Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "резервный фонд россии в 2019 году". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
Выросший из переформатированного в 2008 году Стабилизационного фонда, Резервный фонд России, эта своеобразная «кубышка» на черный день страны, с января 2018 года де-юро перестала существовать, слившись с ФНБ.
На момент переноса активы первого составили почти 1 трлн.руб., и так как средства эти всегда аккумулировались в номинированных в инвалюте активах или непосредственно в самой инвалюте, они всегда были высоколиквидными и чрезвычайно выгодными. Являясь по факту частью ее золотовалютного запаса, но, в то же время, находясь в распоряжении не Центробанка, как остальные его средства, а Минфина.
В 2016 году размеры Резервного фонда уменьшились почти в четыре раза по сравнению с предыдущими показателями, и в 2017-м были серьезные опасения, что он полностью исчерпается еще до завершения года.
Причиной тому была катастрофическая ситуация в исполнении бюджета, потери на внешнеэкономическом рынке и прочие проблемы, вызванные политической изоляцией РФ и санкциями.
Второй линией баррикад должен был быть уже непосредственно сам Фонд национального благосостояния, но к началу 2018-го ситуация несколько выровнялась, удалось даже осуществить неплохое пополнение активов, благодаря чему просто решили объединить эти два резерва в одно целое.
Максимально за всю историю в Резервном фонде содержалось 5,8 трлн.руб., и самые красивые цифры показывал период с 2008 по 2009 год.
Затем доходы фундации стали планомерно падать, подойдя к своему критическому минимуму в 2011-м (всего 1,3% к ВВП), а затем показали устойчивый рост до 6-8% вплоть до 2014-2015 годов.
Затем из-за резкого обвала цен на нефть размер их несколько снизился, но, в целом оставался стабильным из-за политики сдерживания до 2016 года, после чего стал неуклонно сокращать объемы, что хоть в соотношении с ВВП и смотрелось более-менее прилично по значениям (но, мы же помним, что и ВВП в данный период отнюдь не блистал), тем не менее в результате снова умудрилось довести баланс до исторического минимума.
Что же касается динамики изменений теперь уже материнской для Резервного фонда организации – ФНБ, с момента своей организации в 2008 году этот последний резерв ПФ страны, а также обеспечение ее уверенности в том, что даже в случае резких обвалов цен на экспортируемые ресурсы все же удастся выполнять свои обязательства, как страховые, так и внешнеэкономические, его размер небольшими темпами, но, тем не менее, неуклонно рос. Вплоть до конца 2017 года. Что примечательно, даже с вливанием в его структуру Резервного фонда он показал снижение своего размера до 3,6-3,9 трлн.руб. в первом полугодии 2018 года.
В этом объединении многие углядывают тревожный для экономики звоночек, ведь ранее, покрытие внешних обязательств страны и прочих проблем четко ограничивалось бюджетом Резервного фонда, и жадная лапа этих нужд никоим образом не претендовала на другие средства государства.
Теперь же, по сути, и дополнительное пенсионное обеспечение, и другие страховые обязательства, а также все запасы, прибереженные на случаи неблагоприятных сценариев развития событий, целиком и полностью зависят от нефтегазовых доходов, и только. Что конкретно это означает для народа? То, что если в бюджете образуется дефицит, средства на него возьмут из пенсионных накоплений граждан.
Чего ждать в будущем от работы Резервного фонда в 2019 году?
В составе ФНБ Резервный фонд так и будет в дальнейшем заниматься затыканием дыр и пробоев по всем статьям бюджета в результате недальновидной политики Правительства, явных перекосов по расходам и доходам, а также из-за перманентно отрицательного баланса Пенсионного фонда России.
Тем не менее, подобные трезвые прогнозы экономистов-аналитиков из независимых центров исследований, а также явную обеспокоенность западных партнеров, связанных обязательствами с РФ мировых финансовых организаций, российское руководство отметает, как беспочвенные.
Согласно последним заверениям силуановского ведомства, мы не просто «догоним и перегоним», но еще и полностью избавимся от дефицитов в экономике, перестав тратить средства фондов уже в 2019 году и начав их, наконец-то восполнять.
С одной стороны, однако, подобный оптимизм выглядит слегка дутым, ведь в последние годы ВВП снижался неуклонно, достигнув критических минимумов, за которыми уже начинается затяжная стагнация, а из нее, как известно, порой вырваться тяжелее, даже чем из стремительного, но активного падения.
В Правительстве надеются, что рост удастся зафиксировать на уровне 2-3%, при этом прекратится падение доходов населения (за последние годы общее благосостояние только по официальным данным снизилось почти на 6%).
Бесспорно, это было бы просто замечательно, вопрос только, обеспечат ли заявленные темпы роста полный отказ от расходования средств Фонда национального благосостояния – народных, по сути, средств?
Они говорят, что в 2018-2020-м годах потратят оттуда не более 171 млрд.руб., что означает, что статьи расходов, по сравнению с предыдущими планами на 1,16 трлн.руб., сократятся не просто в разы – урежутся почти что вовсе. И это произойдет точно не за счет денежных довольствий, оплаты труда, осуществления международных договоренностей, разных публичных обязательств и прочих имиджевых статей, включая обеспечение долгов, судебной системы и ряда секретных статей, уверен Силуанов.
За счет чего же или кого? Хороший вопрос… Официально заявляется, что дефицит покроют выпуском облигаций федерального займа на полтора триллиона и подросшими доходами бюджета.
Так ли оно будет? Пока сказать точно сложно, но, штопать экономику займами, параллельно запуская в карман пенсионеров руку – это явно не выход для такой страны, как Россия.
Очевидно, что нашему бюджету и внутреннему хозяйствованию в целом необходимо коренное переосмысление, к сожалению, рассчитанное на длительный период. Так что моментальных улучшений и каких-то резких проблесков света в конце туннеля, ждать, как ни печально, не приходится. Тем более, что и делается для этого явно недостаточно…
15.11.2018 1,050 Просмотров
Уже почти год Резервный фонд существует не как самостоятельная единица, а в составе Фонда национального благосостояния России. Созданное в 2008 году «детище» экс-министра финансов Алексея Кудрина немного не дотянуло до своего десятилетнего юбилея. Государственный запас, сформированный для покрытия бюджета в случае снижения доходов, перестал выполнять свои функции, так как был полностью опустошен к концу 2017 года. Слияние двух различных по назначению фондов позволяет нынешнему правительству использовать средства на различные целевые программы, а вот источники пополнения при этом остаются прежними. В 2019 году правительство рассчитывает на пополнение государственного запасника и обещает при этом не расходовать накопленных средств.
Максимально за всю историю в Резервном фонде содержалось 5,8 трлн.руб., и самые красивые цифры показывал период с 2008 по 2009 год.
Затем доходы фундации стали планомерно падать, подойдя к своему критическому минимуму в 2011-м (всего 1,3% к ВВП), а затем показали устойчивый рост до 6-8% вплоть до 2014-2015 годов.
Затем из-за резкого обвала цен на нефть размер их несколько снизился, но, в целом оставался стабильным из-за политики сдерживания до 2016 года, после чего стал неуклонно сокращать объемы, что хоть в соотношении с ВВП и смотрелось более-менее прилично по значениям (но, мы же помним, что и ВВП в данный период отнюдь не блистал), тем не менее в результате снова умудрилось довести баланс до исторического минимума.
Что же касается динамики изменений теперь уже материнской для Резервного фонда организации – ФНБ, с момента своей организации в 2008 году этот последний резерв ПФ страны, а также обеспечение ее уверенности в том, что даже в случае резких обвалов цен на экспортируемые ресурсы все же удастся выполнять свои обязательства, как страховые, так и внешнеэкономические, его размер небольшими темпами, но, тем не менее, неуклонно рос. Вплоть до конца 2017 года. Что примечательно, даже с вливанием в его структуру Резервного фонда он показал снижение своего размера до 3,6-3,9 трлн.руб. в первом полугодии 2018 года.
В этом объединении многие углядывают тревожный для экономики звоночек, ведь ранее, покрытие внешних обязательств страны и прочих проблем четко ограничивалось бюджетом Резервного фонда, и жадная лапа этих нужд никоим образом не претендовала на другие средства государства.
Теперь же, по сути, и дополнительное пенсионное обеспечение, и другие страховые обязательства, а также все запасы, прибереженные на случаи неблагоприятных сценариев развития событий, целиком и полностью зависят от нефтегазовых доходов, и только. Что конкретно это означает для народа? То, что если в бюджете образуется дефицит, средства на него возьмут из пенсионных накоплений граждан.
С 1 февраля 2008 года по решению В.В. Путина Стабилизационный фонд РФ был разделен на два: Резервный и ФНБ. Целью разделения было разграниченное использование средств. Резервный фонд был призван выручать бюджет в случае возникновения дефицита при падении цен на нефть. Задача фонда национального благосостояния заключалась в страховании пенсионной системы, а именно для софинансирования добровольных накоплений граждан.
В результате раздела, на счет Резервного фонда была переведена сумма в 3 триллиона 57,85 млрд руб., которая и стала начальным капиталом. За 2008 год сумма накоплений увеличилась и достигла размера в 4,9 трлн. руб. Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году, сильно пошатнул экономическое состояние России, в результате чего правительству пришлось прибегнуть к использованию средств резервного капитала. За два года стратегическая копилка государства была исчерпана на 80%.
В связи с критическим положением правительство оперативно внесло поправки в бюджетный кодекс, в результате чего нефтяные сверхдоходы перестали зачисляться в фонд и уходили напрямую в Федеральный бюджет на покрытие расходов. Такая вынужденная мера действовала вплоть до 2012 года до стабилизации обстановки.
Максимальных значений фонд достиг к 2015 году. Денежные средства в размере 5 трлн. 865 млрд. руб. были собраны за счет удержания высоких цен на нефть в течение нескольких лет. С середины 2015 и в последующие годы государственная «кубышка» только уменьшалась в объеме. Вторая волна резкого падения цен на нефть в сочетании с санкционной политикой запада «съели» финансовую подушку безопасности всю без остатка.
Для сведения: Представители Министерства финансов весной 2014 года, делая прогнозы на будущее планировали полностью отказаться от использования средств из государственных запасов с 2019 года. А в 2018 году рассчитывали сократить траты не менее чем вдвое. Покрывать дефицит бюджета при этом государство рассчитывало за счет внутренних источников заимствования и небольших внешних источников.
Время внесло свои коррективы и к концу 2017 года объем Резервного фонда упал ниже 1,1% от объема ВВП. Остатки средств были переведены на единый счет федерального бюджета. Таким способом был покрыт образовавшийся за 2017 год дефицит бюджета, а опустошенный до дна Резервный фонд был упразднен. В Бюджетном кодексе законодатели сделали соответствующие изменения.
Резервный фонд в составе ФНБ существует и по сей день, но функция его по сути утрачена. Кстати, инициатором объединения двух запасников, был создатель Резервного фонда экс-министр финансов Кудрин. По его мнению, управлять двумя фондами разумнее как единым инструментом. Как отмечают эксперты, правительство, объединив два совершенно разных по назначению фонда, открыло доступ к использованию средств ФНБ не только для поддержки пенсионной системы, но и для других целей.
Размер, единственного на сегодняшний день, стратегического запаса составляет около 4 миллиардов рублей. За текущий год прирост фонда составил в среднем 1 миллиард рублей. По расчету министра финансов Антона Силуанова Россия к 2019 году выйдет на показатель бюджета без дефицита, а значит средства из ФНБ расходоваться не будут и наконец то начнут пополняться. Главный финансист страны обосновывает свои прогнозы установившейся положительной тенденцией сокращения дефицита в 2017-2018 годах.
Независимые аналитики констатируют печальный факт, что из всех средств фонда воспользоваться в любой момент можно только лишь 60%. Остальное не является свободными ресурсами и вложено в различные финансовые активы.
Для сведения: Пополнение ФНБ происходит за счет сверхдоходов от экспорта нефтепродуктов. Дополнительным источником прибыли являются средства от управления фондом, например, размещение денег в иностранной валюте на депозитных счетах.
Политические деятели, опозиционирующие действующей власти, заявляют, что в 2019 году средства резервного фонда в составе ФНБ, как и прежде, будут уходить на «затыкание дыр и пробоин» по всем статьям бюджета. Мне мнению опозиции, до тех пор, пока правительство будет вести недальновидную политику «одного дня» стратегический запас государства будет ничтожен.
Резервного фонда больше не существует: видео
Использование в 2019 году средств резервного фонда Правительства РФ регламентировано новым Положением
Постановление Правительства РФ от 31.12.2018 N 1789
“Об утверждении Положения об использовании в 2019 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации”
Использование в 2019 году средств резервного фонда Правительства РФ регламентировано новым Положением
Положением определены источники формирования резервного фонда, направления использования средств фонда, порядок разработки проектов распоряжений Правительства РФ об их использовании.
Федеральные органы исполнительной власти – субъекты бюджетного планирования представляют до 15 марта в Минфин России предложения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда.
Минфин России на основании указанных предложений представляет до 1 апреля Председателю Правительства РФ обобщенные предложения об оказании в 2019 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ с указанием наименований межбюджетных трансфертов, а также общего объема увеличения бюджетных ассигнований главному распорядителю средств федерального бюджета на указанные цели.
Также Минфин России представляет в Правительство РФ в составе пояснительной записки к ежеквартальному (годовому) отчету об исполнении федерального бюджета за 2019 год сведения о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда в 2019 году.
Приказ ФНС России от 17.12.2018 N ММВ-7-8/809@
“О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням штрафам и процентам, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@”
Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2019 N 53399.
Уточнены основания для списания безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам
Согласно внесенной поправке Порядок списания недоимки, предусмотренный приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным, в частности, по причине исключения юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (исключено указание на то, что такое юрлицо прекратило свою деятельность).
Ошибкам в налоговой декларации по НДС будет присвоен код
При выявлении противоречий, несоответствий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации НДС, налогоплательщику будет направлено требование о представлении пояснений.
К требованию прилагается перечень операций, по которым установлены расхождения. По каждой записи, отраженной в приложении к требованию, справочно указывается код возможной ошибки (например, код ошибки “1” указывается в случае, если запись об операции отсутствует в налоговой декларации контрагента, код ошибки “5” означает, что в разделах 8 – 12 налоговой декларации по НДС не указана дата счета-фактуры и т.д.).
Сообщен порядок действий налогоплательщика после получения в электронной форме требования о представлении пояснений.
Так, в частности, необходимо:
передать налоговому органу квитанцию о приеме требования;
проверить правильность заполнения налоговой декларации;
в течение 5 дней с даты получения требования представить уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями (если сумма НДС не занижена, то представить пояснения с указанием корректных данных). Представить уточненную декларацию рекомендовано и в том случае, если ошибка не повлияла на сумму НДС, подлежащую уплате. Если ошибки не выявлены – уведомить об этом налоговый орган.
Информация ФНС России
“Владельцы большегрузов могут включать в расходы по налогу на прибыль всю сумму платы в системе “Платон”
С 2019 года плата в систему “Платон” не уменьшает транспортный налог, зато в полном объеме учитывается в “прибыльных” расходах
С этого года отменена льгота, согласно которой владельцы большегрузов на сумму платы уменьшали транспортный налог.
Также отменена норма, предусмотренная пунктом 48.21 статьи 270 НК РФ, в силу которой было запрещено учитывать при исчислении налога на прибыль организаций расходы в виде суммы платы в систему “Платон” в размере, на который была уменьшена сумма транспортного налога.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Это означает, что расходы в виде платежей в систему “Платон” с 2019 года можно учесть при расчете налога на прибыль в полном объеме в составе прочих расходов на основании статьи 264 НК РФ.
ФНС России
Упрощен порядок подтверждения фактического права на доход для обоснования льготных ставок по международным соглашениям
При выплате дохода налоговому агенту необходимо подтверждение того, что фактический получатель дохода имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения.
Сообщается, что по доходам, которые получены с 1 января 2018 года, применяют упрощенный порядок подтверждения фактического получателя дохода:
государственные суверенные фонды;
организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на российской или иностранной бирже на территориях стран – членов ОЭСР. Доля таких бумаг в совокупности по всем иностранным биржам должна превышать 25% уставного капитала компании;
организации, в которых прямо участвует российское или иностранное государство, причем доля такого участия составляет не менее 50%. Исключение составляют страны, не обеспечивающие обмен налоговой информацией с Российской Федерацией.
физическим лицам достаточно предъявить письмо-подтверждение о наличии у них фактического права на доход;
организации в дополнение к письму необходимо представить документы, подтверждающие, что они относятся к одной из вышеуказанных категорий.
Напомним также, что Минфин России в письме от 09.06.2018 N 03-08-05/40261 отметил следующее: налоговые агенты не ограничены каким-либо перечнем подтверждающих документов. Предпочтение отдается содержательной части полученной информации, позволяющей установить вышеуказанные обстоятельства.
В декабре Минфин полностью потратил средства Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета, говорится в сообщении на сайте ведомства. Остатки Резервного фонда — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — были реализованы в Центробанке за 1 трлн руб. и зачислены на единый счет федерального бюджета. В результате на счетах Резервного фонда «сформировались нулевые остатки» и 1 февраля 2018 года, как и было задумано в прошлом году, он прекратит свое существование, отмечается в сообщении Минфина.
Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2017 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2017 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).
Минфин неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда к концу 2017 года. Еще в начале 2016 года глава Минфина Антон Силуанов объяснял, что при сохранении темпов использования средств фонда он будет исчерпан к 2017 году. После этого дефицит бюджета придется покрывать за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ), объяснял Минфин.
В 2017 году правительству удалось значительно сократить траты суверенных резервов — чистая их трата составила около 790 млрд руб. вместо запланированных 1,7 трлн, сказал Силуанов журналистам 10 января. «Это было сделано благодаря работе бюджетного правила, которое предусматривает направление нефтегазовых доходов сверх цены в $40 за баррель в резервы правительства», — сказал он.
Своего максимума в рублевом выражении Резервный фонд достигал в начале 2015 года — 5,86 трлн руб., а максимума в отношении к размеру экономики — в начале 2009 года: 12,5% ВВП. За 2016 год объем Резервного фонда сократился в 3,7 раза — с 3,64 трлн руб. до менее 1 трлн.
Один фонд вместо двух
Всего в 2017 году из суверенных фондов правительство потратило свыше 1,6 трлн руб., говорил Силуанов в конце декабря. Помимо 1 трлн руб. из Резервного фонда правительство потратило 622 млрд руб. из ФНБ, из которых 616,7 млрд было потрачено на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.
Минфин в июне 2017 года предложил консолидировать два суверенных фонда в один. Силуанов объяснял, что ликвидная часть ФНБ и Резервный фонд — это фактически один и тот же источник финансирования расходов бюджета. Сосуществование двух фондов считал нецелесообразным и экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Нам нужен резерв, он должен находиться в ликвидном варианте. Сегодня под это вся конструкция заточена, все свободные средства должны быть высоколиквидными, быстро высвобождаться в случае кризиса», — пояснял Кудрин.
Теперь у России остался один суверенный фонд, но он вновь начнет пополняться в этом году. В 2017 году Минфин уже получил дополнительные нефтегазовые доходы на сумму, ориентировочно, 829 млрд руб. — на них покупалась иностранная валюта, которая до 1 октября 2018 года будет перечислена в ФНБ. В рамках постоянного бюджетного правила весь объем нефтегазовых сверхдоходов будет направляться в ФНБ.
Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда. Первый являлся источником финансирования бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов казны. Второй же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала. Например, в 2008–2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате фонд сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.). Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии.
На 1 января 2018 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) — свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда.
Остальное вложено в финансовые активы — депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб. и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.). Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отказалась платить после смены власти в стране.
Ликвидные средства ФНБ, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке, могут размещаться в высоконадежных облигациях иностранных государств, например американских госбумагах.
В течение 2018 года Минфин планирует закупить валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54–55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.
В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.
В условиях более благоприятной внешней конъюнктуры и роста объема поступлений по внешнеторговым операциям Банк России не исключает более быстрое уменьшение дефицита федеральной казны. Благодаря этому возможно поступление средств в Резервный фонд. “Его пополнение может начаться уже в 2019 году. Однако его объем в течение года не будет значительным”, – отмечается в докладе.
По данным минфина, на 1 декабря 2016 года в Резервном фонде было чуть больше двух триллионов рублей против 3,6 триллиона рублей на начало года.
Как уточняется в докладе ЦБ, в сентябре-октябре 2016 года средства Резервного фонда для финансирования дефицита бюджета не использовались. В результате совокупное расходование фонда с начала года составляет 1,2 триллиона рублей. В целом же, согласно проекту “Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов”, в 2016 году минфин планирует использовать более 2,1 триллиона рублей средств фонда.
В части финансирования дефицита за счет альтернативных источников правительство реализовало 50,1-процентный пакет акций “АНК “Башнефть” за 329,7 миллиарда рублей в октябре 2016 года, а также 19,5-процентный пакет акций “НК “Роснефть” за 710,8 миллиарда рублей в декабре 2016 года, уточняет ЦБ. В 2017 году программа приватизации может быть продолжена: ожидается продажа пакетов акций ПАО “ВТБ” и ПАО “Совкомфлот” с доходом около 130 -140 миллиардов рублей.
Однако в 2017 году Резервный фонд, скорее всего, будет полностью исчерпан. После этого на покрытие дефицита бюджета могут быть направлены средства Фонда национального благосостояния, не исключают в Банке России. В целом, по прогнозам регулятора, из средств суверенных фондов в 2017 году может быть потрачено 1,8 триллиона рублей, еще 1,2 триллиона рублей в 2018 году и около 0,1- 0,2 триллиона рублей – в 2019-м.
Резервный фонд России с 1 января объединен с Фондом национального благосостояния
Как самостоятельная единица Резервный фонд России перестал существовать
Резервный фонд России с 1 января 2018 года присоединен к Фонду национального благосостояния (ФНБ), все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета, по новым нормам Бюджетного кодекса, теперь будут направляться в ФНБ, отмечает РИА Новости.
Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда, в который власти направляли дополнительные нефтегазовые доходы от роста цен на углеводороды. Резервный фонд в этой схеме был источником финансирования дефицита бюджета в случае резкого падения доходов казны. ФНБ создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, а другая часть его средств была инвестирована в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты.
Власти планировали полностью использовать средства Резервного фонда в прошлом году. При этом объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу главы Минфина России Антона Силуанова, должен составить 3,7 триллиона рублей, а его ликвидная часть, то есть свободные остатки, не вложенные в активы — 2,3 триллиона рублей.
В 2018 году ФНБ пополнится валютой, которую Минфин купил на рынке в рамках своих валютных операций за 2017 год, на общую сумму 829,2 миллиарда рублей. Власти рассчитывают, что 2018-й станет последним годом, когда дефицит бюджета будет финансироваться из ФНБ: за этот год из него на эти цели, а также на софинансирование добровольных пенсионных накоплений будет направлено 1,114 триллиона рублей.
В последующие годы ожидаются траты из ФНБ только на пенсионные накопления — 4,5 миллиарда рублей в 2019 году и 3,8 миллиарда рублей в 2020 году. При этом Минфин и дальше будет пополнять его, направляя в ФНБ купленную по бюджетному правилу валюту.
ЦБ: Резервный фонд и ФНБ могут быть истрачены к началу 2019 года
МОСКВА, 23 дек — РИА Новости. Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда могут быть истрачены практически полностью к началу 2019 года, говорится в обзоре финансовой стабильности, подготовленном ЦБ РФ.
При возникновении в 2017 году дефицита бюджета, у правительства РФ остается три основных источника финансирования дефицита бюджета: остатки Резервного фонда в 2017 году, средства ФНБ и доходы от размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке.
“К концу 2016 года объем средств ФНБ может составить 4,66 триллиона рублей, а сумма средств Резервного фонда и ФНБ – 5,717 триллиона рублей. Если предположить, что в 2017–2018 годах объем средств, выделяемых из фондов на сбалансированность федерального бюджета, будет таким же, как в 2016 году, то совокупные средства Резервного фонда и ФНБ будут истрачены практически полностью к началу 2019 года”, — говорится в обзоре ЦБ.
С началом 2018 года закончил существование Резервный фонд РФ, в котором аккумулировалась значительная часть нефтегазовых доходов. Означает ли это истощение резервов страны, каковы причины и последствия опустошения и ликвидации мультимиллиардной «кубышки»? Сколько денег поступило в фонд за десять лет и куда они делись?
Его история началась в феврале 2008 года, когда действующий с 2004 года Стабилизационный фонд РФ был разделен на два новых: Резервный фонд и ФНБ, или Фонд национального благосостояния.
Средства Резервного фонда представляли собой ту часть поступлений в казну от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и конденсата, которая превышает цифру утвержденного нефтегазового трансферта на новый финансовый год (сейчас определяется как 3,7% прогнозируемого властями объема ВВП РФ). При превышении нормативной величины Резервного фонда остальные доходы зачислялись в другой национальный фонд — ФНБ. Нормативная (максимальная) величина первоначально определялась как 10% объема ВВП РФ, прогнозируемого на очередной финансовый год. Еще одним источником средств помимо нефтегазовых поступлений являлись доходы от управления резервами фонда.
Планка отчисления средств повышалась по мере роста цены нефти: с 2004 до 2006 в еще единый Стабфонд перечислялись доходы при цене барреля выше 20 долларов, с 2006 года — свыше 27 долларов за баррель. По замыслу властей существование Резервного фонда способствовало выполнению расходных обязательств государства и стабилизации экономики (покрытие дефицита бюджета), снижая ее зависимость от колебаний нефтегазовых поступлений. ФНБ же планировался в первую очередь для сбалансирования Пенсионного фонда РФ.
Согласно принятым 30.09.2010 г. поправкам в Бюджетный кодекс (закон № 245-ФЗ) с 1 января 2010 до 1 января 2015 года максимальная величина Резервного фонда не устанавливалась, а нефтегазовые доходы направлялись в федеральный бюджет на обеспечение расходов. Пополнение фонда после 3-х летнего перерыва случилось лишь в 2012 году. Также с 1 января 2010 Резервный фонд РФ перестал пополняться доходами от управления его средствами — до февраля 2016 и эти доходы направлялись в федеральную казну.
Управление средствами Резервного фонда РФ возлагалось на Минфин, но часть этих полномочий позволялось делегировать Центробанку. Согласно правительственному постановлению от 29.12.2007 г. № 955 управление средствами надлежало осуществлять в целях:
извлечения в долгосрочной перспективе стабильного дохода от размещения резервов.
В краткосрочной перспективе допускалось получение в процессе управления средствами отрицательных финансовых результатов. Установленный правительством порядок обязывал размещать средства:
в номинированных в инвалюте активах с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже «Аа3» по классификации Moody’s;
в номинированных в инвалюте активах с рейтингом не ниже «АА-» по Fitch-Ratings и Standard & Poor’s.
Средства Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России, которой распоряжался Минфин, а не Центробанк. Приказом министерства была утверждена валютная структура запасов:
евро — 45%;
доллар США — 45%;
фунт стерлингов — 10%.
Инвалюта зачислялась на счета в Банке России, который уплачивал проценты, эквивалентные доходности упомянутых активов. Из-за высокой консервативности вложений (возможно, вызванной сильным кризисом 2008 года, который случился всего через несколько месяцев после начала самостоятельного существования Резервного фонда) доходность от инвестиций оказалась примерно на уровне валютной инфляции. Сбалансированный портфель из акций и облигаций позволил бы получить в разы больший доход.
1 февраля 2018 Резервный фонд РФ перестал существовать, слившись с упомянутым ФНБ (закон от 29.07.2017 г. № 262-ФЗ). Таким образом, Резервный фонд просуществовал ровно 10 лет с точностью до дня.
1 декабря 2017 доходы от нахождения средств фонда в ЦБ РФ за истекший год в сумме 652 миллиона рублей были перечислены в казну, остатки инвалюты со счетов в Центробанке — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — обменены на 1,042 триллиона рублей и использованы на покрытие дефицита бюджета. Посмотрим на график:
На нем видна заметная корреляция объема резервного фонда с курсом нефти. Когда в период мирового кризиса 2008-09 годов нефть резко пошла вниз, это с небольшим опозданием отразилось и на Резервном фонде. Однако если с начала 2009 года нефть начала восстанавливать прежние позиции, то фонд продолжал активно уменьшаться и к 2011 году сократился более чем в 6 раз до 20 млрд. долларов. И если бы не высокая цена на нефть в то время, то его история могла бы быть заметно короче. Но благодаря ценам на уровне 115 долларов за баррель фонд еще смог вырасти в 4 раза, перешагнув за 80 млрд. Вторая волна падения нефти с 2014 года, наложенная на санкции, оказалось уже критической.
Довольно интересно, что хотя цена барреля нефти в долларах выглядит довольно хаотично, в рублях ситуация иная: с начала 1998 по начало 2018 года стоимость барреля подорожала со 100 до 3800 рублей, т.е. в 38 раз. При этом рубль обесценился к доллару менее чем в 10 раз: с 6 до 56 рублей. В результате динамика Резервного фонда в рублях выглядит несколько иначе:
Два пика соответствуют времени девальвации рубля — и так как девальвация конца 2014 года оказалась сильнее девальвации 2009, то и рублевая капитализация фонда оказалась максимальной в начале 2015 (тогда как в долларах средств было заметно больше в 2009). Т.е. начальная фаза кризиса даже приводила к росту рублевых активов, однако затем следовал сильный спад. К 1 декабря 2016 года в фонде было чуть более 2 трлн. рублей или примерно 35 млрд. долларов — но уже к началу 2017 года эта сумма уменьшилась вдвое до 1 трлн. рублей (17 млрд. $). Который и был потрачен в конце 2017 года, сведя баланс фонда к нулю.
Эксперты, оппонирующие действующей российской власти, винят ее в нерациональном расходовании резервов и утверждают, что ликвидация Резервного фонда не сулит россиянам ничего хорошего.
Так, Алексей Навальный заявил, что Россия за нефтяные годы заработала на экспорте нефти около $2 трлн, а в двух суверенных фондах к 2014 году скопилось в общей сложности $177 млрд. Куда они делись? Всего в течение четырех лет растрачены на финансирование убыточных коррупционных проектов, силовые структуры, дотации Крыму и пропаганду. Если верить оппозиционеру, при эффективном расходовании в Резервном фонде РФ только за 2017 год оставался бы еще триллион рублей.
Другие аналитики резонно констатируют, что поводов для переживаний нет, поскольку упраздненный фонд был отнюдь не единственной «кубышкой». При этом отмечается, что пока в нем средства исчерпывались, общий объем золотовалютных резервов РФ наоборот увеличивался (за 2017 год — на 14,6%, или $55 млрд; за 2016 — на 2,5%, или $9 млрд). В них снизилась доля западных ценных бумаг и выросла — золота.
Итого, фактически Резервный фонд сегодня существует под названием Фонд национального благосостояния России. Объем которого на 1 января 2018, по официальным данным Минфина, составил $65,15 млрд, или 3,75 триллиона рублей.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно расчетам властей 2018 год должен стать последним, когда дефицит бюджета будет покрываться из ФНБ. В дальнейшем его обещают превратить в настоящий фонд благосостояния, который будет пополняться валютой, купленной Минфином по бюджетному правилу, и тратиться только на софинансирование пенсионных накоплений российских граждан. Удастся ли?
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.