Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "нецелевое использование земельного участка коап". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
- 1 Нецелевое использование земельного участка 2019 — ответственность, штраф, судебная практика
- 2 Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- 3 Ответственность за нецелевое использование земельного участка
Нецелевое использование земельного участка 2019 — ответственность, штраф, судебная практика
Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела, либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям. В этом материале можно узнать, какая ответственность грозит за нецелевую эксплуатацию надела, и в чем заключается указанное нарушение законодательства.
Вся земля в границах РФ распределена между категориями, в зависимости от целевого назначения участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор. Статьей 7 ЗК РФ зафиксированы семь категорий земель, соответствующих различным целям назначения:
- участки сельхозназначения;
- территории населенных пунктов;
- земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спецназначения;
- участки охраняемых территорий;
- земли, отнесенные к лесному фонду;
- участки водного фонда;
- земли, отнесенные к фонду запаса.
Присвоение участку определенной категории, а также перевод между ними, осуществляется нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.
Например, на наделах сельхозназначения не допускается возведение промышленного объекта, а на участках охраняемых территорий практически исключены любые виды строительства. Выявление указанных фактов повлечет направление владельцу участка требования о прекращении противоправных действий, после чего будут применены меры ответственности.
За нарушение правил целевого использования земли наступают следующие формы воздействия:
- санкции по ст. 8.8 КоАП РФ;
- прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения по ст. 45 ЗК РФ;
- расторжение арендного договора и изъятие земельного участка за нецелевое использование по ст. 46 ЗК РФ;
- изъятие надела у собственника при обстоятельствах, зафиксированных в ст. 284 ГК РФ.
Разберем порядок привлечения к ответственности в каждом из указанных случаев.
Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом. Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:
- в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;
- для назначения наказания не имеет значение, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;
- санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории и/или вида разрешенного использования.
Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф — его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта, либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0.5 до 1% от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тыс. руб.), либо от 10 до 20 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена).
Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:
- по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;
- по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхозназначения в течение одного года с возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;
- неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительства иных объектов, огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.
Административные дела за указанное правонарушение могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.
Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории и/или вида разрешенного пользования.
Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:
- у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхозназначения или ИЖС в течение трех лет, либо при нецелевом использовании любых категорий земель;
- за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
- если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.
Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:
- выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора, обращения граждан или муниципальных учреждений;
- направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;
- оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;
- рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;
- если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;
- если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;
- при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.
Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитываться на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.
Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.
Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования и/или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения и т.д.
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, –
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
(Статья в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.
Комментарий к статье 8.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Обеспечение охраны земли является важнейшим условием нормального жизнеобеспечения населения, поскольку земля выступает как средство производства, необходимое для функционирования всех отраслей сельского хозяйства и добывающей промышленности, а также как элемент окружающей среды, находящийся в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими.
2. В комментируемую статью законодателем включены три самостоятельных состава административных правонарушений, различающихся по объективной стороне.
В качестве объекта всех трех составов административных правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель, их почвенного слоя.
Под использованием земель не по целевому назначению без соблюдения установленных для каждой категории режимов использования законодатель понимает изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта и др.
В связи с этим объективная сторона первого состава административного правонарушения будет заключаться в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.
Второе административное правонарушение, заключающееся в неиспользовании земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях с объективной стороны характеризуется невыполнением собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. Следует отметить, что данное административное правонарушение может быть совершено только в форме бездействия виновного лица. В качестве обязательного признака необходимо учитывать установленный для использования этого участка срок, поскольку вопрос о наличии в действиях виновного лица по неиспользованию земельного участка по назначению может быть поставлен только после истечения такого срока.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” установлен перечень мероприятий по улучшению земель, среди которых выделены агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные, противоэрозионные мероприятия, объединяемые в рамках агрохимического обслуживания. Следует отметить, что такие же мероприятия в силу действующего земельного законодательства должны проводиться и в отношении иных земель, а не только сельскохозяйственного назначения.
Объективная сторона невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии и от других процессов, ухудшающих состояние почв, выражается в бездействии – непроведении установленных мероприятий агротехнического, лесомелиоративного, гидротехнического и иного характера, предназначенных для борьбы с опустыниванием земель, образованием оврагов. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель может заключаться в непроведении вышеуказанных и иных действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв, а в ряде случаев – в действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся, но с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает ожидаемого и требуемого законодательством эффекта.
3. С субъективной стороны все рассмотренные составы административных правонарушений могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формами вины.
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. использование земель не по целевому назначению (состав 1); либо бездействие, т.е. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства (состав 2); либо действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (состав 3); субъективная сторона правонарушения характеризуется виной либо в форме прямого умысла (составы 1, 2), либо в форме прямого умысла или неосторожности (состав 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Ответственность за нецелевое использование земельного участка
Гражданин, имеющий право собственности на земельный участок, считается его полноправным владельцем. Несмотря на это, законодатель накладывает ряд ограничений на использование такой недвижимости (в отличие от других видов материальных благ).
Нарушения, если они будут обнаружены, могут привести не только к штрафу, но и к отчуждению имущества. Рассмотрим, что такое нецелевое использование земельного участка и чем это чревато.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 113-18-96 . Это быстро и бесплатно !
Собственник материальных благ имеет право распоряжаться ими так, как он пожелает. Единственное ограничение – использование имущества не должно причинять вреда другим гражданам или их собственности (даже потенциально). В случае с земельными участками дела обстоят иначе. Их ненадлежащее (нецелевое) использование – основание для наложения штрафных санкций на владельца.
Под нецелевым использованием надела подразумеваются действия собственника или других лиц, которые нельзя проводить на территории конкретного земельного участка. Дело в том, что все земли в стране поделены на несколько категорий. Они описаны в ст. 7 Земельного кодекса РФ.
К примеру, выделяют следующие категории земельных участков:
Справка. Пункт 2 статьи 7 ЗК РФ указывает, что использовать землю разрешено только в соответствии с ее целевым назначением.
Целевое назначение определяется приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков«. Он содержит перечень видов целевого использования земельных участков и действия, которые разрешено на них проводить.
Если, к примеру, земля отведена под сельскохозяйственное использование, то владелец обязан пользоваться ей именно в этих целях, а не возводить жилой дом или открывать промышленное предприятие. Подобные действия потенциально наносят вред окружающей среде и самому участку.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Это утверждение касается всех земельных наделов, каждый из которых относится к той или иной категории. Для них существует обозначенный перечень действий, которые разрешено осуществлять на участках. Под нецелевым использованием земли, соответственно, подразумеваются действия, которые не входят в этот перечень.
Чтобы лучше понять значение этого термина, необходимо привести несколько конкретных примеров. Так, каждому наделу присваивается свой ВРИ (вид разрешенного использования).
Нецелевое использование земли будет иметь место, если:
- Участку был присвоен ВРИ «Сельскохозяйственное использование», однако на нем сооружены офисные помещения. Поскольку земля предназначена для земледелия, размещение офиса – незаконное действие. В этом случае имеет место нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения.
- Вместо частного дома, собственник соорудил на участке здание для коммерческого предприятия. Если земле был присвоен ВРИ «Малоэтажная жилая застройка», а не «Предпринимательство», это будет нарушением.
- Нарушением будет считаться также возведение 9-этажного дома на участке с ВРИ «Среднеэтажная жилая застройка». По этому виду разрешенного использования допускается строительство дома высотой не более 8 этажей.
Использование земельных наделов четко регламентируется законодательством. Причем это касается не только вида деятельности, разрешенного на участке, но и возводимых на нем построек.
Нарушения в этой сфере возникают часто. Во-первых, далеко не все граждане разбираются в подобных вопросах, из-за чего нарушают законодательство, даже не зная об этом. Во-вторых, в некоторых случаях подобное поведение помогает существенно сэкономить на налогообложении (если речь идет о бизнесе).
К примеру, открытие станции технического обслуживания на участке под индивидуальное жилищное строительство даст возможность снизить фискальную нагрузку на предприятие.
Однако подобные действия наказуемы и влекут за собой применение к провинившемуся лицу санкций, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно ст. 8.8 КоАП РФ ответственность за нецелевое использование земельного участка выражается в наложении штрафа, размер которого составляет от 0,5 до 2% от кадастровой стоимости надела, в зависимости от регистрации собственника.
Если она не установлена, назначаются штрафы в размере:
- До 20 000 рублей – для физических лиц.
- До 50 000 рублей – для должностных лиц.
- До 100 000 рублей – для юридических лиц.
Внимание! Штраф назначается и в том случае, если земля не используется по целевому назначению в течение одного года после получения ее во владение. Его размер колеблется от 3000 рублей для физических лиц до 100 000 рублей для компаний и предприятий.
Штраф – не единственная мера, которую имеют право использовать государственные органы. Так, ст. 285 Гражданского кодекса РФ предоставляет им возможность изымать подобные владения у их собственников, если обнаруженные нарушения не будут устранены. Использование земельного участка по целевому назначению позволит избежать подобных последствий.
Инициатором процесса выступают государственные органы разных уровней. К примеру, подобное право есть у Росреестра. Однако, вне зависимости от причины и целей, рассматриваются подобные дела только в судебном порядке.
Владелец земли выступает в таких случаях ответчиком. Судья при этом должен определить:
- Категорию, к которой относятся земли, ставшие причиной подачи иска, и их ВРИ.
- Использовался ли обозначенный участок в соответствии с нормами законодательства или имеет место нецелевое использование.
- Имеет ли право должностное лицо выдвигать обвинения в сторону ответчика.
В большинстве случаев подобные дела касаются использования в коммерческих целях участков, предназначенных для жилой застройки, и самовольного возведения построек на наделах. Они не вызывают особых трудностей у работников судебных инстанций. Однако встречаются и довольно запутанные ситуации.
В этом плане примечательно решение №А40-151922/2016 Арбитражного суда Московского округа. Хотя территории, которой касалось рассматриваемое дело, был присвоен ВРИ «Эксплуатация складского комплекса», собственник превратил склад в офисы. Судья в своем решении указал, что в этом случае вопрос касается использования недвижимости, а не земельного участка. Это показывает, что каждый случай индивидуален и требует особого подхода.
Под ненадлежащим использованием земли подразумеваются действия, связанные с этим участком, которые противоречат его целевому назначению, указанному в законодательстве, и установленному ВРИ. Подобные нарушения наказуемы. Виновнику грозит штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 10 000 до 100 000 рублей. В крайнем случае возможно принудительное отчуждение земли (изъятие).
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Видео (кликните для воспроизведения). |
- Главная
- Контакты
- Обо мне
- Решения суда
- Административные
- Решение №1
- Решение №2
- Решение №3
- Банкротство
- Юр.Лица
- Решение №1
- Физ.Лица
- Решение №1
- Юр.Лица
- Административные
- Услуги
- Физическим лицам
- Жилищные споры
- Наследственные споры
- Налоговые споры
- Земельные споры
- Семейные споры
- Сопровождение сделок
- Споры о защите прав потребителей
- Трудовые споры
- Банкротство физических лиц
- Юридическим лицам
- Имущественные споры
- Налоговые споры
- Корпоративные споры
- Административные споры
- Договорные споры
- Земельные споры
- Сопровождение сделок
- Абонентское обслуживание или разовые юридические услуги
- Банкротство юридических лиц
В настоящей статье речь пойдет об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.8 КоАП РФ , а именно, нецелевое использование земли. Большинство людей, которые слышат данную фразу подумают, прежде всего, о землях сельскохозяйственного назначения, либо особо охраняемых территориях, которым причиняется вред от деятельности, которая на них осуществляться не может, в результате чего им причиняется непоправимый вред.
Это конечно так, но на этом случаи привлечения к подобной ответственности не заканчиваются. В частности, ее могут понести и правообладатели помещений в бизнес-центрах и иных зданиях. При этом факт использования ими земельного участка, а тем более его использование не по назначению вызывает огромное количество вопросов, которые я хочу осветить в настоящей статье.
Итак, начнем. Любое здание находится на каком-то участке земли, и в этом здании имеются разные помещения, с разным целевым назначением (офисы, столовые, магазины, парковки и др.). Какими-то помещениями пользуются собственники, какими-то арендаторы и субарендаторы, какие-то находятся в оперативном управлении. Собственность также может быть государственной, муниципальной или же частных лиц.
Часть первая статьи 8.8 КоАП РФ гласит, что использование земли не в соответствии с ее категорией, видом разрешенного использования влечет наложение штрафа от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка.
В Москве кадастровая стоимость земли достаточно высока, поэтому штраф может оказаться тяжелым финансовым бременем для компании и ее генерального директора. К административной ответственности за подобные правонарушения привлекают органы Росреестра.Теперь рассмотрим конкретный пример нецелевого использования земли и привлечения юридического лица и его директора к ответственности.
В 1994 году на земельном участке, площадью около 100 тыс. кв.м, принадлежащим Академии наук и являющимся федеральной собственностью было начато проектирование комплексного здания, которое включало офисные помещения, гостиницу, кафе, гаражи, конференц-залы и др. Видом разрешенного использования участка являлась эксплуатация зданий Академии наук.
Построено здание было в 2006 году, вид разрешенного использования земли не менялся, и проблем не вызывал, помещения в здании были разделены между Академией наук и инвестором, строившим здание. Участок под самим зданием, площадью около 1 тыс. кв.м, после окончания строительства выделен не был, вернее предпринимались многочисленные попытки его выделить, но Росимущество каждый раз не могло закончить эту процедуру. В 2018 году инвестор – собственник помещений в здании получил штраф в размере 700 тыс. руб., а его директор – 300 тыс. руб. Размер штрафа определен от кадастровой стоимости участка площадью 100 тыс. кв.м.
Почему же возникло правонарушение?
Дело в том, что приказом Минэкономразвития России от 01.09.14 N 540, утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, а 23.03.17 введены в действие Правила землепользования и застройки г. Москвы, в соответствии с которыми определяются виды разрешенного использования земли (до их введения они определялись Правительством Москвы в соответствии с Законом от 19.12.2007 N 48 «О землепользовании в городе Москве»). Таким образом, в результате принятия новых нормативных актов вид разрешенного использования земельного участка 100 тыс. кв.м был изменен на «научную деятельность».
Росреестр, выйдя на проверку и зафиксировав, что в здании расположены офисы и кафе, принадлежащие инвестору, пришел к выводу, что помещения используются не для научной деятельности, а следовательно, и земельный участок под зданием. Кроме того, Росреестр счел, что государству причинен имущественный вред, так как кадастровая стоимость земли с видом разрешенного использования «деловое управление» в 2 раза выше кадастровой стоимости участков с разрешенным использованием «научная деятельность», то есть инвестор недоплачивает налог на землю или арендную плату, величина которых зависит от кадастровой стоимости.
Теперь попытаемся разобраться в составе данного правонарушения и определить какие ошибки допустил Росреестр. Начнем с субъекта правонарушения.
Субъектами правонарушения по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ могут быть:
- собственники и/или арендаторы (субарендаторы) земельных участков;
- лица, постоянно (бессрочно) пользующиеся участком (абз. 6 подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ) или владеющие им пожизненно (абз. 6 подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ) ;
- кооперативы для жилищного строительства которые пользуются участком на праве безвозмездного срочного пользования (ч. 15 ст. 16.5 Закона 161-ФЗ) ;
- члены садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (подп. 7 п. 2 ст. 19 закона 66-ФЗ).
Спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, на праве бессрочного пользования принадлежит Академии наук, под зданием участок не выделен, попытки его выделить предпринимались, в том числе непосредственно инвестором, но безрезультатно. При отсутствии у инвестора прав на занимаемый земельный участок, он не является субъектом вменяемого правонарушения. По причине того, что участок не выделен, инвестор не может взять его в аренду или приобрести в собственность, он не платит за него земельный налог и арендную плату, то есть вывод о причинении имущественного вреда ошибочен.
Здесь хочу сразу акцентировать внимание читателей статьи на то, что для привлечения к ответственности по ст. 8.8. КоАП РФ достаточно только факта использования земли не по назначению, при этом причинен вред или нет, правового значения не имеет. Что же касается прав собственника помещений на земельный участок (даже на не выделенный), то в силу закона собственники помещений имеют право (долевое право) на использование участка под зданием. То есть их землепользование происходит в силу закона.
Теперь рассмотрим объективную сторону правонарушения.
Здание изначально проектировалось с офисами и кафе, вводилось в эксплуатацию в соответствии с целевым использованием земельного участка (для эксплуатации зданий). Вид разрешенного использования поменялся позже, по причине изменения нормативной базы (ПЗиЗ и Приказа Минэкономразвития №540).
До принятий ПЗиЗ в Москве и приказа Минэкономразвития России от 01.09.14 N 540 виды разрешенного использования участков и зданий устанавливались Правительством Москвы №228-ПП, по спорному земельному участку таким видом была эксплуатация зданий.В силу пункта 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ 228 постановление Правительства Москвы подлежит применению к земельным участкам, виды разрешенного использования которых были установлены ранее.
В силу статей 36 ГрК РФ и 85 ЗК РФ земельные участки и расположенные на них здания, вид разрешенного использования которых не соответствует виду разрешенного использования установленного ПЗиЗ и градостроительными регламентами, могут использоваться без приведения их в соответствие, то есть участок можно использовать не для научной деятельности, а для эксплуатации зданий. Следовательно, говорить о том, что что-то нарушено тоже не приходится.
В подобных административных правонарушениях особое значение надо уделить вине (субъективной стороне). Дело в том, что из общего правила, о привлечении к ответственности только виновного лица, есть свои исключения. В частности, владельцы земельных участков и объектов недвижимости привлекаются к ответственности не зависимо от наличия вины, и только если они докажут, что правонарушение совершено другим лицом, и при этом у собственника (владельца) не имелось возможности предотвратить правонарушение, то тогда от ответственности они могут быть освобождены.
Доказать, что собственник делал все возможное для предотвращения правонарушения, зачастую бывает очень сложно, хотя бы потому, что это относительное и весьма оценочное понятие. В приведенном примере, инвестор постоянно обращался в различные инстанции за выделением участка под зданием. Объективно повлиять на изменение вида разрешенного использования, которое выбрал собственник земли – Росимущество, он никак не мог, следовательно, вина отсутствует.
Стоит и упомянуть, что собственник не вправе был менять назначение земли без учета вида разрешенного использования зданий на нем установленных.
Подытоживая сказанное, хочу обратить внимание собственников и владельцев зданий, а также арендаторов (субарендаторов) помещений в них, что при заключении договоров аренды или принятия решения, что в помещении будет находиться, например, магазин, а не банк, следует убедиться в том, а можно ли использовать участок под размещения магазина, а не банка, если нельзя, то вид разрешенного использования участка придется сначала изменить. В случае нарушения штраф в полном размере будет наложен на каждое лицо, то есть и на собственника и на арендатора и на субарендатора.Конечно вопрос, правомерности использования земли весьма сложен, имеет массу нюансов. Порой следует изучать не только действующее законодательство, но и уже отмененные нормативные акты. Не стоит и забывать, что правоприменительная практика в большей степени ориентирована на взыскание штрафов в бюджет. Поэтому самостоятельно заниматься вопросами оспаривания постановлений о привлечении к ответственности не стоит, а лучше обратиться к опытному адвокату, который сможет выстроить правильную линию защиты и найти прорехи в действиях Росреестра.
Оцените статью:✔ Обо мне ✉ Обратная связьДоброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.
- Физическим лицам