Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "статья 212 ук рсфср". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Закреплены формы вины в совершении преступления (умысел и неосторожность), преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет (по общему правилу ответственность наступает с 16 лет), определены деяния, подпадающее под признаки преступления, но таковыми не являющиеся (причинение вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости).
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством,
Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами —
наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
«О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их угоном (ст.
ст. 211 — 212.1 УК РСФСР)» следующие изменения и дополнения: 1.
Исключить полностью из Постановления пункт 10. 3. Дополнить Постановление пунктом 16 «а» следующего содержания: «16 «а».
Водитель либо владелец транспортного средства, в нарушение действующих правил передавший управление транспортным средством лицу, заведомо для него находящемуся в опьяненном состоянии, а также лицу, лишенному водительских прав или вообще их не имеющему, либо не имеющему прав, требуемых для управления данным видом транспорта, если в результате этих действий наступили указанные в законе последствия, несет ответственность по ст.
Активное и «скорое» законотворчество, в частности формирование новых составов преступлений, сопровождалось существенным «разнобоем» в уголовном законодательстве отдельных республик; при этом процесс создания новых норм продолжался и после принятия кодексов. Это был период активного формирования «транспортного» уголовного законодательства.
Для осуществления этой задачи Кодекс определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24.01.2001 N 1164п2000пр Приговор по уголовному делу изменен, действия осужденных переквалифицированы с ч. 3 ст. 321 УК РФ на ч. 1 ст. 77-1 УК РСФСР, поскольку при переквалификации действий осужденных суд нарушил требование о неприменении уголовного закона, ухудшающего положение лица.
1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Отдельные суды не принимают всех необходимых мер к обеспечению всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела. Совершенные в ходе массовых беспорядков насильственные действия, такие, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с отягчающими обстоятельствами и некоторые другие, более тяжкие преступления, должны дополнительно квалифицироваться по соответствующим статьям.
По тем же правилам назначается наказание, если после вынесения приговора по делу будет установлено, что осужденный виновен еще и в другом преступлении, совершенном им до вынесения приговора по первому делу. В этом случае в срок наказания засчитывается наказание, отбытое полностью или частично по первому приговору. Статья 41. Назначение наказания по нескольким приговорам Если осужденный после вынесения приговора, но до полного отбытия наказания совершил новое преступление, суд к наказанию, назначенному по новому приговору, полностью или частично присоединяет неотбытую часть наказания по предыдущему приговору. При сложении наказаний в порядке, предусмотренном настоящей статьей, общий срок наказания не должен превышать максимального срока, установленного настоящим Кодексом для данного вида наказания.
[info]Преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств ГЛАВА ТРЕТЬЯ. [/info]
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ, СВОБОДЫ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ Статья 102.
Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах Статья 103.
Умышленное убийство Статья 104. Умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения Статья 105.
Убийство при превышении пределов необходимой обороны Статья 106.
[important]Неосторожное убийство Статья 107. Доведение до самоубийства Статья 108. [/important]
Умышленное тяжкое телесное повреждение Статья 109. Умышленное менее тяжкое телесное повреждение Статья 110. Умышленное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, причиненное в состоянии сильного душевного волнения Статья 111. Тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, причиненное при превышении пределов необходимой обороны Статья 112.
[attention]Незаконный промысел котиков и бобров Производство промысла морских котиков и морских бобров воткрытом море, а равно в запретных зонах -наказывается лишением свободы на срок до одного года, илиисправительными работами на тот же срок, или штрафом до однойтысячи рублей с конфискацией добытого, орудий лова и плавучихсредств с их принадлежностями. [/attention]
Статья 165. Производство лесосплава или взрывных работ снарушением правил охраны рыбных запасов Производство лесосплава или взрывных работ с нарушениемправил, установленных в целях охраны рыбных запасов, -наказывается исправительными работами на срок до шестимесяцев или штрафом до двухсот рублей.
Статья дополнительно включена Федеральным законом от 18 мая 1995 года N 79-ФЗ, введенным в действие со 2 июня 1995 года) Статья 193.
Угроза или насилие в отношении должностного лица илигражданина, выполняющего общественный долг Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога по отношению к должностному лицу или общественному работнику, примененная в целях прекращения служебной или общественной деятельности или изменения ее характера в интересах угрожающего, а равно такая же угроза по отношению к гражданину в связи с его участием в предупреждении, пресечении преступления или антиобщественного поступка — наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет (санкция части первой в редакции Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 61-ФЗ, введенной в действие с 7 мая 1995 года).
Оскорбление представителя власти или представителяобщественности, выполняющего обязанности по охранеобщественного порядка Публичное оскорбление представителя власти или представителя общественности, выполняющего обязанности по охране общественного порядка, в связи с исполнением этими лицами возложенных на них обязанностей, кроме случаев, указанных в статье 192_1 настоящего Кодекса, — наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до одного минимального месячного размера оплаты труда либо влечет применение мер общественного воздействия (в ред. Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г.
«уголовный кодекс рсфср» (утв. вс рсфср 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)
Самовольная добыча янтаря Самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде, если эти действия совершены после применения мер административного взыскания за такое нарушение, — наказываются исправительными работами на срок до двух лет или штрафом в размере от шестнадцати до двадцати шести минимальных месячных размеров оплаты труда с конфискацией незаконно добытого.
Незаконное предпринимательство в сфере торговли Осуществление торговли, подлежащей регистрации или лицензированию, без регистрации или специального разрешения (лицензии), а равно с нарушением условий, предусмотренных в разрешении (лицензии), или с иными нарушениями правил предпринимательства в сфере торговли (незаконное предпринимательство) с извлечением неконтролируемого дохода в крупном размере, — наказывается лишением свободы на срок до четырех лет либо штрафом в трехкратном размере величины неконтролируемого дохода с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
(Отменена. – Закона РФ от 1 июля 1994 года N 10-ФЗ – “Российские вести”, N 123, 06.07.94)
Скачать УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР (ред от 18-05-95) (2019) Актуально в 2018 году
- Рубрикатор
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Налоговый учет
- Бухгалтерский учет
- Кадровое делопроизводство
- Производственный календарь 2017
- Образец договора дарения
- Сервисы
- Формы документов
- Юридический словарь
- Cоглашение о разделе имущества супругов
- План счетов
- Курсы, ставки, индекс
- Правила бух. учета
- Как оформить загранпаспорт
- Навигация и возможности
- Помощь
- Поиск
- Вступление в наследство по завещанию
- Как получить материнский капитал
- Как получить паспорт на квартиру
- Как оформить развод
- Образец нового полиса ОМС
- О сайте
- О системе
- Условия использования сайта
- Технические требования
- Статьи и обзоры
- Документы для открытия ИП
- Регистрация граждан
Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
c 2010-2019. Справочно-правовая система .
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. 4. Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Рассматриваемая сфера охраняе мых уголовным законом общественных отношений в то время подверглась весьма активной правовой регламентации.
Общими для УК всех союзных рес публик стали только ст. 22 и 23 Закона об уголовной ответственности за госу дарственные преступления (в Уголовном кодексе РСФСР 1960г. это, соответст венно, ст.ст. 85 и 86).
Дальше всех по пути формирования относительно самостоятельных норм в сфере «транспортного законодательства» пошли Уголовные кодексы Армянской, Казахской и Молдавской союзных республик. В составе председательствующего Васильевой Г.М.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. вроде сложный, потому что идет перечисление приобретение, хранение, использование, передача или разрушение Под термином вандализм в ст.214 Уголовного кодекса РФ.
Вандализм обозначается вид преступления, выражающийся в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами —
наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Консультации юриста по ст. В то же время по отдельным делам наказание определяется без учета обстоятельств, смягчающих ответственность виновных, а если имело место нарушение правил безопасности движения со стороны потерпевшего или иных лиц, — без учета характера нарушения.
При осуждении лиц по ст. 211 и 211.2 УК РСФСР суды не всегда обсуждают вопрос о назначении дополнительного наказания
Постановление следует применять в части, не противоречащей действующему законодательству.
Вместе с тем, в деятельности судов имеются существенные недостатки.
«О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ С ИХ УГОНОМ (СТ. СТ. 211 — 212.1 УК РСФСР)» В связи с принятием Пленумом Верховного Суда СССР Постановления N 11 от 6 октября 1970 г.
Наиболее значимым является уголовно-правовой аспект.
Он дает юридическую оценку состояния опьянения, влияет на назначение наказания.
В теории уголовного права и судебной практике такие обстоятельства именуются квалифицирующими. Их наличие учитывается при квалификации противоправного деяния, превращая его в квалифицированный или особо квалифицированный вид преступления. Правовой аспект состояния опьянения традиционно рассматривается применительно к субъекту преступления.
Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
В составе председательствующего Васильевой Г.М. Народных заседателей Чудова С.Д. и Величко Т.Е. При секретаре Паперлийко Н.К.
С участием прокурора т. Корнишоновой Г.В. И адвокатов т.т. Сильченко В.А.
Трошнева А.В. Клюкиновой Т.М. Симененко В.Л. Мурашовой М.Н.
Портер М.М. Койсмана Е.А. 17 января 1986 г. в гор. Ленинграде Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по обвинению:
Сенаторов Андрей Сергеевич, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Ульяновского государственного университета Научный руководитель: д.ю.н.
профессор Чучаев Александр Иванович Изменение экономических и политических условий в России за последние 10 лет изменило криминальную ситуацию в стране. Появились новые виды преступлений, а некоторые деяния были декриминализированы.
Рассматриваемая сфера охраняе мых уголовным законом общественных отношений в то время подверглась весьма активной правовой регламентации. Общими для УК всех союзных рес публик стали только ст.
22 и 23 Закона об уголовной ответственности за госу дарственные преступления (в Уголовном кодексе РСФСР 1960г. это, соответст венно, ст.ст. 85 и 86).
Дальше всех по пути формирования относительно самостоятельных норм в сфере «транспортного законодательства» пошли Уголовные кодексы Армянской, Казахской и Молдавской союзных республик.
Уголовный кодекс РСФСР имеет задачей охрану советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств. Для осуществления этой задачи Кодекс определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления.
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. 4. Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23.12.1970 N 56 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР N 50 ОТ 22 ОКТЯБРЯ 1969 Г. «О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ С ИХ УГОНОМ (СТ. СТ. 211 — 212.1 УК РСФСР)» В связи с принятием Пленумом Верховного Суда СССР Постановления N 11 от 6 октября 1970 г.
Для преступлений категории средней тяжести (п.
«б» ч. 1 ст. 78 УК РФ), размер типовой санкции которых предусматривает наказание в виде лишения свободы, не превышающего пяти лет, срок давности установлен в шесть лет. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 48 УК РСФСР срок давности за преступления аналогичной степени тяжести установлен в пять лет.
Для тяжких преступлений п. «в» ч. 1 ст. 78 УК РФ установлен срок давности, составляющий десять лет, а для особо тяжких преступлений — пятнадцать лет (п. «г» ч. 1 ст. 78 УК РФ)
Сенаторов Андрей Сергеевич, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Ульяновского государственного университета Научный руководитель: д.ю.н.
профессор Чучаев Александр Иванович Изменение экономических и политических условий в России за последние 10 лет изменило криминальную ситуацию в стране.
Появились новые виды преступлений, а некоторые деяния были декриминализированы. Уголовный кодекс РСФСР имеет задачей охрану советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Собственно об этом и хотелось бы поговорить — о тюнинге! Раньше у меня не было автомобиля и как-то не было в нём необходимости, но в душе всегда хотелось посидеть, порулить и насладиться скоростью.
Первым шагом к покупке авто стало получение водительских прав, на которые я пошёл обучаться также спонтанно. Вообщем отучился 3 месяца в ДОСААФе и 29.02.2008 года я получил своё водительское удостоверение.
ст. 211 и 211.2 УК РСФСР суды не всегда обсуждают вопрос о назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами или занимать должности, связанные с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, несмотря на то, что санкции этих статей Уголовного кодекса прямо предусматривают возможность применения такого дополнительного наказания.
Рассматриваемая сфера охраняе мых уголовным законом общественных отношений в то время подверглась весьма активной правовой регламентации. Общими для УК всех союзных рес публик стали только ст.
22 и 23 Закона об уголовной ответственности за госу дарственные преступления (в Уголовном кодексе РСФСР 1960г. это, соответст венно, ст.ст. 85 и 86).
Дальше всех по пути формирования относительно самостоятельных норм в сфере «транспортного законодательства» пошли Уголовные кодексы Армянской, Казахской и Молдавской союзных республик.
Статья 211 УК РСФСР — это аналог нынешней ст.
264 УК РФ Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава 1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.
Злостное хулиганство, то есть те же действия, отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью, либо связанные с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или иным гражданам, пресекающим хулиганские действия, а равно совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство, — Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены с применением или попыткой применения огнестрельного оружия, либо ножей, кастетов или иного холодного оружия, а равно других предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений, — (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 04.08.66, от 11.03.77, Законов РФ от 20.10.92 N 3692-1, от 29.04.93 N 4901-1 — Ведомости ВС РСФСР, 1966, N 32, ст.
769; 1977, N 12, ст. 255; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N 47, ст. 2664; N 22, ст.
Дальше всех по пути формирования относительно самостоятельных норм в сфере «транспортного законодательства» пошли Уголовные кодексы Армянской, Казахской и Молдавской союзных республик. В Особенной части УК этих союзных республик появились самостоятельные главы «Транспортные преступления». Активное и «скорое» законотворчество, в частности формирование новых составов преступлений, сопровождалось существенным «разнобоем» в уголовном законодательстве отдельных республик; при этом процесс создания новых норм продолжался и после принятия кодексов. Это был период активного формирования «транспортного» уголовного законодательства. В юридической литературе стало прочно внедряться родовое понятие «транспортные преступления», распространявшееся на общественно опасные деяния, ч которые совершались на всех видах транспортных средств.
Однако в УК РСФСР 1960г. об объединении «транспортных» статей речи пока не было. В отношении преступлений, совершаемых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, сохранялась оценка их общественной опасности на уровне иных государственных преступлений, так в главу «Государственные преступления» УК 1960г. были включены три состава (нарушение правил международных полетов – ст. 84, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта – ст. 85 и повреждение путей сообщения и транспортных средств — ст. 86).
# Качественно новым шагом явилась редакция диспозиции ст. 85 УК РСФСР 1960г. Вместо нарушения трудовой дисциплины акцент был сделан не-
посредственно на нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Кроме того, в ней в качестве субъектов преступления прямо перечислялись работники железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Представляется, что исключение в то время из числа субъектов преступления, предусмотренного ст. 85 УК РСФСР 1960г., работников автомобильного транспорта, было вполне обоснованным. Во-первых, потому, что данная статья входила в главу «Государственные преступления», а во-вторых, по ч. 2 ст. 85
ответственность могла наступить в случаях, когда деяния «не повлекли, но заведомо создавали угрозу наступления» последствий, перечисленных в части первой этой статьи. Это соответствовало позиции, которая преобладала в науке уголовного права, о том, что «наиболее тяжкими транспортными преступлениями являются нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте».1
Однако со временем все более настойчиво стала высказываться и иная точка зрения, которая, в конечном счете, способствовала объединению всех транспортных преступлений в одну главу УК. В частности, ставилось под сомнение, что преступления, предусмотренные ст. 85, 86 УК РСФСР, могут поколебать основы государственного управления и нанести ущерб хозяйственной мощи Союза ССР. «Указание на основы хозяйственной мощи Союза ССР в качестве родового объекта преступлений, предусмотренных ст. 85, 86 УК РСФСР, не раскрывает социальную сущность этих преступлений, не помогает выяснению причин, почему за такого рода деяния государство установило весьма суровые наказания. Тщательная разработка вопроса о родовом объекте рассматриваемой группы преступлений должна служить теоретической базой для обоснования необходимости выделения в законодательстве и науке советского уголовного права самостоятельного раздела (главы) «транспортные преступления»».2
1 См.: Дурманов Н.Д, Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности, общест венного порядка и здоровья населения. М., 1962. С. 32.
2 См.: Куриное Б.А. Квалификация транспортных преступлений: ст.ст. 85, 87 УК РСФСР. М., 1965. С. 22, 26.
Тот факт, что УК РСФСР 1960г. четко разграничил нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздуш-
ного транспорта, с одной стороны, и аналогичные нарушения, совершаемые на автомобильном транспорте, с другой стороны, позволяет сделать предположение, что законодатель провел это разграничение для того, чтобы уделить особое внимание именно автомобильному транспорту.
Первоначально в гл. X «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» УК РСФСР 1960г. было включено три статьи, относительно автомобильного транспорта. И хотя их конструкция была оригинальной, новой для советского уголовного права, над ней тяготели ориентации прошлых лет применительно к иным видам транспорта.
Главным таким «наследием» оказалось разделение по разным составам преступлений ответственности лиц, являющихся работниками автомототранс-порта или городского электротранспорта, и ответственности лиц, не являющихся таковыми. Здесь явно просматривалось выраженная в УК РСФСР 1926г. тенденция связывать транспортные преступления с трудовой дисциплиной, с исполнением должностных, профессиональных обязанностей. Эволюция уголовного законодательства в отношении транспортных преступлений от при-,^ знания их контрреволюционными и особо опасными государственными преступлениями (через саботаж, вредительство, использование служебного поло-жения и т.п.) постепенно развивалась (хотя и весьма медленно) в сторону отнесения их к преступлениям, посягающим, прежде всего на безопасность движения, на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Это было связано факти-чески со всеми элементами состава преступления: объектом, субъектом, объективной и субъективной сторонами.
Фактически диспозиции ст. 211 (ответственность работников автомото-транспорта или городского электротранспорта) и ст. 212 УК РСФСР 1960г. (от-(Ц ветственность лиц, не являющихся работниками автомототранспорта) отличались тем, что в первом случае говорилось о «правилах безопасности движения
и эксплуатации», а во втором упоминались лишь «правила безопасности движения». Кроме того, работники транспорта могли быть привлечены к уголов-
“‘ ной ответственности за причинение смерти или телесных повреждений людям и за «существенный материальный ущерб», а по ст. 212 ответственность за любой материальный ущерб исключалась. Что же касается санкций, то в ч. 1 ст. 211 упоминался штраф до ста рублей, а в ст. 212 штраф отсутствовал. Во всем же остальном при аналогичных последствиях санкции были тождественны.
В практическом плане, если и возникали случаи переквалификации действий виновных лиц с одной из названных статей на другую, на конечный результат – меру наказания – такое разграничение заметного влияния оказать не могло. По существу, в обеих статьях речь шла об одном и том же при тождест-венных санкциях.
Столь искусственное разделение ответственности водителей транспортных средств продолжительное время существовать не могло. Уже в 1968г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня ст. 211 УК была изложена в новой редакции и устанавливала ответственность любого лица, управляющего транспортным средством, а ст. 212 – отменена.’
На этом изменения в уголовном законодательстве в сфере транспортных преступлений не закончились.
?vj нентно вплоть до принятия ныне действующего УК РФ 1996г. Складывается впечатление, что правотворчество не успевало за криминальными проявлениями, сопутствовавшими быстрому развитию автомототранспорта. При этом совершенствование законодательства не отличалось стабильностью, вслед за криминализацией отдельных деяний следовала их декриминализация, возникала необходимость в новом толковании отдельных терминов и т.п.
Так, хотя ст. 211 УК РСФСР в редакции 1968г. и конкретизировала виды транспортных средств, водители которых рассматривались в качестве субъектов этого состава преступления, называя автомототранспорт, городской элек-
^ тротранспорт, трактора и иные самоходные машины, вопросы, относящиеся к
1 Ведомости ВС РСФСР. 1968. № 26. Ст. 1010.
определению предмета данного преступления на практике продолжали оставаться. В результате Указом Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985г. ст.
211 УК была дополнена примечанием, в котором перечислялись все виды автомобилей, трактора и иные самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.1 Но и этого оказалось недостаточно, чтобы снять все вопросы, а поэтому Пленум Верховного Суда СССР уже на следующий год принял постановление «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях»2, в котором провел дальнейшую конкретизацию, упоминая о комбайнах, автогрейдерах, автокранах и других самоходных механизмах. Многие из таких вопросов были вызваны, в частности, тем, что термин «дорожное движение» только начинал приме-няться на транспорте и еще не находил должного отражения в нормах уголовного права.
В ст. 211 УК РСФСР (редакция 1968г.) в числе общественно опасных последствий сохранился «существенный материальный ущерб», который прежде отсутствовал в отмененной ст. 212 УК РСФСР. Однако в дальнейшем такие признаки, как причинение существенного материального ущерба, а также причинение легких телесных повреждений были исключены из диспозиции ст. 211 УК РСФСР.3
^ Об относительной нестабильности уголовного законодательства, преду-
сматривающего ответственность за нарушение правил дорожного движения, говорит и тот факт, что упомянутым выше Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968г. в УК был включен новый состав (ст. 21 Iі), предусматривающий уголовную ответственность за некоторые случаи управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. Затем в 1972г. в нее были внесены редакционные изменения,4 а потом Законом РФ от 24 декабря 1992г. эта статья была исключена из Уголовного кодекса,5 т.е. пре-
1 Ведомости ВС РСФСР. 1985. № 40. Ст. 1398. ^ 2 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986. С.697.
3 Ведомости РФ. 1993. № 3. Ст.97.
4 Ведомости ВС РСФСР. 1972. № 51. Ст. 1207.
5 Ведомости РФ. 1993. № 3. Ст. 97.
дусматривавшиеся в ней деяния вновь были отнесены к административным правонарушениям. Т Тем же Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня
1968г. УК был дополнен ст. 211 , устанавливающей ответственность за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, если это повлекло последствия, указанные в ст. 211 УК РСФСР. Появление этой статьи было совершенно оправданным, так как законодатель в УК 1960г., говоря о лицах, управляющих транспортными средствами (ст. 211 и ст. 212), просто упустил, что несчастные случаи на дорогах могут происходить не только по вине водителей, но и по вине лиц, ответственных за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Это было несколько запоздалое устранение
явного пробела в уголовном законе, и целесообразность ст. 212 не вызвала никаких сомнений.
Этого нельзя сказать в отношении ст. 2113 (допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения), которая была введена в УК Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985г.1 и редакция которой впоследствии претерпела некоторые измене-ния в соответствии с Законом РФ от 20 октября 1992г.
По существу эта статья повторяла статью 2122 с той лишь разницей, что в
^ последней речь шла о выпуске в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств или ином грубом нарушении правил их эксплуатации, а в ст. 2113 говорилось о частном случае нарушения правил эксплуатации – о допуске к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Не случайно санкции в этих статьях были тождественными. Состав преступления, предусмотренного ст. 2113, полностью поглощал-ся диспозицией ст. 211 и, очевидно, был вызван к жизни конъектурными соображениями в связи с развернувшейся борьбой с пьянством и алкоголизмом. На необычность сложившейся ситуации, связанной с возникшей ($ искусственной конкуренцией двух статей одного кодекса, было обращено
1 Ведомости ВС РСФСР. 1985. № 40. Ст. 1398.
2 Ведомости РФ. 1992. № 47. Ст. 2664.
конкуренцией двух статей одного кодекса, было обращено внимание в специальной литературе. В частности, отмечалось, что преступление, предусмотрен-
^ ное ст. 211 , является разновидностью преступления, предусмотренного ст. 211 , и «по основным признакам объекта посягательства, последствиям, субъекту и субъективной стороне эти преступления совпадают»1.
В гл. III «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» содержалась ст. 127 «Оставление в опасности». Действия водителей автотранспорта, которые заведомо оставили без помощи потерпевших в результате ДТП, в судебной практике квалифицировались по данной уголовно-правовой норме.2
На этом можно закончить рассмотрение эволюции правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушения правил безопасности дорожного движения в советский период. Но, памятуя о том, что хотя в истории нашего государства и наступил новый этап развития социально-экономических отношений и формируется новая нормативно-правовая база, однако правильно понять, объяснить и прокомментировать современные законодательные акты можно только с учетом исторического опыта развития отечественного уголовного права.
Так, развитие дорожного движения в России, в первую очередь, предо-N пределяло и особенности его правового регулирования, а также пределы ответ-ственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому для различных этапов исторического развития дорожного движения в нашем государстве характерны определенные закономерности правового регулирования данного процесса, отражающие общемировые тенденции своего времени, а также национальные традиции и особенности российской правовой системы.
В России имеется исторический опыт эффективного применения в целях обеспечения безопасности дорожного движения штрафных санкций за совер-
1 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1994. С. 236.
2 Бюллетень ВС РСФСР. 1989. №4. С.4.
шение дорожно-транспортных преступлений. Этот вывод будет необходим нам
в последующих главах для анализа мер ответственности за совершение дорож-
Видео (кликните для воспроизведения). |
г но-транспортных происшествии на современном этапе.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.