Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "законодательство российской федерации об административных правонарушениях". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
- 1 Законодательство РФ об административных правонарушениях
- 2 70.Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика и разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 3 Законодательство об административных правонарушениях;
- 4 46.Законодательство об административных правонарушениях.
- 5 Законодательство об административных правонарушениях
Законодательство РФ об административных правонарушениях
Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.
С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:
- В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
- Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
- Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
- Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
- Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
- Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.
Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.
Законодательство РФ об административных правонарушениях
Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:
- общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
- законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
- международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.
Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.
Исходя из вышесказанного следует – на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:
- Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
- https://duma.tomsk.ru/page/16800/
- Закон Ростовской области об административных правонарушениях
- Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
- Закон республики Алтай об административных правонарушениях
- Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
- Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
- Закон Краснодарского края об административных правонарушениях
Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.
Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. “О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, которые вступили в силу 14 августа 2018 г.
70.Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика и разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях
1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 – 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса
Законодательство об административных правонарушениях;
Федеративное устройство России четко выражено в структурных компонентах системы законодательства об административных правонарушениях. Как установлено в ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях включает в себя:
1) непосредственно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, представляющий собой федеральный закон. Соответственно, для внесения изменений в законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне необходимо принятие и введение в действие федерального закона, вносящего изменения в Кодекс. Порядок принятия федеральных законов установлен Конституцией РФ;
2) законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, принятые в соответствии с КоАП РФ. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации установлен Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[222].
В постановлении Пленума ВС России от 24 марта 2005 года № 5 дано четкое разъяснение о том, что к законодательству об административных правонарушениях, относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие с 1 июля 2002 г., который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел, а также законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с КоАП РФ по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации[223].
В случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса Российской Федерации или Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. В качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абзацем первым ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний;
6) в соответствии с законодательством определяет подсудность и подведомственность дел об административных правонарушениях судам, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральным органам исполнительной власти.
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
– комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.
Законодательством субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, а так же определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица в пределах компетенции, установленной главой 23 и статьей 28.3 КоАП РФ, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.
Основными критериями формирования законодательства субъектов Федерации об административных правонарушениях являются следующие:
1) соответствие региональных законов принципам и общим положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) установление административной ответственности за деяния, нарушающие нормы правовых актов субъектов Федерации;
3) соответствие материальных норм законов об административных правонарушениях требованиям Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) установление соответствия компетенции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, требованиям главы 28 КоАП РФ;
5) установление подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях в соответствии с требованиями глав 22, 23 КоАП РФ;
Видео (кликните для воспроизведения). |
6) единообразные требования к формам процессуальных документов;
7) установление административной ответственности единым законодательным актом для одного субъекта Федерации[224].
Законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности, принятые в виде комплексных законов, в форме кодексов или тематических законов об административной ответственности за отдельные виды правонарушений, применяются во всех субъектах Российской Федерации[225]. Комплексные региональные законы в большинстве своем так и названы – законами об административных правонарушениях, некоторые – об административной ответственности; в название некоторых законов включено название региона. В некоторых регионах комплексные законы названы кодексами, например в Нижегородской области – Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях[226].
Положения ч. 2 ст. 1.1 Кодекса основаны на положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В случае, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применяются нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации. При этом необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[227].
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита:личности,общественной нравственности,законных экономических интересов физических и юридических лиц,общества и государства от административных правонарушении;
охрана:прав и свобод человека и гражданина,здоровья граждан,санитарно-эпидемиологического благополучия населения,окружающей среды,установленного порядка осуществления государственной власти,общественного порядка и общественной безопасности,собственности;
Действие законодательства об административных правонарушениях во времени:
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
3. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
4. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве:
1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – это крупный кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий общественные отношения, складывающиеся в сфере привлечения лиц, совершивших административные правонарушения, к мерам административной ответственности. Аббревиатура КоАП РФ используется в разговорной неофициальной речи и публикациях вольным стилем. Для удобства полную форму заменяют таким сокращением – кодекс об административных правонарушениях.
КоАП регулирует правовые отношения в следующих сферах:
- Защита личности,
- Охрана и защита административного статуса личности,
- Охрана здоровья населения,
- Санитарно-эпидемиологическое благополучие,
- Защита нравственности,
- Реализация государственной власти,
- Защита общественного порядка,
- Защита общественной нравственности,
- Охрана экологического благополучия окружающей среды,
- Защита собственности,
- Защита экономических интересов граждан и хозяйствующих субъектов,
- Профилактика административных правонарушений.
Принципы действия кодекса об административных правонарушениях
КоАП основывается на следующих началах:
- Все совершившие правонарушение лица равны перед законом. Юридические лица отвечают за совершенные правонарушения, при этом ответственность также несут их должностные лица.
- Применение особых мер административной ответственности к некоторым категориям правонарушителей (служащие правоохранительной системы, депутаты и другие),
- Применение особых мер к хозяйствующим субъектам,
- Презумпция невиновности – никто не объявляется правонарушителем до того, как это будет доказано судом,
- Толкование сомнений в виновности лица в пользу лиц,
- Применение норм административного законодательства – федерального и регионального – для решения дел о административном правонарушении,
- Применение уполномоченным лицом к правонарушителю тех мер ответственности, которые включены в рамки его компетенции,
- Недопущение решения и действия, унижающих человеческое достоинство.
Правонарушителем в контексте КоАП РФ может признаваться физическое лицо (гражданин, апатрид, иностранец и лицо с особым статусом – военнослужащий, государственный служащий, должностное лицо) и юридическое лицо. Отдельно правонарушителями выступают индивидуальные предприниматели, которые отвечают по тем же правонарушениям, что и юридические лица, но взыскивается с них, как с физических лиц.
Привлечение за одно правонарушение возможно в отношении юридического лица и физического лица, которое будет отвечать, как должностное лицо. Привлечение одного правонарушителя не исключает ответственности другого правонарушителя.
Консультации и комментарии юристов по законодательной системе РФ
Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
46.Законодательство об административных правонарушениях.
Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.
Система законодательства об административных правонарушениях.
2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:
• охрана прав и свобод человека и гражданина;
• охрана здоровья граждан;
• охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
• защита общественной нравственности;
• охрана окружающей среды;
• охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
• защита общественного порядка и общественной безопасности;
• защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
• защита общества и государства;
• предупреждение административных правонарушений.
Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях
1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
от 31 декабря 2003 г. №74-ОЗ
Об административных правонарушениях на территории Воронежской области
Принят областной Думой 16 декабря 2003 года
Статья 1. Законодательство Воронежской области об административной ответственности
1. Законодательство Воронежской области об административной ответственности состоит из настоящего Закона.
2. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, другими федеральными законами и Уставом Воронежской области определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, предусматривает меры административной ответственности.
(ч.2 ст.1 в ред.закона Воронежской области от 4.04.2007 №45-ОЗНГРru360002007000613
3. Изменение законодательства Воронежской области об административной ответственности осуществляется путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон.
Статья 2. Задачи настоящего Закона
Основными задачами настоящего Закона являются охрана прав и законных интересов граждан и организаций, охрана здоровья населения и окружающей природной среды, объектов культурного наследия и архивного фонда Воронежской области, собственности, установленного порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, обеспечение законности, предупреждение правонарушений и воспитание у граждан уважения к правам, чести и достоинству других лиц.
Законодательство об административных правонарушениях
В результате изучения данной главы студент должен:
- o знать структуру законодательства об административных правонарушениях;
- o уметь анализировать федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие процедуры применения законодательства об административной ответственности;
- o владеть надлежащими навыками для уяснения правил корреляции законодательства об административных правонарушениях и подзаконных актов, определяющих процедуры рассмотрения дел о таких правонарушениях.
Структура законодательства об административных правонарушениях
Синергизм федерального и регионального законодательства
Меры административного (бессудного) принуждения регламентируются не только КоАП, но и другими федеральными законами применительно к предусмотренным им правонарушениям. Такие федеральные законы устанавливают помимо публичных санкций (например, в виде депортации) также и меры административного пресечения, применяемые как к нарушителям, так и к лицам, подозреваемым в совершении проступка. Меры властного принуждения (в том числе и меры физического воздействия) установлены таможенным, налоговым и иным публичным законодательством.
Законодательство об административных правонарушениях включает в себя:
- o кодифицированное федеральное законодательство – КоАП (в том числе федеральные законы, вносящие в него изменения);
- o законы субъектов РФ, устанавливающие административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа (ч. 1 ст. 2.1, ч. 1 ст. 2.10, ч. 3 ст. 3.2 КоАП);
- o нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также иных публичных органов, устанавливающие порядок исполнения процедур, определенных КоАП и законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.
В зависимости от предназначения соответствующей правовой нормы законодательство об административных правонарушениях подразделяется:
- o на материальное законодательство, к которому относится КоАП и законы субъектов РФ, устанавливающие виды административных наказаний и составы соответствующих правонарушений;
- o процессуальное законодательство, в соответствии с которым определяются публичные процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и процедуры исполнительного производства.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП единственной составляющей законодательства РФ об административных правонарушениях является нормативный правовой акт, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
От нормативного правового акта следует отличать ненормативные правовые акты (акты индивидуального применения), принимаемые органом административной юрисдикции или его должностным лицом, в частности постановления по делу об административном правонарушении (см. ст. 29.10 КоАП). Индивидуальный правовой акт устанавливает, изменяет или прекращает обязанности лица, которому он адресован, его принятие влечет за собой установление публичного правомочия лица (например, процессуальных обязанностей свидетеля и эксперта) либо изменение или прекращение имущественного правомочия подозреваемого или нарушителя (в случае применения мер пресечения или административных наказаний, обременяющих имущественные права лица).
Объединяющий атрибут нормативных правовых актов и актов индивидуального применения – в особенности правореализации: такие акты обязательны для исполнения.
В субъектах РФ кодифицированные акты об административных правонарушениях принимаются, как и в Москве, в форме кодексов (Томская, Калининградская области); в большинстве случаев такие нормативные правовые акты принимаются в виде закона субъекта РФ, при этом, в соответствии с избранными правилами законодательной техники, наименование “кодекс” не используется, что, однако, не отрицает принадлежность такого акта к кодифицированному законодательству (такие законы приняты, в частности, в Ростовской, Новосибирской, Курганской, Сахалинской, Московской, Магаданской, Мурманской, Ивановской областях).
КоАП возглавляет единую систему законодательства об административных правонарушениях, в состав которой входят и законы субъектов РФ.
Кодификация исходит из различных принципов юридической регламентации в зависимости от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Применительно к законодательству, отнесенному к исключительному ведению Российской Федерации, кодификация базируется на централизации нормативно-правовых источников либо, напротив, предусматривает их множественность. К кодифицированным актам первого типа относится УК, предусматривающий включение в УК новых федеральных законов, устанавливающих уголовную ответственность.
На федеральном уровне для кодификационных отношений характерна плюралистичность источников правовой регламентации, в соответствии с которой к кодифицированному законодательству относятся также и федеральные законы, принятые в случаях, специально предусмотренных кодексами (применительно к законодательству, отнесенному к исключительному ведению Российской Федерации). К кодифицированному законодательству такого рода относится НК (см. п. 1 ст. 1 НК). В редких случаях кодифицированное законодательство, отнесенное к исключительному ведению Российской Федерации, включает в себя наряду с федеральными законами также и законы субъектов РФ, либо (в исключительных случаях) также и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований. К уникальным источникам кодифицированного законодательства такого рода относится БК, устанавливающий принцип плюралистичности бюджетного законодательства, включающего в себя не только акты, принятые законодательными органами РФ и субъектов РФ, но и нормативные правовые акты негосударственных (муниципальных) органов, которые во всех иных случаях никогда не рассматриваются в качестве источника законодательства.
К источникам правовой регламентации применительно к полномочиям, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации, относятся также и ведомственные нормативные правовые акты, принимаемые, как правило, в случаях, предусмотренных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, в редких случаях пределы ведомственного правового регулирования установлены непосредственно кодифицированным актом.
Таким образом, кодифицированное законодательство всегда определяет иерархию нормативного правового регулирования, в соответствии с которой кодексом как актом доминирующей юридической силы устанавливается правовой статус принятых в соответствии с ним актов законодательства, ведомственных и иных публичных актов (например, актов муниципальных органов, см. абз. 2 ст. 2 БК). Как правило, кодексы относят к законодательству принятые в соответствии с ними федеральные законы, однако в редких случаях имеются примеры иного рода, когда законы, действующие до принятия кодекса, также относятся к кодифицированному законодательству. В этом отношении характерна корреляция Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 “О таможенном тарифе” и таможенного законодательства: в данном случае акт законодательства, принятый в условиях упраздненной политико-правовой системы до введения в действие ныне действующей Конституции РФ, тем не менее, является составляющей таможенного законодательства.
О взаимообусловленности КоАП и Конституции РФ и сопряженности их правовых предписаний свидетельствует порядок разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях, определенный ст. 1.3, 1.31 КоАП. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, может быть установлена только КоАП, поскольку правовая регламентация в этой сфере в соответствии с вышеуказанным предписанием КоАП отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.
К правилам и нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, относятся, в частности, лицензионные требования (см. ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП), таможенные правила (см. гл. 16 КоАП), правила пограничного режима (см. ст. 18.2-18.6 КоАП), правила государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (см. ст. 19.21 КоАП). Разграничение правового регулирования в этих случаях базируется не только на предписаниях ч. 1 ст. 1.3 КоАП, последние, в свою очередь, соответствуют принципам разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, установленным ст. 71-73 Конституции РФ.
Административная ответственность за нарушение правил и норм, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами муниципальных образований устанавливается законами об административных правонарушениях субъектов РФ (см. п. 1 ч. 1 ст. 1.31 КоАП). Квалификация таких проступков предусмотрена диспозицией соответствующей статьи КоАП или иного кодифицированного акта субъекта РФ, которая, как правило, и определяет правила и нормы, нарушение которых влечет за собой применение административных наказаний в виде предупреждения или административного штрафа.
К федеральным источникам законодательства об административных правонарушениях, по смыслу п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП, относятся Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты, принимаемые федеральными министерствами, а также федеральными службами и федеральными агентствами, наделенными правомочиями в сфере нормативно-правового регулирования. По общему правилу, установленному п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” нормативное правовое регулирование на ведомственном уровне было отнесено к ведению министерств РФ, однако сфера ведомственной регламентации на протяжении последних пяти лет постоянно расширялась, ныне все федеральные службы и федеральные агентства, непосредственно подчиненные Правительству РФ (см. разд. III Структуры федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636), а также некоторые федеральные службы и федеральные агентства, подчиненные Президенту РФ, осуществляют нормативно-правовое регулирование.
Правила и нормы, неисполнение которых квалифицируется в соответствии с КоАП, утверждаются по преимуществу Правительством РФ и находящимися в его ведении органами исполнительной власти в сферах экономики, промышленности, социального строительства и культуры. Реже такие правила и нормы утверждаются указами Президента РФ (применительно к нормативно-правовому регулированию в сферах обороны, безопасности, внутренней и внешней политики, чрезвычайных ситуаций). В редких случаях вышеуказанные нормы и правила утверждаются специальными публичными органами, прежде всего постановлениями ЦБ РФ, наделенного правомочиями нормативно-правовой регламентации в сферах валютного регулирования, валютного контроля и банковской деятельности (см. ст. 15.25, ч. 2 ст. 15.26 КоАП).
Таким образом, к нормативным правовым актам в части установления норм и правил, нарушение которых квалифицируется в качестве административного проступка в соответствии с КоАП, относятся по преимуществу акты органов исполнительной власти.
Особую значимость для корреляции КоАП, законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях и Конституции РФ имеют предписания последней о правовом регулировании прав и свобод человека и гражданина (см. ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 56, а также ч. 2 ст. 74 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения общегосударственных и частноправовых интересов. КоАП устанавливает различные ограничения, применяемые к лицам, вина которых в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания, а также к лицам, подозреваемым в совершении проступка, в соотношении последних применяются меры пресечения (см. ч. 1 ст. 27.1 КоАП).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Все федеральные законы, устанавливающие ограничение прав нарушителя, предусматривают детализацию их предписаний в подзаконных актах, а в некоторых случаях – даже в ведомственных актах правоохранительных органов. Подзаконное нормотворчество, обусловленное делегированием отдельных полномочий органам исполнительной власти и иным публичным органам в случаях и порядке, определенных актом делегации – федеральным законом, устанавливающим ограничения прав, применяется в практике исполнительного производства в соответствии с УИК, а также при исполнении некоторых административных наказаний, предусмотренных КоАП, весьма показателен в этом отношении приказ МВД России от 6 июня 2000 г. № 605дсп “Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке” (зарегистрированный в Минюсте России 20 июля 2000 г. № 2320).
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.