Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "какой кодекс регулирует вопросы уголовного судопроизводства". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
- 1 Какой кодекс регулирует вопросы уголовного судопроизводства
- 2 Какой кодекс регулирует вопросы уголовного судопроизводства
- 3 Какой кодекс регулирует вопросы уголовного судопроизводства
- 4 Статья 1 УПК РФ. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
- 5 Статья 1 УПК РФ. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства (действующая редакция)
Какой кодекс регулирует вопросы уголовного судопроизводства
Основным источником процесса является Уголовно-процессуальный кодекс РФ . основанный на Конституции РФ, непосредственно устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ (ч.
1 ст. 1 УПК РФ ). Производство по уголовным делам на территории РФ во всех случаях ведется в соответствии с УПК РФ.
Установленный УПК РФ порядок судопроизводства является обязательным по всем делам и для всех судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
Среди всех правовых актов по вопросам судопроизводства особое место, разумеется, занимает Конституция РФ, так как она имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15) и занимает вершину иерархической лестницы нормативных актов.
Она имеет прямое действие. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить ей.
Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главным образом в гл.
Порядок судопроизводства — это условия, процедуры и гарантии, регулирующие деятельность участников процесса. Они установлены нормами уголовно-процессуального права, которые содержатся лишь в строго определенных источниках.
Под источниками права в юридическом смысле обычно понимается та или иная внешняя форма выражения правовых норм. Основной источник уголовно-процессуального права — это закон.
1. По смыслу части первой комментируемой статьи УПК этот Кодекс является единственным федеральным законодательным актом, который определяет порядок уголовного (производства по делам) в нашей стране . Данное правило отражает особое внимание, которое государство уделяет сфере уголовно-процессуальных отношений, где решается вопрос о виновности гражданина в преступлении, о его чести, свободе, имуществе.
Какой кодекс регулирует вопросы уголовного судопроизводства
В теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно.
Под ним часто подразумевают как форму правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, так и сами эти нормы, содержание и система которых образует уголовно-процессуальное право.
При таком подходе понятием «уголовно-процессуальный закон» обозначается форма и содержание уголовно-процессуального права, взятые в органическом единстве.
2. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. 3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.
2. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. 3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего судопроизводство.
Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ.
В самом законе названы всего лишь два нормативных источника уголовно-процессуального права — Конституция РФ и УПК РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В действительности же круг нормативных законодательных источников уголовно-процессуального права гораздо шире.
Понятие «уголовно-процессуальный закон» применяется для обозначения нормативных правовых актов, в которых закрепляются процессуальные нормы.
Закон как акт высшей юридической силы, принятый законодательным органом РФ, является единственным источником уголовно-процессуального права.
В ст. 1 УПК закреплено, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ.
Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, согласно ст. 1 УПК, устанавливается УПУ, основанным на Конституции РФ.
Порядок уголовного является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.
Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
Понятие «уголовно-процессуальный закон» применяется для обозначения нормативных правовых актов, в которых закрепляются процессуальные нормы. Закон как акт высшей юридической силы, принятый законодательным органом РФ, является единственным источником уголовно-процессуального права.
В ст. 1 УПК закреплено, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ. Составной частью законодательства страны, регулирующего уголовное судопроизводство, являются «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры» (ч. 3 ст. 1 УПК).
Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции). В ней закреплены основные начала уголовного судопроизводства и гарантии прав л юности в уголовном процессе, которые находят свою конкретизацию в нормах уголовно-процессуального закона. Среди них, например, принципы законности (ст. 15), осуществления правосудия только судом (ст. 118), равенства перед законом и судом (а. 19), уважения достоинства личности (а. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), презумпция невиновности (ст. 49).
-
Федеральные конституционные и Федеральные законы
. Это законы, содержащие положения, в той или иной мере или при определенных условиях касающиеся уголовного судопроизводства, которые должны учитываться в уголовно-процессуальном законодательстве или применяться вместе с ним. Например, Федеральные Конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации «О судебной системе», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.
В частности. Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» содержит положения, касающиеся порядка привлечения данного должностного лица к уголовной ответственности и раскрывает содержание его иммунитета в сфере уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Он принят 18 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлены иные сроки и порядок введения в действие. УПК РФ является главным источником уголовно-процессуального права, поскольку именно он детально регламентирует порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 УПК суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК. Установив же в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта Уголовно-процессуальному кодексу, суд принимает решение в соответствии с УПК (ч. 2 ст. 7). Тем самым законодатель предписал необходимость исходить из безусловного приоритета УПК над всеми другими федеральными законами независимо от того, относится ли регулируемый ими вопрос к сфере уголовного судопроизводства
Следует заметить, что некоторые нормы УПК (ст. 25 и 28) «вторгались» в предмет правового регулирования материального уголовного закона и даже некоторое время противоречили ему. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 июня 2004 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 7, 15, 107, 234 и 450 УПК в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы признал, что ч. 1 и ч. 2 ст. 7 УПК не противоречат Конституции РФ, но по их конституционно-правовому смыслу не подразумевают разрешение возможных коллизий УПК какими бы то ни было федеральными конституционными законами и распространяются лишь на случаи, когда положения иных федеральных законов, непосредственно регулирующие порядок производства по уголовным делам, противоречат УПК.
Законы СССР. Некоторые законодательные акты СССР продолжают действовать на территории РФ, если не противоречат Конституции России и российскому уголовно-процессуальному законодательству. Это, например. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» от 18 мая 1981 г., который до сих пор регулирует многие вопросы реабилитации невиновных.
Указы Президента РФ. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В 1990-е годы Президент РФ неоднократно принимал указы, которые регламентировали и вопросы уголовного судопроизводства.
Некоторые из них противоречили Конституции и федеральным законам, но, тем не менее, реально действовали и исполнялись. Это, в частности. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 14 июня 1994 г., который применялся в течение трех лет, а затем был отменен. В настоящее время указы Президента РФ не содержат норм уголовно-процессуального права, но, думается, что нельзя исключить их появления в будущем.
Подзаконные нормативные акты. Данные нормативные акты играют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства. Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов — Правительство РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Министерство юстиции РФ, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся таких вопросов, как предупреждение и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т.д.
Так, приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. утверждена Инструкция о порядке осуществления привода, который отнесен законом (ст. 113 УПК) к иным мерам процессуального принуждения. Право на принятие подзаконного нормативного акта иногда прямо предоставляется органам исполнительной масти самим законодателем (так называемое делегированное законодательство). Например, во исполнение предписаний ст. 82 УПК, в соответствии с которой условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств устанавливаются Правительством РФ, было принято постановление «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно» от 20 августа 2002 г.
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции уголовно-процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ не могут регулировать никакие вопросы уголовного судопроизводства на своей территории, хотя в недавнем прошлом такие попытки предпринимались неоднократно.
Помимо законодательства существует ряд других источников уголовно-процессуального права, которые формально не относятся к нормативным актам.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. разъяснил, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, а общепризнанная норма международного права — это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного (п. 1).
В сфере уголовного судопроизводства чаще всего применяются международные договоры о правах человека о правовой помощи, о выдаче, о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, и др. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. обратил внимание судов на то, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации. Правила же международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор (п. 8).
Постановления и определения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд определяет, соответствуют ли те или иные положения уголовно-процессуального закона Конституции РФ, а также выявляет конституционно-правовой смысл норм уголовно-процессуального права.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Как показала практика, решения Конституционного Суда нередко приводили к настоящему реформированию уголовно-процессуального законодательства, вызывая отмену или изменение соответствующих норм уголовно-процессуального закона. Это касается и УПК, многие нормы и положения которого уже стали предметом конституционного контроля.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Издавать акты официального толкования уголовно-процессуального закона в России вправе два органа судебной власти: Пленум Верховного Суда РФ и Конституционный Суд. Однако акты толкования названных судебных органов носят совершенно разный характер, поскольку цели, стоящие перед этими судами, неодинаковы. Так, согласно ст. 126 Конституции РФ и ч. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. Пленум Верховного Суда РФ даст руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации.
Принятые Пленумом Верховного Суда РФ акты толкования уголовно-процессуального закона содержат важные для правильного понимания и применения норм действующего уголовно-процессуального законодательства указания, основанные на многолетнем изучении судебной практики. Разъяснения Верховного Суда России широко используются всеми правоохранительными органами для разрешения правовых вопросов в ходе уголовного судопроизводства. В настоящее время особое значение имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 марта 2004 г.
Что касается актов толкования уголовно-процессуального закона, изданных судебными органами СССР, то в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» от 22 апреля 1992 г. до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции, законодательству Российской Федерации.
Указания Генерального прокурора РФ. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г. указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. Эти указания имеют двойственную природу, сочетая черты ведомственного нормативного акта и акта толкования уголовно-процессуального закона. Иногда такие указания даются совместно с другими органами власти. Например, указанием Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. № 83/86 и МВД РФ от 24 сентября 1998 г. № 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления, а также регламентируется порядок действий работников
Акты об амнистии. Конституция относит объявление амнистии к исключительному ведению Государственной Думы (п. «с» ч. 1 ст. 103). Постановление Государственной Думы об амнистии имеет некоторые черты нормативного акта, так как рассчитано на неопределенный круг лиц (ст. 84 УК РФ), неоднократное применение, официально публикуется и может быть предметом конституционного контроля. В то же время постановление об объявлении амнистии не утверждается Советом Федерации и не подписывается Президентом РФ. Это своеобразный и специфический источник уголовно-процессуального права, принятие которого зачастую дополняется постановлением о порядке его применения.
Какой кодекс регулирует вопросы уголовного судопроизводства
ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Закону РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»; федеральным законам от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»; от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; УК и др., которые имеют важное значение для правильного понимания и применения норм УПК.
Это разделение полномочий суда и сторон проведено последовательно через весь УПК и особенно ярко выражено в правилах, процедуре судебного разбирательства; 4) функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на одного и того же субъекта. Суд занимает в процессе особое место как орган судебной власти, на который возложена обязанность разрешения дела, не выступая при этом на стороне обвинения или защиты.
Статья 1. законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
Видео (кликните для воспроизведения). |
Так, в определении Конституционного Суда РФ записано, что «положения статей 7, 29 и 182 УПК Российской Федерации в их конституционно-правовом истолковании, вытекающем из сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, и в системном единстве с положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” не предполагают возможность производства обыска в служебном помещении адвоката или адвокатского образования без принятия об этом специального судебного решения».
Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
Общая характеристика и структура Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации УПК как систематизированный свод правовых норм, во взаимосвязи и содержательном единстве регулирующих уголовное судопроизводство в целом и отдельные его части, этапы, стадии, институты — с учетом их общих свойств, черт и проявлений, призван обеспечить единообразие и согласованность нормативно-правовых установлений и складывающейся на их основе правоприменительной практики, чем и обусловливается значение данного Кодекса в качестве закона, регулирующего производство по уголовным делам.
- Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
- Общая характеристика и структура Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
- Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
- Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства В теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно. Под ним часто подразумевают как форму правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, так и сами эти нормы, содержание и система которых образуют уголовно-процессуальное право.
При таком подходе понятием «уголовно-процессуальный закон» обозначаются форма и содержание уголовно-процессуального права, взятые в органическом единстве.
Какой кодекс регулирует вопросы уголовного судопроизводства
При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4). Если производство по уголовному делу начато до вступления в силу нового УПК, все действия и решения, принятые до этого момента, сохраняют свою силу, а дальнейшее производство со дня введения в действие УПК (или какой-либо его нормы) производится в соответствии с новым УПК (см.
ст. 4). Так, 28 июня 2002 г. обвиняемые К. и М. заявили ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, однако судья назначил на 20 июля заседание суда в составе судьи и двух заседателей, в то время как с 1 июля 2002 г. действовали ст.
Какой кодекс регулирует вопросы уголовного судопроизводства
Налоговый кодекс — регулирует отношения по поводу налогообложения. Семейный кодекс — регулирует семейные отношения (брак, права супругов и детей, алиментные отношения и устройство детей, оставшихся без попечения родителей). Таможенный кодекс — регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенный кодекс Таможенного союза — регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
комментарии к статье 9 УПК РФ 1. В ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.
Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
Какими нормативными актами регулируется порядок уголовного судопроизводства на территории РФ? Спасибо
Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. 3.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.
Семейный кодекс регулирует семейные отношения, включающие в себя институт брака, прав и обязанностей супругов, детей, родителей, алиментных обязательств. Жилищный кодекс устанавливает права и обязанности граждан, связанные с жилыми помещениями, в том числе по договорам социального и коммерческого найма, вводит понятия переустройства (без изменения конфигурации помещения) и перепланировки (с изменением конфигурации), жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья (общественные объединения для совместного управления).
Земельный кодекс в своих статьях устанавливает не только общие положения, касающиеся возникновения, изменения, прекращения прав владения, пользования и распоряжения земельными участками, но и специальные положения, регламентирующие правовой режим земель, исходя из целевого назначения (например, сельскохозяйственные, населённых пунктов, лесного, водного фонда).
Гражданский процессуальный кодекс устанавливает правила гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции по делам, вытекающим из трудовых, семейных, жилищных, земельных правоотношений.
Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
N 173-О 7) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств; 8) заявлять ходатайства и отводы; Информация об изменениях: Федеральным законом от 29 декабря 2010 г.
Статья 1 УПК РФ. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
Сделано в Санкт-Петербурге
© 1997 – 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.
Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?
Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.
Вы уверены, что хотите выйти?
Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней
Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?
Статья 1 УПК РФ. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства (действующая редакция)
1. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.
2. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора.
1. Уголовно-процессуальный кодекс ставит знак равенства между уголовно-процессуальным законодательством и законодательством, определяющим порядок уголовного судопроизводства, т.е. отождествляет понятия уголовного процесса и уголовного судопроизводства. Согласно п. 56 ст. 5 УПК уголовное судопроизводство – это не только судебное, но и досудебное производство по уголовному делу. Таким образом, не только собственно судебные стадии процесса, но и стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования также считаются частью судопроизводства. Этим подчеркивается, что деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, других участников процесса на досудебных стадиях осуществляется не сама по себе, но тесно связана с деятельностью суда и создает необходимые предпосылки для осуществления правосудия по уголовным делам. Предусмотрено также постоянное участие в этих стадиях суда, который в виде судебного контроля осуществляет здесь правосудие за деятельностью органов предварительного расследования и прокурора. Как подчеркнул КС РФ, осуществление судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, связанной с возможными ограничениями конституционных прав граждан, относится к сфере правосудия.
2. Порядок уголовного судопроизводства – это условия, процедуры и гарантии, регулирующие деятельность участников процесса. Они установлены нормами уголовно-процессуального права, которые содержатся лишь в строго определенных источниках. Под источниками права в юридическом смысле обычно понимается та или иная внешняя форма выражения правовых норм. Основной источник уголовно-процессуального права – это закон.
При этом необходимо особо подчеркнуть, что единственными законами, которые могут быть источником уголовно-процессуального права, являются Уголовно-процессуальный кодекс (далее – УПК) и Конституция РФ, на которой Кодекс основан. Юридически это означает следующее:
а) при определении порядка уголовного судопроизводства по делу прямому применению подлежит только УПК, а в случаях, если его отдельные положения противоречат конституционным нормам, – Конституция РФ;
б) в случае если уголовно-процессуальные нормы содержатся в каких-либо иных источниках, они не должны противоречить УПК и Конституции и подлежат приведению в соответствие с ними;
в) если в каком-либо ином ФЗ содержатся новые уголовно-процессуальные нормы, они могут применяться только после того, как будут включены (инкорпорированы) в УПК.
Названные правила предохраняют уголовный процесс от проникновения в него чужеродных норм, не отвечающих демократическим принципам судопроизводства и противоречащих внутренней системе УПК, что является важной политической гарантией против рецидивов авторитаризма в области уголовного процесса.
3. Согласно ст. 90 Конституции Президент РФ издает указы, обязательные на всей территории РФ. Известны случаи, когда указы содержали уголовно-процессуальные нормы (например, отмененный ныне Указ Президента РФ от 14.06.1994 N 1226 “О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности”). В силу ч. 3 ст. 90 Конституции указы не должны противоречить как самой Конституции, так и федеральным законам. Более того, представляется, что в случае, когда указом создаются новые уголовно-процессуальные нормы, не известные Кодексу, они могут применяться только в том случае, если будут инкорпорированы в УПК.
4. Как разъяснил Пленум ВС РФ в п. 2 Постановления от 31.10.1995 N 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия”, суд при разрешении дела должен непосредственно применять конституционные нормы, когда:
а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а ФЗ, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Обязанность судов в случаях, если они приходят к выводу о неконституционности закона, для официального подтверждения его неконституционности обращаться в Конституционный Суд РФ не ограничивает непосредственное применение ими Конституции РФ, которое призвано обеспечивать реализацию конституционных норм прежде всего при отсутствии их законодательной конкретизации. Если же закон, который должен был бы быть применен в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конституции РФ и тем самым препятствует реализации ее положений, то для обеспечения непосредственного действия Конституции РФ во всех случаях требуется лишение такого закона юридической силы в порядке конституционного судопроизводства..
5. Как записано в ч. 3 ст. 1 УПК, “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора”. Трудно представить, как нормы международных договоров и международные обычаи могут быть частью “законодательства”. Международные нормы есть часть правовой системы России.
Большое количество договоров межведомственного характера о сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью заключено с правоохранительными органами других государств Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой РФ.
Кроме договоров о правовой помощи порядок взаимоотношений российских правоохранительных органов с иностранными гражданами и должностными лицами может регулироваться также консульскими конвенциями. В соответствии с ними консулы вправе представлять перед судами и следственными органами страны пребывания граждан назначившего их государства, если эти граждане из-за отсутствия или по каким-либо другим уважительным причинам не могут сами защищать свои права и интересы.
Общепризнанные международные принципы и нормы существуют как в форме норм, установленных международными договорами, так и в форме юридических обычаев, которые составляют так называемое общее международное право. Статутом Международного суда ООН от 26.06.1945 обычай определен как доказательство “общей практики, принятой в качестве правовой нормы” (п. 1 “b” ст. 38).
Обычная норма становится принадлежностью общего международного права в результате ее признания если не всеми, то большинством государств, представляющих основные политические и правовые системы. Современные международно-правовые обычаи склонны к приобретению формальной определенности, так как общепризнанные принципы и нормы, как правило, находят отражение в многосторонних конвенциях и соглашениях, и, кроме того, в иных документах международного права: декларациях, резолюциях международных органов и организаций, конференций, решениях международных судов и т.д.
Особенностью формирования современных обычных норм международного права в области уголовного судопроизводства является растущее влияние на них так называемых рекомендательных норм, или международных стандартов, в разработке которых основная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Документы Конгресса обычно подтверждаются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Среди них Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Основные принципы независимости суда (1985 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Основные положения о роли адвокатов (1990 г.) и др.
В качестве доказательств общепризнанного характера нормы могут служить: а) фиксация нормы в международных документах; б) отсутствие протестов государств против ее общепризнанного характера; в) фактическое признание нормы (так называемая трансформация) законодательством достаточно представительного круга государств. Согласно разъяснению Пленума ВС РФ “под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений”.
6. Коль скоро общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются частью правовой системы России, следует иметь в виду правила взаимоотношений норм международного и внутреннего уголовно-процессуального права. Всякий раз, оценивая юридическую силу и значение этих норм в случае их конкуренции, необходимо учитывать следующее:
1) нормы международных договоров имеют приоритет над нормами внутреннего законодательства, т.е. в случае их коллизии применяются нормы договора, а не Уголовно-процессуального кодекса и любых других законов (п. 4 ст. 15 Конституции РФ);
2) в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” непосредственно могут действовать только положения международных договоров, удовлетворяющие одновременно следующим условиям: а) договор официально опубликовано; б) положения договора должны быть самоисполнимы, т.е. не нуждаться в издании внутригосударственных актов в целях их применения. Для осуществления иных положений международных договоров РФ должны приниматься соответствующие правовые акты. Так, например, упомянутая выше общепризнанная норма международного права о судебном обжаловании законности задержания в течение разумного срока самоисполнима и в принципе могла бы быть реализована даже без принятия дополнительных законов, а вот норма о праве на компенсацию ввиду незаконного задержания или ареста предполагает наличие законодательных норм, конкретизирующих виды и процедуру такой компенсации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Пленум ВС РФ обращает внимание судов на то, что согласие на обязательность международного договора для РФ должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом. То есть речь идет лишь о ратифицированных международных договорах, которые после ратификации их федеральным законом применяются независимо от момента принятия таких законов. Однако при оценке названного постановления Пленума ВС РФ надо иметь в виду, что согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. государство “не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора”. То есть по нормам международного права обязательства, вытекающие из международных договоров, должны быть исполнены невзирая на положения внутреннего права.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.