Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "преобразование муниципальных образований возможно посредством". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразованием муниципальных образований является:
- объединение муниципальных образований;
- разделение муниципальных образований;
- изменение статуса юродского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти.
Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления. органов государственной власти.
Рассмотрим каждую из форм преобразования муниципальных образований.
Объединение муниципальных образований.
Объединение муниципальных образований может иметь различные причины, обусловленные местными или государственными интересами, решением экономических проблем и даже возвращением к исторической организации территории.
При объединении двух и более муниципальных образований появляется новое муниципальное образование, включающее в себя территории объединившихся муниципалитетов, их население, собственность и финансы, обязательства и т.д.
Важно, что при создании нового муниципального образования посредством объединения нескольких муниципальных образований необходимо заново сформировать все органы местного самоуправления. В этом основное отличие объединения муниципальных образований от его разновидности — присоединения.
Присоединение одного или нескольких муниципальных образований к какому-либо первичному муниципальному образованию, как и при объединении, ведет к созданию более крупного муниципального образования. Однако новое муниципальное образование не создается. Точнее, присоединяющее муниципальное образование получает новые территории, увеличивает численность населения.
приращивает собственность и финансы, однако нет необходимости заново формировать органы местного самоуправления.
Разделение муниципальных образований.
Разделение муниципальных образований, как и их объединение, в основном возможно в целях реализации местных либо государственных интересов.
Разделение подразумевает появление из первичного муниципального образования двух или более меньших по территории, населению, финансово-экономическому потенциалу муниципальных образований. При этом органы местного самоуправления первичного муниципального образования расформировываются, а в новых муниципальных образованиях создаются заново.
Разновидностью разделения является выделение одного или нескольких муниципальных образований. Выделение как форма преобразования представляет собой фактический выход из первичного муниципального образования его части (частей), с сохранением самостоятельности первичного муниципального образования и обретением самостоятельности новыми муниципальными образованиями. В новых муниципальных образованиях в обязательном порядке должны быть созданы органы местного самоуправления, приняты устав и бюджет.
Разделение муниципальных образований, как и выделение, должно осуществляться в соответствии со следующим принципом: новая территория должна наследовать от первичного муниципального образования имущество и финансы, а также права, в количестве, необходимом для самостоятельного решения вопросов местного значения.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Это новая для отечественного законодательства форма преобразования муниципальных образований.
В соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.
Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
Кроме перечисленных в Федеральном законе трех форм преобразования и указанных нами двух форм преобразования муниципальных образований существуют еще две не менее значимые формы, не закрепленные на законодательном уровне, но фактически имеющие место при реализации местного самоуправления, — образование и упразднение.
Образование муниципального образования как форма преобразования имеет место при:
- создании нового муниципального образования на территории, до этого муниципалитетом не являвшейся;
- создании нового муниципального образования при объединении или присоединении муниципальных образований;
- создание нового муниципального образования при разделении или выделении муниципальных образований.
Упразднение муниципального образования как форма преобразования знаменует собой «юридическую смерть» муниципального образовании и может иметь место при:
- объединении, присоединении, разделении и выделении муниципальных образований;
- изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа;
- утрате муниципальным образованием самостоятельности в связи с отсутствием населения, собственности или финансов.
Таким образом, можно выделить следующие формы преобразования муниципальных образований:
- образование;
- объединение;
- присоединение;
- разделение;
- выделение;
- упразднение;
- изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Можно сказать, что первые 6 форм — виды территориального преобразования, так как непременно будет меняться граница муниципального образования, а последняя 7-я форма есть статусное преобразование, не влекущее изменение границы муниципального образования.
Важнейшим условием осуществления преобразования муниципальных образований является учет мнения населения. Только при положительном волеизъявлении в пользу той или иной формы преобразования возможно его осуществление.
Выяснение мнения населения проводится путем местного референдума или схода граждан.
Однако новый Закон допускает случай, когда мнение населения не выясняется. В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 2003 г. объединение двух и более муниципальных районов либо разделение муниципального района, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами муниципального (-ых) района (-ов).
Также на практике выяснение мнения населения не требуется при упразднении муниципального образования в связи с утратой им населения.
Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что выводы о соблюдении или несоблюдении требований ч. 2 ст. 131 Конституции РФ при определении территории муниципального образования в каждом конкретном случае могут быть сделаны только на основании исследования всего комплекса фактических обстоятельств, от установления которых Конституционный Суд РФ обязан воздерживаться во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов, применяющих закон (Определения от 13 июля 2000 г. № 195-0, от 17 июля 2006 г. № 137-0, от 3 апреля 2007 г. № 171-О-П, от 15 мая 2007 г. № 406-О-П и от 15 ноября 2007 г. № 830-О-О) [1] .
Преобразование (объединение, разделение, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа или лишением его этого статуса) муниципальных образований осуществляется законом субъекта РФ но инициативе:
- а) населения. Инициатива населения реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума — сбора подписей, количество которых устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 5% числа участников референдума;
- б) органов местного самоуправления. Инициатива оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти;
- в) органов государственной власти субъекта РФ. Инициатива оформляется решением соответствующих органов государственной власти;
- г) федеральных органов государственной власти. Инициатива оформляется решением соответствующих органов государственной власти.
Закон субъекта РФ о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта РФ, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.
Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан.
Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
Учет мнения населения при территориальных изменениях муниципальных образований — один из основных институтов муниципальной демократии. На практике, однако, в процессе его реализации, в особенности при создании городских округов, проявились серьезные коллизии и нарушения. Проблема согласования нормативных принципов территориальной организации местного самоуправления с интересами членов местных сообществ, сложившихся в определенных границах муниципальных образований, стала одной из основных и наиболее острых [2] .
Конституционный Суд РФ в своих решениях (Постановления от 24 января 1997 г. № 1-П, от 16 октября 1997 г. № 14-11, от 3 ноября 1997 г. № 15-П, от 30 ноября 2000 г. № 15-П, Определения от 13 июля 2000 г. № 195-0, от 10 июля 2003 г. № 289-0 и др.) сформулировал следующие правовые позиции относительно территориальной основы местного самоуправления.
Необходимо также учитывать, что согласно Федеральному закону от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ преобразование обычных городских округов в городские округа с внутригородским делением будет осуществляться законами соответствующих субъектов РФ только в тех случаях, когда по усмотрению соответствующих субъектов РФ для этого возникнет объективная необходимость.
В связи с предусмотренными изменениями в системе организации местного самоуправления законом предлагается установить порядок и расширить перечень случаев преобразования муниципальных образований: изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения и изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения.
Следует отметить, что изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения и изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения имеет существенное значение для населения соответствующих муниципальных образований, поскольку от данного статуса зависит не только установление того ли иного перечня вопросов местного значения поселения, решение которых обеспечивает жизнедеятельность населения данного муниципального образования, особенностей формирования (избрания) органов местного самоуправления поселений, но и действие ряда льгот и преференций, установленных законодательством РФ для отдельных категорий граждан. В связи с этим, согласно Федеральному закону, такое изменение статуса поселения отнесено к одному из видов преобразования муниципальных образований, которое должно осуществляться с согласия населения соответствующего муниципального образования, выраженного путем голосования, и по установленной федеральным законом для преобразований муниципалитетов процедуре.
- [1] См.: Защита прав местного самоуправления органами конституционного правосудияРоссии. Т. 1 / под ред. Т. Г. Морщаковой. М. : ООО «Городец-издат», 2003.
- [2] См.: Бондарь II. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008.
Преобразование – это объединение муниципальных образований, это разделение муниципальных образований, или изменение статуса городского поселения либо в связи с наделением его статусом городского округа, либо в связи с лишением его статуса городского округа.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Процедура выдвижения инициативы аналогична процедуре выдвижения инициативы по изменения границ.
Объединяться могут поселения, муниципальные районы и объединение поселения с городским округом.
Особенности определяются видом муниципального образования:
Для объединения поселения требуется согласие жителей каждого из объединяющихся поселений. Согласие выражено путём голосований.
Объединение муниципальных районов – с учётом мнения населения, выраженного представительными органами этих районов.
Поселение объединяется с городским округом. Для этого требуется согласие жителей поселения и согласие жителей городского округа, но вот здесь уже согласие, выраженное представительными органами этих поселения и округа, а также требуется учёт мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом этого района, при этом поселение утрачивает свой статус муниципального образования. Ограничение: если численность населения увеличится более чем на 25% тогда новая власть выбирается.
Разделение поселения на два и более осуществляется с согласия жителей каждого из вновь образуемых поселений. Чаще всего говорят о разделении сельского поселения.
Для разделения муниципального района необходим учёт мнения населения, выраженного его представительным органом.
В этой процедуре объединения и разделения важен статус муниципального образования: если поселение – то всегда мнение населения, если район – учёт мнения.
Изменение статуса городского поселения.
Что нужно для этого: получить согласие жителей этого городского поселения, а также согласие жителей муниципального района, из состава которого данное поселение выделяется (исключается из него).
Кроме этого, важна возможность (способность) и городского поселения решать вопросы, отнесённых к ведению городских округов (статья 16 ФЗ-131), а также способность оставшейся части муниципального района самостоятельно решать вопросы местного значения, отнесённые статьёй 15 ФЗ-131.
Если производственная инфраструктура на территории распределена достаточно равномерно, если там достаточно имеется коммерческих организаций…
Аналогично решается вопрос, если вдруг городской округ решит отказаться от этого статуса, получить статус городского поселения и войти в состав муниципального района. Нужно получить согласие жителей городского округа и согласие жителей муниципального района, в состав которого он будет включаться.
Когда на практике может возникнуть такая ситуация: ситуация экономического кризиса – все предприятия разорились, закрылись… Те вопросы, что раньше городской округ мог решать, теперь уже не может. Включается для того, чтобы округ помогал городу.
Согласие населения получается путём прямого голосования жителей, и тогда будет принято решение.
Говоря о решении, по всем вопросам преобразования, объединения и т.д. решения принимаются законодательным органом государственной власти субъекта РФ. Как и выше, в общем-то…
- 25. Местный референдум: понятие, процедура проведения— это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного мун образования, проводимое по наиболее важным вопросам мест значения. Представляет собой голосование за или против какого-то проекта нпа или предлагаемого решения. Проводится на всей терр-рии мун образования. Вопросы, кот не могут быть вынесены:1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов;
- 2) о персональном составе органов мсу;3) об избрании депутатов и должн лиц; 4) о принятии, изменении соотв-щего бюджета; 5) о принятии чрезвыч-х и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Инициаторами мб: 1) граждане РФ, имеющ право на участие в мест Р; 2) избир-ные объединения, иные общ-ные объединения;3) совместно представит-ный орган мун образования и глава мест адм-ции. Стадии:1) подготовка (выдвижение инициативы, информирование граждан, агитация, обсуждение) 2) проведение (назначение, орга-низация, голосование и подведение итогов) 3) реализация решения, принятого на Р. Участие в голосовании осущ-ся на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это участие является свобод-ным и добровольным. Принятое на Р решение и итоги голосования подлежат офиц-ному опубликованию. Как правило Р считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее 50% избирателей. Оно м б отменено или изменено не ранее чем через 2 ги не иначе, как путем принятия решения на новом Р, либо признано недействительным в суд порядке. Как правило, вопросы подготовки и проведения Р регламентируются законами субъектов РФ о мест-х Р.
30. Правотворческая инициатива граждан— это право населения мун образования участвовать в разработке и обсуждении мест нормативных актов. Представляет собой обращение жителей к органам и долж лицам мсу, содержащее указание на необходимость и (или) конкретный способ урегулирования общ-ных отношений в сфере мсу. Порядок осущ-ния инициативы уст-ется нпа представит-го органа мун образования. С инициативой может выступить иниц-ная группа граждан. Стадии:1) Формирование иниц-ной группы (осущ-ется на основе волеизъявления гр-дан, миним числ-сть группы не может превышать 3 % от числа жителей, обладающих избир правом. Группа регистрируется в избир-ной комиссии.2) Сбор подписей в ее поддержку. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы 3) внесение и регистрация инициативы; После окончания сбора подписей иниц-ная группа подсчитывает их число и составляет итоговый протокол. Подписные листы и экземпляр протокола передаются в избир-ную комиссию мун образования, кот проводит проверку подписей и осущ-ляет регистрацию правотв инициативы 4) рассмотрение инициативы органами и долж лицами мсу.
Требования: 1) соотв-щие органы в теч 3-х мес рассм-вают проект мун правового акта, внесенного в порядке правотв-й инициативы; 2) при рассмотрении представителям иниц группы обеспеч-тся возможность изложения своей позиции; 3) проведения открытого заседания в случае, если внесенный проект относится к компетенции представит-го органа мун образования.
Могут:1) принять проект мест нормативного акта; 2) вынести проект на местный референдум;3) отклонить проект, аргументировано обосновав причины.
Результаты рассмотрения инициативы д б, во-первых, официально в письм форме доведены до сведения иниц группы и, во-вторых, опубликованы в сми.
31. Обращения граждан в органы мсу. Г раждане имеют право на инд-ные и коллект-ные обращения в органы мсу. Должн лица мсу обязаны дать письм ответ по существу обращений граждан в теч 1 мес. За нарушение порядка и срока письм ответа законом субъекта РФ уст-вается адм ответ-сть. Обращения граждан можно классиф-ть: 1) По форме:письм и устные. На практике преобладают письм. Обращение в уст форме излагается на личном приеме долж лиц мсу, и предусматривает запись о нем в журнале личного приема. И письм и уст имеют одинаковую юр силу 2) По колич-ву обращающихся: инд-ные и коллект-ные (обращение 2-х и более гр-дан, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования, сбора подписей).3) По способу внесения обращения: непосредственные и опосредованные. Гра-нин вправе внести обращение след способами: а) лично; б) через представителя, в качестве кот могут выступать депутаты, адвокаты, прокурор, органы опеки и попечительства, доверенные лица; в) через сми; г) через выступления на собраниях и конференциях граждан. Последние 3 способа явл-тся опосредованными. 4) По хар-ру юр природы: заявления, жалобы, просьбы, ходатайства, предложения и т.п.
Заявление – обращ-е по поводу реализации принадлежащего права или интереса, закрепленного законодательно. Жалоба — обращ-е по поводу восстановления наруш-х прав и интересов. Предложение — обращ-е, направленное на улучшение порядка организации и деят-сти органов. Ходатайство – обр-е с просьбой о признании за к-л лицом опр-го статуса, прав или свобод. Поступившее обр-ние д б зарегистрировано.
Преобразование муниципальных образований возможно посредством
Преобразованием муниципальных образований – является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Возможно преобразование также путем выделения одних муниципальных образований из состава других, присоединения одних муниципальных образований к другим муниципальным образованиям, приобретения или утраты муниципальным образованием части населенной территории (населенных пунктов).
Объединение – слияние двух или более муниципальных образований в одно новое муниципальное образование с переходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся муниципальных образований вновь возникшему муниципальному образованию.
Разделение – разделение одного муниципального образования на два и более муниципальных образований. При этом разделяемое муниципальное образование прекращается с передачей его территории, прав и обязанностей вновь создаваемым муниципальным образованиям.
Выделение – создание одного или нескольких муниципальных образований путем выделения их из состава преобразуемого муниципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего.
Присоединение – вхождение одного муниципального образования в состав другого с передачей преобразуемому муниципальному образованию своей территории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существования.
Приобретение (утрата) части населенной территории – передача одним муниципальным образованием другому муниципальному образованию части его территории с расположенным на ней населенным пунктом.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления». Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г., либо на сходах граждан. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан.
Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г. и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
При преобразовании муниципальных образований решаются вопросы правопреемства, перехода от одних муниципальных образований к другим прав и обязанностей. Под правопреемством муниципальных образований следует понимать переход в соответствии с законом или договором прав, обязанностей от одного муниципального образования-правопредшественника к другому муниципальному образованию-правопреемнику
В случае преобразования муниципальных образований в форме объединения и присоединения имущество переходит муниципальному образованию-правопреемнику в соответствии с законодательством РФ. В случае преобразования муниципальных образований в форме разделения или выделения вопросы правопреемства в отношении имущества решаются в соответствии с законодательством на основе договоров, заключенных муниципальными образованиями-правопреемниками. В случае преобразования муниципального образования в форме приобретения или утраты им части населенной территории вопросы правопреемства в отношении имущества решаются на основе договоров, заключенных между муниципальным образованием, утрачивающим соответствующую часть населенной территории, и муниципальным образованием, приобретающим ее. В собственность муниципального образования-правопреемника переходят расположенные на его территории муниципальные земли правопредшественника в границах вновь образованного муниципального образования, устанавливаемых областным законом.
Преобразование муниципальных образований требует для перехода от существующей системы муниципальной власти к новой введения переходного периода. Переходный период – время, в течение которого на преобразуемой муниципальной территории действуют и новые, и старые органы местного самоуправления, принимается устав нового муниципального образования, изменяется устав преобразуемого муниципального образования, решаются вопросы правопреемства. В переходный период главная задача новых органов местного самоуправления – разработка и принятие устава муниципального образования. Главная задача органов самоуправления муниципального образования- правопредшественника – обеспечение муниципального управления в полном объеме, за исключением внесения изменений в устав муниципального образования.
Стадии создания и упразднения муниципальных образований представляют собой юридические формы появления новых субъектов публичного права и прекращения их существования. Эти стадии, по существу, не регламентируются Законом 2003 г.; восполнение данных пробелов в правовом регулировании возможно посредством внесения дополнений в законодательство, а также применения аналогии закона или аналогии права.
В отличие от этого, порядок преобразования муниципальных образований регулируется ст. 13 Закона 2003 г. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Важно заметить, что все иные теоретически мыслимые способы реорганизации муниципальных образований федеральный законодатель опускает, что можно истолковать либо как пробел в праве, либо в качестве некоего завуалированного юридического запрета по их использованию (например, ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает на такие виды реорганизации юридических лиц, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование). Если придерживаться указанной методологии, то и реорганизация (а не преобразование) муниципальных образований возможна в каждой из указанных форм, при этом в законе следует четко оговорить, в каких случаях соответствующие способы реорганизации допускаются, а в каких – запрещаются.
Сравнительный анализ Закона 2003 г. и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», исходя из их буквального смысла, позволяет заметить следующее: во-первых, депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Федерации не вправе выразить инициативу о преобразовании муниципального образования; во-вторых, не только высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта Федерации, но и все другие региональные органы государственной власти пользуются подобным правом; в-третьих, право инициативы о преобразовании муниципального образования принадлежит не только представительному органу муниципального образования, но и всем иным органам местного самоуправления; в-четвертых, право законодательной инициативы по данному вопросу предоставляется практически любому федеральному государственному органу; в-пятых, право населения на законодательную инициативу о преобразовании муниципального образования имеет место вне зависимости от того, содержится или не содержится соответствующая норма в конституции (уставе) субъекта Федерации, поскольку нормы Закона 2003 г. имеют прямое действие и применяются непосредственно.
Процедура создания, преобразования и упразднения муниципальных образований требует вмешательства законодателя и в ряд других важных вопросов. Например, если преобразование муниципального образования не осуществляется в установленный срок, суд должен обладать правомочием по назначению внешнего управляющего и поручению ему осуществления преобразования этого муниципального образования. Необходимо решение вопросов по правопреемству, причем не только в частноправовой, но и в публично-правовой сфере.
Существенным элементом статуса муниципального образования как территориального политического объединения граждан является его граница, то есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пространственные пределы муниципальной власти. В отличие от Государственной границы Российской Федерации границы муниципальных образований не требуют специального режима, связанного с особыми правилами содержания, пересечения, перемещения, пропуска или ведения хозяйственной деятельности. Основное предназначение границ муниципальных образований заключается в разграничении юрисдикции органов местного самоуправления, разделении земельных участков и объектов недвижимости, определении источников доходов муниципальных бюджетов.
Установление границ муниципальных образований взаимосвязано с системой границ субъектов Федерации (за исключением тех муниципалитетов, которые не имеют общих границ с соответствующим регионом). Поэтому при возникновении территориальных споров между субъектами Федерации фиксация границ соответствующих муниципальных образований становится весьма затруднительной.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Граница муниципального образования может иметь самостоятельное значение либо следовать за судьбой границ населенных пунктов, входящих в его состав. В последнем случае требуется установление границ населенных пунктов, а для определения границ муниципального образования достаточно перечисления образующих его населенных пунктов, которые имеют надлежаще удостоверенные пространственные пределы. Важно заметить, что Закон 2003 г. отдает предпочтение первому варианту, указывая при этом на возможность определения месторасположения муниципальных образований посредством картографического описания их границ, то есть картографических схем, которые сопровождаются необходимыми сведениями текстуального характера по узловым и поворотным точкам соответствующей траектории.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.