Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "ндс с 2019 года в россии последние новости". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Налог на добавленную стоимость (НДС) облагает разницу между конечной ценой и издержками производства товаров или услуг. Он является косвенным оборотным налогом и оплачивается в итоге конечным потребителем. В отличие от налога с продаж или других подобных сборов, применяемых в розничной торговле, НДС рассчитывается и собирается на всех стадиях производственного процесса. Такой системный метод является более удобным для государства, так как снижает риск уклонения от обложения. Кроме того, это дает возможность стимулировать экспорт из страны через систему возврата уже оплаченного сбора.
Повышение ставки НДС, а также возможность восстановления сбора с продаж уже давно обсуждались в коридорах российской власти. К этому подталкивает значительный дефицит федерального и большинства региональных бюджетов. Возможности заимствования на внешних рынках для РФ крайне ограничены из-за напряженной политической ситуации.
Наконец, Госдума одобрила законопроект об увеличении базовой ставки НДС с 2019 года до 20%. Эта инновация была внесена правительством РФ, которое ссылается на президентских указ, требующий дополнительных расходов на социальные нужды. По мнению высокопоставленных чиновников, это повышение принесет государству более 600 млрд рублей ежегодно.
Предположительно они будут направлены на финансирование здравоохранения, образования, науки и культуры. Члены правительства заявляют, что повышение налогов и пенсионного возраста в совокупности приведет к увеличению продолжительности жизни россиян. Однако нет никаких формальных и фактических гарантий, что полученные средства будут расходоваться именно на здравоохранение и другие социальные нужды населения страны. В ближайшем будущем не исключено дальнейшее повышение ставки НДС, увеличение или введение других обязательных сборов.
С другой стороны, повышение ставки НДС вызывает много критических замечаний. Очевидно, что это изменение спровоцирует подъем цен уже в 2018-2019 годах, негативно скажется на перспективах роста экономики России, сократит внутренние инвестиции и потребление. В конечном итоге, снизится уровень жизни большинства населения. Отчасти это признает и само правительство. Минэкономразвития РФ уже опубликовало новый прогноз экономической ситуации в стране, где пересмотрело свою оценку роста реального ВВП в 2019 году с 2,2% до 1,4%. Впрочем, многие эксперты и профессиональные экономисты считают даже этот «усеченный» прогноз излишне оптимистическим.
НДС был впервые применен во французском Кот-д’Ивуаре в 1954 году по инициативе колониальных властей в качестве эксперимента. После успешного тестирования на жителях Африки Франция ввела этот налог у себя в 1958 году. В настоящее время НДС является обязательным для всех членов ЕС. Ставки этого сбора различаются в разных странах, а также действуют льготные ставки (перечень соответствующих товаров определяется национальным законодательством). В таблице ниже представлены ставки НДС в некоторых странах мира.
НДС – основной источник ненефтегазовых доходов федерального бюджета (в этом году сборы “внутреннего” НДС составят 3,4 триллиона рублей, “внешнего”, от обложения импорта – 2,4 триллиона). Повышение налога, рассчитывает минфин, принесет дополнительные два триллиона рублей в ближайшие три года. Эти средства должны пойти на медицину, образование, социальное обеспечение и культуру в рамках майского указа президента.
Остается без изменений 10-процентная ставка НДС для социально значимых товаров – продуктов питания (за исключением деликатесов), детских товаров, лекарств и медизделий.
По оценке минэкономразвития, доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине составляет 76 процентов, соответственно, “счетный” вклад в инфляцию от повышения налога равен 1,3 процента. Но он может быть частично абсорбирован за счет маржи производителей и продавцов.
Минстрой и минэкономразвития прорабатывают вопрос о том, как повышение НДС повлияет на стоимость коммунальных услуг. Глава минстроя Владимир Якушев отметил, что у государства остается возможность ограничивать рост тарифов. В пресс-службе минэкономразвития поясняют, что фактическое увеличение тарифов может произойти только с 1 июля, но в новые тарифы будут заложены и затраты на выплату НДС за первое полугодие 2019 года. Поэтому ведомство предлагает в 2019 году синхронизировать по времени изменение налогов и тарифов – то есть увеличить тарифы с 1 января. Вместе с тем минэкономразвития намерено добиться, чтобы совокупное изменение тарифов по-прежнему не превышало таргет по инфляции в четыре процента.
По оценке ЦБ, часть эффекта от повышения НДС проявится до начала 2019 года: годовая инфляция вырастет до 3,5-4 процентов к концу 2018 года и может временно и ненамного превысить 4-процентный таргет в 2019 году. В течение следующего года негативный эффект от повышения НДС должен быть исчерпан.
18.07.2018 4,914 Просмотров
Кризис в экономике и напряженная ситуация с бюджетом РФ привели к тому, что правительство решило провести несколько социальных инноваций и налоговых маневров. Одновременно с новостью о повышении пенсионного возраста была оглашена информация о том, что с 2019 года в стране будет взиматься повышенный НДС, который составит теперь 20%, а не 18%. На первый взгляд кажется, что дополнительные два процента налога — не такая уж страшная цифра.
Однако люди, хоть немного разбирающиеся в экономике, прекрасно понимают, к каким последствиям приведет эта фискальная инновация. Эксперты прогнозируют резкий рост цен на товары, услуги и недвижимость. Зато в правительстве утверждают, что данная мера позволит решить множество экономических проблем даже при сохранении налоговых льгот, которыми пользуются плательщики НДС. Давайте разберемся в механизме функционирования данного налога и узнаем, что ожидает россиян в связи с его повышением уже в 2019 году!
Повышение ставки НДС, а также возможность восстановления сбора с продаж уже давно обсуждались в коридорах российской власти. К этому подталкивает значительный дефицит федерального и большинства региональных бюджетов. Возможности заимствования на внешних рынках для РФ крайне ограничены из-за напряженной политической ситуации.
Наконец, Госдума одобрила законопроект об увеличении базовой ставки НДС с 2019 года до 20%. Эта инновация была внесена правительством РФ, которое ссылается на президентских указ, требующий дополнительных расходов на социальные нужды. По мнению высокопоставленных чиновников, это повышение принесет государству более 600 млрд рублей ежегодно.
Предположительно они будут направлены на финансирование здравоохранения, образования, науки и культуры. Члены правительства заявляют, что повышение налогов и пенсионного возраста в совокупности приведет к увеличению продолжительности жизни россиян. Однако нет никаких формальных и фактических гарантий, что полученные средства будут расходоваться именно на здравоохранение и другие социальные нужды населения страны. В ближайшем будущем не исключено дальнейшее повышение ставки НДС, увеличение или введение других обязательных сборов.
Принятый Госдумой законопроект сохраняет льготную ставку в 10% на определенные ранее товары и услуги. Кроме того, изменение ставки НДС в 2019 году отчасти будет компенсировано отменой специального сбора на движимое имущество (автомобили). Согласно последним новостям власти также обещают дополнительные льготы экспортерам с 2019 года. В частности, лимит по т.н. «ускоренному» возврату НДС будет снижен с 7 до 2 млрд рублей (при условии, что компания-экспортер уплатила совокупных налогов за три последних года на указанную выше сумму). Сроки проверок и возвратов для таких компаний будут сокращены.
С другой стороны, повышение ставки НДС вызывает много критических замечаний. Очевидно, что это изменение спровоцирует подъем цен уже в 2018-2019 годах, негативно скажется на перспективах роста экономики России, сократит внутренние инвестиции и потребление. В конечном итоге, снизится уровень жизни большинства населения. Отчасти это признает и само правительство. Минэкономразвития РФ уже опубликовало новый прогноз экономической ситуации в стране, где пересмотрело свою оценку роста реального ВВП в 2019 году с 2,2% до 1,4%. Впрочем, многие эксперты и профессиональные экономисты считают даже этот «усеченный» прогноз излишне оптимистическим.
НДС был впервые применен во французском Кот-д’Ивуаре в 1954 году по инициативе колониальных властей в качестве эксперимента. После успешного тестирования на жителях Африки Франция ввела этот налог у себя в 1958 году. В настоящее время НДС является обязательным для всех членов ЕС. Ставки этого сбора различаются в разных странах, а также действуют льготные ставки (перечень соответствующих товаров определяется национальным законодательством). В таблице ниже представлены ставки НДС в некоторых странах мира.
За пределами Европы НДС часто подвергается критике. Заявляется, что он по своей природе замедляет экономический рост, провоцирует коррупцию и требует громоздкого бюрократического аппарата для контроля и учета. Кроме того, критики указывают, что практика возврата этого налога поощряет экспортеров, дискриминирует импортеров и служит скрытой формой нечестной конкуренции в международной торговле. Этот сбор не применяется в США, Канаде, Японии и ряде других стран, где действует налог с продаж.
На протяжении нескольких лет российское правительство рассматривало целый ряд законопроектов, посвященных тому, чтобы вообще упразднить такой налог как НДС. Ни один из них не получил одобрения в высших финансовых кругах, так как данный налог формирует примерно четверть бюджета страны (по одним расчетам), либо 34-35% казны (по другим). В итоге затянувшегося кризиса правительство неоднократно обговаривало меры по стабилизации бюджета.
Самыми популярными среди них были именно фискальные мероприятия — например, введение налога на продажи, внедрение прогрессивной шкалы налога с физлиц, полная отмена всех фискальных льгот и т.д. Прения стали еще активнее после того, как президент подписал очередные «майские указы» в области социальной политики, на реализацию которых необходимо найти дополнительно около 8 миллиардов рублей. Истощение резервных фондов привело к тому, что эти деньги можно будет взять только у налогоплательщиков.
В итоге чиновники не рискнули пойти на жесткие меры, побоявшись вызвать недовольство россиян, но пришли к мнению, что следует повысить НДС и вернуть его к прежнему уровню — 20%. С заявлением по данному вопросу выступил Дмитрий Медведев, занимающий пост премьер-министра. Он сообщил, что новая ставка фискального сбора вступит в силу уже 01.01.2019. В числе основных новостей, касающихся данного налогового маневра, стоит отметить:
- обещания правительства сохранить льготы, положенные некоторым категориям плательщиков НДС. Детские товары, продовольствие (исключая деликатесную продукцию) и медтовары (оборудование и лекарственные препараты) будут облагаться пониженной ставкой, а услуги по внутренним межрегиональным перевозкам – нулевой;
- Кабмин предложил реализовать процедуру возмещения НДС для тех, кто совершает экспортные операции. Это возможно за счет ускорения проверочных процедур, которые предшествуют возмещению сбора;
- к 2023 году в РФ будет упразднено понятие консолидированных групп плательщиков налогов. Данный механизм признан неэффективным, так как приводит к выпадению доходов территориальных бюджетов. Напомним, что уже с 2016 года было приостановлено создание и расширение таких групп, а в 2023 году они буду ликвидированы на общефедеральном уровне.

Если кратко охарактеризовать мнения, озвученные простыми россиянами, именитыми экспертами и рейтинговыми агентствами, стоит отметить следующее:

В РФ данный сбор был введен еще в 1992 году и действовал одновременно с налогом с продаж (ставка последнего составляла 5%). Такая странная комбинация двух оборотных налогов является уникальной в мировой практике. В 2004 году налог с продаж был отменен, а базовая ставка НДС снижена с 28% до 18%. В России применяется льготная ставка данного сбора (10%) для некоторых продовольственных, детских и медицинских товаров. От уплаты НДС полностью освобождены экспортеры (по возвратной схеме), а также предприниматели, которые используют различные упрощенные схемы обложения (единый налог на вмененный доход и т.п.). Кроме того, от уплаты этого сбора освобождены:
- банковские и финансовые услуги (согласно перечню, утвержденному правительством РФ);
- адвокатские услуги;
- медицинские услуги (согласно перечню, утвержденному правительством РФ);
- некоторые другие услуги и виды деятельности.
Медведев анонсировал повышение НДС на 2%: видео
Новое в бухгалтерском учете с 2019 года — новости для бухгалтеров
Президент подписал закон о повышении ставки НДС до 20% с 1 января 2019 года. В связи с этим в конце 2018 года потребуется уточнить условия договоров на 2019 год и обновить настройки программ. Бухгалтеры также столкнутся со сложностями по НДС в переходный период, поскольку часть счетов-фактур будет со «старым» НДС, а часть – с новым.
НДС с 2019 года, последние новости для бухгалтеров. Чем грозит повышение НДС?
Крупный бизнес, работающий на общей системе налогообложения (т.е. с НДС), и заключающий сделки с такими же крупными компаниями, скорее всего, ничего не почувствует – компании будут закупать и продавать товары с одинаковым размером НДС 20%, и с возможностью уменьшить его на сумму входящего налога. В плюсе могут оказаться экспортеры – для них сохраняется льготная ставка 0%, и если раньше они могли возместить 18% НДС, то после 1 января эти суммы вырастут на 2%
Больше всего последствия повышения НДС почувствуют на себе небольшие компании и рядовые покупатели в магазинах. Увеличение НДС отразится на стоимости товаров, работ, услуг.
Новый НДС вступает в силу с 1 января 2019 года. Ставка 20% распространяется на товары, отгруженные после этой даты, независимо от даты заключения договора. То есть, если заключение договора на реализацию и перечисление аванса произошло в 2018 году, а отгрузка – после 1 января 2019 года, то ставка НДС по этому товару будет уже 20%. НДС по «старой» ставке 18% смогут применять только те, кто успеет реализовать свои товары до 31 декабря включительно.
Важно! Льготная ставка НДС в размере 10% в 2019 году сохранится. Поэтому компании, которые занимаются поставкой данных товаров, со сложностями переходного периода по НДС не столкнутся.
Чтобы не потерять деньги из-за претензий со стороны контрагентов и споров с инспекцией уже сейчас стоит задуматься, как подготовиться к нововведению и что поменять в своей работе. Первое и самое важное, что можно сделать, – провести ревизию договоров и внести соответствующие корректировки. Вновых договорах целесообразно сразу учесть увеличение ставки НДС, а к старым создать дополнительные соглашения, чтобы переделать их в договоры с НДС 20%.
В связи с изменением ставки НДС поменяется декларация по налогу, а также форма книг продаж и покупок. В бухгалтерских программах также необходимо будет сделать некоторые перенастройки. Однако наши клиенты все эти «организационные» изменения на себе не почувствуют – переход со «старого» НДС на новый произойдет в штатном режиме.
Кроме того, одновременно с законом о повышении ставки НДС до 20% были приняты поправки в Налоговый кодекс, сокращающие срок камеральной проверки по НДС на месяц ( Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ). Закон уже вступил в силу – с 3 сентября 2018 года, и на «камералку» по НДС инспекторам отводится два месяца. Но проверка пройдет быстрее только если у инспекторов не возникнет подозрений и вопросов к отчетности и подтверждающим документам. Если же они заподозрят малейшее нарушение, срок проверки будет продлен на месяц.
НДС проводки в бухгалтерском учете с 2019 года последние новости
ФНС России в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.
В пункте 1 Письма налоговая служба напомнила, что новая ставка 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 01.01.2019 независимо от даты и условий заключения договоров. Причем, по мнению ФНС России, изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договоры, заключенные до 01.01.2019. В то же время стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Несмотря на утверждение ФНС России, если цена договора определена, например, в размере 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %), то все-таки целесообразно уточнить:
- сохранится ли цена договора в размере 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) за счет уменьшения стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав, которая в указанном случае будет составлять уже не 100 000,00 руб., а 98 333,33 руб. (118 000,00 руб. х 100/120);
- сохранится ли стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере 100 000,00 руб. при увеличении цены договора до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).
В этом Письме налоговый орган ничего не говорит о возможности доплаты суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %) за счет собственных средств продавца. По всей видимости, это связано с тем, что НДС — косвенный налог, обязывающий продавца предъявлять начисленную сумму НДС к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Пункт 1.1 Письма содержит методические рекомендации по применению НДС для случаев, когда с 01.01.2019 отгружаются товары (работы, услуги, имущественные права) в счет предварительной оплаты, полученной до 01.01.2019. Так, продавец с полученной суммы предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. После отгрузки соответствующих товаров с 01.01.2019 продавец начисляет НДС по ставке 20 % и заявляет налоговый вычет суммы НДС, ранее исчисленной с суммы предоплаты по налоговой ставке 18/118.
Зеркальные действия производит и покупатель. С перечисленной до 01.01.2019 суммы предоплаты он может предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную продавцом по ставке 18/118. После приобретения товаров покупатель вправе заявить к вычету предъявленную продавцом сумму НДС, начисленную по ставке 20 %, с одновременным восстановлением ранее заявленной к вычету с предоплаты суммы НДС, исчисленной по ставке 18/118.
Покупатель, перечисливший в декабре 2018 года сумму предоплаты заявил налоговый вычет на сумму 18 000,00 руб. После приобретения товаров в январе 2019 года предъявил к вычету 20 000,00 руб. с одновременным восстановлением 18 000,00 руб. по предоплате.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Очевидно, что произведенная после отгрузки товаров доплата в размере 2 % на применение НДС никак не повлияет. Сложнее выглядит ситуация, когда такая доплата в размере 2 % производится покупателем до момента отгрузки товаров.
Если покупатель производит доплату в 2019 году, но до отгрузки товаров, то ФНС России предлагает рассматривать эту сумму не как дополнительную оплату стоимости с исчислением НДС по расчетной ставке 20/120, а как доплату именно суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %). Из этого следует, что всю полученную доплату налога продавец должен перечислить в бюджет.
Для отражения в налоговых отчетах поступившей суммы доплаты налога в размере 2 % налоговый орган рекомендует использовать специальный счет-фактуру — корректировочный счет-фактуру на сумму доплаты НДС, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предварительной оплаты, полученной в 2018 году.
Однако, напомним, что согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ корректировочный счет-фактура (форма и порядок заполнения которого приведены в Приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее — Постановление № 1137) выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в случае изменения их цены (тарифа) или уточнения количества (объема). Теперь же этот вид счета-фактуры приобретает новые, не установленные законодательством функции. Именно в отсутствии нормативного регулирования ФНС России в Приложении № 1 к Письму привела вариант заполнения такого корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты НДС.

Таким образом, для отражения доплаты НДС в размере 2 % продавец будет регистрировать этот корректировочный счет-фактуру в книге продаж. Разница между суммами налога, указанная в таком корректировочном счете-фактуре, будет отражена по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и учтена при расчете общей суммы налога за налоговый период. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС необходимо указывать цифру «0» (ноль).
После отгрузки соответствующих товаров с применением ставки 20 % для заявления налогового вычета продавец будет регистрировать в книге покупок и авансовый счет-фактуру, выставленный на сумму предоплаты, полученную в 2018 году, с которой исчисление НДС производилось по ставке 18/118, и корректировочный счет-фактуру на доплату налога, выставленный в 2019 году.
Если такую доплату производят неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, которым счета-фактуры не выставлялись, то отражение суммы доплаты налога в книге продаж осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний контрольно-кассовой техники.
Наверное, такой порядок понятен и применим, если в платежном поручении при перечислении доплаты налога покупатель в назначении платежа сделает соответствующую отметку о том, что он перечисляет именно «доплату НДС в размере 2 %».
Однако крайне сложно представить порядок действий продавца, если он получит в 2019 году некий платеж от покупателя, включающий, возможно, как сумму доплаты НДС, так и сумму предоплаты по договору.
В декабре 2018 года продавец получил сумму частичной предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).
По взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением в 2019 году ставки НДС цена договора была увеличена до 480 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).
В январе 2019 года продавец получил еще одну часть предварительной оплаты по договору в размере 240 000,00 руб.
Как, руководствуясь разъяснениями ФНС России, следует рассматривать полученную сумму:
а) как предварительную оплату с исчислением НДС по ставке 20/120 в размере 40 000,00 руб. (240 000,00 руб. х 20/120);
б) как сумму, включающую и доплату НДС к предварительной оплате 2018 года, и следующую часть предварительной оплаты. При таком подходе продавцу необходимо:
— перечислить в бюджет НДС в размере 2 000,00 руб., составив корректировочный счет-фактуру на доплату НДС;
— исчислить с оставшейся суммы в размере 238 000,00 руб. (240 000,00 руб. — 2 000,00 руб.) НДС по ставке 20/120 в размере 39 666,67 руб. (238 000,00 руб. х 20/120).
Согласитесь, что вариант «б» порождает много проблем и чисто арифметических, и нормативных.
Поэтому, на наш взгляд, использование корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты может быть оправдано, если производится очевидная доплата 2 % суммы НДС на основании отдельного платежного поручения, содержащего соответствующую отметку в назначении платежа.
Далее ФНС России рассматривает ситуацию, когда покупатель доплачивает продавцу 2 % НДС в счет отгрузок 2019 года, но еще до 01.01.2019.
Совершенно справедливо в этом случае ФНС России называет эту сумму именно суммой дополнительной оплаты стоимости и предлагает исчислять с нее налог с применением ставки 18/118.
В ноябре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 х 18/118).
В декабре 2018 года по взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением ставки НДС цена договора была увеличена до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).
В декабре 2018 года продавец получил доплату по договору в размере 2 000,00 руб. (120 000,00 руб. — 118 000,00 руб.) и исчислил с полученной суммы НДС в размере 305,09 руб. с применением расчетной ставки 18/118 (2 000,00 руб. х 18/118).
В январе продавец отгрузил товары на 100 000,00 руб., начислил НДС в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел вычет НДС, исчисленного с полученных сумм предоплаты, в размере 18 305,09 руб. (18 000,00 руб. + 305,09 руб.).
Такой способ отражения начисления НДС в налоговых отчетах кажется несколько странным, но он полностью соответствует налоговому законодательству. Вместо стандартного механизма выставления «авансового» счета-фактуры на полученную сумму доплаты по договору и в этой ситуации налоговый орган предлагает использовать также корректировочный счет-фактуру, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предоплаты 2018 года.
Порядок заполнения такого неординарного корректировочного счета-фактуры приведен в Приложении № 2 к Письму.
Применение корректировочного счета-фактуры кажется еще менее логичным на фоне дальнейших разъяснений ФНС России. Так в случае, если покупатель в 2018 году под отгрузку 2019 года сразу перечисляет предоплату с учетом повышенной ставки НДС, то в отношении такой предоплаты налоговый орган рекомендует общий порядок исчисления НДС с применением ставки в размере 18/118 на основании обычного «авансового» счета-фактуры (т. е. без применения корректировочного счета-фактуры)

Важные изменения по налогам с 2019 года (Закон 303-ФЗ)
Кризис в экономике и напряженная ситуация с бюджетом РФ привели к тому, что правительство решило провести несколько социальных инноваций и налоговых маневров. Одновременно с новостью о повышении пенсионного возраста была оглашена информация о том, что с 2019 года в стране будет взиматься повышенный НДС, который составит теперь 20%, а не 18%. На первый взгляд кажется, что дополнительные два процента налога — не такая уж страшная цифра.
Однако люди, хоть немного разбирающиеся в экономике, прекрасно понимают, к каким последствиям приведет эта фискальная инновация. Эксперты прогнозируют резкий рост цен на товары, услуги и недвижимость. Зато в правительстве утверждают, что данная мера позволит решить множество экономических проблем даже при сохранении налоговых льгот, которыми пользуются плательщики НДС. Давайте разберемся в механизме функционирования данного налога и узнаем, что ожидает россиян в связи с его повышением уже в 2019 году!

НДС (или налог на добавленную стоимость) – это один из элементов косвенного фискального обложения, применяемого во многих странах мира. Если говорить упрощенно, то это изъятие определенной доли стоимости товаров (услуг), которая по мере реализации этих благ передается в пользу бюджета. Хотя словосочетание «плательщик НДС» применяется по отношению к субъектам предпринимательства, по сути, этот налог платит конечный потребитель товара (услуги).
НДС — налог, который полностью ложится на плечи потребителей
Также отметим, что НДС уплачивается не только с готового товара, но и с любой его части, в которой сформировалась «добавочная стоимость» — каждый, кто принимает участие в изготовлении товара или создании услуги, уплачивает в бюджет этот налог. Система организации сбора позволяет избежать эффекта каскада, когда один и тот же товар (точнее, добавочные стоимости, созданные в процессе его изготовления) несколько раз подлежит налогообложению.

Покупатели считают этот фискальный сбор чем-то вроде налога с оборота или продаж, так как продавец плюсует НДС к стоимости предлагаемых на рынке благ, — но это не так. Когда продавцы производят расчет с бюджетом, они могут вычитать из суммы НДС, уплаченного покупателями, сумму фискального сбора, который они уплатили своим поставщикам за полученные товары или услуги. Именно в этом проявляется косвенный характер данного сбора и тот факт, что он в итоге ложится на плечи конечных потребителей товаров или услуг.
Расчеты по уплате НДС ведет продавец благ, причем данный налог весьма непрост для исчисления, поэтому его иногда называют создателем рабочих мест – если бы не он, многие организации вряд ли бы держали бухгалтера. Если вы купили товар и продали его дальше – можете обратиться за возмещением НДС. Безусловно, эта процедура не слишком радует налоговиков и сопровождается массой проверок, однако возврат 18% от стоимости товара для предпринимателя — это очень существенно. Именно потому плательщикам НДС выгодно работать лишь с представителями своей категории.

Российская налоговая система внедрила НДС в 1992 году. При этом в Налоговом кодексе страны перечислено около сотни разнообразных льгот, которые применяются, в частности, для тех, кто не сумел выручить 2 миллиона рублей за три месяца перед расчетным периодом, а также тех, кто работает в рамках специальных режимов налогообложения. Плательщиками НДС являются:
- организации промышленного и финансового характера вне зависимости от формы собственности, поэтому в число плательщиков входят даже учреждения государственного и муниципального подчинения;
- экономические субъекты, основные на иностранных инвестиционных вложениях;
- предприятия семейного типа и общественные организации, которые ведут деятельность производственного или коммерческого направления;
- подразделения в виде филиалов и отделений, которые не имеют статуса юрлица, если у них есть собственный счет и право реализовывать товары и услуги;
- юрлица со статусом иностранных, которые ведут экономическую деятельность в России;
- организации, которые не относятся к коммерческим, если они реализуют основные средства или имущество;
- лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
- плательщики НДС, получившие такой статус вследствие перемещения товаров за пределы таможенной границы.
Предприниматели, которые ведут деятельность на протяжении долгих лет, знают, что когда-то в российской налоговой практике действовала ставка НДВ, исчисляемая 28%. Затем она была снижена до уровня 20%, ну а с 1.01.2004 было проведено очередное снижение — до 18%, которые теперь и отчисляют в бюджет.

Некоторые группы продовольственных товаров, книжки, детские товары и медоборудование пользуются льготным обложением в размере 10%, а экспортируемые блага и некоторые особые группы (вроде почтовых марок) облагаются нулевым НДС. Кстати, в последнем случае экспортерам рано расслабляться — они должны предоставить в фискальные органы соответствующее заявление на возврат налога, приложив к нему требуемые документы.
Повышением НДС правительство пытается улучшить наполняемость казны
На протяжении нескольких лет российское правительство рассматривало целый ряд законопроектов, посвященных тому, чтобы вообще упразднить такой налог как НДС. Ни один из них не получил одобрения в высших финансовых кругах, так как данный налог формирует примерно четверть бюджета страны (по одним расчетам), либо 34-35% казны (по другим). В итоге затянувшегося кризиса правительство неоднократно обговаривало меры по стабилизации бюджета.
Самыми популярными среди них были именно фискальные мероприятия — например, введение налога на продажи, внедрение прогрессивной шкалы налога с физлиц, полная отмена всех фискальных льгот и т.д. Прения стали еще активнее после того, как президент подписал очередные «майские указы» в области социальной политики, на реализацию которых необходимо найти дополнительно около 8 миллиардов рублей. Истощение резервных фондов привело к тому, что эти деньги можно будет взять только у налогоплательщиков.
В итоге чиновники не рискнули пойти на жесткие меры, побоявшись вызвать недовольство россиян, но пришли к мнению, что следует повысить НДС и вернуть его к прежнему уровню — 20%. С заявлением по данному вопросу выступил Дмитрий Медведев, занимающий пост премьер-министра. Он сообщил, что новая ставка фискального сбора вступит в силу уже 01.01.2019. В числе основных новостей, касающихся данного налогового маневра, стоит отметить:

- обещания правительства сохранить льготы, положенные некоторым категориям плательщиков НДС. Детские товары, продовольствие (исключая деликатесную продукцию) и медтовары (оборудование и лекарственные препараты) будут облагаться пониженной ставкой, а услуги по внутренним межрегиональным перевозкам – нулевой;
- Кабмин предложил реализовать процедуру возмещения НДС для тех, кто совершает экспортные операции. Это возможно за счет ускорения проверочных процедур, которые предшествуют возмещению сбора;
- к 2023 году в РФ будет упразднено понятие консолидированных групп плательщиков налогов. Данный механизм признан неэффективным, так как приводит к выпадению доходов территориальных бюджетов. Напомним, что уже с 2016 года было приостановлено создание и расширение таких групп, а в 2023 году они буду ликвидированы на общефедеральном уровне.
Для приведем мнения, озвученные в правительственных кругах – они, как обычно, отличаются оптимизмом.
Экономисты, работающие в правительственных ведомствах, подсчитали, что большая часть товаров после увеличения налога подорожает не больше чем на 1%. Они также вычислили примерные поступления в бюджет — вследствие реализации данной налоговой меры в казну ежегодно будут перечислять дополнительные 600 миллиардов рублей. Правительство говорит, что аккумулированные средства пойдут на важные социальные проекты, связанные с увеличением продолжительности жизни и повышением ее качества для россиян.

Благодаря НДС можно будет повысить расходы на область медицины, образования и науки. Еще одной сферой, в которую будут направлены средства, станет инфраструктура и новые сектора экономики России. По мнению Центробанка, стоит ожидать повышения инфляции – сейчас бюджет планируют с учетом низкой инфляции, однако ее влияние будет исчерпано ближе к концу года. Впрочем, госбанк России утверждает, что инфляция достигнет 4% в 2018 году и 4,5% в 2019, что является целевым показателем, заложенным в прогнозные расчеты.
Из-за повышения НДС покупательская способность россиян продолжит падать
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если кратко охарактеризовать мнения, озвученные простыми россиянами, именитыми экспертами и рейтинговыми агентствами, стоит отметить следующее:
Повышение НДС. Товар оплачен в 2018, а получен в 2019
Увеличение НДС на 2%: будет хуже, чем вы думаете… 20% НДС в 2019 году

Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.