Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "незаконная постановка земельного участка на кадастровый учет". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
- 1 Росреестр – Незаконная постановка земельного участка на кадастровый учёт
- 2 Разъяснен порядок осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, права на которые признаны в судебном порядке (в порядке приобретательской давности или в порядке признания права на самовольную постройку)
- 3 Верховный суд объяснил, как оспорить отказ в постановке на кадастровый учет
- 4 Обжалование в судебном порядке постановки на кадастровый учет земельного участка
- 5 Государственный кадастровый учет: порядок постановки и сроки, необходимые документы
Росреестр – Незаконная постановка земельного участка на кадастровый учёт
Направляю вам копию сообщения о преступлении.
Прошу оказать содействие в наказании виновных работников Росреестра, которые незаконно поставили на государственный (!) кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером 23:37:0102018:26 по подложному межевому плану.
Я неоднократно обращался в Краснодар, получал необоснованные отписки за подписью Бойченко Д.В.(№11442/0115 от 08.08.2016 и №08547/0115 от 20.06.2017).
Дважды обращался в А СРО «ОКИ», жалуясь на противозаконные действия кадастрового инженера Козлова К.П., но получал бессовестные отписки, что мол обращаюсь не по их регламенту. Отписки АСРО «ОКИ» за подписью генерального директора А.В. Тихонова: №235/17вп от 02.06.2017 и № 297/17вп от 07.06.2017 г.
Вместо того, чтобы организовать проверку деятельности кадастрового инженера Козлова К.П., Тихонов К.П. покрывает мошенника от геодезии, который вносит заведомо ложные данные в межевой план!
Я, ветеран труда, уже с 2013 г. борюсь с произволом, но результата нет. Жулики отобрали у моей семьи 30 кв.м. земли вместе с деревьями и кустарниками.
Помогите, пожалуйста!
С Уважением, Хорев В.П.
Руководителю
следственного отдела по г-к Анапа
следственного управления
Следственного комитета РФ
подполковнику юстиции
С.В. Мотузку
от Хорева Владимира Павловича,
прож. г. Анапа, Гоголя, 96
т. 7-918-491-45-44
СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ,
совершённом главным специалистом-экспертом,
государственным регистратором Краснодарского края Анапского отдела Управления Росреестра
по Краснодарскому краю Лылиной Надеждой Константиновной
17 ноября 2017 г. Хорев В.П.
Приложение (копии):
1. Заключение кадастрового инженера межевого плана Козлова К.П. от 17 июня 2016 г. (первая версия).
2. Решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости № 2343/5/16-281588 от 9 августа 2016 г.
3. Заключение кадастрового инженера межевого плана Козлова К.П. от 17 июня 2016 г. (вторая версия).
4. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта № 23/17-226848 от 23 октября 2017 г.
5. Заключение кадастрового инженера межевого плана Козлова К.П. от 17 июня 2016 г. (третья, решающая, версия).
Федеральный судья Ковальчук Пётр Михайлович 24 ноября 2017 г. Именем Российской Федерации не усмотрел в действиях мошенников фальсификации!
Ковальчук П.М. до того, как стал федеральным судьёй работал в милиции. Он – юрист, ему виднее.
Руководителю
следственного отдела по г-к Анапа
следственного управления
Следственного комитета РФ
подполковнику юстиции
С.В. Мотузку
от Хорева Владимира Павловича,
прож. г. Анапа, Гоголя, 96
т. 7-918-491-45-44
Заявление
об обнаружении фактов фальсификации доказательств по гражданским делам, рассматриваемым в Анапском городском суде №№ 2-2523/2017 и 2-4209/2017.
20 ноября 2017 г. Хорев В.П.
Руководителю
следственного отдела по г-к Анапа
следственного управления
Следственного комитета РФ
подполковнику юстиции
С.В. Мотузку
от Хорева Владимира Павловича,
прож. г. Анапа, Гоголя, 96
т. 7-918-491-45-44
СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ,
20 ноября 2017 г. Хорев В.П.
1. Сообщение о преступлении от 18.07.2017 г. (КУСП № 20866)
2. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 4 октября 2017 г.
Руководителю «Федеральной кадастровой палаты
Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии» по Краснодарскому краю
Долгову А.А.
от представителя по доверенности Хоревой З.И.
Хорева Владимира Павловича,
прож. г. Анапа, Гоголя, 96
т. 8-918-491-45-44
[email protected]
Копия: Прокурору Краснодарского края
Копия: Генеральному прокурору РФ
Копия: ФСБ РФ
Копия: Администрация Президента РФ
Заявление.
Прошу снять с кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером 23:37:0102018:26 по адресу г. Анапа, Гоголя, 96 «А», поставленный на государственный (!) кадастровый учёт 7 ноября 2017 г. специалистом Анапского отдела Росреестра Лылиной Н.К. по сфальцифицированному межевому плану кадастрового (вора) инженера Козлова К.П.
Прошу также наказать лиц, виновных в этом преступлении.
С Уважением, Хорев В.П.
25.11.2017 г.
Разъяснен порядок осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, права на которые признаны в судебном порядке (в порядке приобретательской давности или в порядке признания права на самовольную постройку)
Указано, в частности, что, если решением суда признано право собственности на объект недвижимости, подлежащий государственному кадастровому учету, такой учет осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”. Сведения о таком объекте могут быть указаны в техническом плане, в том числе на основании декларации об объекте недвижимости, в реквизите которой “Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)” необходимо указать решение суда, которым признано право собственности на данное здание. Копия указанного решения суда в таком случае включается в состав приложения технического плана.
Кроме того, сообщается, что с 1 января 2015 года в случае выдачи уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по запросу заинтересованного лица о предоставлении сведений об объекте недвижимости орган кадастрового учета обязан самостоятельно сделать запросы в органы, организации, осуществляющие государственный технический учет, а в случае получения указанных сведений обеспечить их внесение в ГКН и предоставить их заинтересованному лицу без дополнительных запросов и платы.
Если право лица на объект недвижимости признано в судебном порядке, включение в технический план копий документов, подтверждающих действия кадастрового инженера по поиску необходимой разрешительной или проектной документации, не требуется.
Верховный суд объяснил, как оспорить отказ в постановке на кадастровый учет
Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета. В нем ВС проанализировал и дал разъяснения по 33 делам данной категории.
В обзоре ВС отмечает, что обобщил практику по спорам, касающимся отказа в осуществлении кадастрового учета, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС и главы 24 АПК, для “обеспечения единообразного подхода к разрешению СОЮ и арбитражными судами дел о применении отдельных положений закона “О государственном кадастре недвижимости”.
Так, разбирая одно из дел, Верховный суд подчеркивает, что действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, который не является объектом недвижимости. Бизнесмен оспаривал в арбитраже отказ в постановке на кадастровый учет “навеса для ожидания транспорта”. По его словам, он получил участок земли именно для возведения этого объекта, который имеет прочную связь с землей, а демонтировать его без ущерба назначению невозможно (т.е., согласно ст. 130 ГК, является объектом недвижимости). Однако суды установили, что навес представляет собой конструкцию, которая крепится на бетонную площадку болтами, обеспечивающими лишь временную связь с ней. Демонтаж либо перемещение объекта (его частей) не нанесут ущерб всей конструкции (остановочно-торговому комплексу), и она сможет после этого использования по назначению, указали суды, отклонив иск (п. 1 обзора).
Кроме того, анализируя другое дело, ВС отметил, что к объектам недвижимости нельзя отнести и асфальтобетонное покрытие (п. 2 обзора). А недострой, по мнению Верховного суда, можно поставить на кадастровый учет лишь в том случае, если степень выполнения работ позволяет идентифицировать его как самостоятельный объект недвижимости. В качестве примера приводится дело, где бизнесмен требовал зарегистрировать в качестве недвижимости три сваи, вбитые в землю, но получил отказ от судов всех инстанций (п. 3). При этом здание (помещение), которое ставят на учет должно быть обособленным и изолированным, то есть, не являться пристройкой к другому зданию или его частью, огражденной, например, строительными конструкциями (п. 4).
А часть жилого дома может быть поставлена на учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной, указал ВС и привел в пример следующее дело. Т. отказали в кадастровом учете части одноэтажного жилого дома, тогда он пошел оспаривать это решение в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что ранее дом был в долевой собственности Т. и А., однако впоследствии по решению суда Т. выделили отдельный блок из трех комнат, кухни, коридора, уборной и кладовки, который имел отдельный выход, систему отопления и индивидуальные коммуникации. Суд удовлетворил требования заявителя, поскольку жилой дом состоит из двух блоков, являющихся изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования (п. 5 обзора).
Также ВС разъясняет, в каких случаях возможно поставить на кадастровый учет в качестве единого объекта несколько комнат в коммунальной квартире. Заявителям не должны отказывать в регистрации, если такие комнаты являются смежными и изолированы от других помещений. То есть, имеют “общую” стену, один вход, и из одной можно пройти в другую. При этом, если такие помещения разделены местами общего пользования, регистрировать их как один объект недвижимости нельзя.
Зарегистрировать право на часть объекта недвижимости можно, если проведена госрегистрация ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого эта часть образована. В качестве примера приводится обращение потребительского кооператива, которому отказали в регистрации права собственности на кладовые, поскольку те располагались на участке, находящемся в муниципальной собственности. Вместе с тем выяснилось, что часть земли под помещениями кооператив арендовал у муниципалитета. Суд решил: раз на части участка есть обременение, находящаяся на нем постройка может быть зарегистрирована как отдельный объект.
При этом кадастровый учет частей объектов недвижимости (например, части переданного в пользование помещения, крыши или стены здания), осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части переданного в пользование объекта недвижимости – право, но не обязанность собственника или арендатора, напоминает ВС.
Проблемы с кадастровым учетом после перепланировки
“Кадастровый учет изменений помещения, касающихся также и характеристик всего здания, без внесения изменений в сведения о здании недопустим”, – отмечает ВС и иллюстрирует это следующим примером. Компания-собственник нежилого помещения, расположенного на первом этаже здания, сделала к нему пристройку. Затем она подала в орган кадастрового учета заявление об учете перепланировки, приложив к нему техплан помещения. Однако фирма получила отказ, так как проведенная ею реконструкция изменила конфигурацию и границы всего здания, чей план с учетом изменений у нее и запросили. Тогда организация обратилась в арбитраж, пояснив, что принадлежащее ей помещение прошло учет как самостоятельный объект, и изменение его характеристик не влечет изменение данных кадастрового учета всего здания. Однако суд отказал в удовлетворении ее иска, указав, что работы по реконструкции помещения “очевидно повлекли изменение характеристик всего здания”, элементом которого является данное помещение (п. 10 обзора).
ВС анализирует еще одно дело, затрагивающее вопросы кадастрового учета после перепланировки. Департамент подал заявление “об осуществлении кадастрового учета изменений жилого помещения”, однако получил отказ. Орган кадастрового учета указал заявителю на отсутствие документов, подтверждающих согласование перепланировки. Считая отказ незаконным, департамент обратился в суд, сославшись на то, что предоставленный им техплан содержал все необходимые сведения об изменениях в объекте недвижимости. Первая инстанция и апелляция встали на сторону заявителя, указав, что ст. 22 закона о кадастре не предусматривает предоставление решения о согласовании перепланировки в качестве документа, необходимого для кадастрового учета.
Однако окружной арбитраж отказал в удовлетворении заявления, напомнив, что переустройство жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления (ст. 26 ЖК). Завершение перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии, который направляется в орган кадастрового учета. Однако, согласно материалам дела, последний не получал акта приемочной комиссии. В ответе на межведомственный запрос сказано, что соответствующих документов попросту не имеется. Собственник жилья, который провел самовольную перепланировку, несет предусмотренную законодательством ответственность и обязан привести помещение в прежнее состояние (ч. 3 ст. 29 ЖК), напомнил ВС (п. 11 обзора).
Также Верховный суд осветил некоторые спорные моменты, связанные с кадастровым учетом земли. Так, например, невозможно поставить на учет земельный участок, если истек срок действия схемы его расположения. Некий М. обратился в местную администрацию с заявлением о предоставлении безвозмездно в собственность земельного участка, на котором долгое время был расположен его огород. И все бы ничего, но схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории оказалась “просроченной”, поэтому суды посчитали отказ в постановке на учет обоснованным.
Невозможно поставить на учет выделенную в натуре долю земельного участка, сформированного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном доме. ВС указал, что это будет считаться нарушением запрета, установленного пп. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК. Также правомерен отказ в постановке на учет участка, если его размеры не соответствуют тем, что указаны в градостроительных регламентах (входят в правила землепользования и застройки, а в отношении земельных участков), Земельном кодексе или других федеральных законах (в случаях, если на земли не распространяется действие градостроительных регламентов). Так, например, нельзя образовать участок в 400 кв. м для ведения подсобного хозяйства, если в градостроительном регламенте населенного пункта, где тот расположен, указано, что его минимальный размер должен составлять 800 кв.м.
При этом, если вы не регистрируете землю “с нуля”, а лишь проводите кадастровое уточнение границ, увеличение ее площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен – 10% от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого участка. Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не должно стать помехой в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку такого основания для отказа не содержится в ст. 27 закона о кадастре.
“Круг лиц, с которыми производится согласование местоположения границ земельного участка, определяется на момент совершения кадастровых работ”, – указывает в обзоре ВС и разбирает следующее дело. Кадастровый инженер А. направил в орган кадастрового учета межевой план, подготовленный в связи с уточнением границ и площади участка, занятого автодорогой общего пользования. Однако инженер получил отказ, так как не согласовал план с С. – арендатором смежных участков. Это решение А. оспорил в суде, который установил, что право аренды С. на указанные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано позже даты проведения кадастровых работ. До С. их арендатором был Р., с которым А. согласовал уточненные границы. В связи с этим суд признал решение органа кадастрового учета незаконным (п. 20 обзора). ВС, анализируя другое дело, также отметил, что если в государственном кадастре недвижимости есть адреса лиц, заинтересованных в согласовании границ земельного участка, каждого из них нужно индивидуально оповестить о собрании, где будет проводится такое согласование.
Если сведения о земельном участке, которые вносят в госкадастр недвижимости не имеют временного характера, то снять его с кадастрового учета можно только после преобразования или в других случаях, прямо предусмотренных законом. Так, например, администрация представила предпринимателю землю для строительства ТЦ, а когда оно было окончено, попросила снять участок с кадастрового учета. Суды отказали муниципалитету, так как сведения, представленные в реестр не были временными, и никаких действий с участком не производилось.
Напомнил ВС и о том, что если договор аренды земельного участка не подлежит регистрации, на его основании нельзя изменить статус сведений государственного кадастра недвижимости об участке с временного на учтенный или продлить срок действия временного характера таких данных. Временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости самим органом кадастрового учета по истечении срока, установленного Законом о кадастре, если не осуществлена государственная регистрация права или аренды. К временным сведениям относятся и данные о постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено. Не носят временного характера сведения о ранее учтенных земельных участках. Приостановление аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений, которые носят временный характер, может применяться судом в качестве обеспечительной меры.
Если суд счел незаконными действия органа кадастрового учета, требование о снятии спорного земельного участка с учета подлежит удовлетворению, если для этого нет препятствий (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки), отмечает ВС. Компания оспорила в суде решение госоргана о постановке на кадастровый учет нескольких участков. Она указала, что является арендатором участка, из которого путем несанкционировнного раздела вычленили спорные участки. Из-за такого раздела организация не может эксплуатировать принадлежащие ей объекты недвижимости. Однако суд первой инстанции отклонил ее заявление, подчеркнув, что доступ к недвижимости может быть организован через другие земельные участки. Апелляция и кассация это решение отменили, сославшись на заключение землеустроительной экспертизы. Она установила, что раздел исходного участка сделал невозможной эксплуатацию расположенных на нем двух объектов недвижимости, принадлежащих компании. А сформированные участки не достаточны для эксплуатации зданий (п. 28 обзора).
В другом деле ВС подчеркнул, что если объект недвижимости находится в долевой собственности, то его кадастровый учет осуществляется на основании заявления всех собственников. В случаях, когда хотя бы один из них не согласен, в постановке на учет должны отказать.
Арендатор государственной или муниципальной земли сроком больше, чем на пять лет, вправе самостоятельно внести в госреестр сведения об изменениях такого участка, отмечает ВС. А орган госвласти, осуществляющий полномочия собственника, может обратиться с заявлением о внесении таких изменений относительно участка, находящегося в силу закона в собственности РФ, даже если госрегистрация права собственности не проводилась.
Кроме того, ВС подчеркивает, что “внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не допускается, если сведения о таком объекте уже содержатся в государственном кадастре недвижимости” (п. 3 ч. 17 ст. 45 Закона о кадастре). В качестве примера приводится следующее дело. Орган кадастрового учета отказал А. во внесении сведений об участке в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости он уже был учтен. А. оспорил это решение в суде, который установил, что данный участок обременен договором аренды с одной из компаний. В сентябре 2011 года по ее заявлению госорган исправил ошибку в кадастровых сведениях о категории земель, к которой отнесен спорный участок, указав категорию “земли лесного фонда”. В феврале прошлого года также по заявлению организации в кадастр недвижимости внесли сведения о местоположении участка, а также сведения о его арендаторе. А. обратился в орган кадастрового учета позднее, в мае 2015 года. С учетом этого суд оклонил его иск (п. 33 обзора).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Обжалование в судебном порядке постановки на кадастровый учет земельного участка
Обжалование в судебном порядке постановки на кадастровый учет земельного участка
Основания для обжалования постановки земельного участка на кадастровый учет (для снятия земельного участка с кадастрового учета)
Основанием для обжалования постановки земельного участка на кадастровый учет является нарушение процедуры постановки земельного участка на кадастровый учет, установленной ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как правило, при обжаловании постановки на кадастровый учет заинтересованные лица ссылаются на основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, которые закреплены в ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Одним из таких оснований является несогласование границ земельного участка, о кадастровом учете которого предоставлено заявление. Ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предписывает в обязательном порядке согласовывать местоположения границ земельного участка с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. К заинтересованным лицам отнесены: лица, обладающие смежными земельными участками на праве собственности, пожизненно наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, аренды. Сведения о таком согласовании должны содержаться в межевом плане, который является обязательным документом, представляемым заявителем для кадастрового учета.
Положения ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подтверждаются также нормой п. 4 ст. 69 ЗК РФ, согласно которой при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. При этом отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.
Как отмечено в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития РФ от 09.10.2009 г. за N 14-8005-ВК, в состав приложения к межевому плану может быть включена заверенная органом, осуществляющим ведение фонда данных, копия акта согласования границ земельного участка (с приложенной копией схемы границ земельного участка), а также при необходимости копии документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц на участие в согласовании. При отсутствии в данном акте согласования границ земельных участков подписей заинтересованных лиц в приложение к межевому плану включаются заверенные в вышеуказанном порядке копии документов, подтверждающих извещение в установленном порядке таких заинтересованных лиц.
Наличие не снятых при согласовании местоположения границ земельных участков обоснованных возражений, которые подтверждаются соответствующими документами, включенными в землеустроительное дело либо записями в акте согласования, свидетельствует об отсутствии согласования местоположения границы со стороны соответствующего заинтересованного лица.
Субъекты, которые могут обратиться в суд с заявлением
Исходя из судебной практики, можно сделать вывод, что с заявлением об обжаловании решения о постановке на кадастровый учет земельного участка вправе обратиться любые лица, которые могут доказать, что это решение нарушает их права, в том числе и собственник смежного земельного участка.
Срок для обжалования решения о постановке на кадастровый учет
ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержит срока для обжалования решения о постановке земельного участка на кадастровый учет. Учитывая судебную практику по данному вопросу, можно сделать вывод, что по делам данной категории суды применяют сроки, установленные в ст. 256 ГПК РФ.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (Решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 01.03.2011 г. по делу № 2-424/11).
При этом некоторые суды указывают, что по делам данной категории подразумевается, что заявитель должен узнать о нарушении своих прав не позднее проведения межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет (Постановление Федерального арбитражного суда северо-западного округа от 30.08.2011 г. по делу N А56-17637/2010).
Пропуск предусмотренного трехмесячного срока при отсутствии уважительных причин для его восстановления является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления (Постановление Президиума ВАС от 19.04.2006 N 16228/05).
При оспаривании заинтересованным лицом постановки земельного участка на кадастровый учет обжалуется решение о постановке земельного участка на кадастровый учет. В просительной части, как правило, заявители просят:
– признать незаконными действия кадастровых органов по постановке на кадастровый учет земельного участка;
-обязать кадастровые органы снять земельный участок с государственного кадастрового учета (исключить из государственного кадастра сведения о земельном участке).
Ответчиком по заявлению выступает уполномоченный орган в области кадастрового учета. В настоящее время уполномоченным органом в области кадастрового учета является Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, которая является правопреемником федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Воронежской области.
Государственный кадастровый учет: порядок постановки и сроки, необходимые документы
В результате изменений в законодательстве нашей страны у физических и юридических лиц возникла необходимость ставить на государственный кадастровый учет (ГКУ) не только землю, но и постройки. Постановке на учет подлежат все объекты недвижимости. Законодатель прямо указал на необходимость постановки на государственный учет не только существующих объектов, но и вновь образованных.
Что такое кадастровый учет земельного участка или дома, квартиры
Земля всегда была ценным ресурсом. Сегодня вопрос приобретения земельного участка весьма актуален. При совершении, каких-либо действий с таким объектом, придется познакомиться с таким нюансом, как кадастровый учет.
Конечно, у человека возникает вопрос, что это за учет. Для чего это необходимо. Часто те, кто получил землю в бессрочное пользование, еще во времена Союза не совсем понимают для чего он нужен.
Кадастр – это система данных, включающая в себя все сведения о земельном участке (или о другом объекте недвижимости). Целевое назначение, адрес, его координаты, поворотные точки, линейные размеры сторон, площадь. Неотъемлемой частью этой информации являются данные о правообладателе. Туда же входит информация о существующих ограничениях. Вся эти сведения вносятся в государственный реестр.
Нужно понимать, что если надел не учтен, то совершить предусмотренные законом действия (продать, купить, завещать, разделить, передать в залог) не представляется возможным. Земельный кадастровый учет является необходимым условием для осуществления перехода прав.
Понимание того, как поставить объект на учет в кадастровой службе значительно упрощает эту процедуру.
Для осуществления постановки объектов недвижимости на государственный учет нужно идти в кадастровую палату или МФЦ. Сделать это может собственник или лицо представляющие его интересы по нотариально заверенной доверенности. Не забывайте совершать оплату пошлины. Простым гражданам госпошлина за постановку будет стоить 200 рублей, юридические лица заплатят 600 рублей.
Существует возможность обращения через почту России. Документы для осуществления постановки на кадастровый учет объекта, которые будут отправляться по почте, необходимо заверить нотариально и приложить к ним опись. Те, у кого в наличии имеется электронно-цифровая подпись могут обратиться за этой услугой через интернет.
К походу в кадастровую палату необходимо подготовиться. Не забывайте брать с собой документ, удостоверяющий вашу личность. В отдельный накопитель (файл или папку) складывайте документы на объект недвижимости.
В кадастровой палате необходимо будет заполнить заявление о постановке на государственный учет. Сделать это довольно легко. Если что-то будет непонятно, консультанты подскажут.
Пакет документов для учета земельного участка имеет отличие от пакета бумаг, предоставляемого на квартиру, задание, строение, сооружение.
Итак, чтобы осуществить земельный кадастровый учет, нужно предоставить ряд документов:
- Заявление.
- Геодезический план.
- Межевой план.
- Так называемое основание — документ, говорящий о том, что данный объект принадлежит вам (подойдет договор купли, постановление суда, свидетельство о праве собственности и т. п.) или же согласие собственника.
- Свидетельство о государственной регистрации.
- Постановление из органов опеки и попечительства, если собственник несовершеннолетний.
- Копию доверенности, если интересы представляет доверенное лицо.
- Квитанцию об оплате государственной пошлины и ее ксерокопию.
Учет здания, сооружения, квартиры или комнаты осуществляется по тому же принципу. Различие только в технической документации. Геодезический и межевой план заменяется техническим.
Необходимо знать, что если объект недвижимости принадлежит муниципалитету (государственная недвижимость), то придется заручиться их согласием. Если постановку осуществляет арендатор, ему понадобиться согласие собственника.
Важно знать, что постановка на ГКУ вновь созданных объектов недвижимости имеет свои нюансы.
Для примера рассмотрим вновь возведенный дом. Жилье, которое возводилось на месте старого. Вначале, возникнет необходимость, снять уже не существующий в реальности дом с ГКУ. Затем можно осуществить постановку вновь возведенного жилья.
Порядок постановки дома на учет остаётся прежним. Отличие только в том, что к пакету документов нужно будет приобщить технический паспорт (не надо путать с техническим планом) и разрешение на строительство или акт о вводе объекта недвижимости в эксплуатацию. Государственную регистрацию прав на новые объекты недвижимости, возможно, осуществить только после постановки имущества на кадастровый учет. Иначе Росреестр вынужден будет приостановить процедуру регистрации перехода права.
Надо понимать, что любой новый объект недвижимости, независимо от формы его возникновения, подлежит постановке на государственный кадастровый учет. Проведение любого преобразования в недвижимом объекте (коим является и земля и квартира) влечет за собой кадастровый учет изменений.
Увы, постановку на ГКУ могут приостановить, или отказать в её осуществлении. Почему такое происходит? Причины могут быть в документах и в особенностях оформления объекта.
Приостановка может осуществляться сроком до трех месяцев. Как правило, в самом решении о таком действии указываются причины. Если их не устранить в отведенный срок, в постановке на учет будет отказано.
Приостановить кадастровый учет могут, если:
- Предоставлены не все документы или в них есть ошибки.
- Происходит наложение границ земельного участка на ранее учтённый.
- Одна из границ образуемого участка заходит за территориальную зону каких-либо линейных объектов.
- Одна из границ объекта выходит за территориальные пределы муниципального образования и (или) населенного пункта.
Итак, отказать в постановке на гос. учет могут, если:
- Техническая документация заверена лицом, у которого таких полномочий нет.
- Заявление поступило не от собственника или у доверенного лица нет таких полномочий.
- Имущество не относится к объектам недвижимости.
- Не устранили причины, по которым была приостановлена процедура.
- Если земельный участок не соответствует установленной на региональном уровне минимальной норме.
- Если есть споры по участку.
- Не согласованы границы объекта.
- При наличии противоречия между зарегистрированным ранее правом и вновь возникающем.
Информация, которая указана в кадастре
Информация, содержащаяся в кадастре общедоступна. Ее может запросить любой гражданин. Она предоставляется на возмездной основе. Получить информацию можно на бумажном носителе и в электронном виде.
Чтобы получить сведения из кадастра нужно будет заплатить государственную пошлину. Ее размер зависит от вида документа и его исполнения. Бумажный вариант обойдется дороже. В результате запроса можно будет узнать:
- Адрес объекта недвижимости.
- Площадь (здания, сооружения, квартиры, домовладения, комнаты или другого объекта).
- Кадастровый номер.
- Тип разрешённого использования.
- Категорию земельного участка.
- Информацию об ограничениях.
- Информацию о собственнике.
- Кадастровую стоимость.
Срок постановки недвижимого объекта (например: квартиры или дома) на ГКУ, составляет восемнадцать календарных дней. Сдав подготовленные документы для ГКУ в кадастровую палату, заявитель получит на руки расписку. В ней будет опись всех документов и дата получения кадастрового паспорта.
Если документы собраны в нужном количестве и в них отсутствуют ошибки, то кадастровый паспорт на объект будет получен в назначенную дату. По желанию заявителя документ могут выслать почтой.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Рекомендуем производить постановку на кадастровый учет с привлечением профессионалов. Так как, самостоятельно не всегда удается пройти процедуру. Специалист поможет избежать ошибок, а это, в свою очередь, сэкономит время.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.