Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры, и они приступаю к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.

Главная функция посредника – оказание помощи сторонам спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основании конструктивного диалога. Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства и методов ведения договорного процесса.

Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, оперативно и чутко реагировать на смену настроения участников переговоров.

Как заметил проф. И. Я. Киселев, успех посредничества в огромной мере зависит от личности посредника. Он должен завоевать авторитет у сторон, их полное доверие, создать у них твердое убеждение в том, что он порядочен, независим, беспристрастен.

В роли посредника может выступать любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации органа Федеральной службы по труду и занятости.

В соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. № 58, орган Федеральной службы по труду и занятости в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно должен составлять списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.

О назначении конкретного лица посредником стороны уведомляются в письменной форме.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

Общая продолжительность участия посредника в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Как правило, посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами спора.

За рубежом посредник каждый раз применяет особый подход, стратегию и тактику. Техника примирительно-посреднической процедуры на Западе отражает достижения прикладной социологии, психологии труда, конфликтологии; учитывает данные и методику других наук: экономики, этики, физиологии, антропологии; используется приемы, доказавшие эффективность при осуществлении торгового и международного сотрудничества.

В ходе переговоров посредник не вправе оказывать давление на стороны спора при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора.

Посредник имеет следующие права:

  • – запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;
  • – в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  • – предлагать возможные варианты разрешения спора;
  • – подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участие посредника осуществляется на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами спора согласованного письменного решения или составлением протокола разногласий.

Согласованное решение представителей сторон спора и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон спора и посредника и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, который подписывается представителями сторон и посредником.

Рассмотрение спора с участием посредника.
Чем эффективна данная процедура?
Соглашение сторон о кандидатуре посредника.
Кто может быть посредником?
Каковы его функции?
Какими правами он наделен?
Механизм рассмотрения спора с участием посредником.
Форма принимаемых решений .

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Основная цель привлечения посредника – разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, неурегулированных примирительной комиссией. После составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня приступают к переговорам по урегулированию конфликта с участием посредника.

Читайте так же:  Как подать на развод осужденному

Данная процедура не является обязательной, и проводится только в том случае, если:

1)стороны не достигли соглашения при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией;

2)стороны приняли решение о приглашении посредника;

3) стороны заключили соглашение об его кандидатуре.

Чем эффективна данная процедура?

Эффективность данной процедуры заключается в том, что посредник оказывает помощь сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон. Его участие в рассмотрении коллективного трудового спора предоставляет сторонам дополнительные возможности для его урегулирования

Посредник предлагает сторонам спора альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Выбор посредника.

Стороны коллективного трудового спора в течение двух рабочих дней могут пригласить посредника.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров,

За рекомендацией кандидатуры посредника стороны могут обратиться государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение “Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров”, созданного социальными партнерами г. Москвы 11 сентября 2001 г. (постановление № 840-ПП Правительства Москвы). Учреждение может предложить социальным партнерам выбрать посредника из списка трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В регионах при трехсторонней комиссии может быть создан постоянно действующий трудовой арбитраж, который может оказать содействие в подборе трудового арбитра и выработке регламента процедуры урегулирования спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рас­смотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Если в течение двух рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Функции и права посредника.

Посредник в своей деятельности по урегулированию кол­лективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, Регламентом принятым сторонами коллективного трудового спора.

Главная функция посредника – оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения.

Посредник имеет право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осу­ществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 3-х рабочих дней со дня его утверждения сторонами.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» разработал и утвердил типовой Регламент примирительных процедур – трудовым арбитражем и с участием посредника, который стороны могут использовать при рассмотрении коллективного трудового спора.

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника 4f52269a989b2d4aaf97d6c19edcabea

Форма принимаемых решений

Согласованное решение сторон оформляется протоколом сов­местного заседания сторон и посредником.

Если соглашение не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам составляется протокол разногласий, который подписывается сторонами и посредником, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные посреднику кон­фиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой.

Схема рассмотрения спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Регламент сторон о порядке рассмотрения спора с участием посредника.

Нормативно- правовые акты. Ст.403 ТК РФ

Посредник в трудовых спорах и порядок примирения с его участием

Конфликты и разногласия между начальством и наемными работниками могут возникнуть в любой организации. Самые «болевые» точки — это вопросы размера и выплаты заработной платы (в т.ч. невыплаты, задержки и компенсации за такую задержку), режима и условий труда.

Порой коллективный спор набирает такие обороты, что все попытки решить его самостоятельно не приносят результатов. Тогда закон предлагает пригласить на помощь специального посредника. Кто это такой и чем он может помочь в разрешении сложного конфликта? Если интересно, прочитайте об этом в нашей статье.

Когда и зачем нужен посредник в трудовом споре? Все ответы можно найти в Трудовом кодексе. В дополнение к его статье 403 Минтрудом РФ были выпущены Рекомендации о том, как организовать сам процесс примирения с помощью посредника.

Читайте так же:  Кому положены льготы при поступлении в детские сады

Приглашение такого посредника предусматривается в случае, если:

  • вспыхнул трудовой спор между работодателем и целой группой работников (коллективный спор);
  • работники письменно изложили свои требования к руководству, причем не меньше половины всех работающих поддержали эти требования;
  • работа специально созданной для примирения враждующих сторон комиссии оказалась безрезультатной.

При таком положении дел стороны конфликта могут пригласить постороннего человека для целей его урегулирования. По закону этот шаг исключительно добровольный. Если кто-то из участников спора с этим не согласен, придется рассматривать его сразу в трудовом арбитраже.

Специфика трудовых споров такова, что о назначении посредника стороны тоже должны договориться. Если это удалось, значит, у участников действительно есть намерение разрешить конфликт, а не нагнетать ситуацию и дальше.

Посредник в примирительных процедурах

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника Posrednikv-primiritelnyh-protsedurah

Кандидатура посредника играет ключевую роль в процедуре примирения. Успех этой затеи определяется и личными качествами приглашенного лица, и его профессиональными знаниями, и даже немного навыками психолога. Вообще жестких требований ни ТК РФ, ни Рекомендации Минтруда к потенциальным посредникам не предъявляют. Ни в одном из этих документов не сказано, что, к примеру, он должен быть обязательно юристом или иметь высшее образование. Из совокупного анализа этих нормативных документов можно выделить просто критерии, которыми следует руководствоваться при выборе такого человека.

Итак, в качестве посредника в коллективном трудовом споре стоит пригласить человека, который:

  • как минимум уже достиг совершеннолетия;
  • имеет соответствующее образование (юрист, психолог, специалист по кадрам или специалист в сфере деятельности предприятия);
  • обладает практическим опытом в сфере урегулирования похожих конфликтов, так как он не просто слушает стороны, а еще и предлагает свои варианты решения спора;
  • не зависим ни от одной из сторон (не связан рабочими или личными отношениями).
Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Едва ли не самое важное личное качество посредника – его порядочность. Он ни при каких условиях не должен разглашать коммерческую тайну предприятия, передавать конфиденциальные сведения от одного участника к другому без их согласия, тем более принимать подарки или деньги от сторон.

Участники спора могут подобрать такого специалиста самостоятельно или обратиться для этого в службу занятости, которая ведет списки людей, рекомендуемых в качестве посредников.

Если по кандидатуре посредника стороны не смогли прийти к компромиссу, процедура, естественно, не состоится.

Как выбирают посредника

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника Kak-vybirayut-posrednika

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника

Как именно организовать рассмотрение коллективного спора с посредником, стороны решают сами. Но некоторые общие для всех правила все же есть.

Весь процесс решения коллективного трудового конфликта с участием посредника должен сопровождаться оформлением следующих документов:

  1. Соглашение на рассмотрение возникшего спора с помощью посредника – двусторонний документ, фиксирующий согласие обеих сторон пригласить посредника.
  2. Протокол о согласовании конкретной кандидатуры посредника (оформляется как результат заседания представителей участников конфликта).
  3. Соглашение о порядке рассмотрения спора с посредником (стороны по закону сами решают, как именно будет проходить процесс, сколько заседаний, совместные или по отдельности, регламент выступлений, другие организационные моменты). Письменная форма законом в качестве обязательной не предусмотрена, но способна существенно упростить совместную работу посредника и сторон спора.
  4. Протокол о продлении срока примирения с участием посредника (если в законные сроки не уложились).
  5. Итоговый документ (подписывается и сторонами и самим посредником:
    • протокол об урегулировании спора с фиксацией в нем конкретных условий, о которых стороны договорились;
    • протокол разногласий (если помощь посредника оказалась неэффективной).

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника Reshenie-posrednika

Важная особенность всех примирительных процедур для коллективного трудового спора – это установление довольно сжатых сроков на принятие решений. Иначе любой конфликт может растянуться на длительное время. Для примирения с помощью посредника законные сроки таковы:

  • на принятие решения позвать посредника – 1 рабочий день;
  • на выбор кандидатуры и ее согласование сторонами – 2 дня;
  • на саму процедуру примирения у посредника с участниками есть от 3 до 5 рабочих дней в зависимости от уровня конфликта (в пределах одного предприятия, целой отрасли или даже региона). Можно совместно решить этот срок увеличить. Так, Минтруд в своих Рекомендациях предлагает сторонам успеть договориться за неделю и даже больше. У такого подхода есть своя логика – лучше подольше, но прийти к согласию, чем в спешке начинать следующую процедуру.

Если у сторон есть желание решить спор и продолжить работать, договорить за это время можно. Главное, не растрачивать его на взаимные обвинения и пустые речи.

Повторимся, что обязательных предписаний на этот счет нет. Посредник должен и выяснить точные требования и цели сторон коллективного спора, и разобраться в фактических обстоятельствах проблемы.

Для этой цели он вправе:

  • изучить все возможные бумаги, включая и письменные требования работников, и протоколы заседаний комиссии по примирению и все имеющие отношение к спору документы. В интересах обеих сторон оперативно их предоставить для изучения.
  • организовывать заседания и совещания для обсуждения требований и вариантов решения проблемы, причем не обязательно сразу с участием обеих сторон. Допускается собирать работников и работодателей по отдельности. Если спор достиг определенного накала страстей, на начальном этапе это наиболее оптимальный вариант.

Возможны и другие форматы совместной работы, главное, это их результативность. В итоге должны быть выработаны договоренности по всем разногласиям и оформлены в виде протокола.

Вы можете скачать:

Протокол разногласий сторон спора и посредника (образец)

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника 2018-09-21_result-150x150

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника 2018-09-21-1_result-150x150

Протокол заседания представителей сторон о рассмотрении спора с участием посредника

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника 2018-09-21-2_result-150x150

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника 2018-09-21-3_result-150x150

Хотя решать коллективный спор с посредником стороны не обязаны, но раз такое решение было принято, все достигнутые договоренности обязательны для исполнения участниками. Иначе какой смысл тогда во всей этой процедуре.

Читайте так же:  Приватизация квартир до какого числа

Для тех же, у кого семь пятниц на неделе (сначала согласился, потом передумал выполнять), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 4 тыс. руб.

Рекомендации Минтруда на тему участия посредника в таких спорах имеют прямую практическую пользу. В Приложениях к ним приведены примерные формы всех протоколов, что существенно облегчает оформление документов в процессе примирения сторон.

Разрешить спор между работниками и их начальством своими силами сложно. Слишком велико влияние собственных амбиций, накопившегося раздражения и других личных обид. Поэтому независимый посредник – идеальный вариант для объективного рассмотрения и поиска действительно взаимовыгодного решения.

Закон к проведению этой процедуры очень лоялен: жесткой процедуры и строгих рамок не установлено. Основная цель здесь выработать приемлемый компромисс, а пути его поиска уже не столь существенны. Что касается самого посредника, его выбирать стоит очень внимательно и взвешенно, ведь успех примирения зависит во многом от его качеств.

Роль трудового посредника в трудовом споре — тема видео ниже:

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

На основании ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника для урегулирования имеющихся между ними разногласий. Приглашение посредника является правом, а не обязанностью сторон коллективного трудового спора. Хотя в установленных законодательством случаях приглашение посредника является основанием для освобождения сторон коллективного трудового спора от обязанности по созданию трудового арбитража.

При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 58. Посредник определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора. В случае необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Как уже отмечено, кандидатура посредника должна быть определена соглашением сторон коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней после окончания рассмотрения возникших разногласий примирительной комиссией.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в урегулировании коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого дана в качестве приложения N 1 к указанным Рекомендациям. Данный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора. Если стороны коллективного трудового спора не пришли к согласию по кандидатуре посредника, то в этом протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Законодательство не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор. В качестве посредника может быть привлечен работник другой организации, что предполагает заключение соответствующего соглашения с ним и руководителем организации, в которой он работает. Общая продолжительность участия посредника в урегулировании коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году. Данное положение не распространяется на работников, для которых участие в урегулировании коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянной работы.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к урегулированию коллективного трудового спора в качестве посредника, может быть осуществлена по соглашению его сторон. При этом за посредником может быть сохранена средняя заработная плата по месту работы на срок до трех месяцев в течение года, а также компенсированы расходы по проезду, проживанию, суточные расходы.

Посредник имеет право: 1) запрашивать и получать от сторон коллективного трудового спора документы и сведения, касающиеся возникших при его ведении разногласий; 2) проводить в случае необходимости совместные и раздельные заседания представителей сторон коллективного трудового спора; 3) предлагать возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора; 4) подписывать решения, принятые сторонами коллективного трудового спора при его участии.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением его сторон с участием приглашенного ими посредника. Посредник призван оказать помощь сторонам коллективного трудового спора в поиске взаимоприемлемого решения по урегулированию возникших разногласий на основе конструктивного диалога. В п. 6 названных Рекомендаций говорится о том, что посредником может быть любой независимый специалист. Данная формулировка не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор, поскольку способность посредника выступить в качестве независимого специалиста при урегулировании возникших разногласий определяется сторонами данного спора.

В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника должно быть проведено в течение семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). В случае необходимости по соглашению сторон коллективного трудового спора и получения согласия посредника этот срок может быть продлен, что также следует оформлять протоколом, подписываемым полномочными представителями работников и работодателя, а также посредником. Данное соглашение может быть отменено по волеизъявлению его сторон.

Согласованное решение сторон коллективного трудового спора, принятое с участием посредника, оформляется протоколом совместного заседания полномочных представителей его сторон и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 2 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Названный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем должны быть зафиксированы конкретные меры по урегулированию возникших разногласий, а также указано на прекращение коллективного трудового спора в связи с их урегулированием.

Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца ребенку

В том случае, если разногласия, составляющие предмет коллективного трудового спора, полностью не разрешены, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 3 к названным Рекомендациям. Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем следует отражать намерения сторон коллективного трудового спора, в частности по созданию трудового арбитража.

Решение, принятое сторонами коллективного трудового спора при участии посредника, также обязательно для исполнения, имеющиеся в нем обязательственные условия представителей работников и работодателя подлежат исполнению в установленные ими сроки. При неисполнении имущественных прав работников, предусмотренных таким решением, они могут быть реализованы в приказном производстве как основанные на сделке, совершенной в простой письменной форме.

Если после участия посредника в урегулировании коллективного трудового спора остаются разногласия, то его стороны могут продолжить примирительные процедуры путем создания трудового арбитража. В установленных законодательством случаях создание трудового арбитража является обязательной примирительной процедурой при разрешении коллективных трудовых споров.

Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

§ 1. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника – это второй этап мирных процедур разрешения спора самими спорящими сторонами (их представителями), но с помощью третьего лица.

Посредник – нейтральное лицо по отношению к спорящим сторонам. Он призван постепенным снятием их разногласий оказать помощь сторонам достигнуть соглашения по разрешению трудового спора. Посредник привлекается к рассмотрению коллективного трудового спора по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии. На это сторонам дается три дня после составления протокола разногласий в примирительной комиссии.

Особенность этой примирительной процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо, которое предлагает участникам спора варианты разрешения возникшего спора. Эти варианты обсуждаются сторонами спора на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

§ 2. Главная функция посредника – оказание помощи в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. Посредник не должен оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора.

Для эффективного выполнения посредником своих функций необходимо, чтобы стороны признавали его компетентность, объективность, беспристрастность и независимость. При этом посредник должен знать действующее законодательство, нормативные правовые акты, относящиеся к регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе норм права, относящихся к урегулированию коллективных трудовых споров.

Существенную помощь сторонам спора на этом этапе оказывают Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 8. С. 37 – 45).

§ 3. Кандидатуру посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при взаимном согласии по его кандидатуре) или же обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Следовательно, посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в качестве посредника и сотрудникам государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Нецелесообразно в качестве посредника привлекать работника организации, в которой возник спор, подлежащий рассмотрению.

§ 4. Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где оно работает, или органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров следует оформить протоколом.

Лица, привлеченные в качестве посредников, освобождаются от основной работы с сохранением им среднего заработка на период рассмотрения коллективного трудового спора.

Общая продолжительность участия лица в рассмотрении коллективного трудового спора в составе примирительной комиссии, посредника и трудового арбитража не должна превышать трех месяцев в течение года.

Читайте так же:  Что такое фсд к пенсии

§ 5. Стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника. На весь этап посредничества сторонам отводится максимум 10 рабочих дней – три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с участием посредника. Возможность продления срока работы посредника ст. 403 ТК не предусматривает. На практике по решению представителей сторон установленный срок иногда продлевается, если есть перспектива достижения соглашения. Такое продление срока возможно в силу ч. 7 ст. 401 ТК, в соответствии с которой в случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

§ 6. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника может окончиться одним из двух вариантов: либо принятием сторонами спора согласованного решения, обязательного для исполнения, либо составлением протокола разногласий. Если составлен протокол разногласий, стороны переходят к следующей стадии разрешения коллективного трудового спора – передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Участие посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной процедурой, хотя пренебрегать такой возможностью продолжить примирительные процедуры не стоит, а само посредничество при надлежащей его организации и взаимопонимании сторон спора может быть вполне эффективной примирительной процедурой.

1. Переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника стороны должны провести не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника они заключают соответствующее соглашение и в срок не более двух рабочих дней согласовывают его кандидатуру.

Посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при наличии взаимного согласия по его кандидатуре) или же обратиться в Федеральную службу по труду и занятости с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам этой Службы.

2. Как и при рассмотрении коллективного трудового спора в примирительной комиссии, стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.

3. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Сведения, которые становятся известными посреднику в процессе рассмотрения конкретного спора, должны носить для него конфиденциальный характер. Они не подлежат разглашению.

4. Поскольку участие в рассмотрении трудового спора не является для посредника его основной работой, то в отношении его может быть предусмотрено предоставление различного рода компенсаций.

Например, на период участия в разрешении коллективного трудового спора посредник может освобождаться от основной работы с сохранением среднего заработка с согласия его работодателя и за счет приглашающих его участников коллективного трудового спора; он может получать специально оговоренное вознаграждение (от указанных выше сторон коллективного трудового спора).

Размер и условия предоставления компенсаций должны оговариваться соглашением сторон коллективного трудового спора.

5. В целях оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 58 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат ТК.

6. Совершенно очевидна вспомогательная роль посредника, который, используя свои знания и полученную от сторон информацию, пытается предложить сторонам взаимоприемлемое решение по существу коллективного трудового спора. В результате (как и в примирительной комиссии) стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора – передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Таким образом, фигура посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной, хотя пренебрегать такой возможностью продолжить примирительные процедуры не стоит, а само посредничество может быть вполне эффективной примирительной процедурой.

7. На данной стадии коллективного трудового спора возможны несколько вариантов развития ситуации:

а) стороны не достигли согласия относительно кандидатуры посредника (стороны приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже);

б) одна из сторон отказалась от применения данной примирительной процедуры (стороны приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже);

в) сторонам удалось урегулировать спор с помощью посредника;

г) посреднику не удалось примирить стороны, они не нашли даже с его помощью взаимоприемлемого решения (сторонам приходится приступать к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже).

Получите консультации и комментарии юристов по статье 403 ТК РФ бесплатно.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Изображение - Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника 327734357332
Автор статьи: Антон Петренко

Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here