Признание самовольной постройки законной

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "признание самовольной постройки законной". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Как защитить объект от признания самовольной постройкой и последующего сноса?

Изображение - Признание самовольной постройки законной hazova-ekaterina_300

Борьба с самовольными постройками является одним из трендов современной московской действительности, причем под угрозу уничтожения попадают не только временные, но и капитальные постройки. В своей колонке я рассмотрю, что является факторами риска для признания постройки самовольной и какие аргументы необходимо приводить в судебном споре с государственными органами.


Признаки признания постройки самовольной

Самовольными постройками могут быть признаны объекты капитального строительства (недвижимого имущества). Временные постройки, являющиеся движимым имуществом, также попадают в категорию риска: могут быть демонтированы в связи с признанием права собственности на них отсутствующим.

В случае, когда зарегистрированные в ЕГРН объекты недвижимого имущества имеют признаки самовольной постройки, наличие регистрации не исключает удовлетворения судом требования об ее сносе (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, далее – Постановление). Это объясняется необходимостью наличия правового основания для внесения записи в ЕГРН: например, акта госоргана – разрешения на строительство как основания возведения здания.

Доказывание добросовестного приобретения постройки на основании действительной сделки также не защитит собственника от ее сноса. Способом правовой защиты добросовестного приобретателя может стать только взыскание убытков с первоначального собственника постройки.

Гражданское законодательство предусматривает следующие признаки для признания постройки самовольной:

  • нарушение норм земельного законодательства, в виде неоформления права на земельный участок под постройкой, то есть в отсутствии, например, права собственности или права аренды (с правом возведения на участке объекта) на земельный участок;
  • возведение постройки без полученного разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса;
  • возведение постройки на земельном участке с нарушением его разрешенного использования (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 июля 2016 г. № 18-КГ16-61, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 29 апреля 2016 г. № 5-АПГ16-12);
  • возведение постройки на земельном участке с нарушением территориального зонирования в соответствии со ст. 35-40 Градостроительного кодекса РФ;
  • незаконная реконструкция объекта, которая привела к возникновению нового объекта) и иные нарушений градостроительных норм.

В соответствии с п. 29 Постановления ст. 222 Гражданского кодекса не регулирует демонтаж временных построек, а также на перепланировку, переоборудование недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект.


Полномочиями по принятию решения о сносе самовольной постройки обладает:


Виды судебных споров, связанных с самовольной постройкой

Споры по искам о признании права собственности на самовольную постройку, инициированные лицами, которые возвели такие объекты.

Истец может рассчитывать на признание права собственности на самовольную постройку, если:

  • участок под постройкой принадлежит истцу на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или на иных законных правах;
  • постройка соответствует параметрам строительства в документации по планировке территории и правилами землепользования и застройки;
  • соблюдены все требования безопасности (строительные нормы, правила пожарной безопасности и иные технические нормы), а также права третьих лиц.

Суды единообразно применяют названные условия, если они не соблюдены, шансов у собственника постройки на ее сохранение практически нет.

Смягчающим условием при применении п. 3 ст. 222 ГК РФ является то, что само по себе отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в признании права собственности. В соответствии с п. 26 Постановления истец должен доказать, что принял необходимые меры для легализации постройки, то есть подал все необходимые документы для получения разрешения на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию. Данное положение позволяет добросовестному застройщику, выполнившему иные требования п. 3 ст. 222 ГК РФ, рассчитывать на признание права собственности на спорную постройку.

Споры по искам о сносе самовольной постройки, в рамках которых уполномоченный орган (в Москве, например, в Департамент городского имущества г. Москвы) заявляет одновременно следующие требования:

  • о признании самовольной постройкой объекта недвижимого имущества;
  • об обязании ответчика снести объект недвижимого имущества;
  • о признании отсутствующим права собственности ответчика на объект;
  • об обязании ответчика освободить земельный участок путем демонтажа объекта.

Эти на первый взгляд противоречивые требования заявляют для предупреждения потенциально возможного отказа в удовлетворении иска по основанию неверного определения типа постройки, то есть по формальным основаниям в связи с неправильно сформулированными исковыми требованиями. Отнесение типа спорной постройки к капитальным или временным преимущественно происходит уже в процессе разрешения спора при проведении строительно-технической экспертизы.

Первые два требования относятся к капитальным строениям, связанные с ними отношения регулируются ст. 222 ГК РФ. Вторые два требования относятся к временным постройкам, к которым не применяются положения ст. 222 ГК РФ, в отношении таких строений заявляют негаторные требования о признании отсутствующим права собственности на объект в рамках ст. 304 ГК РФ.

Данный формат исковых требований вызывает у ответчика необходимость давать различные аргументы на каждый блок требований.

В случае если спор связан с объектом недвижимого имущества, возникшим в связи с проведением самовольной реконструкции, требования о приведении объекта в первоначальное состояние до проведения самовольной реконструкции или о сносе постройки также должны быть рассмотрены с учетом критериев признания постройки самовольной. При доказывании отсутствия факта создания нового объекта посредством самовольной реконструкции нужно учитывать, что созданием нового объекта является изменение индивидуализирующих характеристик объекта (высоты, площади, этажности и т.п.) (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 24-КГ15-6).

Читайте так же:  Образец справки о приеме на работу для удо

Для разрешения споров по требованиям о приведении объекта недвижимого имущества в первоначальное положение после проведения незаконной перепланировки (например, надстройки, изменившей высотные характеристики здания) не нужно доказывать наличие всех предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ обстоятельств. Достаточно доказать, что перепланировка не является реконструкцией (например, на основании технического заключения о состоянии несущих конструкций, допустимости и безопасности выполненных работ в здании), то есть изменения не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. № Ф 05-8418/2017 по делу № А40-242003/2015). Установление таких фактических обстоятельств подтверждает отсутствие необходимости в получении разрешения на строительство (подп. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”).

Для сохранения постройки необходимо доказать следующие фактические обстоятельства:

Наиболее сложным является доказывание наличие всех обстоятельств п. 3 ст. 222 ГК РФ: наличия разрешения на строительство или необоснованного отказа в его выдаче, расположения объекта в территориальной зоне, в которой строительство объектов спорного типа разрешено, а также наличия прав на земельный участок под объектом у создателя постройки. Для доказывания фактов необходимо предоставить суду следующие доказательства:

  • законность владения и пользования или пользования землей может быть доказана свидетельствами о праве собственности на земельный участок (выпиской из ЕГРН), о праве постоянного (бессрочного) пользования, договором аренды (с правом возведения объекта);
  • добросовестность при получении разрешения на строительство и/или акта ввода постройки в эксплуатацию доказывают предоставлением обращений в уполномоченные орган или согласованных уполномоченными органами (например, Москомархитектуры, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора)архитектурных концепций строительства (реконструкции) объектов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2013 г. по делу № А40-15485/11-28-131) и судебных актов, подтверждающих признание незаконными отказов администрации в выдаче разрешений на строительство;
  • факт соблюдения иных градостроительных, строительных, экологических, противопожарных и иных норм и правил и отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересы других лиц, угроз жизни и здоровью граждан может быть доказано соответствующим экспертным заключением (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2011 г. № по делу № А74-1315/2010).

Победа в споре с уполномоченными органами возможна также при доказывании хотя бы одного из двух фактов:

  • истечения срока исковой давности для предъявления требований о сносе самовольной постройки (три года со дня, когда уполномоченный орган узнал о нарушении права);
  • возведения постройки в период до 1995 года, то есть до даты вступления в силу ст. 222 ГК РФ.

Срок исковой давности исчисляется для органов власти независимо от перераспределения полномочий между ними (постановление Президиума ВАС РФ от 11 октября 2011 г. № 7337/11 по делу № А10-1434/2009). Органы власти имеют возможность получать сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на спорный объект (определение ВС РФ от 14 июля 2015 г. № 305-ЭС14-8858 по делу А40-161453/2012, постановление Президиума ВАС РФ от 4 сентября 2012 г. № 3809/12, постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. № 17630/12). То есть передача полномочий по контролю в сфере строительства или земельных отношений не влечет перерыва в сроке исковой давности. Предполагается, что о нарушении своего права органы власти узнают с даты регистрации права собственности на здание в ЕГРН.

Поскольку органы государственной власти заявляют требования, которые применимые и к капитальным, и к временным постройкам, изначально необходимо доказать факт отнесения постройки к объектам недвижимого имущества. Доказать этот факт поможет строительно-техническая экспертиза и предоставление технического паспорта БТИ на здание. Если в ином деле рассматривался вопрос о капитальности спорного объекта, возможно использовать преюдициальное значение такого факта.

Доказать отнесение постройки к капитальным объектам важно, поскольку в отношении временных построек органы власти заявляют негаторные требования, к которым не применяются правила о сроке исковой давности (ст. 208 ГК РФ, п. 7 Постановление Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности”). То есть пропуск срока исковой давности органом власти можно только в связи со спорным объектом недвижимости.

Для применения срока исковой давности необходимо доказать отсутствие следующих фактов (п. 6, п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 143, п. 22 Постановления):

  • постройка влечет нарушение прав истца, владеющего земельным участком, при создании постройки на земельном участке без его согласия.
  • постройка угрожает жизни и здоровью граждан.

Доказывание отсутствия угроз жизни и здоровью населения, связанных с постройкой, возможно за счет предоставления в суд экспертного заключения. Отсутствие у собственника земли (не являющегося собственником объекта) фактического владения землей под спорным объектом, даже в случае отсутствия его прямого согласия на возведение объекта, подтверждает необходимость применения общего срока исковой давности (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2017 г. № Ф02-4560/2017 по делу № А19-8769/2016, определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14 июля 2015 г. № 305-ЭС14-8858 по делу А40-161453/2012). При этом неоднократное заключение краткосрочных договоров аренды земельного участка под спорным объектом свидетельствует об осведомленности истца о нахождении такого объекта на участке (определение ВС РФ от 4 сентября 2015 г. № 305-ЭС15-11735 по делу № А40-102753/2013).

Доказывание факта возведения постройки в период до 1995 года, то есть до даты вступления в силу ст. 222 ГК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о сносе самовольной постройки. Правила о признании самовольной постройкой не применяются к объектам, возведенным до 1995 года, в связи с тем, что гражданское законодательство обратной силы не имеет (п. 1 ст. 4 ГК РФ) и на основании постановления Президиума ВАС РФ от 24 января 2012 г. № 12048/11, постановления Президиума ВАС РФ от 19 ноября 2013 г. № 6557/13.

Читайте так же:  Штраф по административному правонарушению постановление

Частой ситуацией является несовпадение даты фактической постройки здания и даты регистрации права собственности на нее. Доказывать нужно именно дату возведения постройки, для чего необходимо предоставить следующие документы: технический план приватизации и распоряжение Госкомимущества об утверждении плана. Косвенным доказательством постройки здания до 1995 года может быть акт оценки стоимости имущества при приватизации.

Таким образом, суды принимают решения в пользу сохранения спорной постройки при невозможности доказать наличие всех необходимых условий для признания ее режима законным только при наличии признака давности: пропуска уполномоченным органом срока исковой давности или возведения постройки до введения в действие ГК РФ.

Самовольная постройка 2018: как признать право собственности?

Осуществив самовольную постройку сооружения, каждый человек должен знать правила, которые помогут ему легализовать ее возведение, не потерять собственные средства при ее сносе, а также владеть общей процедурой получения права собственности на самовольную постройку. Все это вы найдете в данной статье и, дополнительно, получите полезную информацию о законодательных изменениях вступивших в силу с 01.09.2016 года.

Как известно: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Это выражение знакомо многим гражданам, даже очень далеким от юридической практики, да и от юриспруденции вообще. Однако, из года в год, происходит возведение тысяч построек, которые на законодательном уровне считаются самовольными и подлежат сносу. Что же это такое – «самовольная постройка»? Когда ее должны снести, а когда можно ее узаконить? На эти, и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Исходя из норм п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) если на земельном участке, который не был специально отведен в порядке, установленном действующим законодательством, было возведено какое-либо строение или оно было возведено без получения специальных разрешений, либо с нарушением технических норм, то такое строение считается самовольной постройкой.

После осуществления постройки, у лица, которое сделало данное действие, не возникает право собственности на возведенное сооружение. Соответственно, такая постройка не может быть отчуждена каким-либо образом: подарена, продана, обменяна и так далее.

Изображение - Признание самовольной постройки законной samovolnaya-postrojka-pravo-sobstvennosti-1

По общему правилу, самовольная постройка подлежит сносу за счет лица, которое ее возвело. Однако бывают исключения из данного правила, которые закреплены в п. 3 ст. 222 ГК РФ.

Для признания самовольной постройки законной, и, как следствие, получения права собственности на нее, необходимо, что бы земля на которой она возведена, была в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном владении у лица, желающего получить права на эту постройку. При этом, данное лицо должно компенсировать затраты на осуществление постройки, которые понесло лицо ее построившее. Размер компенсации определяется судом исходя из фактов и доводов сторон.

Если возведение постройки каким-то образом препятствует реализации прав других лиц, либо несет угрозу здоровью и жизни людей, она подлежит обязательному сносу.

Как признать право собственности на самовольную постройку?

Изображение - Признание самовольной постройки законной samovolnaya-postrojka-pravo-sobstvennosti-2

Изначально, нужно понять, можете ли вы претендовать на признание права собственности? Что бы иметь такую возможность, необходимо наличие одного из следующих фактов:

  • Вы собственник земельного участка;
  • Вы владеете земельным участком на праве бессрочного пользования;
  • Вы владеете земельным участком на праве пожизненного владения.

В любых других случаях, например, если вы арендуете землю, законных оснований претендовать на самовольную постройку у вас нет.

Следующий шаг – составление искового заявления (пример искового заявления можно скачать здесь).

В тексте искового заявления особое внимание необходимо обратить на:

  • Правильное указание права, на основании которого вы используете землю;
  • Подробно описать технический план постройки, а также указать ее вид;
  • Указать лицо, которое осуществило постройку (самостоятельно, либо назвать другое лицо).
  • Указать причины, по которой постройка может быть отнесена к разряду самовольных;
  • Указать, что факты, которые могут препятствовать получению права собственности на постройку, отсутствуют (соблюдены все нормы, угрозы для других людей не несет, ничьи права не нарушает);

Дополнительно, при самостоятельном возведении постройки, необходимо указать, предпринимали ли вы меры к ее узакониванию. Если да, то, что препятствовало осуществлению данного процесса.

Ответчиком может выступить лицо, которое осуществило постройку, либо, при самостоятельном возведении, местная администрация, к ведомству которой относится земля.

После составления иска, необходимо уплатить госпошлину. Размер госпошлины определятся исходя из общей цены иска, которая соответствует стоимости самовольной постройки.

В п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ указана непосредственная зависимость размера государственной пошлины от цены иска:

  1. до 20 000 руб. — 4% цены иска (не меньше 400 руб.);
  2. от 20 001 руб. до 100 тыс. руб. — 800 руб. + 3% от суммы, которая превышает 20 тыс. руб.;
  3. от 100 001 руб. до 200 тыс. руб. — 3 200 руб. + 2% от суммы, которая превышает 100 тыс. руб.;
  4. от 200 001 руб. до 1 млн. руб. — 5 200 руб. + 1% от суммы, которая превышает 200 тыс. руб.;
  5. свыше 1 млн. руб. — 13 200 руб. + 0,5% от суммы, которая превышает 1 млн. руб., но не больше чем 60 тыс. руб.

Если стоимость постройки до 50 тыс. рублей, то исковое заявление можно подать мировому судье по месту нахождения постройки, в ином случае – в районный суд.

Вместе с иском, в суд или мировому судье подаются:

  • Документы, подтверждающие право на землю;
  • Документ из БТИ или акт обследования – для подтверждения наличия самовольной постройки;
  • Документы, которые подтверждают отсутствие фактов, препятствующих получению права на постройку (справки МЧС, СЭС и т.д.);
  • Документы, подтверждающие попытку легализации постройки;
  • Квитанцию об уплате госпошлины;
  • Копии искового заявления в соответствии с количеством участников процесса (ответчик, третьи лица);
Читайте так же:  Льготы на налог на имущество

После рассмотрения иска и всех документов, суд принимает мотивированное решение в удовлетворении или отклонении вашей просьбы.

При удовлетворительном исходе судебного заседания, необходимо осуществить регистрацию права собственности на постройку.

Для этого, нужно уплатить госпошлину в размере 2000 рублей, а затем подать в Росреестр следующие документы:

  • Заявление о госрегистрации;
  • Паспорт заявителя;
  • Решение суда;
  • Квитанцию об уплате госпошлины.

Сотрудник, принимающий документы, сообщит вам дату, когда можно будет забрать готовое свидетельство или выписку из ЕГРП.

Законодательные изменения, вступившие в силу с 01.09.2016 года

13.07.2016 года был принят Федеральный закон №258-ФЗ, который предусматривает внесение изменений в ст. 222 ГК РФ.

Изображение - Признание самовольной постройки законной samovolnaya-postrojka-pravo-sobstvennosti-3

После вступления данных изменений в силу, с 01.09.2016 года расширилось понятие «самовольная постройка», а так же были внесены некоторые уточнения в процедуру ее узаконивания.

Так как данные изменения были «заточены», и непосредственно коснулись Республики Крым, в которой самовольные постройки имеют особо массовый характер, в понятие «самовольная постройка», помимо земельных участков, которые не были предоставлены в пользование в соответствии со всеми законодательными процедурами, были внесены земельные участки, использование которых не допускает строительства.

Было добавлено новое условие, которое обязательно должно присутствовать при признании права собственности на самовольную постройку – в момент обращения в суд, параметры постройки должны соответствовать определенной документации по планировке территории, правилам землепользования и иным требования и правилам нормативных документов.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Теперь, органы местного самоуправления получили право самостоятельно сносить самовольные постройки, которые расположены на определенных земельных участках: находящихся в зонах особых условий использования, являющихся территорией общего пользования, либо отведены под инженерные сети различных уровней значения.

Дополнительно, изменения урегулируют процедуру применения гражданского законодательства РФ ко всем сделкам, включая односторонние, которые осуществляются или осуществлялись на территории Республики Крым до дня ее принятия в РФ.

Что такое самовольное строительство: понятие, особенности, нормативная база

Самовольное строительство – это незаконное сооружение, возведенное:

  • без разрешения органов власти;
  • на непригодной территории;
  • с нарушением установленных правил;
  • без соблюдения технических норм, что создает угрозу жизни и здоровью других граждан.

Такие сооружения представляют собой объекты не только жилого фонда, но и коммерческой недвижимости. Например, признание дома самовольной постройкой означает, что он теряет статус пригодного для проживания.

Особенности самостроя:

  1. Запрещены все виды сделок (мена, дарение, купля-продажа и т.д.).
  2. Не является собственностью.
  3. Застройщик несет административную ответственность.
  4. Не признается объектом недвижимости.
  5. Не подлежит государственной регистрации.

На законодательном уровне нелегальные сооружения регулируются нормами гражданского, градостроительного и административного права.

Самовольными признаются все виды построек, при возведении которых предварительный этап подготовки (получение разрешения на строительство, определение соответствия типа земельного участка сооружению) был полностью пропущен или перенесен на более поздний срок.

Условия признания постройки самовольной зависят от следующих факторов:

  1. Наличие сопроводительной документации (технический план) или готовность ее подготовить в ближайшее время.
  2. Местонахождение (на какой территории расположен объект: частной или государственной).
  3. Наличие факта нарушения прав и законных интересов третьих лиц.

Правовые последствия самостроя и является ли самовольная постройка объектом гражданских прав.

Признание строения самовольной постройкой влечет наложение определенных санкций для лица, осуществившего возведение незаконно. В первую очередь такой объект подлежит сносу. Применяется и система штрафов:

  1. Для физических лиц: от 2 000 до 5000 рублей.
  2. Для юридических лиц от 500 тыс. до 1 млн. рублей.

В некоторых случаях недобросовестный строитель может легализовать сооружение. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • соответствие типа земельного участка возводимому зданию;
  • отсутствие нарушений при строительстве;
  • безопасность здания.

Признать самострой незаконным может только уполномоченный орган. Как правило, это происходит после обращения в суд заинтересованных лиц.

Административный порядок признания постройки самовольной

В административном порядке здание признается самостроем должностными лицами органов исполнительной власти. Они уполномочены осуществлять государственный строительный надзор и рассматривать дела данной категории нарушений.

Кроме этого, в административном порядке гораздо проще произвести признание самовольной постройки законной. При этом необходимо, чтобы:

  • сооружение было построено на подходящем участке;
  • объект не имел нарушений в конструкции;
  • для строительства не требовалось специальное разрешение.

Признать самострой самовольным прежде всего заинтересованы те граждане, права которых нарушены. В этом случае они обращаются в суд с требованием о сносе нелегальной постройки.

  1. Исковое заявление о признании самовольной постройки направляется в суд.
  2. Назначается заседание.
  3. Судья рассматривает все материалы дела, изучает доказательства.
  4. При наличии грубых нарушений здание обяжут снести. При этом снос производится за счет правонарушителя. Дополнительно вменяется штраф.

Самовольная постройка на своем, чужом участке или муниципальной земле

Санкции, независимо от типа земельного участка, применяются ко всем видам самовольных построек. Разница заключается в том, что в некоторых случаях легализовать их проще, чем в других.

Так узаконить постройку на муниципальной земле практически невозможно. Органы власти в редких случаях разрешают гражданам нарушать градостроительную политику населенного пункта. Лицо обяжут выплатить штраф и снести неправомерный объект.

Проще всего легализовать самовольную постройку, находящуюся на собственном земельном участке (например, пристройка на даче). Главное, чтобы здание не нарушало прав соседей и других третьих лиц. Иначе сноса не избежать.

При этом на чужой земле без разрешения его фактического владельца любое строительство запрещено. При нарушении нормы возведенный объект подлежит сносу.

Судебная практика по делам о признании построек самовольными

Проблема незаконных сооружений в нашей стране последние годы существенно обострилась. По этим причинам судебная практика по вопросам самостроек довольно обширна. Все чаще в суд обращаются для их узаконивания и сноса.

В большинстве случаев государство встает на сторону муниципальных властей и запрещает неправомерное строительство. Эта позиция объясняется тем, что при разрешении самовольных построек их число резко увеличится. Таким образом, суды:

  • чаще всего выносят решение о сносе незаконных объектов;
  • обязуют правонарушителя самостоятельно и за свой счет производить снос;
  • легализуют строительство при предоставлении разрешительных документов после его окончания.
Читайте так же:  Кто такой предприниматель и как им стать

Итог: здания, как жилые, так и коммерческие должны быть построены с учетом современных стандартов и быть безопасными. Но не вся недвижимость, возводимая на территории страны, обладает указанными критериями. Иногда ее необходимо снести, в других случаях – легализовать.

Все это – сложные юридические процедуры, требующие грамотного подхода. Помочь в этом может опытный специалист, хорошо разбирающийся в специфике дела.

Мы предлагаем профессиональную помощь по вопросам, связанным с самовольным строительством. Среди наших услуг:

  • признание судом самовольной постройки;
  • легализация самостроя;
  • уменьшение штрафных санкций;
  • ведение дела с момента подачи искового заявления.

Наши преимущества:

  1. Большой опыт работы в сфере градостроительство.
  2. Высокие шансы на победу в суде.
  3. Высококвалифицированные специалисты.

Записаться на консультацию вы можете по телефонам, указанным на сайте.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС НАШЕМУ ЮРИСТУ АДВОКАТУ

Самовольные постройки // Судебная практика в делах о признании права собственности

Дела о самовольных постройках (в частности о сносе и признании права собственности на них) довольно часто становятся предметом рассмотрения в Верховном суде Российской Федерации, так как действующим законодательством вопрос о них является недостаточно урегулированным.

Тем не менее, законодательные попытки урегулирования проблемы так называемых «самостроев» предпринимались регулярно. Наиболее масштабному урегулированию статья 222 ГК РФ подверглась в 2015 г. Федеральным законом N 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Тогда Гражданский кодекс был дополнен пунктом 4, в соответствии с которым были регламентированы условия и порядок сноса постройки органом местного самоуправления. При этом , изменялся порядок признания права собственности на самовольные постройки, согласно которому признание права собственности на такую постройку осуществлялось лишь при соблюдении ряда условий относительно прав на земельной участок, соответствия постройки планировке территории и отсутствия нарушения прав иных лиц.

Однако «де-факто» отдельные нюансы, возникающие при рассмотрении споров о сносе и признании права собственности, обобщались Верховным судом Российской Федерации в “Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)”(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017), “Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством”(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), “Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года”(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007) и т.д.

Вместе с этим, за два года действия поправок к ГК РФ судебная практика по признанию права собственности на самовольные постройки выявила ряд проблемных моментов по разрешению споров, возникающих при практическом применении статьи 222 ГК РФ.

Судебная практика о самовольных постройках в 2017 г.: успеть в последний вагон

Большинство дел, рассмотренных Cудебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в 2017 г., касались признания строений самовольной постройкой и о сносе самовольных строений, а требование о признании права собственности на самовольную постройку рассматривалось в качестве встречного.

В 2017 г. Судебная коллегия в большинстве дел о сносе самовольных строений указала на оставление судами без внимания фактических обстоятельств дела и их неправильную юридическую квалификацию, а именно исследование вопроса о наличии каких-либо из указанных в ст. 222 ГК РФ вещных прав на землю:

– при рассмотрении дела необходимо установить, являются ли допущенные при возведении самовольной постройки нарушения (в частности, нарушение муниципальных правил землепользования и застройки) существенными, могло ли их наличие служить основанием для удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку и, если могло, то требовали ли эти нарушения устранения и какими способами (определение по делу № 18-КГ17-21 от 21.03.2017 г., определение по делу № 19-КГ17-11 от 16.05.2017 г.).

– суду при новом рассмотрении необходимо установить соответствие типа возведенного самовольного строения целевому назначению земельного участка и возможность возведения на нём домов блокированной застройки (определение по делу № 19-КГ17-11 от 16.05.2017 г.) .

Репрезентативной является тенденция Судебной коллегии в необходимости исследования оснований для признания права собственности самовольных построек, прослеживаемая и в деле №47-КГ17-18 о сносе самовольной постройки, признании отсутствующим права на земельный участок. Судебная коллегия указала на то обстоятельство, что согласно ч. 4 ст. 67 и ч. 4 ст. 198 ГК РФ при рассмотрении дела необходимо установить имеющие существенное значение для квалификации правоотношений сторон обстоятельства, связанные с местонахождением земельного участка, право на который возникло у ответчика на основании договора купли-продажи жилого дома, о сносе которого просит администрация.

Однако, всё же, несколько рассмотренных судебной коллегией дел имели отношение к признанию права собственности на самовольные постройки в качестве самостоятельного требования.

В деле № 18-КГ17-64 Судебная коллегия по гражданским делам указала на то, что суды пришли к неправильному выводу, неправомерно оставив без внимания фактические обстоятельства дела и их правильную юридическую квалификацию. Кроме исследования юридически значимых обстоятельств, рассмотрение которых требуется в делах о признании права собственности на самовольные постройки, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, суд неправомерно оставил без внимания вопрос о возможности нарушения прав и охраняемых законом интересы других лиц, а именно наследников совладельца возведенной постройки.

Вместе с этим, краеугольным камнем рассмотрения дел о признании права собственности на самовольную постройку является также исследование вопроса о наличии у лица какого-либо из указанных в ст. 222 ГК РФ вещного права на землю. На это судебная коллегия указала и в деле № 18-КГ17-64, подчеркнув это как основание для повторного рассмотрения в соответствующем суде.

Читайте так же:  Какие пособия выплачиваются матерям одиночкам

Аналогичная правовая позиция высказана судебной коллегией и в деле № 66-КГ16-13, в котором суд апелляционной инстанции не учел, что постройки, размещенные полностью или частично за пределами красных линий, не могут быть признаны соответствующими проекту планировки территории и правилам землепользования и застройки.

Таким образом, в 2017 г. основное внимание Судебная коллегия по гражданским делам уделяла исследованию наличия каких-либо вещных прав на земельный участок под самовольной постройкой даже в делах о сносе самовольных построек.

Вместе с этим, разделение компетенции в вопросе сноса самовольной постройки между судом и органом местного самоуправления предусмотрено законопроектом №301924-7 о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части уточнения положений о самовольных постройках. В частности, к ведению органов местного самоуправления законопроект отнес полномочия:

(а) по сносу самовольной постройки в случае, если такая постройка создана или возведена на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы.

(б) а также, если постройка создана или возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительство на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории.

В то же время, указанный законопроект оставляет без внимания коллизию полномочий суда и органов местного самоуправления, связанную с разрешением проблемы сноса самовольной постройки или же приведения её в соответствие с параметрами, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки (абз. 2 ч. 2 ст. 222 ГК РФ в редакции указанного законопроекта).

Нововведения в 2018 г.:

закрытый перечень случаев сноса по решению органа местного самоуправления и упрощение судопроизводства по делам «самостроев»

Законопроектом №301924-7 о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках) предусматривается ряд дополнений в ГК, в частности в ст. 222 ГК РФ, которыми изменяется само понятие «самовольной постройки».

Вместе с этим, законопроектом предлагается дополнить ст. 222 ГК РФ пунктами 3 1 и 3 2 в большей мере процедурного характера , несмотря на то, что судебная практика указала на необходимость уточнения условий признания права собственности самовольных построек.

Тем не менее, указанными изменениями предполагается, что компетенция в вопросе сноса или же приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями разделена между судом и органом местного самоуправления.

Законодатель поставил в зависимость возможность сохранения самовольной постройки от параметров, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами посредством её сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.

Законопроектом о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках), законодатель значительно расширяет правовое регулирование самовольных построек, дает развернутое определение этого понятия в ст.222 ГК РФ, дополняет её механизмом возмещения в связи с утратой права собственности на приобретенный объект недвижимости в случае принятия решения о сносе самовольной постройки. Примечательно, что данным законопроектом устанавливается ответственность государственного регистратора за внесение им недостоверных сведений и прав на такой объект недвижимости.

Законодательные меры, согласованные Правительством, направлены, в первую очередь, на упрощение судопроизводства по делам, касающимся так называемых «самостроев». Во вторую – законопроект призван упросить вопрос принятия органом местного самоуправления решения о сносе «самостроев», очерчен круг случаев, когда орган местного самоуправления вправе принять соответствующее решение.

Указанные изменения, в целом, должны положительно повлиять на правовое регулирование строительной отрасли, а также на рассмотрение дел о «самостроях» в суде, упорядочив судебную практику в данном вопросе. Законопроект детализирует круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, при рассмотрении дел о признании права собственности на самовольные постройки. В частности, это коснется обстоятельств, при которых собственник не знал и не мог или не обязан был знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Вместе с этим, законодатель ставит в зависимость возможность сохранения самовольной постройки от параметров, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами посредством её сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями. В случае судебного рассмотрения дела о приведении постройки согласно требований законодательства, суд может обязать сторону получить разрешительные документы на постройку. Также видится, что в случае несоответствия постройки каким-либо строительно-техническим требованиям суд будет принимать решение исходя из результатов судебно-строительной экспертизы.

Учитывая вышеуказанное, установление исчерпывающего перечня случаев, когда снос самовольных построек будет осуществляться по решению органов местного самоуправления, посредством их законодательного закрепления в гражданском законодательстве, установит пределы полномочий органов местного самоуправления в этом вопросе.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в законопроекте о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках), законодатель разделяет компетенцию суда и органов местного самоуправления в отношении самовольных построек, что окажет непосредственное влияние на способы защиты права собственности на самовольные постройки. А его принятие приведет к пересмотру процессуальных способов защиты права собственности на самовольные постройки, в частности, и на судебную практику, в целом.

Изображение - Признание самовольной постройки законной 327734357332
Автор статьи: Антон Петренко

Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 2.9 проголосовавших: 19

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here