Право на защиту от безработицы

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "право на защиту от безработицы". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Статья 378. Право на защиту (1) В ходе производства о правонарушении орган, уполномоченный рассматривать дело о правонарушении, обязан обеспечить сторонам и другим участникам процесса реализацию в полном объеме их процессуальных прав в соответствии с настоящим

Право на защиту. Зачем нужен адвокат. Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту – один из основных принципов уголовного процесса, закрепленный в Конституции, УПК (ст. 16), ряде международно-правовых актов. Так, право на защиту предусмотрено пп. “с” п. 3 ст. 6

13 Право на защиту Органы государственного жилищного надзора В орган государственного жилищного надзора следует обращаться с жалобой (заявлением), если обращение связано со следующими фактами:— нарушение порядка принятия общим собранием собственников помещений

20. Право на защиту Право на защиту закрепляется Конституцией РФ (ст. 48), которая провозглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно, в случаях, установленных законом. Подробно же данное право регламентировано

30. Право ребенка на защиту Под защитой семейных прав понимаются предусмотренные законом меры, направленные на признание и восстановление нарушенных прав, пресечение правонарушений и применение к нарушителям се-мейно-правовых санкций. Семейный кодекс РФ

Статья 56. Право ребенка на защиту 1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства,

1. Право на защиту Децентрализация экономической системы, появление на рынке множества коммерческих организаций и иных юридических лиц, являющихся в основном собственниками имущества, которые строят свои отношения на основе частноправовых принципов, обострили

Право на защиту. Зачем нужен адвокат. Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту – один из основных принципов уголовного процесса, закрепленный в Конституции, УПК (ст. 16), ряде международно-правовых актов. Так, право на защиту предусмотрено пп. “с” п. 3 ст. 6

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в ст. 3 («Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную

32. Личное право ребенка на защиту Ребенок в силу возраста является наиболее ранимым членом социума, поэтому нередко он становится предметом посягательства со стороны взрослых, в том числе и биологических родителей или родственников, причем посягательства могут

63. Право потребителя на судебную защиту Право потребителя на судебную защиту состоит в том, что в случае отказа удовлетворить его законные требования он может обратиться в суд с целью защиты нарушенных прав. По выбору истца иски предъявляются в суд:• по месту нахождения

Зиновий Уфимский «Право на защиту» Разнесенный в пух и прах за свой роман «Гнев» уфимский писатель Эдуард Байков нуждается в обелении от абсолютно неправомерных нападок и ошибочных оценок критика В. Ханова («Истоки», № 5). По моему глубокому разумению, этот Зоил не сумел

ПРАВО НА ЗАЩИТУ КУБЫ К первому сентября Советский Союз переправил в порт Мариэль полный комплект снаряжения, запчастей и ракет. После этого торговые суда доставили большие ракетные катера класса «Комар», предназначенные для обороны побережья. Спрятать их было

ПРАВО НА ЗАЩИТУ Валентин Пруссаков 10 июня 2003 0 24(499) Date: 10-06-2003 Author: Валентин Пруссаков ПРАВО НА ЗАЩИТУ Без малого четверть века, после Исламской революции 1979 года, покончившей с угнетением и несправедливостью в Иране и провозгласившей “независимость исламского

Право на защиту Разнесенный в пух и прах за свой роман «Гнев» уфимский писатель Эдуард Байков нуждается в обелении от абсолютно неправомерных нападок и ошибочных оценок критика В. Ханова («Истоки», № 5). По моему глубокому разумению, этот Зоил не сумел понять истинный

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое “ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ” в других словарях:

ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ТРУД — в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Данное право традиционно именовалось просто правом на труд (т.е. без слова свободный ). Однако в него вкладывалось неодинаковое содержание на разных этапах развития… … Энциклопедия юриста

Право на труд — в Конституции СССР, 1936 Право на труд одно из экономических прав человека. Признано в статье 23 … Википедия

Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия

Объективное право — Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной… … Википедия

СВОБОДА ТРУДА (ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ТРУД) — конституционное право каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессию. Конституционное право на труд комплексное право, которое сопряжено с: 1) запретом принудительного труда. Согласно… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Трудовое право — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Трудовое право самостоятельная отрасль права, представляюща … Википедия

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО — – отрасль советского права, регулирующая отношения брака, родства, усыновления и принятия детей в семью на воспитание. Советское С. п. имеет своей задачей укрепление семьи на основе равноправия мужчины и женщины, защиту родительских прав и охрану … Советский юридический словарь

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН, принята ООН в 1970. Содержит основные принципы современного международного права: запрещение применения силы и угрозы силой, мирное разрешение… … Большой Энциклопедический словарь

Права человека в России — Российская Федерация является, согласно Конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления … Википедия

В соответствии с данной политикой государство гарантирует каждому гражданину РФ защиту от безработицы посредством оказания различных мер социальной поддержки, к числу которых относятся: выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (ст. 12 и 28 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”).

Читайте так же:  Штраф для юридических лиц

На практике реализация данного права происходит со значительными трудностями. Служба занятости населения по-настоящему помогает в трудоустройстве лишь отчасти. По большей части она лишь помогает получить новую профессию и продлить на один месяц период выплаты среднего заработка от бывшего работодателя (согласно абз. 2 ст. 178 ТК РФ). На пособие по безработице особо надеяться не стоит, поскольку оно имеет слишком малый размер и предусматривает множество условий для его получения.

Также, большинство работодателей размещают информацию о свободных вакансиях в средствах интернета или пользуются услугами рекрутинговых компаний. Поэтому, в свою очередь, большинство соискателей ищут работу самостоятельно, поскольку это, по факту, более эффективно.

Право на защиту от безработицы в РФ и политика государства в области занятости населения.

Свобода труда и гарантированный минимальный размер оплаты труда в РФ.

Свобода труда — конституционное право каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессию. Конституционное право на труд — комплексное право, которое сопряжено с:

1) запретом принудительного труда. Принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Не считается также принудительным трудом выполнение некоторых публичных обязанностей, как-то: а) военная служба; б) работа в условиях чрезвычайных обстоятельств; в) работа на основании вступившего в законную силу приговора суда. Со С.т. связано право человека не заниматься какой-либо трудовой деятельностью. По действующему законодательству незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности. Соответственно ранее квалифицировавшаяся как тунеядство незанятость трудоспособного гражданина действующим законодательством таковым не признается;

2) законодательным определением минимального размера оплаты труда и обязанностью работодателя выплачивать вознаграждение за труд не менее этого размера;

3) правом на защиту от безработицы, предполагающим обязанность государства проводить экономическую политику, обеспечивающую по возможности полную занятость, трудоустройство неработающим и др.

4) гарантированным законом правом на забастовку. Согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” забастовкой признается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Она допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, а также при условии, что работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.

5) предусмотренным законом для работающих правом на отдых. В соответствии с трудовым законодательством работающему по трудовому договору нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Гарантируется ежегодный отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы. Трудовым законодательством устанавливаются перерывы в работе и иные виды ежедневного и еженедельного отдыха. В соответствии с условиями производства общепринятыми выходными днями являются суббота и воскресенье. Днями отдыха являются праздничные дни, установленные законом как общегосударственные праздники.

Минимальный размер оплаты труда

В условиях рыночной экономики формы, система и размер оплаты труда работников, премии, надбавки, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно.

Вопросы оплаты труда регулируются с помощью коллективных и индивидуальных трудовых договоров (контрактов). Государство отказалось от централизованного регулирования заработной платы. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет лишь общие условия оплаты труда рабочих и служащих. Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже устанавливаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда, а предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда.

Месячная оплата труда работника, полностью отработавшего определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ).

Минимальный месячный размер оплаты труда определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные или компенсационные выплаты.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда выполняет три основные функции:

· является государственной гарантией минимального размера оплаты труда;

· выполняет роль норматива при исчислении административных штрафов, налогов, сборов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· служит критерием для определения размера пособий и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с законодательством по социальной защите населения.

Право на защиту от безработицы в РФ и политика государства в области занятости населения.

Государство гарантирует право каждого на защиту от безработицы.
В статье 1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления указанных гарантий являются:

· Трудовой кодекс Российской Федерации,

· Закон Российской Федерации N 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации»,

· постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»;

· приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.07.2006 № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников».

В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации, безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

Читайте так же:  Доверенность на банковский вклад

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

· осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

· представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

· занятые граждане.

Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).
При этом не допускаются:

· направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

· направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

· приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

В целях защиты от безработицы государство гарантирует:

· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

· информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

· социальная поддержка;

· осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

· бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

· финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Право на отдых.

Одно из основных трудовых прав работника, перечисленных в ст.2 КЗоТ. Оно обеспечивается деятельным регулированием в трудовом законодательстве рабочего времени и времени отдыха и, в частности, установлением в КЗоТ предельной продолжительности рабочего времени (не свыше 40 часов в неделю, а для некоторых категорий работников – не свыше 36 часов в неделю), уменьшением продолжительности рабочего времени при работе в ночное время, накануне праздничных и выходных дней, запрещением, как общее правило, сверхурочных работ, работы в выходные и праздничные дни, установлением минимальной продолжительности еженедельного отдыха, предоставлением работникам перерыва для отдыха и питания не позднее чем через 4 часа после начала работы, установлением правила о предоставлении оплачиваемого ежегодного отпуска для отдыха и его минимальной продолжительности, дополнительных отпусков для отдельных категорий работников и т.д.

Конституционные гарантии, обеспечивающие реализацию права на отдых, связываются с наличием трудового правоотношения с работой по трудовому договору (контракту). Это означает, что, заключивтрудовой договор

(контракт), гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленной законом предельной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска для отдыха, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником права на отдых. Там же, где трудовой договор (контракт) отсутствует, где нет коллективного организованного труда, право на отдых не может обеспечиваться государством при помощи указанных гарантий. Гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, сам решает, сколько часов следует работать в тот или иной день, будет ли он отдыхать либо работать в выходной или праздничный день, стоит ли устраивать себе отпуск.

Мы продолжаем знакомить читателей с международными подходами к обеспечению права на защиту от безработицы. Как мы помним, за все время существования данного права юриспруденция сформировала два основных подхода к его обеспечению: через всеобщее и обязательное привлечение к труду в социалистической трактовке данного права и через содействие самостоятельному нахождению работы безработными лицами – в его международно-правовой интерпретации, воспринявшей опыт стран развитой рыночной экономики. Современное российское законодательство о занятости, следуя конституционному принципу свободы труда, отошло от советской концепции занятости в пользу стандартов, предлагаемых международными нормами. Поэтому прежде всего нам необходимо изучить, что собой представляет этот единый международный стандарт защиты от безработицы.

В предыдущей публикации мы перечислили весь спектр международных актов, затрагивающих рассматриваемый вопрос, и выяснили, что основную массу таких актов составляют Конвенции МОТ, посвященные трем основным аспектам реализации права на защиту от безработицы: обязательствам государств и частных структур в отношении безработных лиц, общепризнанным методам содействия занятости, а также профессиональной подготовке как особому методу такого содействия.

Среди Конвенций МОТ, отнесенных нами ранее к первой группе, не наблюдается ни одного акта, ратифицированного РФ. Поэтому для общего представления нам будет достаточно знать, чему посвящен каждый из этих актов.

Обязательства государств и частные инициативы по обеспечению занятости

Первоначально МОТ рассчитывала обеспечить решение проблемы занятости исключительно усилиями государства и исключительно на бесплатной основе, поэтому одной из первых ее конвенций стала Конвенция МОТ № 2 (1919 г.), согласно которой государства – члены МОТ принимали на себя обязательства по созданию системы бесплатных государственных бюро занятости и обеспечению равенства размера пособий по социальному страхованию от безработицы граждан страны и работников-мигрантов. Однако уже на следующий год в Конвенции МОТ № 8 появляются первые признаки допуска частных инициатив в сферу защиты от безработицы. Так, на основании ст. 2 данной Конвенции обязанность выплачивать морякам пособие по безработице в случае кораблекрушения налагается не на государственные органы, а непосредственно на судовладельцев и иных лиц, выступающих стороной трудового договора с моряками.

Читайте так же:  Как узнать о судебном приказе

В дальнейшем эти тенденции получили последовательное развитие в Конвенциях МОТ № 44 (1934 г.) и № 168 (1988 г.), предписавших государствам – членам МОТ создать эффективную систему страхования на случай безработицы. Такая система, по мнению МОТ, обязана способствовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости, включая вопросы определения размера соответствующих пособий и характер гарантий по защите прав безработных. На сегодняшний день Конвенция МОТ № 44 закрыта для ратификации с 1988 г. Однако принятая ей на смену Конвенция МОТ № 168 продолжает и развивает ту же тенденцию, расширяя ранее признанные обязательства государств в отношении выплаты пособий по безработице и дополняя их требованиями разработки программ создания дополнительных рабочих мест, профподготовки и профориентации, а также формирования системы дифференцированных норм по обеспечению занятости социально незащищенных категорий лиц.

Вместе с тем не будем забывать, что все приведенные выше акты не обязательны для нашей страны и пока могут служить лишь общим ориентиром, позволяющим уяснить общие тенденции в развитии международно-правового регулирования вопросов занятости и трудоустройства.

Вторая группа актов, как мы помним, посвящена методике защиты от безработицы. Эта группа предлагает нам уже целых два обязательных для россиян и весьма актуальных нормативных документа – Конвенции МОТ № 122 (1964 г.) и № 179 (1996 г.), а также ряд Конвенций МОТ, пока еще не ратифицированных РФ.

Конвенция МОТ № 122, ратифицированная СССР 22 сентября 1967 г., посвящена вопросам государственной политики занятости. Закрепление целей государственной политики содействия занятости в универсальном международном акте, прежде всего, выполняет глобальную задачу постепенной унификации направлений развития национальной политики занятости в различных странах мира на базе общепризнанных гуманитарных ценностей и социальных стандартов. Однако этим ее задачи не ограничиваются.

Согласно ч. 2 ст. 1 данной Конвенции государственная политика в области занятости должна быть направлена на обеспечение:
– наличия работы для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее;
– продуктивности такой работы;
– свободы выбора занятости;
– широких возможностей для работника получить подготовку для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения;
– широких возможностей для работника использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

К сожалению, нынешняя российская политика в области занятости подвергается справедливой критике за излишнее увлечение пособиями по безработице, на выплату которых, по оценкам специалистов, направляется сегодня свыше 80% соответствующих статей бюджета. На поддержку же более активных мероприятий по содействию занятости – проведение профориентации, профподготовки, переподготовки, аналитические проекты и программы содействия лицам, активно ищущим работу – нередко просто не хватает средств.

Возвращаясь к содержанию Конвенции МОТ № 122, подчеркнем, что закрепленные в ней цели государственной политики являются в первую очередь общими ориентирами, а не реально гарантированными правами. Так, на основании ч. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 122 невозможно потребовать от государства срочно обеспечить продуктивной и подходящей работой некоего гражданина. Однако эти критерии и не предназначены для разрешения подобных частных вопросов. Их задача состоит в определении единых международно-признанных и общенациональных ценностей государства в сфере занятости.

Формирование единой ценностной системы позволяет, например, сравнительно легко осуществлять конструктивную критику тех законопроектов в сфере занятости, направленность которых недостаточно соответствует заявленным в Конвенции целям. При этом возможность подобной критики со стороны представительных органов работников и работодателей прямо закреплена в Конвенции МОТ № 122. В частности, ст. 3 данной Конвенции обязывает государства учитывать опыт и мнения представителей работодателей и работников при разработке и осуществлении государственной политики в области занятости в ходе специально организуемых консультаций. Более того, при проведении таких консультаций Конвенция МОТ ставит перед государством еще одну важную цель – “заручиться полным сотрудничеством в формулировании и поддержке” разрабатываемой государственной политики. Таким образом, опыт и пожелания как работников, так и работодателей могут получить поддержку на государственном уровне. Впрочем, данная норма вряд ли является сюрпризом для заинтересованных лиц, поскольку родственное ей положение содержится и в российском законодательстве, в ст. 12 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Российское законодательство в ст. 5 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости), в целом удачно дополняя комплекс принципов государственной политики в области занятости, приведенный в Конвенции МОТ № 122, допускает, тем не менее, определенное нарушение международного стандарта. При внимательном прочтении данная статья Закона о занятости предоставляет право на добровольный труд и свободный выбор занятости исключительно российским гражданам, привычно оставив “за бортом” работников-мигрантов. Такой подход, не будучи никоим образом связан с деловыми качествами работника, в определенной степени нарушает принцип запрета дискриминации, изложенный в ч. 2 ст. 3 ТК РФ.

Однако еще очевиднее он нарушает положения п. “с” ч. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 122, требующие от государства осуществления политики занятости, направленной на существование свободы выбора занятости, возможностей получения профподготовки и других мер в отношении всех работников, прямо запрещая в данной сфере дискриминацию на основании иностранного происхождения работника. Учитывая конституционный принцип приоритетного действия ратифицированных РФ международных актов в системе российского права, мы можем сделать закономерный вывод о необходимости разработки такой государственной политики в сфере труда, задачи которой не ограничивались бы обеспечением соответствующих прав исключительно гражданам РФ, а распространялись бы на всех работников.

Рассматривая Конвенцию МОТ № 122, нельзя не упомянуть и о включении в нее такого важного для нашей страны компонента государственной политики в области занятости, как требование ее соответствия стадии и уровню экономического развития государства. Таким образом, МОТ не абсолютизирует задачи по обеспечению занятости и не навязывает государствам не соответствующие их развитию обязательства. Более того, ч. 3 ст. 1 Конвенции МОТ № 122 прямо предписывает соотносить цели в области занятости с иными экономическими и социальными целями, а также обязывает государства использовать при реализации такой политики методы, соответствующие национальным условиям и практике.

Читайте так же:  Скидки на страховку осаго по стажу
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, государства переходного периода, к каковым на сегодняшний день относится и Россия, не обязаны создавать и поддерживать государственную политику в области занятости на уровне лучших мировых стандартов, если такой уровень требует существенных жертв в экономической и социальной сфере. Соответственно такие страны получают возможность последовательно совершенствовать собственную политику в сфере занятости, избегая резких скачков и революционных корректировок. Данное положение следует учитывать и внутригосударственным структурам, участвующим в разработке и согласовании законопроектов в данной сфере, поскольку норма ч. 3 ст. 1 данной Конвенции позволяет законодательным органам государства отклонить предложения по совершенствованию законодательства на основании их несоответствия иным экономическим и социальным целям государства на современном этапе.

В следующем материале серии “Международное право – кадровику” мы расскажем об особенностях Конвенции МОТ № 179, посвященной обязанностям государства и служб найма и трудоустройства в от-

ношении обеспечения занятости моряков, а также о ряде не ратифицированных РФ конвенций МОТ, среди которых наиболее яростную полемику на сегодняшний день вызывает Конвенция МОТ № 181, ассоциируемая с проблематикой заемного труда.

3. Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения. Право граждан на социальную защиту от безработицы

1. Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения.

В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации».

В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору;

2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;

5) являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

7) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

8) проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях;

9) временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине;

10) являющиеся учредителями (участниками) организаций.

В соответствии с Законом о занятости безработными признаются граждане, которые:

1) трудоспособны (т. е. достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет);

2) не имеют работы и заработка (дохода);

3) зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы;

4) ищут работу, и

5) готовы приступить к ней.

Эти пять признаков и формируют понятие «безработный».

Не признаются безработными граждане до 16-летнего возраста и пенсионеры (кроме пенсионеров-инвалидов III группы), лица, не явившиеся в срок без уважительной причины для перерегистрации, а также отказавшиеся в течение десяти дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; лица, впервые ищущие работу, не имеющие профподготовки.

2. Право граждан на социальную защиту от безработицы.

Гражданин, признанный безработным, приобретает специфические права.

Общим для всех безработных является право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для оказания безработным такой помощи органы занятости формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся права, перечисленные ниже.

1. Право на получение бесплатной информации от органов службы занятости.

Органы занятости обязаны предоставить безработному информацию о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных мест, условиях труда на них и условиях оплаты; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

2. Право на бесплатную профессиональную ориентацию.

Бесплатная профессиональная ориентация безработных граждан включает: профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный подбор, профессиональный отбор.

3. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Обучение и переобучение безработных граждан проводится, как правило, по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, а также в расчете на конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с договорами, заключаемыми ими с органами службы занятости.

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и предусматривает теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и, при необходимости, стажировку.

Право пройти профессиональное обучение в приоритетном порядке имеют инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности). Профессиональная подготовка (переобучение) по одной и той же профессии не могут быть предложены безработному дважды.

Обучение безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

4. Право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Право на социальную поддержку, включая пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности.

Выплата пособий по безработице

Пособие по безработице – это ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной поддержки безработных.

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

1.Гражданам, уволенным по любым основаниям, кроме увольнения по собственному желанию без уважительных причин и увольнения в связи с виновными действиями, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу продолжительностью не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы начисляется:

– в первые три месяца безработицы – в размере 75 % от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по постоянному месту работы (службы);

– в следующие четыре месяца – в размере 60 %;

Читайте так же:  Как подать на алименты при отсутствии отца в свидетельстве о рождении

– в дальнейшем – в размере 45;

– в дальнейшем – в размере минимальной величины пособия по безработице.

2. Для безработных граждан:

– ищущих работу впервые (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

– стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

– уволенных из организаций в течение двенадцати месяцев предшествующих началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу продолжительностью менее двадцати шести календарных недель;

– уволенных по собственному желанию без уважительных причин;

– уволенных в связи с совершением ими виновных действий.

Для перечисленных категорий граждан пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Продолжительность выплаты пособия для лиц, которым пособие исчисляется из среднего заработка, в каждом периоде безработицы, по общему правилу, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

1) при трудоустройстве безработного и признании его занятым.

2) длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

3) попытки получения или получения пособия обманным путем.

4) назначение денежной выплаты социального характера – стипендии в связи с обучением по направлению органов занятости

5) назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

1) отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;

2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан;

3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

5) отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

6) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;

7) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях

1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости

2) отказа без уважительных причин от явки в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплата стипендии в период обучения по направлению органов

Лицам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в период их обучения выплачивается стипендия, размер которой определяется исходя из тех же критериев, что и размер пособия по безработице.

В особом порядке устанавливается размер стипендии гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Эта стипендия выплачивается за счет средств соответствующих организаций в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но в пределах минимальных и максимальных размеров пособия по безработице.

Стипендия начисляется с первого дня обучения. Ее размер может быть уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. Органы службы занятости при необходимости могут также оплачивать стоимость проезда и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере.

6. Право на компенсацию материальных затрат, связанных с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

7. Право на бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение.

8. Право на участие в оплачиваемых общественных работах.

Целью деятельности органов государственной службы занятости является подбор подходящей для безработного работы и его трудоустройство. В случае отсутствия такой работы в качестве меры временной помощи законодательство о занятости рассматривает организацию органами службы занятости общественных работ. Общественная работа – это общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Привлечение к общественным работам допускается только на добровольной основе. Исключение сделано для граждан, указанных в Законе о занятости (это лица ранее не работавшие, либо имеющие длительных перерыв в работе, либо уволенные за нарушение трудовой дисциплины более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы), для которых общественные работы признаются подходящей работой, и отказ от участия в них лишает указанных граждан прав, предоставляемых безработным.

При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности безработного.

Преимущественным правом направления на общественные работы пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор.

В период участия в общественных работах безработным гражданам, а также несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная помощь.

9. Право на повторное обращение в органы службы занятости через месяц после получения отказа в признании безработными.

10. Право на приглашение в органы занятости не чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением об участии в специальных программах содействия занятости

Маврин С.П. Трудовое право России/ С.П. Маврин., Филлипова М.В., Хохлов Е.Б.- СПб.: Издательский Дом СПбГУ, 2005.- 448 с.

Румынина В.В.Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовое обеспечение профессиональной деятельности/ В.В. Румынина.- М.: Академия, 2007.-186 с.

Тыщенко А.И. Размещено на http://www.allbest.ru/

Видео (кликните для воспроизведения).

Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник/А.И. Тыщенко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 252с.

Изображение - Право на защиту от безработицы 327734357332
Автор статьи: Антон Петренко

Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3 проголосовавших: 23

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here