Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "свежий закон о вывозе мусора с 1 января 2019 — последние новости". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.
В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:
- Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО – это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
- Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).
По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов).
Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.
Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.
На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:
- федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
- федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
- федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.
Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.
Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
- порядок их транспортировки;
- порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
- основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.
С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.
Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.
Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.
Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.
Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.
В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.
Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:
Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.
В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.
Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.
Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.
Острая проблема мусорного вопроса стала головной болью для властей всех уровней. Изменения в законодательстве, а именно поправки к закону о мусоре от 31.12.2017, вступают в силу с начала 2019 года. Изменения коснуться всех жителей страны, проживающих в городской и сельской местности. Нововведения затронут систему перевозки и утилизации твердых бытовых отходов, а также тарифы на оплату за эти услуги. В статье освещаются последние новости, связанные с вывозом мусора в 2019 году.
Текущая обстановка с транспортировкой бытовых отходов основывается на отсутствии регламента расчета тарифов на вывоз мусора в 2018 году. Оплата услуги за транспортировку отходов зависит от квадратных метров жилого помещения и входит в стоимость содержания и ремонта жилья. Организации, имеющие лицензию на вывоз бытового мусора, самостоятельно устанавливают тарифы, согласовывая с администрацией населенного пункта.
В некоторых регионах пилотные программы по реформированию уже вступили в силу с 2018 года. Жителей России беспокоят слухи о новом налоге на вывоз мусора в 2019 году. Однако стоит прояснить, что, по сути, изменятся правила сбора и система расчета оплаты за утилизацию отходов.
Однако за текущий год появилась проблема, связанная с несвоевременной уборкой ТБО с придомовых территорий. К главным причинам такой обстановки относятся:
- острая нехватка персонала;
- износ парка спецтехники и оборудования;
- превышение полномочий со стороны руководителей коммунальных служб;
- слабая финансовая поддержка.
Чтобы избежать ухудшения экологии, в 2019 году государство берет под свой жесткий контроль деятельность всех коммунальных служб в регионах. В значительной мере увеличивается финансирование этой сферы, вводится общий экологический стандарт. Часть бремени по обновлению и оснащению спецтехникой для транспортировки бытовых отходов ляжет на жителей страны. Такая статья расходов будет включена в тариф по оплате за вывоз ТБО.
Новые правила, распространяющиеся на вывоз бытового мусора в 2019 году, подразумевают запрет на стихийные и несанкционированные свалки. Так, жители сельской местности больше не смогут утилизировать отходы на своем участке. В каждом населенном пункте устанавливаются специальные контейнеры для этих целей. В 2019 году назначенный оператор будет обязан следить за содержанием дорог и вовремя осуществлять вывоз мусора с придорожных территорий.
- Согласно федеральному закону, в 2019 году жители многоквартирных домов будут платить за вывоз мусора напрямую региональному оператору. Выбранная компания будет исполнять свои обязанности в течение 10 лет по договору.
- Появятся новые схемы транспортировки отходов, привязанные к территории.
- Изменения в законодательстве на 2019 год предполагают, что региональный оператор будет получать оплату не за сам вывоз бытового мусора, а за его доставку в пункты сортировки или переработки.
- Территория для сбора бытовых отходов, а так же ее содержание, остается в зоне ответственности управляющих компаний. Тогда как транспортировка ТБО осуществляется подрядчиком, и облагается НДС.
- Платежи за вывоз бытового мусора для жителей многоквартирных и частных домов с начала 2019 года будут рассчитываться, исходя из количества проживающих в помещении.
- В обязанности компании входит создание системы раздельного сбора. Предусматриваются льготные условия оплаты за вывоз отходов для граждан, которые будут сортировать их по видам для дальнейшей переработки.
Таким образом, становится понятно, что в 2019 году в среднем цена за вывоз мусора для населения России вырастит на 12 %.
Главная проблема хранения и переработки отходов заключается в несоответствующих требованиям полигонах.
С 2019 года по новым правилам транспортировка ТБО должна осуществляться с оборудованных территорий. Контейнеры, в том числе и для раздельного сбора, установят и в сельской местности.
Рост тарифов ЖКХ неминуем в наступающем году. Предлагается разбить повышение на 2 этапа. В первом полугодии на 1,7 %, во втором – 2,4%. С 1 января 2019 года платеж за вывоз бытового мусора будет вынесен в отдельной графе, тогда, как сейчас, он входит в «Содержание и ремонт жилья». Дальнейшее увеличение тарифов произойдет с 1 июня в связи с увеличением процента НДС.
Точной информации об изменениях оплаты на транспортировку ТБО нет. Однако уже сейчас понятно, что из-за увеличения расходов на утилизацию, вывоз и хранение бытовых отходов, цены на эту услугу в регионах вырастут в несколько раз. Так, предполагается повышение тарифа в:
- Астраханской области в 10 раз;
- Нижегородской в 17 раз;
- Ингушетии в 20 раз;
- Пермском крае в 7 раз;
- Воронежской области в 5 раз.
Зависит тариф и от разделения региона на дополнительные зоны и степень их отдаленности от полигонов и заводов по переработке отходов.
Общая схема расчета выглядит так:
- Норматив накопления бытовых отходов одним человеком умножается на тариф от регионального оператора.
- Полученная сумма делится на 12.
По прогнозам среднее увеличение тарифов на транспортировку ТБО по стране с января 2019 года составит 12 %.
Несмотря на рост стоимости за вывоз мусора с января 2019 года, жители должны понимать, к чему приведут такие нововведения.
- Государством предприняты попытки стандартизировать сферу ЖКХ. Проблемы окружающей среды заставили пересмотреть экологические стандарты и ужесточить их.
- Ответственная за утилизацию, вывоз и обработку ТБО организация должна появиться в каждой области.
- Каждый город будет иметь свою собственную схему, которая станет основой комплекса работы с мусором.
Из тарифов на транспортировку ТБО будет выделена часть средств на обустройство территорий по сбору мусора, закупку транспорта для перевозки ТБО, модернизацию системы ликвидации отходов. Такие нововведения способны создать условия для приближения к мировым экологическим стандартам.
Свежий закон о вывозе мусора с 1 января 2019 — последние новости
- Разместить объявление бесплатно и без регистрации по всей России не ограничено
- » События
- » Мусорная реформа с 1 января 2019 что это такое: кому придется платить за мусор – последние новости
На повышении пенсионного возраста правительство решило не останавливаться, решив с нового года перевести всю страну на обязательные платежи за мусор, которые пополнят ежемесячные коммунальные платежи.
С 1 января 2019 года начнется “мусорная” реформа. Это значит, что после новогодних праздников отдохнувшие россияне в квитанциях по коммунальным платежам получат новый пункт ежемесячных расходов. За вывоз отходов теперь будет установлен платеж, схожий с ежемесячными сборами для капитального ремонта.
Плата за мусор будет обязательной, и рассчитываться на каждого человека в семье. За кажущимися благими намерениями кроется очередной налог, на котором будут наживаться региональный оператор, различные управляющие компании и ТСЖ и субподрядчики, вывозящие мусор. Каждый будет отстаивать свою маржу, а платить за все будет конечный потребитель. И отказаться от этой дополнительной платы за свои отходы возможности не будет. По аналогии с платами за капремонт будет выноситься пени.
В нескольких регионах плата за вывоз мусора может увеличиться примерно в 50 раз, если Минприроды и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не предпримут соответствующие меры. Тонкость в том, что по вступающим в силу с начала следующего года изменениям вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) из коммунальной услуги становиться жилищной.
Следовательно, тарифы на вывоз будут устанавливать собственники или управляющие компании. Причем зависит эта сумма на каждого члена семьи (или работника для организации) от расстояния, на которое подрядчики обязаны будут вывозить мусор. Соль ситуации в том, что с нового года возить отходы будут только на те полигоны, которые вошли в реестр. Из-за этого для ряда населенных пунктов увеличится километраж до ближайшей разрешенной мусорной свалки. С прогнозируемым ростом цен на бензин и обязательной маржой тариф уже выходит повышенный. И оплачивать все эти грандиозные планы правительства по улучшению нашей жизни будут не чиновники, а люди.
На федеральном уровне мало того, что открестились от проблемы утилизации отходов, спустив все в регионы на плечи самих конечных потребителей, но даже не хотят (или не готовы) обсуждать эти проблемы.
На заседании президента Владимира Путина с правительством внимания этой теме было уделено мало, или не уделено вовсе. Хотя ранее анонсировалось президентом, что глава Минприроды Дмитрий Кобылкин доложит по вопросам, связанным с работой с твердыми коммунальными отходами. Но либо министр оказался не готов озвучивать, либо на самом деле цели в этом не было. Говорить-то здесь особо не о чем. Дело в том, что нет никаких расчетов о том, сколько должно будет приходится на одного человека мусора, тарифы не установлены. Никакие схемы пока тоже не утверждены.
Сами регионы к такой “мусорной” реформе оказались не готовы. Сегодня в “Парламентской газете” вышло интервью главы Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, который заявил, что только 12 регионов перешли на новую систему работы с мусором. Более того, в 9 регионах сегодня только идут конкурсные процедуры по выбору оператора, который будет курировать весь процесс и заключать соглашения с подрядчиками и собственниками жилья. Это при том, что определиться с региональным оператором регионы должны были успеть к лету этого года. Но что-то пошло не так. Со слов парламентария, “это все рядовые процедуры”.
В большинстве регионов не установлены тарифы, нормативы по накоплению мусора. Даже в первоочередной Москве они будут известны только к концу года. Крупным городам придется теперь по новым правилам создавать свои полигоны в сельской местности. Самое парадоксальное в этой экологической “хотелке” правительства то, что для тех городов, у которых, казалось бы, эта проблема с хранением мусора назрела, придумали отсрочку.
Федеральные столицы, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, попали под отсрочку. Как заявил сегодня еще один депутат Госдумы Дмитрий Белик, у городов федерального значения нет своих разделений на сельскую и городскую зоны. А создавать мусорные полигоны в так называемых городских зонах с 1 января 2019 года нельзя. Три столицы теперь волей-неволей должны создавать современные комплексы обращения с отходами, когда жители российской периферии вынуждены будут жить рядом с мусорными полигонами городов-миллионников. Или платить втридорога, чтобы их мусор возили на 50 км хранить куда-то туда, в соседнюю деревню.
Федеральные чиновники придумали как за счет населения победить экологическую проблему, но даже не стали продумывать каким именно образом. Такие вопросы, как раздельный мусор и оборудование мусорных баков тоже осталось в стороне обсуждения реформы.
Из закона понятно, что в функции регионального оператора вошли сбор, транспортировка и сдача опасных отходо утилизирующим компаниям, в том числе люминесцентных ламп. Кто будет разбирать этот мусор? Каким образом полигоны будут принимать этот мусор, если за одну завалившуюся батарейку может быть выставлен миллионный штраф. Кто будет покрывать эти расходы?
Ясно что перевозчики точно не будут заниматься этим разбором, потому что их зона ответственности распределяется от контейнера к контейнеру и не более. Следовательно, отвечать за раздельный сбор будут собственники. Но каким образом непонятно, потому что ничего не определено.
Когда все говорят о том, что в мусорный тариф войдет только стоимость доставки мусора на полигон почему-то никто не задумывается об установке мусорных баков, что тоже нужно будет покрывать из чего-то кармана. И что-то подсказывает, что это будут деньги потребителей. Региональные операторы могут по необходимости обустроить контейнерные площадки, для которых тоже есть свои стандарты между прочим. Во-первых мусорная площадка должна быть на былиже 20 метров от жилых объектов, должно быть бетонное основание и металлическое ограждение. Если речь о раздельном сборе, то еще для каждого отдельного вида мусора должен полагаться свой контейнер. И это не такое уж дешевое удовольствие, если оборудовать каждый двор.
Еще никто в правительстве, как обычно, не думает про жителей деревень и сел. Там живут люди, где большинство домов — частный сектор. Люди тут привыкли утилизировать мусор своими силами, сжигая часть в банях, а остальным сдабривая свое какое-никакое хозяйство. Старую мебель в деревнях не выкидывают, а отвозят на дачу или разбирают для топки, переколачивают в какой-нибудь сарай. Это частенько многодетные семьи, в которых по пятеро детей, рожденных или усыновленных ради пособия для многодетных матерей. Теперь представьте, что ждет эти семейства с 1 января 2019 года.
Выглядеть это будет как одна-две оборудованные мусорки во всей деревне. Хорошо еще, если полигон будет рядом, хотя бы возить мусор далеко не придется. Только тут вопрос станет в экологии, потому что несколько сотен человек в деревне вынуждены будут дышать ароматами городских отходов. Сами они столько мусора произвести не могли, так им теперь решили его весь свести. Еще возникает вопрос, какой здравомыслящий селянин готов будет пройти через всю деревню, чтобы выкинуть мусор в специальный контейнер, причем еще разделив все на мешочки. Парадокс в том, будет он это делать или нет, ему все равно придется платить тариф за каждого члена семьи. Никто не будет брать с него плату с каждого выкинутого мешка.
И самое обидное, что вся эта канитель с вывозом мусора превратиться по сути в оплачиваемое из наших карманов катание воздуха. Если бы предполагалось, что мусор на стадии сбора будут прессовать, тогда бы это не выглядело как плата за воздух. А так мы будем со следующего года платить за отходы с воздухом.
Видео (кликните для воспроизведения). |
С 1 января реформируется система обращения с твёрдыми бытовыми отходами, меняются системы платежей, контроля за накоплением, сбором и захоронением мусора.
Граждане смогут платить меньше за вывоз твердых коммунальных отходов уже с 2019 года, если начнут разделять мусор. Об этом «Известиям» сообщил замглавы Минстроя Андрей Чибис. Чтобы получить скидку, решение сортировать бумагу и пластик должен принять весь дом. По оценкам экспертов, сокращение платежа в зависимости от объемов вывезенного мусора может достичь 50%.
Вывоз мусора для жителей некоторых регионов России с начала 2019 года может существенно подорожать. Это вызвано новой системой, которая заработает в стране.
Дело в том, что, согласно новым правилам, бытовые отходы будут сортировать, внедряя таким образом новую систему раздельного сбора мусора. На деле же все отходы разделят на 2 группы – перерабатываемые и неперерабатываемые бытовые отходы.
Система раздельного сбора мусора предусматривает переработку отходов
Если все нововведения, которые пока еще прописаны только на бумаге, воплотят в реальность, то с 2019 года в ряде областей России заработает система раздельного сбора мусора. В первую очередь она предусматривает совершенно новый подход к утилизации бытовых отходов.
Вместо привычного вывоза мусора на свалку, его будут сортировать, а потом некоторую его часть перерабатывать. Собственно, все отходы разделят на 2 группы. Таким образом, по мнению властей, удастся избежать накопления твердых бытовых отходов, а кроме того, получить из этого немалую прибыль.
Однако новая система пока не совсем понятна жильцам и вызывает у них обоснованные возмущения. Дело в том, что с начала 2019 года платить за вывоз твердых бытовых отходов придется в разы больше.
Предусмотрена и система, которая поможет жителям многоэтажек снизить затраты на вывоз ТБО. Для этого владельцам квартир придется внедрить в своем доме или районе систему раздельного сбора мусора, но организовать этот процесс нужно будет собственными усилиями.
В общей платежке ЖКХ это будет выглядеть следующим образом. Если раньше плата взималась за квадратные метры жилья, то теперь стоимость услуги будет засвистеть от количества проживающих человек. Таким образом, услуга подорожает для каждой семьи в среднем на сумму от 30 до 150 рублей.
Воробьев (губернатор МО) указывал на то, что очень важно сохранить экологию региона и столицы, поэтому надо заботиться о том, чтобы в водоемы и почву попадало как можно меньше химических веществ, а также трудноразлагаемого мусора. По его словам, государство полностью поддерживает эту инициативу и с января 2019 начинает реформу утилизации ТБО с целью изменения порядка сбора и вывоза отходов.
При этом каждый регион становится ответственным за реализацию программы. Москва и Подмосковье имеют в этой области проблему: из-за большой плотности населения количество мусора в регионе в разы превышает показатели соседних областей, а расширение площади свалок или постройка новых мусороперерабатывающих заводов остается практически невозможным из-за нехватки свободной земли.
В борьбе за чистоту одних усилий властей будет мало. Каждый гражданин должен подключиться к программе, которая будет заключаться в раздельном сборе мусора. С января 2019 года в каждом дворе столицы и Подмосковья должны появиться контейнеры для различного типа бытовых отходов.
В Москве это будет пять фракций: бумага, стекло, металл, пластик и пищевые отходы. В области пока ограничатся разделением мусора на сухой (чистый) – бумага, стекло, пластик; и мокрый (грязный) – остатки пищи, листва, который будут отправлять на мусоросжигательные заводы. Непищевой же мусор будет раз в неделю забирать специальная машина и отправлять его на вторичную переработку.
Сложного в этом ничего нет, что и доказывают акции, проводимые волонтерами. Например, в Сергиево-Посадском районе в мае 2018 прошла акция, организованная волонтерами общественного движения «Мусора больше нет» и «Воздух», которые еще семь лет назад занялись раздельным сбором отходов.
В результате мероприятия люди смогли избавиться от накопившегося у них мусора и получили памятку о том, как правильно сортироваться свои отходы. Оказалось, что при раздельном сборе мусора ведро с отходами выносится гораздо реже.
Чтобы реализовать проект, надо изменить отношение людей к этой проблеме, благо, жители Москвы и Подмосковья в последнее время сами буквально кричат об этом, задыхаясь от смрада свалок. За последние пять лет власти региона закрыли уже 24 мусорных полигона и начали рекультивацию 3 давно не используемых мусоронакопителей.
Осталось дело за постройкой новых мусороперерабатывающих комплексов, первым из которых станет инвестиционный проект в Сахарове. Именно там и будет продолжаться сортировка отходов: стекло после отправится на стекольные заводы, бумага – на гофротарные комбинаты.
Интересно, что и старые мусороперерабатывающие комбинаты (а по данным портала «Просто разделяй» в стране таких насчитывается 1 тыс.), справятся с этой задачей. На данный же момент они просто простаивают, недополучая сырье для сортировки и переработки. Такие меры позволят не только избавиться от огромных мусорных полигонов, но и улучшат экологию.
Сознательность начнут воспитывать с детских лет. Еще в прошлом учебном году в школах Химок был введен урок, на котором детей учили сортировать отходы. В учебных заведениях ввели трехконтейнерную систему: ученики могли показать свои знания на практике.
С сентября эта практика вводится во всех школах региона. На уроках дети узнают, что такое «чистые» и «грязные» отходы, почему важна вторичная переработка ТБО.
Такие уроки проводятся в рамках внеурочной деятельности в начальных классах и в качестве классных часов и в рамках уроков «Основы безопасности жизнедеятельности» в средних и старших. Кроме этого, вопрос раздельного сбора отходов выносится отдельным пунктом на родительских собраниях.
В рамках общей мусорной реформы идея раздельного сбора отходов достаточно актуальна. С 1 января жителей страны ждет повышение цен на услуги, связанные с вывозом мусора. Тем же, кто поддержит идею раздельного сбора, можно рассчитывать на определенные льготы в оплате.
Дачи, мусор, ЖКХ: за что будем платить с 1 января 2019 года
В 2019 г. в России вводят новый налог – утилизационный сбор: кто зарабатывает на мусорной теме?
Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать
Об особенностях новой системы обращения с твердыми бытовыми отходами смотрите видео:
Мусорная реформа в России-2019 началась с января этого года (п.2 ст. 10 ФЗ «О внесении изменений. » от 31.12.2017 №503-ФЗ).
Кратко суть мусорной реформы можно обозначить таким образом:
- передача полномочий по организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) на региональный уровень;
- выделение самостоятельной услуги по вывозу и сортировке мусора из числа коммунальных;
- изменение схемы обращения с ТКО;
- обязательное привлечение единого регионального оператора в качестве исполнителя;
- изменение схемы формирования платежей за вывоз и сортировку ТКО.
Обратите внимание! Плату за обращение с ТКО теперь будут обязаны осуществлять все, кто их производит, в т.ч. жители многоквартирных домов, собственники нежилых помещений, жители частного сектора, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.
Реализация вышеперечисленных новшеств ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (далее—закон № 89-ФЗ) по факту не отложена, равно как нет и предпосылок к отмене мусорной реформы. Однако ряду субъектов РФ при определенных условиях разрешено перенести сроки перехода к новой системе обращения с ТКО.
Перечислим основные положения ФЗ «О внесении изменений. » от 25.12.2018 № 483-ФЗ, согласно которым городами федерального значения и регионами может быть использована названная отсрочка:
- Москва, Санкт-Петербург и Севастополь наделены правом не применять положения закона №89-ФЗ, касающиеся вопроса обращения с ТКО, до 01.01.2022. В указанные сроки органы исполнительной власти перечисленных городов федерального значения определяют политику обращения с ТКО, а плата за вывоз и утилизацию данных отходов включается в плату за содержание жилого фонда. Таким образом, для Севастополя, Санкт-Петербурга и Москвы мусорная реформа с 1 января 2019 не начиналась в указанной части — фактически она отложена на срок до 3 лет;
- если на территории субъекта РФ не представляется возможным выбрать или назначить (в установленных законом случаях) единого регионального оператора по обращению с ТКО, то в таком регионе допустимо не применять перечисленные положения ФЗ о мусорной реформе до 01.01.2020. В этот переходный период политику обращения с ТКО определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.
Обратите внимание! Если объект для размещения ТКО, введенный в эксплуатацию в срок до 01.01.2019, не имеет всей необходимой документации, то такой объект все равно может быть использован в переходный период до 01.01.2023 года для данных целей (при наличии положительного заключения контролирующих органов).
Начиная с 01.01.2019, в соответствии с положениями новой мусорной реформы, в регионах выбираются единые региональные операторы — организации, ответственные за вывоз и утилизацию ТКО в рамках заключенных с собственниками ТКО договоров.
Обратите внимание! Выбор единого регионального оператора для каждого конкретного субъекта РФ производится на основании конкурсного отбора, организуемого и проводимого органами исполнительной власти субъекта РФ (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ).
Такой конкурсный отбор осуществляется в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881.
Рекомендуем! Если в регионе конкурс по определению регионального оператора признан несостоявшимся или избранная организация досрочно прекратила свою деятельность (в т.ч. отказалась от исполнения данной функции), уполномоченный орган власти субъекта РФ имеет право заключить упомянутый договор без проведения конкурса. На вывоз мусора по такому договору можно уполномочить только с организацию, соответствующую требованиям закона к региональным операторам. В роли регионального оператора по обращению с ТКО могут выступить также МУПы или ГУПы, имеющие необходимые лицензии (ФЗ «О внесении изменений. » от 25.12.2018 № 483-ФЗ).
Привлечение региональных операторов при реализации схемы обращения с ТКО вовсе не ново как факт. Однако со временем количество таких организаций выросло настолько, что осуществлять эффективное управление и контроль такого количества региональных операторов стало затруднительно. По этой причине мусорная реформа помимо прочего ограничивает количество региональных операторов для каждого субъекта РФ.
4. Сколько нужно платить в 2019 – тарифы и отдельная строка в платежке
Пожалуй, наиболее обсуждаемыми и спорными стали новости мусорной реформы, связанные с изменением тарифов для физических лиц за вывоз и утилизацию мусора.
Так, с января 2019 года названный тариф указывается отдельной строкой в квитанции на оплату услуг ЖКХ. Напомним: ранее, до начала реализации мусорной реформы в России, тариф был включен в строку «Содержание и ремонт жилья». Услуга по вывозу и утилизации ТКО относилась к категории «жилищных», обязанности по ее предоставлению были возложены на муниципальные власти.
Обратите внимание! В каждом субъекте РФ с января 2019 года устанавливаются свои нормативы накопления мусора для жилых помещений и для прочих категорий потребителей (например, административных и офисных учреждений, магазинов, учебных заведений и т.д.) Исходя из них, региональные власти утверждают либо единый тариф регионального оператора, либо несколько тарифов регионального оператора по видам услуг. Раньше тариф на вывоз отходов не регулировался властями.
При определении нормативов должны быть использованы положения (помимо закона №89-ФЗ):
- Правил коммерческого учета. утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505;
- Методических рекомендаций. утв. Приказом Минстроя России от 28.07.2016 №524/пр;
- Правил предоставления коммунальных услуг. утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (разд. XV(1));
- письма ФАС России от 27.07.2018 №ВК/58887/18 «О направлении информации. »;
- распоряжений и положений регионального уровня о тарифной и ценовой политике, об оплате потребителями услуг по обращению с ТКО и др.
Рекомендуем! Можно ли не платить за вывоз и утилизацию ТКО или уменьшить платеж? Ответ на этот вопрос читатель сможет найти в нашей статье «Мусорная реформа с 1 января 2019 года».
5. В чем состоят особенности мусорной реформы на селе и в частном секторе?
Мусорная реформа в сельской местности по схеме реализации мало чем будет отличаться от схемы исполнения новых требований закона №89-ФЗ на городских территориях. Мусорная реформа для частного сектора и в местностях, относимых к сельским, точно так же предполагает заключение собственниками жилых домов и иных групп потребителей услуг по вывозу и утилизации ТКО договора с единым региональным оператором, такие услуги предоставляющем.
Обратите внимание! Это относится и к владельцам частных домов на любых территориях, в т.ч. домов на садовых участках, в которых в силу нового ФЗ «О ведении гражданами садоводства…» от 29.07.2019 №217-ФЗ с этого года можно регистрироваться по месту жительства (более подробно об этом – в нашей статье «Новый закон о дачах: что ждет садоводов в 2019 году?»). Если в силу предписаний упомянутого закона объект и на огородном участке признан жилым, то требования закона №89-ФЗ также применяются.
Главной особенностью реформы именно для сельской местности на данный момент можно обозначить разницу в тарифах для города и для сельских поселений. Так, мусорная реформа для частного дома предполагает пониженный тариф вне зависимости от того, на основе каких показателей он будет исчисляться: площади жилого помещения (а площадь частного дома обычно больше площади городской квартиры) или числа проживающих в помещении лиц.
О раздельном сборе мусора в Подмосковье можно посмотреть видео:
6. Какие проблемы возникают при реализации мусорной реформы?
Среди проблем реализации данной реформы главной является техническая и законодательная неподготовленность большинства регионов к новеллам закона № 89-ФЗ.
Во-первых, изменения в закон № 89-ФЗ внесены «с запасом» — предусмотрена возможность введения таких правил как, например, сортировка отходов, которая повсеместно не осуществляется.
Правом обязать собственников отходов осуществлять сортировку мусора и оборудовать площадки для мусора раздельными емкостями под разные виды ТКО наделены региональные власти.
Некоторые регионы уже ввели императивное правило о сортировке ТКО (см., например, «Временный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», утв. Распоряжением Минэкологии МО от 19.04.2018 № 159-РМ)
Во-вторых, не все регионы к установленным срокам определились с тарифами на вывоз и утилизацию ТКО, а также правилами их расчета — исходя из площади жилого помещения или исходя из количества проживающих там лиц.
Так, например, в Тюменской области:
- избран единый региональный оператор;
- установлены правила исчисления оплаты услуг по обращению с ТКО (см. распоряжение департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 №623/01-21), однако на момент публикации статьи они пересматриваются;
- для расчета размера оплаты услуг по вывозу и утилизации ТКО принята площадь жилого помещения, а не число проживающих в помещении граждан (как во многих других регионах).
В Вологодской области утверждены 2 региональных оператора и единый тариф на обращение с ТКО и т.д.
Кроме того, не в каждом регионе существуют организации, удовлетворяющие установленным законом требованиям к региональному оператору по вывозу и утилизации ТКО.
Вывод! В целом можно сказать, что мусорная реформа в регионах реализуется неодинаковыми темпами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Итак, мы рассмотрели важнейшие новеллы, связанные с реализацией мусорной реформы с 1 января 2019 года в России. Для большинства граждан ее проведение ассоциируется, прежде всего, с изменением порядка расчета платы за предоставление услуги по вывозу и утилизации ТБО. Отметим также, что данную услугу в каждом регионе будет предоставлять единый региональный оператор. В целом вопрос определения политики обращения с ТБО передан на уровень субъекта РФ. Сроки реализации реформы могут быть перенесены по установленным законом основаниям.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.