Объектами страхования ответственности являются

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "объектами страхования ответственности являются". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Основанием для освобождения от ответственности за причиненный ущерб может быть только доказательство лицом, причинившим вред, того, что вред причинен не по его вине (например, в результате умышленных действий потерпевшего либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы). Страхование помогает в ряде случаев значительно упростить эти отношения по поводу возмещения вреда путем заключения договора страхования ответственности. В силу заключенного договора страхования ответственности страховщик принимает на себя обязательство по возмещению вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, причиненного неумышленными действиями страхователя. При страховании ответственности возмещению подлежат следующие виды ущерба:

• имущественный ущерб (вред имуществу) – стоимость ремонта для восстановления движимого и/или недвижимого имущества, другие расходы, вызванные причинением вреда (например, расходы по транспортировке, получению кредита, потеря прибыли и др.);

• личный ущерб (вред личности) – расходы на лечение, расходы, связанные с увеличением потребностей (например, специальные ортопедические приспособления, наем медсестры и т.п.);

• моральный ущерб (компенсация за страдания);

• претензии косвенно пострадавших (например, в случае смерти кормильца, расходы на погребение и др.);

При определении размера ущерба учитывается соучастие и совиновность других лиц в причинении ущерба. Часто при страховании ответственности применяется франшиза, т. е. не возмещаемая страховщиком часть ущерба.

Рассмотрим кратко содержание отдельных видов страхования ответственности, имеющие важное значение для внешнеэкономической деятельности предприятия.

Страхование автогражданской ответственности

Самым распространенным в мире видом страхования ответственности является страхование автогражданской ответственности. Количество автомобилей, перемещающихся по дорогам различных стран мира, огромно. Автомобильный транспорт играет значительную роль во внешней торговле. Несмотря на предпринимаемые усилия по обеспечению безопасности движения, ущерб, который наносят управляемые людьми автомобили, колоссален. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибают свыше 300 тыс. человек, около 2,5 млн. человек получают травмы и увечья. Огромный ущерб наносится имуществу предприятий, организаций, граждан. Поэтому страхование автогражданской ответственности в большинстве развитых стран мира является обязательным.

Согласно общим условиям страхования обязательным страхованием покрыты как собственник автомобиля, так и водитель, если он не является собственником. Страховщик оплачивает фактические расходы, вызванные страховым случаем, однако не больше страховой суммы, предусмотренной договором страхования. Страхование гражданской ответственности предполагает компенсацию имущественного ущерба: расходы на ремонт автомобиля или возмещение стоимости автомобиля в случае его полной гибели (более половины всех расходов по, этому виду страхования); понижение стоимости автомобиля; потеря заработка; расходы на аренду автомобиля на период его ремонта; убытки от простоя автомобиля и прочие материальные убытки. В качестве компенсации личных убытков возмещаются: расходы на лечение, потеря заработка, моральный ущерб, расходы на похороны и др. Возмещаются также прочие расходы: издержки на всякого рода экспертизы и составление протоколов, судебные издержки и расходы на адвоката.

Поскольку страхование ответственности владельцев автотранспорта преследует цель защиты жертв аварии, то в странах с обязательным страхованием потерпевшее лицо имеет право прямого заявления к страховщику гражданской ответственности. Таким образом, в распоряжении жертвы происшествия находятся два должника, которым он может воспользоваться по выбору. Если выплату осуществляет один из должников, то потерпевший уже не может обратиться к другому должнику. Если сумма действительного ущерба превышает страховую сумму, то разницу согласно закону возмещает виновник ущерба.

Несмотря на обязательность страхования ответственности владельцев автомобиля и процедуру допуска и контроля управления автомобилем, казалось бы исключающую проблемы возмещения ущерба, иногда бывают случаи, когда виновник аварии не установлен, или совершил аварию умышленно, или срок страховки закончился. Для защиты жертв аварии в таких случаях в некоторых странах (например, ФРГ) создаются специальные фонды, предназначенные для выплаты возмещения за счет специальных фондов, создаваемых страховыми организациями, занимающимися страхованием ответственности.

Особенностью страхования ответственности владельцев автомобилей является то, что тарифные ставки очень дифференцированы в зависимости от мощности двигателя автомобиля, местности, где зарегистрирован автомобиль, стажа безаварийной езды застрахованного и других факторов. При построении страховых тарифов страховые компании тщательно учитывают влияние различных факторов на показатели убыточности страховых сумм и исходя из этого предлагают различные скидки и коэффициенты к базовым страховым тарифам.

В связи с расширением мирохозяйственных связей, развитием туризма, расширением контактов страхование автогражданской ответственности приобрело в настоящее время международное значение. Международная система страхования этого вида ответственности, широко известная как “система Зеленой карты”, вступила в силу 1 января 1953 г. Получила она название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего заключение данного договора. В настоящее время число участников этой системы включает 36 стран, в том числе пять неевропейских стран. Россия пока не является страной – участницей соглашения о Зеленой карте, но вопрос о ее вступлении будет решен положительно в самое ближайшее время.

Читайте так же:  Возмещение морального вреда судебная практика при дтп

Страны – участницы договора о Зеленой карте – приняли на себя обязательство признавать на территории любой из этих стран страховые полисы о страховании гражданской ответственности транспортных средств в международном автомобильном сообщении, приобретенные в любой из стран, входящих в соглашение. Основным элементом системы Зеленой карты являются национальные бюро стран-участниц, которые организуют контроль за наличием страхования при пересечении границы, а также решают совместно со страховыми компаниями (внутри страны и за рубежом) вопросы урегулирования заявленных претензий по страховым случаям. Национальные бюро объединены в Международное бюро со штаб-квартирой в Лондоне, которое координирует их деятельность. Непосредственное возмещение по Зеленой карте производят уполномоченные страховые компании. В РФ некоторые страховые компании (“Ингосстрах”, “Росгосстрах” и др.) выдают страховые полисы уполномоченных иностранных страховых компаний, которые действительны за рубежом.

Наряду со страхованием ответственности владельца автомобиля существуют также виды страхования ответственности владельцев других транспортных средств: ответственности авиаперевозчика, ответственность судовладельца или перевозчика в морском страховании и др.

Страхование ответственности судовладельцев

В связи с развитием торгового мореплавания, ростом интенсивности морских перевозок возрастает актуальность страхования ответственности судовладельцев, которое рассматривается как самостоятельный вид страхования. Объектами страхования здесь выступают обязательства по возмещению вреда жизни и здоровью пассажиров, экипажа и других лиц, а также имуществу третьих лиц, которое включает другие суда, грузы, личные вещи пассажиров и экипажа, портовые сооружения и другие виды имущества.

Страхование ответственности судовладельцев осуществляется страховыми компаниями (в России – “Ингосстрах”), а также главным образом через клубы взаимного страхования (Protecting and Indemnity Club), созданные в Англии после 1720 г.

Крупнейший клуб взаимного страхования – Бермудская ассоциация взаимного страхования, деятельность которой построена на интернациональной основе. Она принимает в свой состав всех желающих судовладельцев независимо от национальности, типа и размера судна. По правилам Бермудской ассоциации работает С АО “Ингосстрах”. Финансовую базу клубов взаимного страхования составляют страховые взносы членов, из которых формируются фонды для оплаты претензий, предъявляемых судовладельцам, а также возмещаются текущие расходы, связанные с функционированием организации. Размер взноса зависит от типа судна, его брутто-регистрового тоннажа, района плавания, объема страховой ответственности, требований национального законодательства. Высший орган клуба взаимного страхования – общее собрание членов, которые избирают совет директоров.

Принимаются на страхование также риски, связанные с причинением вреда окружающей среде разлившимися нефтепродуктами. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный загрязнением нефтью (1969 г., Брюссель), которая вступила в силу в 1975 г., установила, что правительства государств, присоединившихся к ней, обязаны выдавать каждому судну, имеющему на борту свыше 2 тыс. т нефти, сертификат, подтверждающий наличие соответствующего страхования или других финансовых гарантий. Без наличия такого сертификата суда не могут перевозить нефть и нефтепродукты между портами стран, подписавших Конвенцию.

С учетом возрастающих требований со стороны правительств и международных организаций владельцы танкеров заключили международное соглашение, к которому присоединились практически все танкеровладельцы мира, об ответственности за загрязнение вод нефтью – ТОВАЛОП (TOVALOP – Tanker Owners Voluntary Agreement Concerning Liability for Oil Pollution). Согласно условиям этого соглашения владелец танкера обязан принять меры к ликвидации загрязнения или возместить потерпевшему лицу ущерб от загрязнения моря, побережья, объектов и пр. нефтью. В рамках этого международного соглашения (фактически организации) действует Международная ассоциация по страхованию танкеров.

Страхование ответственности авиаперевозчика

При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика (владельца воздушного судна) выделяют следующие виды ущерба, который покрывается данным видом страхования:

• повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза;

• смерть или повреждение здоровья пассажиров;

• смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб, причиненные корпусом воздушного судна или выпавшими из него предметами третьим лицам на поверхности земли и вне воздушного судна.

Ответственность авиаперевозчика за первые два вида ущерба предусмотрена Варшавской конвенцией ИКАО (Международная организация гражданской авиации) 1929 г., Гаагским протоколом 1955 г. об изменении Варшавской конвенции и Гвадалахарской конвенцией 1961 г. о дополнении Варшавской конвенции по унификации некоторых норм, связанных с международной авиаперевозкой. Согласно этим документам авиаперевозчик автоматически отвечает за ущерб, если он произошел во время авиаперевозки. Понятие “авиаперевозка” распространяется на все время, в течение которого груз находится в ведении перевозчика (борт самолета, аэродром, а также вне аэродрома, если это вызвано необходимостью погрузки, доставки, перегрузки или посадкой самолета за пределами аэродрома). Перевозчик не несет ответственности только в том случае, если докажет, что он и его сотрудники и агенты предприняли все необходимые меры для того, чтобы избежать ущерба, или что было невозможно предпринять такие меры.

Ответственность за ущерб третьим лицам, нанесенный на поверхности земли, регламентируется Римской конвенцией ИКАО 1952 г. Под третьими лицами понимаются все физические и юридические лица, кроме пассажиров, экипажа и других служащих авиакомпании.

По договору страхования ответственности авиаперевозчика страховая компания оплачивает суммы, которые он обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесенный ущерб личности или имуществу третьих лиц. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при полетах за рубеж является обязательным. Поскольку по международным правилам страховая сумма, т. е. требуемая минимальная ответственность страховых компаний, составляет десятки, а иногда сотни миллионов долларов, то при данном виде страхования активно используется перестрахование, что повышает надежность страховой защиты.

Читайте так же:  Покупка права требования долга проводки

По всем видам авиационного страхования предусмотрены общие исключения из объема ответственности страховщика, если они специально не обусловлены в договоре. Договор страхования может быть заключен на любой срок: на один полет, на период времени, связанный с регулярными полетами или специальными полетами (например, демонстрация авиационной техники).

Страхование ответственности автоперевозчика

Автомобильный перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза и ущерб, причиненный им с момента принятия товара до момента его доставки. Основные положения, регламентирующие взаимоотношения между грузоперевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, содержатся в Конвенции о договорах международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), подписанной в 1956 г. в Женеве и разработанной в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Советский Союз присоединился к этой конвенции в 1983 г.*

* Общепринятое международное условное обозначение КДПГ, а также накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом, оформляемой в соответствии с КДПГ, – CMR, которое происходит от названия этой конвенции на французском языке “Convention relative au contrat de transport international de marchandise par route”.

Объектом страхования ответственности автоперевозчика является его обязанность по возмещению ущерба в связи с возможными претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Страхование ответственности авто перевозчика в отличие от страхования автогражданской ответственности является добровольным видом страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие, поскольку служит дополнительной гарантией для владельца груза выполнения обязательств, взятых на себя перевозчиком.

Договор страхования ответственности при международных перевозках обычно предусматривает: ответственность за фактическое повреждение и/или гибель груза и за косвенные убытки, связанные с этими обстоятельствами; ответственность за ошибки или упущения служащих, повлекшие финансовые убытки у клиентов; ответственность автоперевозчика перед таможенными властями; ответственность перед третьими лицами в случае причинения вреда грузом.

Кроме страхования ответственности перевозчиков во внешнеэкономической деятельности, применяются также такие виды страхования ответственности, как:

• страхование ответственности товаропроизводителя;

• страхование ответственности предприятий – источников повышенной опасности;

Предметы, объекты и субъекты страхования ответственности перевозчиков

Предметом страхования ответственности перевозчика является подлежащий возмещению вред, причиненный перевозчиком жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в процессе перевозки.

Предметы страхования ответственности автоперевозчика представлены на рис 11.2.

Рис. 11.2. Предметы страхования ответственности

При страховании ответственности авиаперевозчика, помимо перечисленного выше, включается также вред, причиненный физическим и/или юридическим лицам на поверхности земли.

При страховании ответственности судовладельцев дополнительно предметом страхования является загрязнение вод, а также любого имущества в этих водах вследствие сброса с застрахованного судна нефти или других загрязняющих веществ, причинение вреда окружающей среде.

Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностями в порядке, установленном законодательством РФ, других государств или нормами международного права, возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам, их имуществу, здоровью и окружающей среде вследствие эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности, договора аренды, лизинга или эксплуатируемых по доверенности транспортных средств.

Субъекты страхования ответственности’, страхователь, застрахованное лицо (если страхователь страхует ответственность другого лица), выгодоприобретатель — получатель страховой выплаты (согласно ст. 931 ГК РФ договор страхования ответственности считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред, даже если он заключен в пользу страхователя, либо иного лица, ответственного за причинение вреда, либо не сказано, в чью пользу он заключен).

Страхователями по договору страхования ответственности перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов по территории Российской Федерации и иностранных государств на основании лицензии (сертификата) или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок.

Страховщик — юридическое лицо, имеющее лицензию на данный вид страхования, страховые пулы, общества (клубы) взаимного страхования.

Основными страховщиками в страховании ответственности судовладельцев являются созданные самими судовладельцами клубы взаимного страхования. В настоящее время в мире существует около 70 таких клубов. На них приходится примерно 90% рынка данного страхования, и они образуют международную группу Protecting and Indemniti club. В эту группу входят 11 английских, 2 норвежских, по одному шведскому, японскому и американскому обществу. Крупнейший клуб взаимного страхования — Бермудская ассоциация взаимного страхования. Основой единства международной группы клубов является многостороннее перестраховочное соглашение. При этом каждый клуб несет ответственность по застрахованным рискам до 5 млн долл. США по каждому случаю, а общий предел ответственности может составлять до 1,5 млрд долл. США. Судну, не оформившему такое страхование, заход в большинство портов мира запрещен.

Читайте так же:  Открываем зоомагазин

Таким образом, клубное страхование становится обязательным требованием обеспечения международных перевозок грузов. Клубное страхование не конкурирует с договорным, а только его дополняет; соответственно, оно обычно воздерживается от возмещения рисков, страховать которые принято в договорном порядке. Российские судовладельцы являются членами известных иностранных клубов, и в первую очередь английских и норвежских. Входящие в клуб судовладельцы одновременно выступают в двух качествах: каждый их них является членом клуба, т.е. страхователем, а все вместе они — страховщики, которые страхуют друг друга, создавая общий страховой фонд, сформированный из взносов его членов. В основных портах мира действуют представители (корреспонденты) клубов. Они оказывают помощь капитанам судов и судовым агентам при урегулировании претензий к судовладельцам при контроле за ходом погрузочно-разгрузочных работ в портах. Многие договорные страховые компании выступают посредниками в операциях клубного страхования. В настоящее время CAO «Ингосстрах» осуществляет клубное страхование в широких масштабах, страхуя риски не только перевозчиков всех отраслей транспорта, но также и экспедиторов.

Практически не существует страховых компаний, специализирующихся исключительно на авиастраховании. Это связано прежде всего с большой величиной страховой суммы. Стоимость современного авиалайнера достигает 20 млн долл. К ней добавляются большие суммы по гражданской ответственности перед пассажирами, экипажем, лицами, находящимися вне самолета, а также ответственность за ущерб, наносимый чужому имуществу. Ни одно страховое учреждение не способно выдержать в финансовом отношении покрытие потери современного самолета при полной кумуляции страхового риска.

Эти обстоятельства ведут к попыткам распределения серьезных страховых рисков на международном рынке авиационного страхования в форме перестрахования, перестраховочных пулов, совместного страхования при тенденции к ограничению собственной доли первоначального страховщика. Организация пула заключается в том, что страховые взносы в пределах, охваченных соглашением, вносятся в общий фонд, из которого затем покрываются возможные потери. Отдельные страховые учреждения, входящие в пул, участвуют в выплате страхового возмещения в зависимости от величины страхового портфеля. Объединение страховых портфелей заинтересованных организаций позволяет перераспределить страховой риск между членами организации. Наиболее известные из них: Британская группа авиационного страхования «Britisch Aviation Insurance Group»’, Северный пул авиационного страхования «Nordishe Pool for Luftfart Fersikring», охватывающий 137 страховых учреждений; пул авиационного страхования в Германии; Норвежский пул авиационного страхования.

Страхование гражданской ответственности автоперевозчиков наряду с коммерческими страховыми организациями осуществляется ассоциациями взаимного страхования. В настоящее время действуют несколько международных ассоциаций взаимного страхования, среди которых наиболее крупной является ассоциация «ТТ клуб» (Through Transport Mutaul Insurance Association) с головным офисом в Лондоне. Большинство автоперевозчиков стран — членов СНГ являются членами этой ассоциации.

Страхование. Автор: Самсонова И.А., редактор: В авторской редакции

1. Понятие и классификация страхования ответственности.

2. Виды страхования, относящиеся к страхованию ответственности на территории РФ.

Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда. В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

– страхование гражданской ответственности;

– страхование профессиональной ответственности качества продукции;

– экологическую и другие виды ответственности.

В первом случае речь идет о страховых правоотношениях, где объектом страхования является гражданская ответственность. Это предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего, удовлетворения его за счет нарушителя.

Гражданская ответственность носит имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему. Через заключение договора страхования гражданской ответственности данная обязанность перекладывается на страховщика. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, которые заняты выполнением своих профессиональных обязанностей. Имущественные претензии, предъявляемые к физическим или юридическим лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями в профессиональной деятельности. Назначение страхования профессиональной ответственности – защита лиц определенного круга профессий от юридических претензий к ним со стороны клиентуры.

По условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации выделяют следующие виды страхования ответственности:

– страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

страхование гражданской ответственности перевозчика;

– страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности;

– страхование профессиональной ответственности;

– страхование ответственности за неисполнение обязательств;

– страхование иных видов ответственности.

Страхование автогражданской ответственности

Страхование автогражданской ответственности является весьма распространенным в мире видом страхования ответственности. Страхование автогражданской ответственности в большинстве развитых стран мира является обязательным.

Читайте так же:  Действия нотариуса при открытии наследства

Согласно общим условиям страхования обязательным страхованием покрыты как собственник автомобиля, так и водитель, если он не являет­ся собственником. Страховщик оплачивает фактические расходы, вызван­ные, страховым случаем, однако не больше страховой суммы, предусмот­ренной договором страхования. Страхование автогражданской ответ­ственности предполагает компенсацию имущественного ущерба:

– расходы на ремонт автомобиля или возмещение стоимости автомобиля при его полной гибели (более половины всех расходов по виду страхования);

– понижение стоимости автомобиля;,

– расходы на аренду автомобиля на период его ремонта;

– убытки от простоя автомобиля и прочие материальные убытки.

В качестве компенсации личных убытков возмещаются:

– расходы на лечение;

– расходы на похороны и др.

Возмещаются также прочие расходы:

– издержки по проведению разного рода экспертиз и составлению протоколов;

– судебные издержки и расходы на адвоката.

Так как страхование ответственности владельцев автотранспорта преследует цель защиты жертв аварии, то в странах с обязательным страхованием потерпевшее лицо имеет право прямого заявления к страховщику гражданской ответственности. В распоряжении жертвы происшествия находятся два должника, которым о I может предъявить претензии по выбору. Если выплату осуществляет один из должников, то потерпев­ший уже не может обратиться к другому должнику.

В связи с расширением мирохозяйственных связей, развитием туризма, расширением контактов страхование автогражданской ответственности приобрело в настоящее время интернациональное значение. Международная система страхования данного вида ответственности, широко известная как «система Зеленой карты», вступила в силу 01.01.53. Это название она получила по цвету и форме страхового полиса, удостове­ряющего заключение договора. В настоящее время в число участников Зеленой карты входит 36 стран, в том числе 5 неевропейских стран. Россия пока не является страной-участницей, но вопрос о ее вступлении будет решен положительно в самое ближайшее время.

Страны – участницы договора о Зеленой карте приняли на себя обязательство признавать на территории любой из этих стран страховые полисы о страховании гражданской ответственности транспортных средств в международном автомобильном сообщении, приобретенные в любой из стран, входящих в соглашение.

Основным элементом системы Зеленой карты являются национальные бюро стран-участниц. Они организуют контроль за наличием страховки при пересечении границы, а также решают совместно со страховыми компаниями (внутри страны и за рубежом) вопросы урегулирования заявленных претензий по страховым случаям.

Непосредственное возмещение по Зеленой карте производят уполномоченные страховые компании. В РФ некоторые страховые компании («Ингосстрах», «Росгосстрах» и др.) выдают страховые полисы уполномоченных иностранных страховых компаний, которые действительны за рубежом.

Страхование ответственности судовладельцев

В связи с развитием торгового мореплавания, ростом интенсивности морских перевозок возрастает актуальность страхования ответственности судовладельцев. Оно теперь рассматривается как самостоятельный вид страхования.

Объектами страхования являются обязательства по возмещению вреда:

– жизни и здоровью пассажиров;

– жизни и здоровью экипажа и других лиц;

– имуществу третьих лиц, которое включает другие суда, грузы, вещи пассажиров и экипажа, портовые сооружения и иные виды имущества.

Страхование ответственности судовладельцев осуществляется страховыми компаниями (в России – «Ингосстрах»), а также иным образом, например через клубы взаимного страхования (Рго tecting Indemnity СluЬ), созданные в Англии после 1720 г. Сейчас в мире действует около 70 подобных организаций, преимущественно в Великобритании, США, Швеции, Норвегии, Японии.

Крупнейший клуб взаимного страхования Бермудская ассоциация взаимного страхования, деятельность которой построена на интернацио­нальной основе. Она принимает в свой состав всех желающих судовла­дельцев независимо от национальности, типа и размера судна. По правилам Бермудской ассоциации работает САО «Ингосстрах». Финансовую базу клубов взаимного страхования составляют страховые взносы членов, из которых формируются фонды для оплаты претензий, предъявляемых судовладельцам, а также возмещаются теку щие расходы, связанные с функционированием организации.

При страховании ответственности принимаются также риски, связанные с причинением вреда окружающей среде разлившимися нефтепродуктами.

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб , причиненный загрязнением нефтью, установила, что правительства госу­дарств, присоединившихся к ней, обязаны выдавать каждому судну, имеющему на борту свыше 2 тыс. тонн нефти, сертификат, подтверждаю­щий наличие соответствующего страхования или других финансовых гарантий. Без наличия такого сертификата суда не могут перевозить нефть и нефтепродукты между портами стран, подписавших Конвенцию.

Участники Международной организации владельцев танкеров заключили Международное соглашение об ответственности за загрязнение вод нефтью – ТОВАЛОП ( TOVALOP – Tanker Owners Voluntary Agreement Concerning Liability for Oil polution ). Согласно условиям этого соглашения владелец танкера обязан принять меры к ликвидации загрязнения или возместить потерпевшему лицу ущерб от загрязнения моря, побережья и пр. объектов нефтью. В рамках этого международного соглашения (фактически – организации) действует Международная ассоциация по страхованию танкеров.

Страхование гражданской ответственности предприятий

Субъектом страхования гражданской ответственности являются предприятия – владельцы источников повышенной опасности. К ним относят предприятия, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих из-за использования транспортных средств, механизмов, электроэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов.

Читайте так же:  Расторжение брака если один из супругов против

Особенность данного вида страхования заключается в том, что предприятия всегда несут ответственность за причиненный таким источником вред, кроме случаев, если доказано, что вред причинен в результате умысла потерпевшего или действия обстоятельств непреодолимой силы (когда невозможно ни предвидеть, ни предотвратить действие таких обстоятельств).

Причинение вреда другому лицу является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Лицо, право которого нарушено, приобретает право требования возмещения вреда от лица, виновного в его причинении, в том числе при нарушении вещных прав (объектом которых являются вещи и имущественные права) и нематериальных прав (объектом которых являются жизнь, достоинство личности).

В силу установленного законодательством права потерпевшего на возмещение вреда в полном объеме, а также вследствие возникновения у причинителя вреда обязанности его возмещения у владельца источника повышенной опасности естественным образом появляется имущественный интерес. Следовательно, объектом страхования гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности служит имущественный интерес, связанный с обязанностью владельца этого источника в силу гражданского законодательства возместить вред, причиненный третьим лицам.

Договор страхования заключается с целью предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного страхователем потерпевшему. Специфика этого договора состоит в том, что он заключается в пользу третьего лица – потерпевшего.

По договору страхования потерпевшему лицу возмещаются убытки, связанные с причинением вреда, а именно:

– повреждением или уничтожением его имущества;

– затратами страхователя на ликвидацию прямых последствий аварии и др. Страховым случаем здесь является установленный факт возникновения обязательства у владельца источника повышенной опасности возместить вред, причиненный потерпевшему в результате использования источника повышенной опасности.

Размер страховой премии по договору зависит от объема принимаемых страховщиком обязательств, перечня страховых рисков, лимитов страховой ответственности, срока страхования.

Страхование ответственности авиаперевозчика

При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика (владельца воздушного судна) выделяют следующие виды ущерба, которые покрываются данным видом страхования:

– повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза;

– смерть или повреждение здоровья пассажиров;

– смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб, причиненные корпусом воздушного судна или выпавшими из него предметами третьим лицам на поверхности земли и вне воздушного судна

Ответственность авиаперевозчика за первые два вида ущерба предусмотрена Варшавской конвенцией ИКАО (Международная организация гражданской авиации) от 1929 г. Гаагским протоколом 1955 г. об изменении Варшавской конвенции и Гвадалахарской конвенцией 1961 г. о дополнении Варшавской конвенции по унификации некоторых норм, связанных с международными авиаперевозками. Согласно этим документам авиаперевозчик автоматически отвечает за ущерб, если он произошел во время авиаперевозки.

Понятие “авиаперевозка “распространяется на все время, в течение которого груз находится в ведении перевозчика (борт самолета, аэродром, а также вне аэродрома, если это вызвано необходимостью погрузки, доставки, перегрузки или посадкой самолета за пределами аэродрома). Перевозчик не несет ответственности только в случае, если:

– докажет, что он, его сотрудники и агенты предприняли все необходимые меры для того, чтобы избежать ущерба;

– было невозможно предпринять такие меры.

Ответственность за ущерб третьим лицам, нанесенный на поверхности земли, регламентируется Римской конвенцией ИКАО 1952 г. Под третьими лицами понимаются все физические и юридические лица, кроме пассажиров, экипажа и других служащих авиакомпании. По договору страхования ответственности авиаперевозчика страховая компания оплачивает суммы, которые он обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесенный ущерб здоровью или имуществу третьих лиц. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при полетах за рубеж является обязательным.

Страхование ответственности автоперевозчика

Автомобильный перевозчик несет ответственность за:

– полную или частичную утрату груза;

– ущерб, причиненный им с момента принятия товара до момента его доставки.

Основные положения, регламентирующие взаимоотношения между грузоперевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, содержатся в Конвенции о договорах международной дорожной перевозки грузов(КДПГ). Она была подписана в 1956 г. в Женеве и разработана в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссией ООН. Советский Союз присоединился к этой Конвенции в 1983 г.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Объектом страхования ответственности автоперевозчика является его обязанность по возмещению ущерба в связи с возможными претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Страхование ответственности автоперевозчика в отличие от страхования автогражданской ответственности является добровольным видом страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие.

Изображение - Объектами страхования ответственности являются 327734357332
Автор статьи: Антон Петренко

Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.3 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here