Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "цены на бензин в 2019 году в россии прогноз цен за литр 95, 92". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Цены на бензин интересуют, пожалуй, каждого жителя Российской Федерации. Это только на первый взгляд кажется, что циферки, мелькающие на табло заправочных станций, интересны исключительно автомобилистам. С ними всё понятно — они вынуждены ежедневно «кормить» своего железного коня.
Впрочем, даже те россияне, которые передвигаются общественными видами транспорта, прекрасно знают, какое влияние этот показатель оказывает на экономику. Повышение цен на бензин приводит к подорожанию проезда в автобусах и маршрутках, отражается на стоимости продуктов питания, ценах на предметы быта и одежду, тарифах на доставку товаров почтовыми службами.
Недавний ценовой бум вызвал небывалый ажиотаж среди россиян. В наше время совершенно не важно, падают или растут котировки нефти — цена бензина двигается исключительно вверх! Не удивительно, что многих жителей России интересуют перспективы данного сегмента рынка, а также прогнозы экспертов на 2019 год. Возможно, дешевле будет продать машину и ездить на метро, чтобы больше не думать о космических суммах в чеке за одну заправку.
По данный Росстата, цена бензина в РФ уже достигла 40,09 рублей за литр
Данная отрасль тесно связана с нефтепродуктовым рынком, поэтому в России цены на бензин определяются не только спросом и предложением. Жесткие меры по ценовому регулированию поясняются тем, что основным источником прибыли для российских компаний является не внутренний, а внешний рынок – на долю экспорта приходится ¾ всей добываемой в стране нефти. Потребители же могут рассчитывать на остаток в виде 25% от добываемого черного золота.
Сюда входит не только нефть для бензина, но и сырье для изготовления мазута, судового топлива и авиационного керосина, а также материал для нефтехимической промышленности. В итоге цена бензина устанавливается на базе соглашений между правительственными группами. Для рынка, населения и потребителей из различных отраслей выгодно, чтобы бензин был дешевым, однако государственная казна нуждается в регулярном пополнении. А главным источником денег для бюджета являются налоги, в том числе – акциз на бензин.
Еще в 2017 году анонсировали резкое повышение топливных сборов. В 2017 году правительство рассчитывало получить благодаря этой мере 115 миллиардов рублей, в 2018 году – 150 миллиардов, а в 2019 году – 180 миллиардов. Если пересчитывать это на 1 литр бензина, то ежегодно расходы нефтекомпаний поднимаются примерно на 2 рубля, а если добавить в расчеты прочие затраты, то себестоимость топлива возрастает примерно на 10% в год — что, очевидно, в два раза превышает прогнозируемый уровень инфляции в стране.
Представители Федеральной антимонопольной службы признают, что ключевая причина роста бензиновых цен – увеличение налоговой нагрузки. По словам Игоря Атемьева, руководившего на тот момент ФАС, если бы акцизы не росли, то бензин вполне мог бы падать в цене. Однако страна нуждается в средствах для ремонта дорог и прокладки новых магистралей, а именно это, согласно бюджетным пояснениям, и является основной целью взимания акциза на топливо.
В конце 2017 года правительство заявило, что в 2018 году ожидается двухэтапное повышение цен на бензин. Первый этап был реализован в начале января, когда сбор с 1 тонны топлива вырос практически на 11%, а цена бензина повысились на 70 копеек. Следующий этап был реализован в июле. В 2019 и 2020 годах правительство планирует провести очередное повышение акцизов, причем каждый раз это приведет к росту бензиновых цен на 50 копеек за каждый литр.
Правительство считает рост цен жизненно необходимым для наполнения казны
Впрочем, как показывает практика, реальная цена на бензин увеличивается отнюдь не на копейки. Все потому, что финальная стоимость топлива зависит не только от налогов, но и нефтецен, курса доллара и размера инфляции. Рост цен на бензин за последние 2-3 года заметно опережает рост акцизных сборов. Только за 2017 год литр подорожал практически на 3 рубля. В 2018 году уже в апреле заправочные станции поразили россиян новыми ценами, пояснив их акцизами и резким снижением предложения на внутреннем рынке.
Московская топливная ассоциация сообщила, что дизтопливо стало стоить 40 рублей 50 копеек, 92-й бензин – 38 рублей 70 копеек, 95-й – 41 рубль 96 копеек. Максимальное удорожание горючего было зафиксировано в столице, где за одну неделю заправочные станции подняли цены на 95-й бензин до 47 рублей. При этом ранее в Минэнерго заявляли, что розничные цены будут расти не быстрее, чем инфляция, то есть на 3-3,5% в 2018 году и на 4% в 2019 году. Однако реально ситуация с января по июнь характеризовалась ростом на 7-8% при инфляции в 1,6%.
По словам Эльвиры Набиуллиной, подорожание горючего вызвало серьезную обеспокоенность у Центрального банка РФ. Это может спровоцировать рост инфляции, повысив ее на 0,2-0,4 процента! Кроме того, повышение топливных цен мгновенно отразилось на инфляционных ожиданиях россиян. Теперь многие в панике утверждают, что инфляция в конце года достигнет 8,6%. Однако падение покупательной способности рубля, по мнению Центробанка, вряд ли выйдет за установленные правительством рамки (4% за 2018 год).
Также отметим, что резкое повышение цен вызвало существенное недовольство у водителей – середина мая ознаменовалась протестными акциями в некоторых регионах страны. В результате Владимир Путин заявил, что правительство уже принимает меры, чтобы понизить цены горючего. Случилось это после нескольких социальных взрывов, которые окончились маршами «пустых канистр».
Главной причиной роста цен правительство назвало высокую стоимость нефти на мировом рынке, а также слабый курс рубля, что активизировало экспортную деятельность и обеднило внутренний рынок. Например, «Роснефть» практически обнулила поставки на российские АЗС, предпочитая вывозить топливо за пределы РФ. Когда антимонопольная служба потребовала урегулировать ситуацию, руководство компании сообщило, что «Роснефть» не продает бензин на экспорт, а всего лишь снижает поставки из-за проведения ремонтных работ.
Акцизы были уменьшены, но даже после этого стоимость бензина продолжила расти. Дмитрий Козак (вице-премьер по проблемам транспорта и энергетики) инициировал экстренное собрание правительства и глав нефтекомпаний. Было решено, что цены горючего получится сдержать, если правительство снизит акциз на 1 т бензина на 3 тыс.р., а на дизтопливо – на 2 тыс.р. При этом нефтяники потребовали отменить еще одно повышение сборов (на 700 р. с тонны), планируемое на июль. В итоге бюджет потеряет около 140 млрд. рублей за год.
Подорожание бензина объясняют ослаблением курса рубля и ростом нефтецен
К сожалению, властям вряд ли удастся добиться снижения цен на бензин даже такими мерами. Для начала нужно стабилизировать рынок, а потом уже думать о понижении стоимости топлива. В будущем депутаты планируют разработать новый комплекс налоговых мер — вроде «плавающего акциза», который будет регулироваться в зависимости от цены нефти. Правительство рассматривало и более суровые меры – так, некоторые депутаты предложили поднять экспортный сбор или даже квотировать экспорт нефти в другие страны.
Впрочем, эксперты говорят, что столь жесткие рамки грозят развитием рынка контрафактного горючего. Кроме того, в России планировали полностью отменить экспортную пошлину уже к 2024 году, а такая мера идет в разрез с описанным налоговым маневром, отменяя прошлые решения правительства.
Несмотря на все принятые меры, большинство экспертов утверждают: в 2019 году топливо преодолеет ценовую отметку 50 рублей за литр. А если правительство не поймет, как регулировать нефтеотрасль, то цена будет расти в режиме турбулентности. Кроме того, не так давно Минфин предложил к рассмотрению проект закона, который увеличит акцизы в 2019 и 2020 годах до 12,3 и 12,75 тысяч рублей за тонну бензина, а также до 8,5 и 8,8 тысяч рублей за тонну дизтоплива. Из-за этого цена топлива тут же подпрыгнет на 1,9-2 рубля за литр.
Что касается регулирования налоговой политики, то эксперты полагают, что пополнение казны может быть реализовано за счет повышения налога на добычу ископаемых. Это позволит правительству получать средства не только с экспортной нефти, но и со всех добытых нефтересурсов. Эту меру уже оценили в денежном эквиваленте – цена на топливо может возрасти в 1,5 раза.
Цены на бензин в 2019 г. Как изменится стоимость с 1 января 2019 г.
Цена на бензин косвенно касается каждого жителя РФ. Стоимость перевозки или проезда формирует конечную стоимость товаров и услуг. Вместе с запланированным повышением НДС и предсказуемым ростом цен в 2019 г. рост цен на бензин может существенно увеличить расходы каждого жителя.
В конце октября 2018 г. Правительство РФ провело переговоры с нефтяниками. Результат – договоренность о заморозке цен и повышение цены на бензин на уровне инфляции.
Какие предпосылки для роста цен на бензин сохраняются и какие прогнозы делают эксперты – в нашей статье.
Цены на бензин интересуют почти все взрослое население России. Это только на первый взгляд кажется, что цифры на АЗС интересны исключительно автомобилистам. У них зависимость прямая – ежедневная заправка и ежедневные расходы.
Но даже те, кто не зависит от автомобиля напрямую, зависят от цен на топливо. Повышение цен на бензин приводит к подорожанию проезда в общественном транспорте, отражается на стоимости продуктов питания, ценах на предметы быта и одежду, тарифах на доставку товаров почтовыми службами.
Сравнительно недавно мы убедились: неважно, падают или растут котировки нефти — цена бензина двигается исключительно вверх! Не удивительно, что многих жителей России интересуют перспективы данного сегмента рынка, а также прогнозы экспертов на 2019 год.
Весна 2018 г. шокировала новыми ценами на топливо. Летом цены на бензин пришлось сдерживать государственными методами, но в сентябре 2018 г. цены производителей бензина выросли на 10%. Розница ответила относительно небольшим ростом цен – до 10 копеек за литр в разных регионах России.
Согласно худшим прогнозам аналитиков, цена на бензин в 2019 г. вырастет до 50 рублей за литр АИ-92. Это психологическая отметка для большинства российского населения.
В то же время правительство обещает не допустить скачка цен на бензин, несмотря на рыночные реалии. Пока известно о некотором наборе инструментов, которые намерены применять руководители. Правительство намерено регулировать рост цен на бензин в 2019 г. в пределах инфляции, это около 4%.
Для справки цены в октябре 2018 г., Москва: АИ-92 – от 40,80 до 43,99 рубля за литр, марки АИ-95 – от 44,55 до 47,48 рубля.
Главная сложность определения цены на бензин в 2019 г. – неопределенность и зависимость от внешних факторов. Здесь и мировая политика, и цена нефти, и количество нефтепродуктов на внутреннем рынке. Если будет наблюдаться дефицит, повышение цен неизбежно.
С 1 января 2019 г. вырастет акциз на бензин, попросту – налог для производителей топлива. Причем вырастет существенно – в 1,5 раза. Производители будут вынуждены поднять цену на продукт, вслед за ними оптовики. Рост цен на бензин в рознице будет зависеть от компенсаций и дотаций государства.
Решение о росте акциза было принято на государственном уровне еще летом 2018 г. Чуть ранее правительство снизило акцизы вместо повышения. Такая мера позволила сдержать рост цен на бензин в течение 2018 г.
С 1 января 2019 г. цена акциза на бензин Евро-5 будет 12 374 рублей за тонну. Подорожание – 49.9%. Стоимость акциза на дизельное топливо будет 8 541 рублей за тонну. Подорожание – 66.3%.
Главы нефтяных компаний заявляют, что АЗС работают в убыток. Из-за того, что с июня цены на бензин сдерживались, АЗС терпят убытки.
В результате договоренностей правительства и нефтяников, цены до марта 2019 г. будут повышаться в определенных рамках. Новое соглашение предполагает фиксирование мелкооптовой цены, от которой отсчитываются два порога. Независимым АЗС разрешено добавлять к ней не более 4% сверху.
До января 2019 г. средняя цена литра бензина Аи-92 на оптовом рынке не должна превышать 39,86 рубля, Аи-95 — 42,77 рубля, дизеля — 43,11 рубля.
До января 2019 г. максимальный уровень в рознице составляет 41,73 рубля за литр и 44,1 рубля за литр.
Но это усредненные для России цифры, тогда как для каждого региона установлен свой порог. Например, предельная цена бензина АИ-95 в Свердловской, Челябинской, Новосибирской областях, в Татарстане и Башкирии составит около 43 рублей. В Тюмени и Архангельской области чуть больше — до 43,8 рубля за литр, в Ростовской области — свыше 45 рублей за литр, в Крыму — более 48 рублей за литр.
В январе нефтяные компании смогут повысить оптовые цены, но не больше, чем на 1,7 процента, то есть на величину роста НДС.
В феврале и марте цены могут быть повышены не больше, чем на прогнозируемую величину инфляции, то есть на 4,3 процента.
В конце 2018 г. Счетная палата оценила проект бюджета на 2019 г., представленный правительством. По заключению финансистов планируемый рост акцизов на топливо неудержимо повлечет рост цен на бензин с 1 января 2019 г., а значит, и розничных цен.
О возможном повышении цен на бензин в 2019 г. говорит и глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Он направил письмо в администрацию президента. В письме отмечается, что «только в результате одновременного увеличения акцизов и НДС потенциал роста цены литра бензина составляет около 4,4 рублей за литр».
Замедлить розничный рост цен на бензин позволят меры на государственном уровне. Реальный инструмент правительства это введение заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты, которые могли бы снизить цену поставки на зарубежный рынок. Но такой шаг может плохо сказаться на нефтеперерабатывающем комплексе.
В октябре 2018 г. вице-премьер Д. Козак сообщил, что достигнута договоренность с НПЗ о сохранении оптовых цен на уровне июня 2018 г. Таким образом правительство надеется сдержать рост цен на бензин до марта 2019 г. – до окончания договоренности. В противном случае нефтяникам грозили бы заградительные пошлины на нефтепродукты.
До конца 2018 г. роста цен на бензин не ожидается. Независимые АЗС, которые подняли цены, тоже должны будут снизить до уровня крупных компаний.
Повышение цен на бензин в 2019 г. должно остаться на уровне инфляции, в районе 4%.
Обсуждаются налоговые поправки и льготы, которые могут замедлить рост цен на бензин с 2019 г. Кроме того, эксперты предлагают ряд других мер для сохранения цен на бензин на прежнем уровне или не такого стремительного роста, какой прогнозируется с января 2019 г.
Все эти механизмы потребуют дополнительной работы различных государственных структур, компенсации разницы внутренних и экспортных цен на топливо. Эксперты называют путь проще и эффективнее. Не повышать акцизы, чтобы сохранить внутренний рынок. Возможные потери бюджета обойдутся дешевле, чем сложная и пока непонятная система донастройки налогов и регуляторов.
Возможным механизмом замедления роста цен в 2019 г. правительство считает повышение экспортных пошлин. Но экспорт составляет лишь небольшой процент, около 10%. Поэтому такой механизм регулирования не имеет сильного воздействия.
Антимонопольная служба также считает необходимым отменить повышение акцизов.
Сейчас несколько крупных нефтеперерабатывающих компаний контролируют около 70% рынка. Они же устанавливают цены и диктуют правила.
Если увеличить поставки топлива на биржу, цены будут определяться законами рынка и конкуренции. А значит, станут доступнее.
В качестве поддерживающих мер рассматривается развитие продаж на АЗС. Развитие собственной торговли в магазинах, закусочных на заправках, позволяет получать дополнительную прибыль. Правительство может поддержать рентабельность. Например, в 2018 г. предварительно была одобрена продажа алкоголя на АЗС.
Как изменятся тарифы ЖКХ в 2019 г. и могут ли собственники повлиять на тарифы?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Рост цен на бензин спровоцировал огромный ажиотаж жителей РФ. Причем на итоговую стоимость каждого литра на станции заправки не влияет падение стоимости нефти. Цены как росли, так и продолжают. Поэтому многих интересует вопрос, какими будет цены на бензин в России в 2019. Может выгоднее будет пересесть на общественный транспорт? Вот что прогнозируют нам аналитики на будущий год.
Всем известен тот факт, что цена каждого литра топлива связана с ценой на нефтепродукты. В связи с этим в России итоговая стоимость определяется не только спросом со стороны простых потребителей, но и предложением компаний. Основным доходом нефтеперерабатывающих компаний в стране является именно экспорт. Сюда входит нефть для изготовления бензина, материалы для производства мазута, керосина, горючего для судов. Итоговая цена каждого продукта устанавливается по общему согласию правительственных групп. С одной стороны было бы довольно выгодно, если бы потребители могли покупать топливо дешевле, однако при всем этом государственную казну нужно пополнять. И тут главным источником доходности является акциз.
В прошлом году экспертами было анонсировано рост топливного сбора. При этом правительство хотело привнести в казну около 115 млрд. руб. В этом году планируется внести в бюджет страны около 150 млрд., а вот в следующем, 2019 году, — 180 млрд. Выполнив несложные расчеты, можно увидеть, что расходы нефтекомпаний ежегодно увеличиваются приблизительно на 2 руб. Плюс, к этой сумме нужно добавить дополнительные расходы. Получается, что себестоимость каждого литра топлива увеличивается на 10 процентов ежегодно, а это уже превышает уровень инфляции в стране, прогнозируемый экспертами, в несколько раз.
По словам представителей антимонопольной службы РФ ключевой причиной подорожания топлива является именно повышение уровня налогообложения. Бывший руководящий ФАС И.Артемьев указал на то, что если бы правительство так яро не увеличивало акциз, то топливо подешевело бы в несколько раз. Однако Россия нуждается в починке и прокладке автодорог, что и служит главным критерием увеличения топливного акциза.
Еще в начале лета этого года оптовая стоимость бензина в стране была снижена. По данным информационно-аналитического центра «Кортес» в период 5 – 9 июля средняя стоимость бензина и дизельного топлива колебалась в пределах 179 – 401 руб. за тонну. Уже осенью автомобилисты смогли заметить увеличение цены на 1 процент.
По данным топливной ассоциации Москвы ситуация выглядит несколько иначе:
- дизельное топливо – 40,5 руб.;
- А-92 – 38,7 руб.;
- А-95 – 41,9 руб.
Максимальное значение цены топлива было зафиксировано в Москве. Там всего за 1 неделю автозаправки повысили стоимость 95 бензина до 47 руб./л. И это несмотря на то, что в Минэнерго сообщали об умеренном, поэтапном повышении горючего на 3 – 3,5% за весь год.
Специалисты озвучили информацию, на сколько подорожает бензин в 2019 году. И эта цифра не утешительная – на целых 7,5% выше за текущий год.
Руководство РФ с одной стороны уверяет население в позитивной динамике роста экономики страны, увеличению стоимости поставки нефтепродуктов, стабилизации внутренней валюты. Однако при этом мы видим другую ситуацию. Они заявляют о необходимости постоянного пополнения казны, вливанию финансовых потоков и критической нехватке средств на нужды ремонта дорого и автомагистралей. Дополнительно подливает масло в огонь и то, что с нового 2019 года планируется введения налога на, так называемую, прибыль. Тут назревает логический вопрос, подорожает ли бензин? И ответ, в принципе, очевиден – да. Предприятиям придется дополнительно доплачивать налог, а компенсация расходов падет на плечи простых автомобилистов. Им со своего кармана придется регулярно доплачивать в казну и при этом находится в неведенье о том, что будет с бензином.
Дополнительным фактором увеличения цены горючего является напряженная международная обстановка. Если нефть снова начнет расти в стоимости на мировом рынке, то производители будут ориентироваться именно на внешний сбыт продукции. Им будет выгодно экспортировать топливо, и продавать в разы дороже, нежели на внутреннем рынке, а россиян может ожидать дефицит. Он, в свою очередь, также повлияет на увеличение цены.
По мнению экспертов, будущий год сильно скажется на кошельке автомобилистов. Так цена за 1 литр может перевалить за отметку 50 руб./л. Если со стороны правительства не найдется способа урегулировать деятельность нефтеперерабатывающей отрасли, то стоимость литра бензина в 2019 будет расти со скоростью звука.
Недавним временем в Минфине было предложено законопроект, который должен увеличить размер акциза на бензин с 1 января 2019 до отметки в 12,3 тыс. руб./ т. В 2020 планируется, что эта цифра возрастет до 12,75 тыс. руб. за тонну. Ситуация с дизтопливом выглядит иначе – 8,5 и 8,8 тыс. рублей/тонну соответственно. Это в свою очередь приведет к тому, что стоимость горючего вырастет на 2 рубля за каждый литр.
В Центральном банке России очень обеспокоены тем фактом, что цена бензина растет. По мнению экспертов, такая ситуация способна породить рост инфляции и превысить предполагаемый уровень на 0,2 – 0,4%. Жители страны при этом утверждают, что инфляция перевалит за отметку в 8,5%. Чтобы сдержать панику Центробанк заявил, что в нынешнем году она не должна выйти за установленные 4 процента. И это несмотря на то, что покупательная способность граждан значительно упала.
Чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию эксперты считают что нужно повысить налог именно на добычу полезных ископаемых. Таким образом, правительство сможет получать доход не только с экспорта, но и со всего количества добытого ресурса нефтепродуктов. Данную меру уже было оценено и переведено в денежный эквивалент, и согласно полученным данным цена горючего может увеличиться в 1,5 раза.
В ряде российских регионов с нового года начали плавно повышаться розничные цены на нефтепродукты.
Одна из причин такой динамики — изменение с 1 января ставки налога на добавленную стоимость (НДС) — с 18% до 20%, сообщает «Интерфакс».
В частности, цены на АЗС АО «ННК-Приморнефтепродукт» («Нефтегазхолдинг») с 5 января 2019 года выросли на 1,6-1,7%. В Якутии все виды топлива на АО «Саханефтегазсбыт» подорожали на 1,2 рубля. На АЗС «Роснефти» на Сахалине стоимость топлива выросла на 1,6-1,7%. В свою очередь, АНК «Башнефть» (контролируется «Роснефтью») с 6 января подняла в Башкирии розничные цены на топливо на 0,6-0,8 рубля.
Таким образом, литр Аи-92 в среднем по стране может подорожать на 71 копейку, литр Аи-95 — на 76 коп., дизельное топливо — на 79 коп. На некоторых сетевых заправках этот рост уже произошел, но не полностью, а в пределах 50 копеек.
Рост цен на АЗС в низкий сезон обусловлен тем, что с 1 января выросла базовая ставка НДС с 18% до 20%. Эту нагрузку компании перекладывают по цепочке на конечного потребителя.
Чтобы компании не повысили цены чрезмерно, правительство подписало с ними соглашение, которое обязывает заправки держать ценник приемлемым. Суммарно по итогам наступившего года повышение цен должно вписаться в инфляцию, то есть повторения истории 2018 года, когда наблюдался галопирующий рост стоимости топлива, не будет.
Всего себестоимость литра бензина в 2019 году поднимется на 3,7 рубля, оценивает генеральный директор АО «РК Интегратор» Виктор Костюков.
Кроме повышения ставки НДС на цены оказывает влияние повышение акцизов, а также снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в рамках завершения большого налогового маневра. Так, акциз за тонну автобензина пятого класса вырос в полтора раза — с 8213 руб. до 12 314 руб., аналогичный рост по дизельному топливу — с 5665 руб. до 8541 руб. Столь стремительным рост получился из-за того, что минувшим летом очередной этап повышения был пропущен. Более того, ставки даже понижали, чтобы цены на АЗС не росли.
Учитывая, что акцизы являются единственным источником формирования региональных дорожных фондов, не повысить их было невозможно. Чтобы автовладельцы не почувствовали столь же резкого роста цен, правительство ввело для нефтяников специальный демпфирующий (то есть сглаживающий) механизм, а также административно ограничило рост цен на заправках. За «хорошее поведение» нефтяники получат вычет с акциза на нефть, отправленную на переработку, при определенных условиях, среди которых, например, обеспечение внутреннего рынка топливом пятого экологического класса.
В наступившем году у правительства сохранилась возможность экстренно повышать таможенную пошлину на нефтепродукты, если цена нефти на мировом рынке вырастет за месяц более чем на 15%. Это станет страховкой для потребителей, ведь тогда розничные цены на топливо не подскочат. Повышенную пошлину смогут вводить на полгода начиная с месяца, следующего за тем, когда резко выросла цена. В прошлом году правительство этот инструмент не использовало.
В конце октября Минэнерго и ФАС подписали соглашения по стабилизации рынка топлива с 1 ноября 2018 года по 31 марта 2019-го с десятью крупными российскими нефтекомпаниями.
По соглашениям розничные цены компании повысят с 1 января не более чем на 1,7% (с учетом увеличения НДС ), а с 1 февраля будут их индексировать равномерно так, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%).
В документах также оговорены объемы и стоимость оптовых поставок, причем объявлялось, что цены до конца 2018 года останутся на уровне конца мая — начала июня, а за 2019 год плавно вырастут на 4-4,6%.
Вице-премьер Дмитрий Козак пояснял, что в случае невыполнения этих условий компании понесут солидарную ответственность, которая подразумевает введение заградительных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Специалисты информационно-аналитического центра «Кортес» предположили, какой будет стоимость топлива и уже обозначили, что вначале весны стоимость бензина увеличится на 1%. Руководитель ФАС Игорь Атемьев, в свою очередь, заявил о том, что к такому росту цены приведёт рост акцизов. Нефть может снижаться в цене, но она по-прежнему нуждается в денежных средствах, которые будут идти на починку дорог и создание новых магистралей, а также поддержание инфраструктуры в целом.
Читайте такжеИндексация детских пособий с 1 февраля 2019 года: как проиндексируют, изменения в детских пособиях с 1 февраля 2019 года
Но акцизы станут самой весомой причиной для роста цен на топливо. Ставки на бензин 5 класса с 1 января 2019 года увеличатся в 1,5 раза сравнительно с прошлогодними показателями. Акцизы на бензин увеличатся с 8 213 рублей до 12 374 рублей за тонну, на дизель — с 5665 рублей до 8541 рублей. Летом ставки были временно заморожены, но теперь ставки будут подняты, дабы бюджет получил все те доходы, которые не получил за отчётный период 2018 года.
На показатели влияет налоговая нагрузка, а не рыночная стоимость нефти, что делает рост неизбежным. Официальная оценка Федеральной антимонопольной службы гласит, что общая фискальная составляющая в розничной цене литра бензина составляет уже 65%. По старым нормам акцизный сбор приблизительно равен 6,17 рублям. Если он будет увеличен до 12 374 рублей за тонну, акцизный сбор с литра вырастет на 3,13 рублей и составит 9,3 рублей. Этот показатель будет включён в розничную стоимость бензина. Государство попытается искусственно сдерживать рост бензина, но постоянно делать это не выйдет, а потому стоимость литра может вырасти от нескольких копеек до нескольких рублей, и произойдёт это уже в ближайшее время.
Данная отрасль тесно связана с нефтепродуктовым рынком, поэтому в России цены на бензин определяются не только спросом и предложением. Жесткие меры по ценовому регулированию поясняются тем, что основным источником прибыли для российских компаний является не внутренний, а внешний рынок – на долю экспорта приходится ¾ всей добываемой в стране нефти. Потребители же могут рассчитывать на остаток в виде 25% от добываемого черного золота.
Сюда входит не только нефть для бензина, но и сырье для изготовления мазута, судового топлива и авиационного керосина, а также материал для нефтехимической промышленности. В итоге цена бензина устанавливается на базе соглашений между правительственными группами. Для рынка, населения и потребителей из различных отраслей выгодно, чтобы бензин был дешевым, однако государственная казна нуждается в регулярном пополнении. А главным источником денег для бюджета являются налоги, в том числе – акциз на бензин.
Еще в 2017 году анонсировали резкое повышение топливных сборов. В 2017 году правительство рассчитывало получить благодаря этой мере 115 миллиардов рублей, в 2018 году – 150 миллиардов, а в 2019 году – 180 миллиардов. Если пересчитывать это на 1 литр бензина, то ежегодно расходы нефтекомпаний поднимаются примерно на 2 рубля, а если добавить в расчеты прочие затраты, то себестоимость топлива возрастает примерно на 10% в год — что, очевидно, в два раза превышает прогнозируемый уровень инфляции в стране.
Представители Федеральной антимонопольной службы признают, что ключевая причина роста бензиновых цен – увеличение налоговой нагрузки. По словам Игоря Атемьева, руководившего на тот момент ФАС, если бы акцизы не росли, то бензин вполне мог бы падать в цене. Однако страна нуждается в средствах для ремонта дорог и прокладки новых магистралей, а именно это, согласно бюджетным пояснениям, и является основной целью взимания акциза на топливо.
По словам Эльвиры Набиуллиной, подорожание горючего вызвало серьезную обеспокоенность у Центрального банка РФ. Это может спровоцировать рост инфляции, повысив ее на 0,2-0,4 процента! Кроме того, повышение топливных цен мгновенно отразилось на инфляционных ожиданиях россиян. Теперь многие в панике утверждают, что инфляция в конце года достигнет 8,6%. Однако падение покупательной способности рубля, по мнению Центробанка, вряд ли выйдет за установленные правительством рамки (4% за 2018 год).
Также отметим, что резкое повышение цен вызвало существенное недовольство у водителей – середина мая ознаменовалась протестными акциями в некоторых регионах страны. В результате Владимир Путин заявил, что правительство уже принимает меры, чтобы понизить цены горючего. Случилось это после нескольких социальных взрывов, которые окончились маршами «пустых канистр».
Главной причиной роста цен правительство назвало высокую стоимость нефти на мировом рынке, а также слабый курс рубля, что активизировало экспортную деятельность и обеднило внутренний рынок. Например, «Роснефть» практически обнулила поставки на российские АЗС, предпочитая вывозить топливо за пределы РФ. Когда антимонопольная служба потребовала урегулировать ситуацию, руководство компании сообщило, что «Роснефть» не продает бензин на экспорт, а всего лишь снижает поставки из-за проведения ремонтных работ.
Акцизы были уменьшены, но даже после этого стоимость бензина продолжила расти. Дмитрий Козак (вице-премьер по проблемам транспорта и энергетики) инициировал экстренное собрание правительства и глав нефтекомпаний. Было решено, что цены горючего получится сдержать, если правительство снизит акциз на 1 т бензина на 3 тыс.р., а на дизтопливо – на 2 тыс.р. При этом нефтяники потребовали отменить еще одно повышение сборов (на 700 р. с тонны), планируемое на июль. В итоге бюджет потеряет около 140 млрд. рублей за год.
Подорожание бензина объясняют ослаблением курса рубля и ростом нефтецен
К сожалению, властям вряд ли удастся добиться снижения цен на бензин даже такими мерами. Для начала нужно стабилизировать рынок, а потом уже думать о понижении стоимости топлива. В будущем депутаты планируют разработать новый комплекс налоговых мер — вроде «плавающего акциза», который будет регулироваться в зависимости от цены нефти. Правительство рассматривало и более суровые меры – так, некоторые депутаты предложили поднять экспортный сбор или даже квотировать экспорт нефти в другие страны.
Впрочем, эксперты говорят, что столь жесткие рамки грозят развитием рынка контрафактного горючего. Кроме того, в России планировали полностью отменить экспортную пошлину уже к 2024 году, а такая мера идет в разрез с описанным налоговым маневром, отменяя прошлые решения правительства.
Несмотря на все принятые меры, большинство экспертов утверждают: в 2019 году топливо преодолеет ценовую отметку 50 рублей за литр. А если правительство не поймет, как регулировать нефтеотрасль, то цена будет расти в режиме турбулентности. Кроме того, не так давно Минфин предложил к рассмотрению проект закона, который увеличит акцизы в 2019 и 2020 годах до 12,3 и 12,75 тысяч рублей за тонну бензина, а также до 8,5 и 8,8 тысяч рублей за тонну дизтоплива. Из-за этого цена топлива тут же подпрыгнет на 1,9-2 рубля за литр.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Что касается регулирования налоговой политики, то эксперты полагают, что пополнение казны может быть реализовано за счет повышения налога на добычу ископаемых. Это позволит правительству получать средства не только с экспортной нефти, но и со всех добытых нефтересурсов. Эту меру уже оценили в денежном эквиваленте – цена на топливо может возрасти в 1,5 раза.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.