения Трудовой кодекс РФ устанавливает форму тайного голосования. Тайное голосование предполагает наличие бюллетеней для голосования. Обязанность по подготовке и хранению бюллетеней возлагается на постоянного работника, который назначается руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем приказом (распоряжением) для выполнения обязанностей по организационно-техническому обслуживанию комиссии по трудовым спорам. Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия, которая должна провести подсчет голосов. Результаты работы комиссии обязательно отражаются в протоколе заседания комиссии по трудовым спорам.

Решение комиссии по трудовым спорам (КТС) и его содержание

Решение комиссии по трудовым спорам является важным процессуальным документом, поэтому законодательством к нему предъявляются достаточно жесткие требования как по форме, так и по содержанию. Решение КТС должно иметь письменную форму, отражающую сведения, указанные в ч. 2 ст. 388 Трудового кодекса РФ.

В решении комиссии по трудовым спорам (КТС) указываются следующие сведения:

  • Наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, − наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника.
  • Даты обращения в комиссию и рассмотрения трудового спора, его существо.
  • Фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании.
  • Существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт).
  • Результаты голосования членов комиссии по трудовым спорам.

Принятые решения комиссии по трудовым спорам в последующем утверждении не нуждаются и могут исполняться немедленно. Комиссия по трудовым спорам не вправе их пересматривать, т.е. возвращаться к разрешению спора по существу комиссия полномочий не имеет.

Решение комиссии по трудовым спорам имеет обязательную силу. Обязательность решений комиссии заключается в необходимости исполнения их работодателем, а в случае отказа добровольно исполнить – в обеспечении принудительного исполнения. Копии решения КТС, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, в течение трех дней со дня принятия решения вручаются работнику и работодателю или их представителям.

Порядок обжалования решения комиссии по трудовым спорам (КТС)

В соответствии со ст. 390 Трудового кодекса РФ решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано в суд работником или работодателем в десятидневный срок со дня вручения копии решения комиссии.

Пропуск по уважительной причине срока, который установлен для обжалования решения комиссии по трудовым спорам, может быть восстановлен судом. В этом случае суд рассматривает индивидуальный трудовой спор по существу и выносит соответствующее решение.

К субъектам, наделенным правом обращения с заявлением о перенесении трудового спора в суд, относится также профсоюз, защищающий интересы работника.

Прокурор обращается в суд с заявлением о разрешении трудового спора в случае, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству или иным нормативным правовым актам.

КТС является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, кроме случаев, установ­ленных законодательными актами. Исключения установ­лены для трудовых споров, подлежащих рассмотрению непосредственно в суде. Кроме этого в КТС не могут рассматриваться вопросы установления, замены, пересмот­ра норм труда (расценок), должностных окладов (тариф­ных ставок), изменения штатов и др., поскольку они разрешаются нанимателем с участием соответствующих профсоюзов в пределах предоставленных им прав.

КТС является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, кроме случаев, установ­ленных законодательными актами. Исключения установ­лены для трудовых споров, подлежащих рассмотрению непосредственно в суде. Кроме этого в КТС не могут рассматриваться вопросы установления, замены, пересмот­ра норм труда (расценок), должностных окладов (тариф­ных ставок), изменения штатов и др., поскольку они разрешаются нанимателем с участием соответствующих профсоюзов в пределах предоставленных им прав.

По письменному соглашению между профсоюзом и нанимателем либо в случаях, предусмотренных в коллек­тивном договоре, КТС могут создаваться в цехах или других подразделениях организаций.

Профсоюзы выделяют в состав КТС своих членов постановлением профкома (цехкома), а наниматель назна­чает своих представителей приказом руководителя органи­зации. Прежде представители сторон выделялись (назначались) в КТС на срок полномочий профсоюзного комитета, а в настоящее время – на один год. Не требуется, чтобы в заседании КТС принимали участие все ее члены. Достаточно, если в очередном заседании участвует равное количество (например, по одному) представителей обеих сторон.

Наниматель обычно назначает своими представителями работников отдела кадров, юрисконсультов, экономистов, знания и опыт которых могут оказаться полезными для успешного рассмотрения дела. Профсоюз прежде был обя­зан назначать своих представителей из числа членов профсоюзного комитета. В настоящее время это не требу­ется. Важно только, чтобы выделенные люди были толко­выми и принципиальными членами профсоюза, способными отстаивать законные интересы работников. Свои полномо­чия представители сторон подтверждают доверенностями, которые подписывают соответственно председатель проф­кома и руководитель организации и др., а их подписи заверяются соответствующими печатями.

На практике можно столкнуться с таким положением, когда у нанимателя действует несколько профсоюзов. Законодательство о труде не регламентирует вопрос количества КТС в этом случае. Представляется возможным создание одной КТС, в составе которой, по соглашению между профсоюзами, могут быть выделены их представители. В этом случае КТС будет разрешать трудовые споры членов этих профсоюзов. При отсутствии такого соглашения возможно создание отдельных КТС с представителями каждого профсоюза. Каждая КТС будет разрешать трудовые споры работников­-членов профсоюза, представители которого выделены в ее состав.

Читайте так же:  Как рассчитать дорожный налог: пошаговая инструкция и пример расчета | Налоги и Финансы

Статья 240 ТК устанавливает дополнительные по сравнению с общими нормами законодательства о труде гарантии для членов КТС. Так, в период осуществления их полномочий не допускается расторжение трудового договора с ними по инициативе нанимателя (за исключением вызван­ного виновными действиями, предусмотренными п. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42, п. 1-3 ст. 44 ТК и иными законодательными актами, а также в случае ликвидации предприятия, органи­зации, прекращения деятельности индивидуального пред­принимателя, понижение оклада или тарифной ставки.

Исходя из принципа равенства сторон, члены КТС не избирают постоянных председателя и секретаря. Их обя­занности на каждом заседании комиссии поочередно испол­няют представители обеих сторон. При этом обязанности председателя и секретаря не могут на одном и том же заседании выполнять представители одной стороны. Если, например, председателем на данном заседании является представитель профсоюзного комитета, то секретарем дол­жен быть представитель нанимателя.

Порядок ведения делопроизводства в КТС устанавлива­ется отдельным соглашением нанимателя и профсоюза либо определяется коллективным договором. Организаци­онно-техническое обеспечение КТС закон возлагает на нанимателя (ст. 235 ТК).

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в КТС, содержится в ст. 236 ТК. К их числу относятся споры о (об):

– установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;

– переводе на другую работу и перемещении;

– оплате труда, в том числе при невыполнении норм выработки, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное время и ночное время;

– праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;

– выплате компенсаций и предоставлении гарантий;

– возврате денежных сумм, удержанных из заработка работника;

– выдачи спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания.

Кроме трудовых споров, указанных в ст. 236 ТК, в КТС могут рассматриваться иные трудовые споры, в частности:

· о переводе на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачи­ваемой работы в связи с незаконным переводом:

· о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда;

· о размере заработка, начисленного с учетом коэффи­циента трудового участия;

· о применении дисциплинарных взысканий;

· возникающие в связи с неправильностью или неточ­ностью записей в трудовой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудово­го договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) или иным предусмотрен­ным законодательством документам (п. 2 постанов­ления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 Г. N2 2).

Работники, не являющиеся членами профсоюза, в перечисленных случаях имеют право по своему выбору обратиться в КТС или суд.

Для обращения в КТС в настоящее время установлен трехмесячный срок, который исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении его права. Если этот срок пропущен по уважительным причи­нам, КТС может его восстановить (ст. 242 ТК) и рассмот­реть спор по существу. Отказ КТС в удовлетворении требования работника по причине про пуска срока на обращение за разрешением спора не лишает его права обратиться за его разрешением в суд. 3аявленный спор КТС обязана рассмотреть в десятидневный срок.

3аявление в КТС может подать любой работник, кото­рый находится или находился с нанимателем в трудовом правоотношении, если требование возникло до прекраще­ния трудового договора. 3аявление подается в письменном виде. В силу ч. 1 ст. 237 ТК заявление подлежит обязательной регистрации, для чего КТС должна вести специальный журнал.

Постановление КТС имеет обязательную силу и не подлежит утверждению нанимателем или профсоюзом. В решении КТС указывается:

– ФИО обратившегося в КТС работника;

– дата обращения в КТС и рассмотрения спора;

– фамилии участников комиссии, присутствующих на заседании;

– мотивированное решение комиссии.

Копия решения вручается в трехдневный срок работнику и нанимателю.

В порядке подготовки спора к рассмотрению КТС должна организовать сбор необходимых материалов, дать поручения относительно проведения бухгалтерских и тех­нических проверок, потребовать, чтобы наниматель пред­ставил необходимые расчеты и документы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Признав, что спор в достаточной мере подготовлен к рассмотрению, КТС назначает день и час своего заседания. Кроме заявителя, комиссия имеет право вызвать на засе­дание свидетелей, пригласить специалистов, представите­лей профсоюзов и других общественных организаций. Поскольку на заседании могут присутствовать и выступать все работники, спор должен рассматриваться внерабочее время, а о времени и месте проведения заседания следует оповестить трудовой коллектив.

Спор рассматривается в присутствии заявителя. Рас­смотрение спора без него допускается только по его письмен­ному заявлению. Если работник на заседание комиссии не явился во второй раз без уважительной причины, комиссия может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения. Это не лишает работника права подать заявление вновь, но в пределах упомянутого трехмесячного срока.

На заседании КТС ведется протокол, в котором указы­вается состав комиссии, кратко излагаются требования и возражения сторон, последовательно и достаточно полно отражаются действия, из которых состояло рассмотрение спора. Если соглашения достичь не удается, в протоколе излагаются позиции сторон (требования и возражения вместе с их обоснованием) и указывается, что соглашение не состоялось. Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии.

Работник или наниматель, если они не согласны с решением КТС, имеют право обжаловать решение КТС в суд в десятидневный срок (за исключением случаев, предусмот­ренных ст. 320, 321 ТК). Отсчет этого срока начинают со дня вручения сторонам копии решения КТС (ст. 239 ТК). Пропущенный десятидневный срок может быть восстанов­лен и потому истечение его не является основанием к отказу в приеме заявления.

Если работник или наниматель в течение десятиднев­ного срока не обжаловали решение КТС, оно подлежит добровольному исполнению нанимателем не позднее чем в трехдневный срок, по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование, за исключением решений, подлежа­щих немедленному исполнению (ст. 247 ТК).

Читайте так же:  Процедура наблюдения при банкротстве

Если наниматель добровольно не исполнит решение КТС в установленный срок, комиссия выдает работнику по его просьбе удостоверение на принудительное исполнение. Удостоверение не выдается в том случае, если работник или наниматель в установленный срок обрати­лись с заявлением о разрешении трудового спора в суд. В соответствии с ч. 3 ст. 249 ТК в удостоверении указываются: наименование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; даты его принятия и выдачи удостоверения; фамилия, имя, отчество работника; решение по существу спора. Удостоверение должно быть заверено подписями председателя и секретаря комиссии. Удостоверение приравнивается к исполнительному листу, выданному судом. Оно может быть передано судебному исполнителю в течение 3 месяцев с момента выдачи. В случае пропуска работником трехмесячного срока по ува­жительной причине КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Дата добавления: 2016-12-08 ; просмотров: 244 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС.

Индивидуальные трудовые споры — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в органы по рассмотрению трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовом отношении с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа последнего от заключения такого договора.

Первичным органом по рассмотрению индивидуальных исковых трудовых споров, как правило, является комиссия по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) образуется по инициативе работников или работодателей из равного числа их представителей. Представители работников избираются на общем собрании (конференции) или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Возможно создание КТС и в структурных подразделениях организации. Поскольку КТС создается по инициативе сторон, создание такой комиссии не является обязательным.

В состав КТС должны входить авторитетные работники, пользующиеся уважением и доверием в коллективе, профессионально подготовлен­ные к работе по разрешению трудовых споров. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель.

В компетенцию комиссии по трудовым спорам входит разрешение индивидуальных трудовых споров, кроме тех, для которых установлен иной порядок рассмотрения. Комиссия может рассматривать только исковые трудовые споры, поскольку она не уполномочена устанавли­вать новые условия труда или изменять действующие.

В КТС не могут рассматриваться трудовые споры, которые переда­ны на непосредственное рассмотрение судам.

Работник вправе обратиться в КТС путем подачи письменного заявления в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. При пропуске указанного срока по уважительной причине КТС вправе восстановить его и рассматривать дело по существу.

Порядок разрешения трудовых споров и принятия решений в КТС регламентируется ст. 387,388 ТК. Спор должен быть рассмотрен в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в присутствии заинтересованного работника. Рассмотрение спора в отсутствие работника возможно только по его письменному заявлению. Комис­сия вправе вызывать на заседание свидетелей, специалистов. По требованию КТС руководитель обязан предоставить ей необходимые документы.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины представителей каждой из сторон.

Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Копия решения должна быть в 3-даевный срок вручена работнику.

Если КТС не рассмотрит трудовой спор в течение 10 дней, работ­ник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение КТС может быть в 10-дневный срок обжаловано сторонами спора в суде. Решение вступает в силу по истечении 10 дней после его принятия (если оно не было обжаловано) и подлежит обязательному исполнению работодателем в 3-дневный срок. При обжаловании стороны должны дождаться судебного решения.

При неисполнении решения работодателем КТС выдает работнику удостоверение на принудительное исполнение, имеющее силу исполнительного листа, которое работник передает в суд для исполнения.

Изображение - Рассмотрение трудовых споров в ктс d0b7d0b0d0b3d0bed0bbd0bed0b2d0bed0ba

Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год.

По письменному соглашению между профсоюзом и нанимателем либо в случаях, предусмотренных коллективным договором, комиссии по трудовым спорам могут создаваться в подразделениях организаций.

Полномочия представителей сторон подтверждаются доверенностями, выданными в установленном порядке.

Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании комиссии по трудовым спорам выполняются поочередно представителями сторон. При этом обязанности председателя и секретаря на одном и том же заседании не могут выполняться представителями одной стороны.

Порядок ведения делопроизводства комиссией по трудовым спорам устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом либо в коллективном договоре.

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется нанимателем.

Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам (если она создана) является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.

Комиссия по трудовым спорам рассматривает споры работников — членов соответствующего профсоюза, связанные с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных правовых актов, трудовых договоров, в том числе об (о):

  1. установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;
  2. переводе на другую работу и перемещении;
  3. оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;
  4. праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
  5. выплате компенсаций и предоставлении гарантий;
  6. возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;
  7. предоставлении отпусков;
  8. выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания.

Работник — не член профсоюза имеет право по своему выбору обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд.

Читайте так же:  Что такое условный кадастровый номер земельного участка

Компетенция комиссий по трудовым спорам, созданных в подразделениях организаций, определяется по письменному соглашению между нанимателем и профсоюзом либо в коллективном договоре.

Порядок приема заявлений, поступающих в комиссию по трудовым спорам, и срок рассмотрения трудовых споров

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается только по его письменному заявлению.

При неявке работника на заседание комиссии по трудовым спорам рассмотрение заявления откладывается. При вторичной неявке работника без уважительных причин комиссия по трудовым спорам может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов (иных представителей работников) и других общественных объединений. По требованию комиссии по трудовым спорам наниматель обязан предоставлять необходимые расчеты и документы.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем комиссии.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок.

Решение комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам принимает решение по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза.

Решение комиссии по трудовым спорам имеет обязательную силу и утверждению нанимателем либо профсоюзом не подлежит.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются: наниматель; фамилия, имя, отчество обратившегося в комиссию по трудовым спорам работника; даты обращения в комиссию по трудовым спорам и рассмотрения спора; существо спора; фамилии членов комиссии по трудовым спорам, присутствовавших на заседании; мотивированное решение комиссии по трудовым спорам.

Копии решения комиссии по трудовым спорам в трехдневный срок вручаются работнику и нанимателю.

Обжалование решения комиссии по трудовым спорам

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или нанимателем, за исключением случаев, предусмотренных статьями 320 и 321 настоящего Кодекса, в суд в десятидневный срок со дня вручения им копии решения комиссии по трудовым спорам.

Пропуск указанного срока не является основанием к отказу в приеме заявления.

Гарантии для членов комиссии по трудовым спорам

В отношении работников — членов комиссии по трудовым спорам в период осуществления их полномочий не допускается понижение тарифной ставки (оклада) и расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пунктами 1 — 3 статьи 44 настоящего Кодекса и иными законодательными актами, а также в случае ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

Трудовым кодексом не регламентирован подробно порядок работы комиссии по трудовым спорам. Этот вопрос может быть урегулирован локальным нормативным правовым актом организации, например, положением о комиссии по трудовым спорам.

Правом обращения в КТС пользуется только работник организации. Заявление в КТС должны приниматься от всех работников, которые находятся и находились в трудовых отношениях. Право на обращение в КТС имеют уволившиеся работники, если их требование основано на трудовых отношениях с данным нанимателем (взыскание премии, заработной платы и др.). Наниматель таким правом действующим законодательством не наделен.

Заявление подается в письменном виде. В силу ч.1 ст.237 ТК заявление подлежит обязательной регистрации, для чего КТС должна вести специальный журнал [7, с.59]. Это необходимо для учета прохождения спора в КТС, сроков его рассмотрения и сроков исполнения решения КТС. При этом порядок регистрации заявления в КТС нуждается в более детальной регламентации. Так, в частности, Снигирева И.О. указывает, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, установленный ст.387 ТК РФ, включает в себя: обязательную регистрацию в КТС заявления работника; решение вопроса о присутствии работника, подавшего заявление, или его представителя на заседании КТС; право КТС вызывать на заседание свидетелей, опрашивать специалистов, требовать от работодателя представления необходимых для разрешения спора документов; критерии кворума заседания КТС; обязательность ведения протокола заседания.

КТС не вправе отказать работнику в приеме заявления из-за неподведомственности спора. Заявление должно быть вынесено на рассмотрение комиссии. Если спор не подлежит рассмотрению в КТС, то комиссия должна принять решение об отказе в разрешении спора.

Отказ в приеме заявления допускается лишь в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотрения КТС и по нему вынесено решение либо комиссия не пришла к соглашению.

Отмечу также, что в юридической литературе Российской Федерации в настоящее время ведется полемика относительно права КТС отказать в приеме заявления работника в том случае, если работник подал заявление в КТС, но предварительно не принял мер к разрешению разногласий с работодателем самостоятельно или с помощью представителя. В частности, одни авторы полагают, что проведение переговоров между сторонами по вопросу урегулирования разногласий не может признано в качестве обязанности сторон трудовых отношений. Это их право, но не обязанность. Другие же обосновывают право КТС в указанных случаях отказать в рассмотрении спора в связи с тем, что не был соблюден предварительный порядок, установленный законом. В этой ситуации разногласия еще не перешли в трудовой спор. Если работодатель уклоняется от переговоров с работником, то соглашение между ним и работником отсутствует. И работник вправе обратиться в КТС, представив доказательства уклонения работодателя от переговоров. Полагаем, что указанный вопрос в разрешении и применительно в Республике Беларусь.

Работнику – не члену профсоюза предоставлено право выбора – обратиться за разрешением вопроса в КТС или в суд. КТС не вправе отказать работнику в рассмотрении спора по причине того, что работник не является членом профсоюза, а суд не вправе отказать такому работнику в принятии заявления в связи с несоблюдением предварительного внесудебного порядка разрешения спора, так как право выбора органа по разрешению трудового спора принадлежит работнику.

В связи с указанным предоставляется обратить внимание на уже неоднократно поднимаемый в юридической литературе вопрос о неравенстве в сфере рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС работников, не являющихся членами профсоюза, и работников – членов профсоюза. Если первые имеют право выбора органа, который будет рассматривать трудовой спор, то вторые такого права необоснованно лишены. Представляется справедливой точка зрения, что в ТК в данном случае закреплено определенное неравенство, и более приемлемым является подход, предусмотренный в Трудовом кодексе Российской Федерации, в соответствии с которым право выбора (обращаться вначале в КТС либо сразу в суд) принадлежит работнику.

Читайте так же:  Как не попасть в ловушки при покупке квартиры от подрядчика БТИ: советы по обеспечению безопасности

У работника могут быть свои мотивы, по которым он не желает разрешать спор в КТС. При этом следует иметь в виду, что ст.60 Конституции гарантирует каждому право на судебную защиту. Поэтому в целом поддерживая возможность предварительного разрешения спора в КТС, считаю, что у работника должен быть выбор: обращаться в комиссию либо сразу непосредственно в суд [12, с.7-8].

Для обращения в КТС в настоящее время установлен трехмесячный срок, который исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении его права. Если этот срок пропущен по уважительным причинам, КТС может его восстановить (ст.242 ТК) и рассмотреть спор по существу. Отказ КТС в удовлетворении требования работника по причине пропуска срока на обращение за разрешением спора не лишает его права обратиться за его разрешением в суд. Заявленный спор КТС обязана рассмотреть в десятидневный срок.

На заседании комиссии участие всех членов КТС от нанимателя и профсоюза не обязательно, но количество членов комиссии, участвующих от каждой стороны, должно быть одинаковым. После поступления заявления в КТС наниматель и профсоюз определяют, сколько членов комиссии и кто конкретно будут рассматривать данный спор. Выделенные для разрешения трудового спора члены КТС должны подготовить заявление к рассмотрению: собрать необходимые материалы, поручить сделать определенные расчеты, определить, не требуется ли приглашение на заседание свидетелей и специалистов.

КТС извещает о времени рассмотрения спора работника, подавшего заявление, и нанимателя. Как правило, заседание комиссии должно проводиться в присутствии заявителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается только при наличии письменного заявления с просьбой рассмотреть заявление без него. При вторичной неявке работника на заседание КТС без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения. Такое решение не лишает работника права в пределах установленного законом срока подать заявления вновь.

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов (иных представителей работников) и других общественных объединений. Эти лица могут быть вызваны (приглашены) на заседание КТС как по ходатайству заинтересованных сторон спора, так и по инициативе самой КТС [6, с.243].

Наниматель обязан предоставить необходимые для разрешения спора расчеты и документы по требованию КТС.

Заседание начинается с проверки присутствующих членов КТС, а также выяснения их полномочности. Затем определяются лица, которые будут выполнять функции председателя и секретаря КТС (с учетом ранее изложенных особенностей). Председатель КТС сообщает о составе комиссии, рассматривающей спор, а также о поступившем в КТС заявлении, осуществляет проверку присутствия заинтересованных сторон и разъясняет право работника-заявителя и представителя на отвод любому члену КТС.

Если отвод бал заявлен, решается вопрос об удовлетворении (либо отказе в удовлетворении) отвода члену КТС.

Следует отметить, что вопрос о возможности осуществления отводу членов КТС законодательно не урегулирован, в то время как в юридической литературе по данному вопросу отсутствует единая точка зрения. Поэтому считаю целесообразным уточнить, что автор придерживается позиции, согласно которой заинтересованные стороны должны обладать правом на осуществление отвода любому члену КТС при наличии оснований, свидетельствующих о его заинтересованности в результатах рассмотрения спора.

Затем председатель КТС знакомит лиц, участвующих в рассмотрении заявления, с существом спора. После этого слово предоставляется работнику (его представителю) для изложения и аргументации своих требований и представителю нанимателя – для обоснования позиции нанимателя. В юридической литературе справедливо отмечается, что в ТК отсутствует указание о возможности работника иметь представителя в КТС.

Следующим этапом рассмотрения трудового спора в КТС является выяснения всех обстоятельств по рассматриваемому спору, для чего слово предоставляется свидетелям, экспертам, иным лицам, которые были вызваны (приглашены) для участия в рассмотрении спора.

На заседании КТС ведет протокол, в котором кратко фиксируется ход рассмотрения спора, все связанные с рассмотрением спора вопросы (например, существо ходатайств сторон; содержание пояснений свидетелей, экспертов и иных привлеченных для рассмотрения спора лиц и т.п.), содержание решения по рассматриваемому спору.

Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ порядка рассмотрения спора в КТС позволяет утверждать, что деятельность данного позволяет утверждать, что деятельность данного органа нуждается в более детальной регламентации. Как справедливо отмечается в юридической литературе Российской Федерации (однако актуальным данное утверждение является и для Республики Беларусь), ТК устанавливает лишь общий порядок рассмотрения споров в КТС. В остальном порядок своей работы (регламент) КТС определяет самостоятельно. В то же время на практике принято распространять на порядок рассмотрения споров в КТС некоторые принципы гражданского процесса: гласность разбирательства, возможность отвода члена КТС по аналогии с отводом судья или народного заседателя и т.д. Поэтому необходимо четкое определение принципов деятельности КТС на законодательном уровне: доступность обращения в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров; бесплатность обращения; принцип законности; принцип гласности рассмотрения индивидуальных трудовых споров; принцип профессионализма; принцип равенства сторон; принцип независимости досудебного органа; принцип диспозитивности, который предполагает широкие права участвующих в деле лиц; принцип обеспечения исполнения решения [12, с.9].

Изображение - Рассмотрение трудовых споров в ктс 327734357332
Автор статьи: Антон Петренко

Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 2.9 проголосовавших: 22

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here