Объектом права собственности на природные ресурсы является

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "объектом права собственности на природные ресурсы является". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы

Право собственности предполагает, как правило, наличие у собственника одновременно всех трех перечисленных правомочий.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него за­конодательством обязанность обеспечения рационального исполь­зования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окру­жающей среды. Эта обязанность в практическом смысле означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответст­вующие требования, предусмотренные законодательством. Например, если собственник природных ресурсов передает их в пользование дру­гим лицам, что, как правило, на него возлагается обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды (это особенно часто встречается приме­нительно к государственной собственности).

В природоресурсном законодательстве право собственности ус­тановлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

Объект является важным признакам права собственности, позволяющим от­граничить его и иные вещные права от других абсолютных прав (на имя в авторском праве, на жизнь, свободу передвижения). Объектом вещного права служит индивидуально определенное имущество. Гражданский кодекс относит «природные ресурсы» к «недвижимому имуществу». В статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам прямо отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение кото­рых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса и многолетние насаждения.

Таким образом, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные ресурсы являются:

1) отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т. п.);

2) только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);

3) при условии, если они находятся в экологической связи с окружаю­щей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмо­сферном воздухе как объекте права собственности. По Федераль­ному закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является, что обусловлено его физичес­ким состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция нахо­дится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. На него установить какую-либо форму собственности поскольку он мигрирует (ветра, циклоны) и является естественным компонентом жизнедеятельности всех живых существ, и введение собствен­ности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность, а это абсурд. В силу этого исключается воз­можность фактического владения им.

Земля –частная, государственная, муниципальная

Недра– только государственная.

Воды –частная, государственная, муниципальная

Леса –частная, государственная, муниципальная (преимущественно государственная)

Животный мир –только государственная.

Атмосферный воздух – в собственности быть не может по объективным причинам.

Особо охраняемые природные территории и объекты – только государственная.

Субъекты права собственностина природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Представляется, что этот пере­чень субъектов – исчерпывающий.

Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федера­ции, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, авто­номных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К субъектам права муниципальной собственности относятся представи­тельные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.

Объем и состав прав и обязанностей природопользователей обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование, целями использования, статусом субъектов природопользования. Вместе с тем все природопользователи имеют право:

– осуществлять пользование природным объектом в пределах установленных законодательством, лицензией и договором;

– получать информацию о состоянии природного объекта, предоставленного в пользование.

Общими обязанностями природопользователей являются:

– осуществлять использование природными объектами рационально, в соответствии с их целевым назначением, способами, не наносящими вреда окружающей природной среде и здоровью человека;

– осуществлять природоохранные мероприятия, предусмотренные законодательством и договором;

– своевременно и правильно вносит платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды;

– обеспечивать соблюдение экологических нормативов;

– предоставлять специальным государственным органам информацию о состоянии природного объекта в порядке, установленном законодательством;

– восстанавливать природные объекты, нарушенные в процессе природопользования за свой счет.

185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Выращивание лука как бизнес

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ зземельные, водные, ресурсы могут быть объектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Действующее природоресурсное законодательство, (лесное, фаунистическое, горное) допускает только государственную форму собственности, в частности на леса, животный мир и недра. Здесь выступают в качестве объектов права собственности отдельные участки лесов, животного мира и недр.

К примеру, праву государственной собственности природных ресурсов составляет Федеральную государственную собственность, субъектов Российской Федерации. Это ограничение государственной собственности вытекает из Земельного кодекса РФ ст16 ЗКРФ и п. 2 ст. 214 ГКРФ. Право муниципальной собственности на водные ресурсы ограничивается небольшими и непроточными водоемами, не имеющими гидрологической связи с другими водными объектами.

Как видно, водные ресурсы в отличие от земель имеют несколько другой статус. Существуют и определенные ограничения в использовании водных ресурсов.

Анализируя природоресурсное законодательство, видно, что право государственной собственности установлено на животный мир, недра, водные объекты лесные участки. Российское законодательство об особо охраняемых природных территориях также относит к объектам права государственной собственности земельные участки заповедников, заказников, национальных парков и другие особо охраняемые природные территории.

Не могут быть объектами права государственной и другой собственности атмосферный воздух, приливные волны, энергия космоса земли. Это объясняется тем, что указанные объекты природы не могут быть использованы, так как используются земельные участки, водные объекты и другие объекты природы. Кроме того, исключается возможность фактического владения атмосферным воздухом, энергией космоса и приливными волнами. А, как известно, владение — одно из важнейших правомочий собственника.

Рассматривая субъекты права собственности на природные ресурсы, следует отметить, что в юридической литературе они подвергались довольно широкому и глубокому изучению, исследовались и в связи с изложением общих вопросов природопользования и охраны окружающей среды [1] .

Многочисленные виды отношений природопользования и охраны окружающей среды различаются между собой, прежде всего, составом субъектов права, являющихся одним из важных элементов отношений собственности на природные ресурсы.

В действующем природоресурсном законодательстве определяется значительный перечень субъектов права собственности на природные ресурсы.

Увеличение субъектов права собственности на природные ресурсы произошло за счет введения Конституцией РФ многочисленных форм собственности, таких как частной, государственной, муниципальной и иных форм. К примеру, наиболее полное закрепление субъектов права собственности на землю нашло в земельном и гражданском законодательстве. Им специально посвящены статьи 15—19 Земельного кодекса РФ и соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ в которых определены общие положения о субъектах права собственности на землю.

Статья 15 ЗК РФ закрепляет собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) на такие земельные участки, которые приобретены ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что до образования СССР собственниками природных ресурсов были все союзные республики. После образования Союза ССР право собственника перешло к СССР в лице высших органов государственной власти и исполнения. В настоящее время в связи с распадом СССР, вновь каждый субъект Федерации, провозгласив свои собственные права на природные ресурсы, приобрел право собственности на них.

Субъекты права собственности на природные ресурсы определяются соответствующим отраслевым законодательством.

Так, для определения правового статуса гражданина в качестве субъекта права собственности на землю необходимо обратиться к гражданскому и земельному законодательству. Для приобретения земельного участка на праве собственности, гражданин должен обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Экологическое законодательство признает субъектами права собственности также юридические лица, созданные гражданами на основании индивидуального предпринимательства.

Под субъектами права собственности понимаются физические и юридические лица, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять, непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. обладать правосубъектностью).

Таким образом, субъектами права собственности на землю и водные ресурсы являются физические и юридические лица, сама Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования.

Так, субъектами права собственности на воды, расположенные на землях поселений (городские и сельские поселения), являются муниципальные образования (п. 3 ст. 8 Водного кодекса РФ).

Что касается субъектов права собственности на леса, то они определены в Лесном кодексе РФ, которыми являются сама Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. Характеризуя формы собственности на природные ресурсы, отметим, что на первом месте закреплена частная форма собственности на землю. Тем самым подчеркивается ее ведущее значение.

В частной собственности могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, жилищного и дачного строительства, индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности, иных, не запрещенных законодательством, целей.

Иные формы собственности на землю и другие природные ресурсы в законодательстве не предусмотрены. Говоря о коллективной собственности, по существу эта разновидность частной собственности, которая представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц.

В соответствии со ст. 244 ГК имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников на праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). К примеру, совместная собственность на имущество, в том числе и земельные участки, бывает у супругов; общая долевая собственность на земельный участок — у собственников жилого дома, расположенного на этом участке. Долевая собственность на природные ресурсы имеет место в случаях, когда происходит реорганизация каких-либо хозяйств колхозов, совхозов, приватизации других государственных предприятий в сельском хозяйстве.

Читайте так же:  Льготы ветеранам труда в мурманской области в 2019 году

Так, характеризуя общую совместную собственность на природные ресурсы (землю) общего пользования, садоводческих товариществ, животноводческих, дачных, гаражных кооперативов и других кооперативов, осуществляющих свои права в качестве субъектов права природопользования.

Видео (кликните для воспроизведения).

В юридической литературе в настоящее время различают соб- ствен-ности — публично-правовую собственность и частноправовую. Государству присуща первая. Вторая присуща деятельности юридического и физического лица для осуществления природопользования и охраны окружающей среды и других хозяйственных целей.

  • [1] Петров В.В. Экологическое право. М.: БЕК, 1995. С. 130—131.

Понятие, объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы

Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой — собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

По данным Комитета РФ по геологии и использованию недр на апрель 1996г., по объемам разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При площади территории в десять процентов земли (от планетарной) в недрах России сосредоточено 12– 13% мировых запасов нефти, 35% –газа, 12% — угля, значительная часть запасов золота, алмазов, железных руд, цветных и редких металлов.

В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах.

При оценке собственности на природные ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека — экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Соответственно, природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Читайте так же:  Как создать благотворительный фонд с нуля

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности Государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.

Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Объекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

* какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и

* какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

Читайте так же:  Документы на получение квоты на рвп

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение — одно из важнейших правомочий собственника.

Что же касается второго вопроса об объектах права собственности на природные ресурсы, а именно, какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то, чтобы не повторяться, рассмотрим его при характеристике отдельных форм собственности.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности — частной, государственной, муниципальной и иной;

б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням — федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов — исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. С учетом того, что собственник обладает триадой полномочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержание понятия управления? Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное и др.) часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (в части управления использованием и охраной земель, вод, недр и т.д.). Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы — физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

3. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах: какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Федеральному закону “Об охране атмосферного воздуха” объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших полномочий собственника.

Субъекты права собственности на природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ.

4. Право частной собственности на природные ресурсы

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Читайте так же:  Кто должен оплачивать коммунальные услуги

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество – средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах – для создания производственной и социальной инфраструктуры.

Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

  • · какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и
  • · какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.

Что же касается второго вопроса об объектах права собственности на природные ресурсы, а именно, какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то, чтобы не повторяться, рассмотрим его при характеристике отдельных форм собственности.

Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

  • а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности – частной, государственной, муниципальной и иной;
  • б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням – федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов – исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. С учетом того, что собственник обладает триадой полномочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержание понятия управления? Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы. Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы – физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

Изображение - Объектом права собственности на природные ресурсы является 327734357332
Автор статьи: Антон Петренко

Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here