Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "почему дорожает бензин в 2019 году". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
В 2019 году цена бензина повысится на 30% с 1 января. Причины взлета цен на топливо
С 1 января 2019 года из-за роста акцизов цена бензина поднимется на 30 процентов
Как сообщает «Московский комсомолец», некоторое замедление роста цен на бензин и даже их падение (которое мы наблюдаем в конце июня 2018) на несколько копеек – явление временное. Пройдет немногим более шести месяцев, и с первого января 2019 года произойдет новое подорожание горючего. Мало того, рост цены бензина может достигнуть тридцати процентов.
Причина такого катастрофического скачка – увеличение акциза. Для чего он нужен? Для того, чтобы правительство смогло собрать почти полтора триллиона рублей и выполнить один из «майских» указов Владимира Путина.
У российского правительства есть план. Он предусматривает снизить экспортную пошлину на нефть и продукты ее переработки до нуля. Одновременно поднимется налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате розничная цена бензина в России будет почти равной стоимости топлива, существующей в странах, которые не имеют собственной нефти.
Сейчас бензин на российских АЗС дешевле, чем в ряде зарубежных стран. Но к 2024 году его цена может возрасти в полтора раза. И тогда хотя бы в этом российские водители не будут отличаться от своих иностранных коллег. Правда, этого отличия не будет существовать без учета зарплат. Если же оценивать бензин на основе покупательной способности среднего гражданина России (разумеется, без учета министров, депутатов ГД, топ-менеджеров «Роснефти» и т.д.), то… пожалуй, такое должен прокомментировать каждый самостоятельно.
Теперь некоторые подробности об акцизе. Как утверждает «Московский комсомолец» его размер поднимется с существующих 8-и тысяч рублей за тонну до 12,3 тысячи. Правда, власть клянется, что компенсирует минимум 10 процентов бензина «Евро-5». Компенсация составит тысячу рублей за тонну. За счет этого, как обещает правительство, для автовладельцев рост акцизов станет всего лишь легким испугом. Ранее сообщалось, что, наоборот, рост цен на бензин остановит экспортная пошлина — таковыми были меры правительства по регулированию топливного рынка.
Неоднократно появлявшиеся в последнее время прогнозы о возможности резкого скачка цен на топливо на российских АЗС спровоцировали Министерство финансов на ответное заявление. В ведомстве уверяют, что опасаться нечего: способы контроля ситуации уже разработаны.
Утверждения различных органов власти о грядущем скачке цен основываются в первую очередь на том, что с 1 января 2019 года будут серьезно повышены акцизы на топливо: сообщается о повышении тарифов в полтора раза, что неминуемо должно сказаться на розничной цене бензина и дизеля. Однако, как заявил агентству “Москва” министр финансов России Антон Силуанов, уже предусмотрены меры по снижению финансовой нагрузки.
“Никакие скачки не планируются. Несмотря на рост акцизов, начиная с 1 января следующего года, у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться в нефтеперерабатывающие компании. В результате которого будет скомпенсировано это увеличение нагрузки. Поэтому никакого планового роста цен на бензин и дизельное топливо начиная со следующего года не планируется”, – утверждает министр.
По его словам, если цены на АЗС и будут расти, то исключительно в рамках спрогнозированной инфляции. Между тем, неутешительные прогнозы уже публиковали не только эксперты отрасли, но и авторитетные органы власти, включая Счетную палату.
По утверждению ведомства, на розничные цены на топливо влияет не только величина акцизов, но и целый ряд других факторов, включая так называемые “накопленные ожидания”. После того, как перестанут действовать сдерживающие меры, введенные правительством в конце весны – начале лета нынешнего года, топливным компаниям ничего не помешает скомпенсировать накопленный с начала года рост цен.
В минувшем году цифры на информационных табло заправочных станций менялись с постоянной регулярностью. Бензин дорожал такими быстрыми темпами, что это вызвало волну возмущения в терпеливом российском обществе. В 2019 году цены уже чуть медленнее, но все так же верно продолжают ползти вверх. При этом заголовки новостных блоков не перестают пестрить сообщениями о падении мировых цен на нефть. Почему снижение стоимости «черного золота» имеет обратный эффект для цен российского топлива интересно не только автолюбителям, но и всем гражданам России.
Механизм ценообразования моторного топлива не так-то прост, как кажется на первый взгляд. Некоммерческая организация «Российский топливный союз» приоткрывает завесу тайны и рассказывает о всех составляющих конечной стоимости литра бензина:
- Себестоимость добычи нефти. Геологическая разведка, бурение скважин, выкачивание полезного ископаемого из недр земли и все это не в самых благоприятных климатических условиях- первый этап на пути получения топлива. При всей сложности процесса доля его в цене составляет всего около 10%.
- Транспортировка и переработка. Перевозка сырья до нефтеперерабатывающих заводов тоже стоит денег. При любом виде транспорта (автоцистерны, ж/д вагоны или танкеры) эта составляющая занимает не более 1% от стоимости бензина. Заводы по переработке используют различные способы трансформации нефти в конечный продукт и получают за это около 9 % от цены топлива.
- Затраты на содержание АЗС. Не больше 11% от розничной стоимости бензина приходятся на строительство и содержание заправочных станций.
- Выручка в оптовой и розничной торговле. Все, кто участвует в добыче, перевозке, транспортировке нефти и продаже переработанного продукта делают это, в том числе и для получения прибыли. Совокупная прибыль в ценах на российских заправках составляет порядка 20%.
- Налоги и акцизы. Налог на добычу полезных ископаемых, НДС, налог на прибыль, акцизы и другие сборы, пополняющие бюджет государства, составляют «львиную долю» в стоимости бензина.
Не сложно заметить, что реальная себестоимость бензина — это лишь одна третья часть от его рыночной цены. То есть деньги автолюбителей за три четверти каждого проданного литра топлива уходят государству, а не нефтегазовой компании и не АЗС.
Интересно. Один литр бензина в Германии стоит около 1,3 евро или 100 российских рублей. Такая цена на автомобильное топливо вполне устраивает европейцев. Объяснение этому очень простое- средняя заработная плата граждан Германии около 2300-2500 евро, что в пересчете на отечественные деньги составляет 170-200 тысяч рублей.
- Обесценивание нефти. Пополнение российского бюджета все еще слишком тесно завязано на прибыли нефтегазовых компаний. Поэтому снижение цен на экспортную нефть сразу ощущается дефицитом доходов. Чтобы их компенсировать правительство повышает акцизные сборы, что в конечном итоге отражается в цене за литр горючего.
- Перспективы экспорта. Продавать нефть «за дорого» другим странам очень выгодно. В результате предложение внутреннего рынка снижается, а спрос при этом остается на прежнем уровне. По закону экономики «спроса и предложения» цены начинают ползти вверх. Особенно остро это прослеживается в летний сезон, когда спрос на бензин увеличивается в разы.
- Жесткая налоговая политика. Постоянное увеличение налоговой нагрузки одна из важнейших причин подорожания бензина.
Кроме того, по мнению вице-президента Российского топливного союза Евгения Александровича Аркуши бензин дорожает из-за ослабления российского рубля, колебания цен на нефть и западных санкций.
О недовольстве населения ценами на топливо глава государства узнал из многочисленных протестов и даже прямых обращений. Владимир Путин обосновал стоимость бензина следующим: «Это связано со многими факторами. Цена определяется и внешней конъюнктурой, и, если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем свои цены держать по-другому, чем в соседних странах. Иначе нам нужно будет просто создавать новый железный занавес». Но вслед за заявлением правительство приняло решение вмешаться в контролирование цен на горючее. Результатом стало соглашение о «заморозке» цен до 31 марта 2019 года.
Для сведения. Решение о необходимости дополнительных мер по предотвращению резкого увеличения цен на бензин и дизельное топливо было принято 31 октября 2018 года на совещании Правительства с нефтяными компаниями. Договоренность обрела форму соглашения, которую подписали ФАС, Минэнерго и направили в крупнейшие нефтяные кампании. Оформление договорных документов положенным порядком заняло некоторое время, но действовать договор начал уже с 1 ноября, еще до его полного подписания.
Варианты развития событий после 31 марта 2019 года
Существуют разные прогнозы экспертов по поводу развития событий после окончания действия соглашения. Большинство аналитиков склоняются к тому, что повышение цен не превысит уровня планируемой правительством инфляции. То есть удорожание составит не более 4.3% и будет постепенным. Такого же мнения придерживаются представители нефтяных компаний.
Из пессимистичных прогнозов экспертов следует, что после окончания «заморозки» бензин может подорожать уже за первый квартал на 7-10 %. А к концу 2019 года стоимость российского топлива может перевалить за сто рублей. В «Роснефти» опровергают такой вариант развития событий. Представители нефтяной компании заверяют, что стоимость бензина марки Аи-95 вряд ли превысит 50 руб. В этой же ценовой категории останутся дизельное топливо и бензин марки Аи-92.
Владимир Путин о повышении цен на бензин в 2019 году: видео
Стало известно о том, что в следующем году в России произойдет повышение цены акцизов, в результате этого возрастет цена на бензин. Эксперты говорят о слишком большом подорожании, однако Антон Силуанов исключает тот факт, что произойдет резкий скачок цен.
Согласно полученным сведениям из Счетной палаты, начиная со следующего года, акциз будет увеличен в 1,5 раза, это в свою очередь повлечет повышение цен на топливо. Если это произойдет, то необходимо будет предпринимать дополнительные меры.
На сколько подорожает бензин
Начиная с января следующего года цена акциза на бензин будет составлять 12 374 рублей/тонна, в данном случае, подорожание составляет +49.9%. Стоимость ДТ будет 8 541 рублей/тонна, подорожание равно +66.3%. На текущий день она равна 8 213 рублей/тонна и 5 665 рублей/тонна.
Эксперты утверждают, что бензин подорожает не только из-за увеличения цен на акцизы, но ещё и из-за роста НДС на 2%, что в итоге составит 20%. Поэтому резкого скачка цен не произойдёт.
— Никакие скачки не планируются. Несмотря на рост акцизов, начиная с 1 января следующего года, у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться в нефтеперерабатывающие компании, в результате которого будет скомпенсировано это увеличение нагрузки, — сообщил министр.
Некоторое время назад Александр Новаков сказал, что бензин и ДТ подорожает на уровень инфляции. В правительстве есть способ, который позволит регулировать рост цен на акцизы и другие факторы, оказывающие влияние на стоимость горючего.
Власти России будут делать всё возможное, чтобы не произошел резкий скачок цен, это может привести к недовольству населения. Цены можно сдерживать благодаря компенсирующим выплатам для НПЗ. Таким образом эксперты предполагают, что в следующем году за 1 литр топлива придётся заплатить на 3 или 4 руб. дороже чем сейчас.
В Счетной палате говорится о новом скачке розничных цен на бензин. Аудиторы считают, что причиной может оказаться очередное повышение акцизов на горючее с 1 января 2019 года.
«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы.
При неблагоприятном сценарий необходимо будет принимать дополнительные меры. Следует напомнить, что летом власти говорили о том, что с января следующего года акциз на дизельное топливо и бензин поднимутся на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну.
Цены на моторное топливо должны были повыситься ещё в этом году, начиная с 1 июля на 700 руб, что в итоге составило бы 11,892 тысяч за 1 тонну бензина и 8,258 тысячи рублей на 1 тонну дизельного топлива. Но весной произошел резкий рост цен на нефтепродукты, в результате чего цена топлива на заправках превысила отметку 40 руб. за 1 л, есть регионы в которых цена составила 50 руб. за литр.
Чтобы не произошел рост розничных цен, Дмитрию Козаку, являющемуся вице-премьером по ТЭКу, необходимо было самостоятельно договариваться с нефтяниками. В результате, вместо того чтобы держать цены, произошло их снижение на 3.000 руб за бензин и на 2.000 руб за дизельное топливо. Только это помогло стабилизировать ситуацию, но тем не менее значительного снижения не произошло.
В счетной палате отметили — снижение акцизов на бензин дало возможность немного снизить розничные цены на 0,2%. Но этого недостаточно для того, чтобы компенсировать рост цен.
Некоторое время назад независимые продавцы а также представители Ростоплива говорили о том, что рост цен на бензин является неизбежным.
Власти утверждают что сделают всё возможное, чтобы не допустить серьезного повышения цен в рознице.
В минувшем году цифры на информационных табло заправочных станций менялись с постоянной регулярностью. Бензин дорожал такими быстрыми темпами, что это вызвало волну возмущения в терпеливом российском обществе. В 2019 году цены уже чуть медленнее, но все так же верно продолжают ползти вверх. При этом заголовки новостных блоков не перестают пестрить сообщениями о падении мировых цен на нефть. Почему снижение стоимости «черного золота» имеет обратный эффект для цен российского топлива интересно не только автолюбителям, но и всем гражданам России.
Механизм ценообразования моторного топлива не так-то прост, как кажется на первый взгляд. Некоммерческая организация «Российский топливный союз» приоткрывает завесу тайны и рассказывает о всех составляющих конечной стоимости литра бензина:
- Себестоимость добычи нефти. Геологическая разведка, бурение скважин, выкачивание полезного ископаемого из недр земли и все это не в самых благоприятных климатических условиях- первый этап на пути получения топлива. При всей сложности процесса доля его в цене составляет всего около 10%.
- Транспортировка и переработка. Перевозка сырья до нефтеперерабатывающих заводов тоже стоит денег. При любом виде транспорта (автоцистерны, ж/д вагоны или танкеры) эта составляющая занимает не более 1% от стоимости бензина. Заводы по переработке используют различные способы трансформации нефти в конечный продукт и получают за это около 9 % от цены топлива.
- Затраты на содержание АЗС. Не больше 11% от розничной стоимости бензина приходятся на строительство и содержание заправочных станций.
- Выручка в оптовой и розничной торговле. Все, кто участвует в добыче, перевозке, транспортировке нефти и продаже переработанного продукта делают это, в том числе и для получения прибыли. Совокупная прибыль в ценах на российских заправках составляет порядка 20%.
- Налоги и акцизы. Налог на добычу полезных ископаемых, НДС, налог на прибыль, акцизы и другие сборы, пополняющие бюджет государства, составляют «львиную долю» в стоимости бензина.
Не сложно заметить, что реальная себестоимость бензина — это лишь одна третья часть от его рыночной цены. То есть деньги автолюбителей за три четверти каждого проданного литра топлива уходят государству, а не нефтегазовой компании и не АЗС.
Интересно. Один литр бензина в Германии стоит около 1,3 евро или 100 российских рублей. Такая цена на автомобильное топливо вполне устраивает европейцев. Объяснение этому очень простое- средняя заработная плата граждан Германии около 2300-2500 евро, что в пересчете на отечественные деньги составляет 170-200 тысяч рублей.
Ознакомившись со структурной составляющей стоимости бензина становится понятно, почему нефтегазовые компании в один голос утверждают, что они не играют решающую роль в формировании цены на топливо в 2019 году. Доцент кафедры ФФБД РАНХиГС Сергей Хестанов тоже поясняет, что дорожает бензин вовсе не по вине нефтяников. Так как добывающие компании на сегодняшний день лишь косвенным образом могут незначительно влиять на ценовую политику в топливной отрасли. По словам Сергея Александровича и других ведущих экономистов РФ, на цену бензина в большей мере влияют следующие факторы:
- Обесценивание нефти. Пополнение российского бюджета все еще слишком тесно завязано на прибыли нефтегазовых компаний. Поэтому снижение цен на экспортную нефть сразу ощущается дефицитом доходов. Чтобы их компенсировать правительство повышает акцизные сборы, что в конечном итоге отражается в цене за литр горючего.
- Перспективы экспорта. Продавать нефть «за дорого» другим странам очень выгодно. В результате предложение внутреннего рынка снижается, а спрос при этом остается на прежнем уровне. По закону экономики «спроса и предложения» цены начинают ползти вверх. Особенно остро это прослеживается в летний сезон, когда спрос на бензин увеличивается в разы.
- Жесткая налоговая политика. Постоянное увеличение налоговой нагрузки одна из важнейших причин подорожания бензина.
Кроме того, по мнению вице-президента Российского топливного союза Евгения Александровича Аркуши бензин дорожает из-за ослабления российского рубля, колебания цен на нефть и западных санкций.
О недовольстве населения ценами на топливо глава государства узнал из многочисленных протестов и даже прямых обращений. Владимир Путин обосновал стоимость бензина следующим: «Это связано со многими факторами. Цена определяется и внешней конъюнктурой, и, если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем свои цены держать по-другому, чем в соседних странах. Иначе нам нужно будет просто создавать новый железный занавес». Но вслед за заявлением правительство приняло решение вмешаться в контролирование цен на горючее. Результатом стало соглашение о «заморозке» цен до 31 марта 2019 года.
Для сведения. Решение о необходимости дополнительных мер по предотвращению резкого увеличения цен на бензин и дизельное топливо было принято 31 октября 2018 года на совещании Правительства с нефтяными компаниями. Договоренность обрела форму соглашения, которую подписали ФАС, Минэнерго и направили в крупнейшие нефтяные кампании. Оформление договорных документов положенным порядком заняло некоторое время, но действовать договор начал уже с 1 ноября, еще до его полного подписания.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Варианты развития событий после 31 марта 2019 года
Существуют разные прогнозы экспертов по поводу развития событий после окончания действия соглашения. Большинство аналитиков склоняются к тому, что повышение цен не превысит уровня планируемой правительством инфляции. То есть удорожание составит не более 4.3% и будет постепенным. Такого же мнения придерживаются представители нефтяных компаний.
Из пессимистичных прогнозов экспертов следует, что после окончания «заморозки» бензин может подорожать уже за первый квартал на 7-10 %. А к концу 2019 года стоимость российского топлива может перевалить за сто рублей. В «Роснефти» опровергают такой вариант развития событий. Представители нефтяной компании заверяют, что стоимость бензина марки Аи-95 вряд ли превысит 50 руб. В этой же ценовой категории останутся дизельное топливо и бензин марки Аи-92.
Владимир Путин о повышении цен на бензин в 2019 году: видео
От чего зависят цены на бензин и какими они будут в России в 2019 году: прогнозы чиновников и экспертов
Цена топлива напрямую влияет на уровень жизни населения. Если стоимость горючего растет, то дорожают услуги и товары, увеличиваются расходы на использование личного транспорта, а также на проезд в общественном и т. д. Наши эксперты изучили текущие экономические реалии и прогнозы экспертов в отношении того, какими будут цены на бензин в 2019 году.
На ценообразование топлива в РФ влияют две группы факторов:
- Макроэкономические, т. е. общемировые.
- Локальные, связанные с особенностями нефтеперерабатывающей отрасли и внутренней политикой властей по наполнению госбюджета России.
Рост себестоимости горючего эксперты объясняют:
- государственным вмешательством в регулирование цен на внутреннем рынке;
- изменением процентной ставки по акцизу;
- колебаниями нефтяных котировок;
- сезонными колебаниями.
Чтобы понимать особенность ценообразования на топливо в России, стоит взглянуть на следующую диаграмму, отображающую стоимость нефти и цен на бензин в европейских странах в период 2014-2018 годов.
График демонстрирует прямую зависимость между ценой черного золота и топлива. Однако в России ситуация выглядит иначе:
Очевидно, что при падающей нефти цена бензина в РФ стабильно шла вверх. Причина такого несоответствия заключается в том, что стоимость черного золота – лишь один из факторов, влияющих на ценообразование топлива в нашей стране, а кроме этого, не менее сильное воздействие оказывают:
- погодные условия;
- уровень инфляции;
- обменный курс рубля;
- транспортные расходы;
- геополитические риски;
- объем нефтеперерабатывающих мощностей;
- внешняя политика государств, входящих в ОПЕК.
Полная цепочка факторов, определяющих цену бензина выглядит так: расходы на добычу нефти + транспортировка + переработка + доставка до розничных точек + НДС + Акциз + НДПИ + доход добытчиков и переработчиков = цена 1 л бензина.
К тому же в 2018 прекратили работу 3 компании, занимавшиеся нефтепереработкой, а это снизило предложение при возросшем спросе, что стало дополнительной причиной роста цен. Ситуация к началу 2019 году не улучшилась, и эксперты объясняют, почему стоимость бензина продолжит подниматься.
С 1 января 2019 в рамках планового повышения был поднят размер акцизного сбора. Теперь производители топлива будут платить налог в 1,5 раза больше, чем раньше. Рост таких затрат заложат в цену, по которой бензин попадет оптовикам. Посредники будут вынуждены скорректировать свои расходы и прибыли, связанные с поднятием акциза, и тоже увеличат конечную стоимость продукта.
Кроме акциза, государство подняло НДПИ – налог на доходы от полезных ископаемых, а заодно снизило пошлину на экспорт нефтепродуктов. Это сделало продажу нефти и ГСМ за рубеж для производителей более выгодной, чем реализацию добытого черного золота на внутреннем рынке РФ.
При такой схеме, которая уже реализуется, страдает розница. На АЗС не могут увеличивать стоимость бензина, согласно новым реалиям, т. к. государством на это наложен запрет. Из-за искусственного сдерживания цены АЗС несут убытки, часть из них закрывается.
Ситуацию усугубляет растущая инфляция. ЦБ России уже скорректировал прогнозные значения в отношении инфляционных ожиданий, заявив, что удержать обесценивание рубля на уровне 4% в год не удастся. Поэтому вопрос о том, будет ли дорожать бензин в 2019, уже не стоит. Сейчас граждан и представителей бизнеса волнует, насколько сильным будет повышение цен. В таблице приведены цены на топливо по состоянию на февраль 2019.
В 2019 году сбудется худший сценарий подорожания бензина
Уже в следующем году стоимость литра бензина, с большой долей вероятности, перевалит за 50 рублей. Это может произойти после анонсированного правительством повышения акцизов на топливо, запланированного на 1 января 2019 года. Как заявил вице-премьер России Дмитрий Козак, акцизы на дизтопливо и бензин вырастут на 2,7 тысячи рублей и 3,7 тысячи рублей за тонну соответственно. В интервью РБК он уточнил, что «акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года».
Напомним, что после стремительного роста оптовых и розничных цен на топливо в конце мая правительством было принято решение с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизельное топливо на три тысячи и две тысячи рублей за тонну соответственно, а также не повышать ставки с 1 июля, как это предполагалось ранее. В итоге данные меры позволили несколько стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Однако, по мнению вице-премьера, нового скачка цен в начале года не случится — он пообещал «применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло».
Впрочем, представители отрасли не разделяют оптимизма вице-премьера. Буквально две недели назад глава Российского топливного союза Евгений Аркуша предупредил администрацию президента о риске роста цен на бензин из-за увеличения акцизов и НДС (налог вырастет с 18 до 20%). В частности, в его письме отмечается, что «только в результате одновременного увеличения акцизов и НДС потенциал роста цены литра бензина составляет около 4,4 рублей за литр». В разговоре с «URA.RU» он подтвердил, что обозначил правительству и администрации президента свою позицию.
Первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин рассказал «URA.RU», что «правительство в курсе проблемы и пытается задействовать все механизмы для недопущения дальнейшего роста цен». «Однако главный вопрос — как это сработает на практике? Сегодня нельзя полностью спрогнозировать ситуацию: мы же не знаем, сколько будет стоить нефть, какие еще факторы будут влиять на рынок в определенный период», — пояснил Ашихмин. В то же время он подчеркнул, что риск нового ценового скачка существует: «Это зависит в первую очередь от того, будет ли наблюдаться нехватка нефтепродуктов на внутреннем рынке или же нет. Если возникнет дефицит, то повышение цен неизбежно», — сказал эксперт.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, акцизы являются основной составляющей стоимости топлива: «Если повысить акцизы, неизбежно повысится и стоимость бензина. Поэтому вопрос заключается только в том, как правительство намерено избежать такого сценария». Он заявил, что теоретически можно увеличить объем предложения на рынке либо сделать экспорт бензина менее выгодным. Пикин не исключил, что в следующем году стоимость литра топлива рискует перевалить за 50 рублей: «В этом году повышение акцизов перенесли, чтобы сделать выдох, снять социальное напряжение. Но в 2019 году все может повториться заново — мы постоянно наступаем на одни и те же грабли».
Собеседник «URA.RU» также рассказал, что в Томске и Омске бензин дороже, чем в Казахстане, куда Россия поставляет топливо. «Это объясняется тем, что там [в Казахстане] на рынке есть конкуренция, а у нас ее нет и, судя по всему, в ближайшее время не появится», — сказал Пикин. По мнению экспертов, 50 рублей за литр — это важнейший для россиян психологический рубеж.
На сегодняшний день средняя цена бензина марки АИ-92 в Москве составляет почти 42 рубля, в Екатеринбурге — 40,5 рублей, в Нижнем Новгороде — 41 рубль. Дизельное топливо — на два-три рубля дороже. Согласно данным опроса ВЦИОМ, проведенного этим летом, около 83% россиян считают, что рост цен на топливо ухудшит их материальное положение. Больше половины водителей думают, что из-за увеличения затрат на топливо у них могут возникнуть серьезные финансовые трудности. Респонденты винят в росте цен на бензин в первую очередь нефтяные компании (46%) и правительство (40%), на третьем месте (19%) — владельцев автозаправочных станций.
07.02.2019 294 Просмотров
Стало известно о том, что в следующем году в России произойдет повышение цены акцизов, в результате этого возрастет цена на бензин. Эксперты говорят о слишком большом подорожании, однако Антон Силуанов исключает тот факт, что произойдет резкий скачок цен.
Согласно полученным сведениям из Счетной палаты, начиная со следующего года, акциз будет увеличен в 1,5 раза, это в свою очередь повлечет повышение цен на топливо. Если это произойдет, то необходимо будет предпринимать дополнительные меры.
Ознакомившись со структурной составляющей стоимости бензина становится понятно, почему нефтегазовые компании в один голос утверждают, что они не играют решающую роль в формировании цены на топливо в 2019 году. Доцент кафедры ФФБД РАНХиГС Сергей Хестанов тоже поясняет, что дорожает бензин вовсе не по вине нефтяников. Так как добывающие компании на сегодняшний день лишь косвенным образом могут незначительно влиять на ценовую политику в топливной отрасли. По словам Сергея Александровича и других ведущих экономистов РФ, на цену бензина в большей мере влияют следующие факторы:
- Обесценивание нефти. Пополнение российского бюджета все еще слишком тесно завязано на прибыли нефтегазовых компаний. Поэтому снижение цен на экспортную нефть сразу ощущается дефицитом доходов. Чтобы их компенсировать правительство повышает акцизные сборы, что в конечном итоге отражается в цене за литр горючего.
- Перспективы экспорта. Продавать нефть «за дорого» другим странам очень выгодно. В результате предложение внутреннего рынка снижается, а спрос при этом остается на прежнем уровне. По закону экономики «спроса и предложения» цены начинают ползти вверх. Особенно остро это прослеживается в летний сезон, когда спрос на бензин увеличивается в разы.
- Жесткая налоговая политика. Постоянное увеличение налоговой нагрузки одна из важнейших причин подорожания бензина.
Кроме того, по мнению вице-президента Российского топливного союза Евгения Александровича Аркуши бензин дорожает из-за ослабления российского рубля, колебания цен на нефть и западных санкций.
О недовольстве населения ценами на топливо глава государства узнал из многочисленных протестов и даже прямых обращений. Владимир Путин обосновал стоимость бензина следующим: «Это связано со многими факторами. Цена определяется и внешней конъюнктурой, и, если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем свои цены держать по-другому, чем в соседних странах. Иначе нам нужно будет просто создавать новый железный занавес». Но вслед за заявлением правительство приняло решение вмешаться в контролирование цен на горючее. Результатом стало соглашение о «заморозке» цен до 31 марта 2019 года.
Для сведения. Решение о необходимости дополнительных мер по предотвращению резкого увеличения цен на бензин и дизельное топливо было принято 31 октября 2018 года на совещании Правительства с нефтяными компаниями. Договоренность обрела форму соглашения, которую подписали ФАС, Минэнерго и направили в крупнейшие нефтяные кампании. Оформление договорных документов положенным порядком заняло некоторое время, но действовать договор начал уже с 1 ноября, еще до его полного подписания.
Начиная с января следующего года цена акциза на бензин будет составлять 12 374 рублей/тонна, в данном случае, подорожание составляет +49.9%. Стоимость ДТ будет 8 541 рублей/тонна, подорожание равно +66.3%. На текущий день она равна 8 213 рублей/тонна и 5 665 рублей/тонна.
Эксперты утверждают, что бензин подорожает не только из-за увеличения цен на акцизы, но ещё и из-за роста НДС на 2%, что в итоге составит 20%. Поэтому резкого скачка цен не произойдёт.
— Никакие скачки не планируются. Несмотря на рост акцизов, начиная с 1 января следующего года, у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться в нефтеперерабатывающие компании, в результате которого будет скомпенсировано это увеличение нагрузки, — сообщил министр.
Некоторое время назад Александр Новаков сказал, что бензин и ДТ подорожает на уровень инфляции. В правительстве есть способ, который позволит регулировать рост цен на акцизы и другие факторы, оказывающие влияние на стоимость горючего.
Власти России будут делать всё возможное, чтобы не произошел резкий скачок цен, это может привести к недовольству населения. Цены можно сдерживать благодаря компенсирующим выплатам для НПЗ. Таким образом эксперты предполагают, что в следующем году за 1 литр топлива придётся заплатить на 3 или 4 руб. дороже чем сейчас.
В Счетной палате говорится о новом скачке розничных цен на бензин. Аудиторы считают, что причиной может оказаться очередное повышение акцизов на горючее с 1 января 2019 года.
«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы.
При неблагоприятном сценарий необходимо будет принимать дополнительные меры. Следует напомнить, что летом власти говорили о том, что с января следующего года акциз на дизельное топливо и бензин поднимутся на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну.
Цены на моторное топливо должны были повыситься ещё в этом году, начиная с 1 июля на 700 руб, что в итоге составило бы 11,892 тысяч за 1 тонну бензина и 8,258 тысячи рублей на 1 тонну дизельного топлива. Но весной произошел резкий рост цен на нефтепродукты, в результате чего цена топлива на заправках превысила отметку 40 руб. за 1 л, есть регионы в которых цена составила 50 руб. за литр.
Чтобы не произошел рост розничных цен, Дмитрию Козаку, являющемуся вице-премьером по ТЭКу, необходимо было самостоятельно договариваться с нефтяниками. В результате, вместо того чтобы держать цены, произошло их снижение на 3.000 руб за бензин и на 2.000 руб за дизельное топливо. Только это помогло стабилизировать ситуацию, но тем не менее значительного снижения не произошло.
В счетной палате отметили — снижение акцизов на бензин дало возможность немного снизить розничные цены на 0,2%. Но этого недостаточно для того, чтобы компенсировать рост цен.
Некоторое время назад независимые продавцы а также представители Ростоплива говорили о том, что рост цен на бензин является неизбежным.
Власти утверждают что сделают всё возможное, чтобы не допустить серьезного повышения цен в рознице.
Варианты развития событий после 31 марта 2019 года
Существуют разные прогнозы экспертов по поводу развития событий после окончания действия соглашения. Большинство аналитиков склоняются к тому, что повышение цен не превысит уровня планируемой правительством инфляции. То есть удорожание составит не более 4.3% и будет постепенным. Такого же мнения придерживаются представители нефтяных компаний.
Из пессимистичных прогнозов экспертов следует, что после окончания «заморозки» бензин может подорожать уже за первый квартал на 7-10 %. А к концу 2019 года стоимость российского топлива может перевалить за сто рублей. В «Роснефти» опровергают такой вариант развития событий. Представители нефтяной компании заверяют, что стоимость бензина марки Аи-95 вряд ли превысит 50 руб. В этой же ценовой категории останутся дизельное топливо и бензин марки Аи-92.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Владимир Путин о повышении цен на бензин в 2019 году: видео
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.