Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "незаконное перемещение товаров через таможенную границу". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
- 1 Незаконное перемещение товаров через таможенную границу
- 2 Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
- 3 “Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки”
- 4 Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
- 5 Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
- 6 Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
- 7 Как контролируется незаконное движение товаров через таможенную границу
- 8 Незаконное перемещение товаров через таможенную границу
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу
“. 19) незаконное перемещение товаров через таможенную границу – перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;. “
“Таможенный кодекс Таможенного союза” (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое “Незаконное перемещение товаров через таможенную границу” в других словарях:
НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ — перемещение товаров через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов и средств идентификации, а равно покушение на такое перемещение (статья 8 ТмК Республики Беларусь). В… … Таможенное дело. Толковый словарь
НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ И (ИЛИ) — ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом … Юридическая энциклопедия
незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом РФ … Таможенное право. Глоссарий
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ — Таможенным кодексом Российской Федерации различаются следующие В.н.т.п.: нарушение режима зоны таможенного контроля, неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; неуведомление или недостоверное… … Энциклопедический словарь экономики и права
Контрабанда — У этого термина существуют и другие значения, см. Контрабанда (значения). Контрабанда (итал. contrabbando, от … Википедия
НПА:Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:Раздел II — (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия
КОНТРАБАНДА — (ит. contrabando, опт contra против и bando правительственный указ) уголовное преступление или правонарушение в сфере таможенного дела. В соответствии со ст. 219 ТК РФ К. признается перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием… … Энциклопедический словарь экономики и права
Дела об административных правонарушениях, рассматриваемые судьями — судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, в частности, предусмотренных статьями 5.7 (отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Ответственность за контрабанду животных — Одним из важнейших элементов борьбы с уничтожением редких представителей флоры и фауны Российской Федерации является пресечение фактов их незаконного вывоза за пределы территории страны. Законодательство Российской Федерации за контрабанду… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Контрабандист — Контрабанда (итал. contrabbando, от итал. contra против и итал. bando правительственный указ) незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов, то есть перемещение товаров, ценностей и иных предметов,… … Википедия
Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
См. комментарии к статье 16.1 КоАП РФ
Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 16.1 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств – членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств – членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, –
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 16.1 настоящего Кодекса внесены изменения
2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза –
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 207-ФЗ в часть 3 статьи 16.1 настоящего Кодекса внесены изменения
3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
“Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки”
Субъектами правонарушения могут быть физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, нарушившие установленный порядок прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС, а также порядок убытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки с таможенной территории ТС.
Субъективная сторона для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюсти порядок перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу ТС, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры (ст. 2.1, 2.2).
Объект правонарушения – порядок прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС, а также порядок убытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки с таможенной территории ТС.
Объективные стороны административных правонарушений, предусмотренных ч. 1–4 ст. 16.1, выражаются в форме соответствующих действий, перечисленных в диспозициях названных частей ст. 16.1.
Статья 16.1 устанавливает административную ответственность:
Согласно примечанию к ст. 16.1:
“1. За административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. Для целей применения гл. 16 под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы”.
Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
– поддельного средства идентификации, то есть полностью изготовленного фиктивного средства идентификации;
– подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего идентификации других товаров и транспортных средств (подробнее о средствах идентификации см. рекомендации к ст. 16.11 КоАП РФ).
2.4. В практике таможенных органов возникает вопрос, могут ли транспортные средства являться орудиями совершения правонарушения, выразившегося в перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации с использованием недействительных документов.
Следует учитывать, что предметы, применяемые для совершения административного правонарушения, а также приспособления, облегчающие его реализацию, образуют категорию средств совершения административного правонарушения. Транспортные средства, использующиеся для незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, таким образом, в любом случае будут являться средствами совершения административного правонарушения. Однако под орудиями совершения правонарушения понимаются только те средства, которые используются в процессе непосредственного осуществления правонарушения, то есть те средства, которыми непосредственно исполняется задуманное и причиняются общественно опасные последствия. Совершение правонарушения и использование в связи с этим конкретных предметов должно находиться в причинно – следственной связи, а возможность совершения правонарушения – в непосредственной зависимости от их использования.
Исходя из вышеизложенного, при совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, орудием его совершения будут являться те предметы, при помощи которых непосредственно достигается цель незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации (например, чемодан с двойным дном, в котором скрывались товары). При использовании для этой цели недействительных документов (поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения в отношении товаров, и т.д.) транспортные средства, на которых перемещаются товары, в отношении которых были предоставлены такие документы, в общем случае не будут являться орудиями совершения правонарушения в связи с отсутствием причинно – следственной связи между их использованием и совершением правонарушения.
Вместе с тем вывод о том, являются ли товары и транспортные средства орудием совершения правонарушения, должен делаться в каждом конкретном случае на основе изучения всех обстоятельств дела, в том числе связи между совершением правонарушения и использованием конкретных транспортных средств.
2.5. Необходимо учитывать, что ст. 16.1 КоАП РФ в части представления недействительных документов или указанных средств идентификации при ввозе товаров и транспортных средств применима только в случае совершения указанных действий при фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации. Поэтому деяния, выразившиеся, например, в представлении недействительных документов или ненадлежащих средств идентификации во внутренних таможнях при таможенном оформлении товаров, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации с соблюдением таможенных правил, не образуют состава данного правонарушения и в зависимости от обстоятельств подлежат квалификации по другим статьям КоАП РФ.
3. Субъектом ответственности по данной статье являются лица, фактически перемещающие товары и транспортные средства, совершившие деяния, перечисленные в диспозиции статьи. Иногда высказываются сомнения в возможности рассмотрения перевозчика в качестве субъекта ответственности за представление таможенному органу недействительных документов со следующей аргументацией:
– перевозчик, заключая с отправителем договор перевозки, не всегда может проверить правильность указания сведений о товаре, являющемся предметом договора;
– ст. 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. (далее – Конвенция), обязывающая перевозчика проверять ряд сведений при принятии груза к перевозке, к их числу не относит, например, проверку наименований перевозимых товаров, а также не обязывает проверять подлинность документов.
При правовой оценке этих доводов следует иметь в виду, что целью применения Конвенции является “желательность внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов по дорогам и, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности перевозчика”. Сфера применения Конвенции распространяется на договоры дорожной перевозки грузов, т.е. регламентирует отношения между отправителем и перевозчиком грузов (именно в этом контексте следует прочитывать ст. 7, 8, 11 и другие статьи Конвенции, определяющие пределы ответственности перевозчика).
Вместе с тем на перевозчика, заключившего договор перевозки, согласно которому часть маршрута следования проходит по территории иностранного государства, возлагаются не только обязательства по исполнению условий гражданско – правового договора, но и обязанности, связанные с вступлением в правоотношения с таможенными органами иностранного государства. Эти правоотношения не являются предметом регулирования Конвенции о договоре международной перевозки грузов, а регулируются национальным законодательством государства, через территорию которого осуществляется перемещение груза.
Законодательством Российской Федерации на перевозчика как на лицо, фактически перемещающее товары и транспортные средства, возложена обязанность представления необходимых для проведения таможенного контроля сведений о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах и транспортных средствах (ст. 182 ТК РФ). Кроме того, вопросы ответственности перевозчика регулируются ст. 144 ТК РФ, предусматривающей, что до помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами несет перевозчик. В отдельных случаях перевозчик несет ответственность и после помещения товаров под таможенный режим, например при транзите товаров (ст. 40 ТК РФ).
4. В примечании к ст. 16.1 КоАП РФ указано, что в главе 16 КоАП РФ используются понятия “товары”, “транспортные средства” и “перевозчик”, принятые в ТК РФ. Необходимость выделения именно этих трех понятий вызвана, прежде всего, их частым использованием в различных законодательных актах в значении, отличающемся от принятого в ТК РФ.
Однако помимо перечисленных законодателем, в данной главе используются и иные понятия, относящиеся к сфере таможенного регулирования, такие как “перемещение через таможенную границу Российской Федерации”, “таможенный контроль”, “таможенное оформление”, “таможенный режим”, “выпуск”, “условный выпуск”, “декларирование”, “лицо, перемещающее товары и транспортные средства” и др., толковать которые также необходимо с учетом смысла, заложенного в ТК РФ.
Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
Глава 16 КоАП РФ содержит 22 статьи и посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил).
Норма комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа и конфискации товаров за наиболее опасный состав правонарушения в таможенной сфере.
Таким образом, если стоимость товаров или транспортных средств, незаконно перемещаемых гражданином через таможенную границу РФ, превышает двести пятьдесят тысяч рублей либо если товары включены в перечень ч. 2 ст. 188 УК, в этих случаях правонарушитель подлежит уголовной ответственности.
Под перемещением через таможенную границу РФ понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров, транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.
Под товарами в Таможенном кодексе понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, а также транспортные средства за исключением специально оговоренных случаев.
Транспортными средствами, согласно ТК, являются только средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также порядок их таможенного контроля.
Таможенный контроль определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Объективную сторону правонарушения составляет перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу помимо либо с сокрытием от таможенного контроля.
Данная статья содержит конкретные способы сокрытия товаров и транспортных средств: перемещение путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица. Наиболее распространенным субъектом данного правонарушения являются таможенные перевозчики (ст. 18 ТК). Субъективная сторона правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умыслом. Дела по данной статье рассматриваются судьей, которому законодательно дана возможность назначения нескольких вариантов административного наказания:
основное наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
Ст. 16.1 КоАП РФ в последней действующей редакции от 4 июля 2016 года.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств – членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств – членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, –
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза –
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
4. Утратила силу.
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Как контролируется незаконное движение товаров через таможенную границу
Нарушение правил пересечения разграничительных линий между государствами связано не только с перемещением лиц, но и с провозкой багажа или других грузов. Чаще всего происходит незаконное перемещение товаров через таможенную границу, которое идет вразрез с установленными правилами и влечет за собой ввоз контрабандной продукции. Основные усилия таможенников на сегодняшний день направлены на решение именно этой проблемы.
Создание единой таможенной зоны состоялось еще в 2007 году, а в 2009 были ратифицированы документы, которые сегодня составляют основу Таможенного Союза. Первыми участниками содружества стали Беларусь, Россия и Казахстан. Немного позже к ним присоединилась Армения (2014) и Киргизия (2015). Перспективными кандидатами на сегодняшний день являются Сирия, Таджикистан, Тунис.Вкратце суть такого экономического образования можно описать так:
- упразднение таможенных пошлин и границ для ввоза продукции;
- введение единого тарифа для других государств.
Основная причина создания Таможенного Союза – возможность экономического роста на территории стран-участниц, снижение издержек на перевозки, новые возможности развития бизнеса.
Таким образом, сущность незаконного перемещения товаров через таможенную границу заключается в совершении действий, в результате которых груз попадает на территорию Таможенного союза в обход установленных норм.
Иначе говоря, внутри указанных государств действую единые беспошлинные правила, а также облегчена процедура перемещения грузов. На все другие государства, не вошедшие в союз, распространяются общие таможенные правила. Пользоваться привилегиями могут только перечисленные выше страны.
Если говорить о том, каким образом можно доставить продукцию на территорию того или иного государства, то здесь вопрос не ограничивается только лишь откровенным ввозом запрещенных товаров. На самом деле классификация нелегальных действий гораздо шире, и к способам незаконного перемещения товаров через таможенную границу относятся:
- Перемещение товаров за пределами мест проведения контроля сотрудниками таможни.
- Сокрытие нелегальных товаров в специально подготовленных тайниках, которые делают невозможным или трудным их обнаружение.
- Придание одним товарам вида других или, иными словами, маскировка с целью обмана.
- Предоставление документов, которые являются поддельными, недействительными или содержащими в себе недостоверную информацию о товарах. Сюда же можно отнести и документы, которые вообще не относятся к перевозимой продукции.
- Недекларирование или неправильное декларирование перемещаемых грузов.
Стоит отметить, что не подлежат таможенному досмотру личные вещи президента страны и членов его семьи, багаж депутатов российской Думы и членов правительства, военные суда и военная техника, следующие своим ходом.
Основные правила, которые регулируют процесс ввоза-вывоза товаров:
- Ввозить продукцию можно только через специально установленные пункты пропуска.
- Отдельные группы товаров могут ввозиться только через те пункты, которые для них обозначены. То же касается и процедуры вывоза багажа.
- Основанием для ввоза и вывоза продукции является таможенная декларация.
В категорию контрабандной продукции могут отнести совершенно любые товары: одежду, драгоценности, сувениры, перемещаемые за границу в больших размерах, а также те объекты собственности, которые по закону необходимо декларировать.
Кроме того, существует специальный перечень предметов и веществ, ввоз и вывоз которых в любом количестве строжайше запрещен. Сюда можно отнести:
- наркотики, психотропные средства, сильнодействующие, радиоактивные, взрывчатые и отравляющие вещества, огнестрельное оружие, взрывные устройства, биологическое, ядерное, химическое оружие, боеприпасы, а также материалы, которые могут быть использованы для создания всех перечисленных видов опасных предметов;
- сырьевые товары, которые имеют стратегическое значение;
- культурные ценности.
Не стоит забывать, что незаконный ввоз всех перечисленных наименований любыми способами влечет за собой не только конфискацию и арест перевозимого имущества, но и может стать причиной административного или уголовного наказания. Тяжесть меры пресечения зависит от каналов перемещения запрещенных товаров, их количества, возможных связей контрабандиста с другими преступными объединениями.
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу
В новой редакции главы 16 КоАП РФ ст. 16.1 дополнена ч. 4, предусматривающей административную ответственность за представление в таможенные органы недействительных документов на товары, ввозимые или вывозимые с территории Таможенного союза либо помещаемые под процедуру таможенного транзита или временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств — членов ТС, решениями Комиссии Таможенного союза или нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В отличие от правонарушений, в основе которых лежит представление таможенным органам недостоверных сведений различными путями (ч. 3 ст. 16.1), в объективной стороне этого АП выделен единственный квалифицирующий признак — представление в таможенный орган недействительных документов на товары. Что касается обстоятельств и условий, при которых представляются недействительные документы, то они аналогичны тем, которые перечислены в ч. 3 ст. 16.1, то есть при ввозе товаров на территорию ТС либо при вывозе товаров с территории ТС, помещении их под таможенную процедуру таможенного транзита либо на временное хранение.
Второй квалифицирующий признак НТП, предусмотренный ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ, связан со специальными характеристиками перемещаемого товара, который должен подпадать под ограничения и запреты, установленные международными договорами, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с международными договорами и таможенным законодательством Таможенного союза (за исключением мер нетарифного регулирования).
Следовательно, предметом доказывания будут несоблюдение узаконенных запретов и ограничений на ввоз и (или) вывоз определенных видов товаров и использование при этом недействительных документов. Аналогичные действия участников ВЭД при совершении других таможенных операций и процедур будут квалифицироваться по ч. 3 ст. 16.2, ст. 16.3 либо ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.
Предметом данного правонарушения являются товары, в отношении которых представлены недействительные документы.
Субъектом ответственности за данное НТП является лицо, перемещающее товар, подпадающий под запреты и ограничения, — таможенный перевозчик, на которого возложена обязанность соблюдать условия и выполнять требования, установленные таможенным законодательством (ст. 21, 22 ТК ТС; ст. 6 ФЗ-311).
Субъективную сторону деяния образует вина юридического лица, чаще всего осознанно идущего на риск привлечения к административной ответственности. У физического лица вина возможна в форме как умысла, так и неосторожности.
Несоблюдение запретов или ограничений, установленных внешнеторговым законодательством на ввоз товаров на таможенную территорию и вывоз их с таможенной территории Таможенного союза. Нарушение таможенных правил в виде несоблюдения запретов и (или) ограничений при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и при их убытии с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП РФ), имеет два состава.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, образует несоблюдение установленных законодательством запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера. Не применяются ограничения экономического характера в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение количественных ограничений, предоставленных квот и лицензий в сфере внешней торговли, запретных, антидемпинговых и (или) компенсационных мер. Непредставление в таможенный орган документов, подтверждающих соблюдение установленных законодательством ограничений, не связанных с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 28 ТК ТС и ч. 1 ст. 219 ФЗ-311, образует состав НТП, предусмотренный ст. 16.3 КоАП РФ. Это правонарушение чаще всего выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений как экономического, так и не экономического характера. Представление при декларировании недействительных документов, послуживших основанием для применения таких запретов или ограничений, подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, при перемещении товаров через таможенную границу ТС — по ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ. Составы двух вышеописанных правонарушений установлены специальными нормами и при правовой квалификации НТП имеют преимущество перед положениями ст. 16.3 КоАП РФ.
Субъектом данных правонарушений является лицо, на которое законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов или ограничений и представления доказательств соблюдения этих мер таможенным органам. Это могут быть лица, перечисленные в п. 6 ст. 4, в ст. 12 и 18 ТК ТС, в частности декларант, таможенный представитель и таможенный перевозчик — в случае перемещения ТиТС через таможенную границу.
Таможенный представитель, в соответствии со ст. 16 и 17 ТК ТС, не может являться субъектом ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ, так как обязанность соблюдения запретов и ограничений возложена на представляемых им лиц. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме как умысла, так и неосторожности.
Характеристика и правовая квалификация правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения таможенного контроля. Таможенным законодательством установлено, что одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является осуществление в отношении них таможенного контроля для предотвращения и пресечения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации. Товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и в Российскую Федерацию, считаются находящимися под таможенным контролем (ТК) с момента пересечения таможенной границы и до момента их фактического вывоза с территории, выпуска для внутреннего потребления, уничтожения, отказа в пользу государства, обращения в федеральную собственность либо распоряжения ими другим способом, установленным таможенным законодательством (раздел 3 ТК ТС).
Таможенный контроль предполагает представление в таможенные органы документов и сведений, необходимых для таможенных целей в соответствии с Таможенным кодексом ТС, а также отчетности для целей таможенного контроля (гл. 16 ТК ТС; гл. 19, 20 ФЗ-311). ТК осуществляется выборочно в установленных законом формах:
— проверка документов и сведений;
— устный опрос и получение объяснений;
— таможенное наблюдение, осмотр и таможенный досмотр ТиТС;
— личный таможенный досмотр;
— осмотр территорий и помещений для целей ТК;
— проверка маркировки товаров специальными марками, наличия средств идентификации;
— учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за посягательства на общественные отношения, складывающиеся в процессе перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, и на установленный порядок проведения таможенного контроля. Для этого создается зона таможенного контроля на таможенной границе Таможенного союза и государственной границе Российской Федерации (ст. 163 ФЗ-311), в местах перемещения товаров через таможенную границу, совершения таможенных операций, перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, на территории таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и в иных местах, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза.
В Российской Федерации порядок создания и обозначения зон таможенного контроля был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы», которое утратило силу после принятия Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако статьей 97 ТК ТС закреплено, что порядок создания и обозначения ЗТК, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяется законодательством государств — членов ТС.
К административным правонарушениям, посягающим на порядок и условия проведения таможенного контроля, относятся НТП, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 16.5, 16.8, 16.15 КоАП РФ.
Ст. 16.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа:
— перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
— помещение товаров и транспортных средств или размещение указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
— ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Следует обратить внимание, что ответственность наступает только за те действия, на совершение которых необходимо разрешение таможенного органа (ст. 97 ТК ТС; п. 23–26 ч. 11 ст. 163, ст. 165 ФЗ-311).
Субъектом ответственности по этой статье, в отличие от других НТП этой классификационной группы, может быть любое физическое или юридическое лицо, но в первую очередь это относится к таможенным перевозчикам.
С субъективной стороны нарушение характеризуется наличием как умысла, так и неосторожности.
Ст. 16.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушения таможенных правил, которые выражаются в причаливании к находящимся под таможенным контролем судам и другим плавучим средствам судов либо другим плавсредствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается.
Установление такой ответственности направлено на исключение возможности доступа к судам, находящимся под таможенным контролем, посторонних лиц в целях обеспечения сохранности перемещаемых товаров, грузов. Статья 16.8 является специальной по отношению к ст. 16.5 КоАП РФ, так как в ней рассматриваются частные случаи, связанные с запретом на доступ к транспортным средствам, определенным не только таможенным законодательством, но и Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 28.06.2014) «О Государственной границе Российской Федерации» и порядком пребывания в пунктах пропуска через государственную границу. Согласно установленному порядку, все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и (или) органа пограничного контроля.
Состав рассматриваемого НТП является формальным, поскольку наступление административной ответственности не связано с наступлением вредных последствий.
Субъектом правонарушения является лицо, которое причаливает к судну, находящемуся под таможенным контролем, то есть специальный субъект, имеющий право управления судном, иным плавсредством.
С субъективной стороны вина может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
Объектом данного правонарушения являются правоотношения, связанные с проведением таможенного контроля (ч. 3 ст. 121 ТК ТС; ст. 177 ФЗ-311).
Объективная сторона этого состава НТП характеризуется как бездействием — непредставлением, несвоевременным представлением отчетности в таможенный орган, так и активным действием — представлением отчетности, содержащей недостоверные сведения в нарушение порядка, установленного таможенным законодательством.
Субъектом АП является должностное и (или) юридическое лицо, участвующее в совершении таможенных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем. В ведомственном правовом нормативном акте конкретизируются в качестве субъекта ответственности владельцы таможенного склада (склада временного хранения), магазина беспошлинной торговли, а также специалисты по таможенному оформлению, имеющие документальное подтверждение соответствия требованиям таможенного законодательства, находящиеся в штате юридического лица, включенного в соответствующий таможенный реестр. Субъективная сторона характеризуется наличием вины (умысел или неосторожность). Состав рассматриваемого НТП носит четко выраженный формальный характер, поэтому производство по делу может осуществляться как в протокольной, так и в специальной форме административного производства.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Субъектом ответственности является лицо, на которое возложена обязанность представить в таможенные органы отчет о товарах, находящихся под таможенным контролем.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.