Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "федеральный закон о трудоустройстве". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
- 1 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)
- 2 Федеральный закон о занятости населения: акт о безработице и трудоустройстве
- 3 Закон о занятости населения в Российской Федерации
- 4 Основные положения ФЗ О занятости населения в РФ в 2019 году
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
“О занятости населения в Российской Федерации”
15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля, 25 декабря 2008 г., 3 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 2 июля 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1, 22 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 9 марта, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 3 июля, 3 октября, 11 декабря 2018 г.
См. комментарии к настоящему Закону
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
См. комментарии к преамбуле настоящего Закона
Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР
Москва, Дом Советов РСФСР.
19 апреля 1991 года.
Определяются правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящей, заработок. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”
Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования
Раздел VII “Социальные гарантии и компенсации” настоящего Закона (статьи 30 – 40) вводится в действие с 1 июля 1991 г.
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г. N 18 ст. 566, в Бюллетене нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 – 18
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П абзац десятый статьи 2 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует признанию безработными членов жилищного накопительного кооператива как учредителей (участников) некоммерческой организации
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 15-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции РФ
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 190-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 октября 2018 г., за исключением пункта 2, подпункта “г” пункта 5, абзацев первого – пятого пункта 6 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 3 июля 2018 г.
Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 235-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 328-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 162-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Видео (кликните для воспроизведения). |
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 195-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ
Изменения вступают в силу согласно статье 3 названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288
Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ
Закон РФ от 15 июля 1992 г. N 3307-I
Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Федеральный закон о занятости населения: акт о безработице и трудоустройстве
Каждый гражданин Российской Федерации обладает целым рядом прав, регламентируемых действующим законодательством, в качестве гаранта которых выступает основной закон государства – Конституция и Закон о занятости населения.
В правовом поле обусловлены права на жилье, медицинскую помощь, обучение и другие свободы, на государственном уровне гарантируется право на труд.
Занятость населения – один из основных приоритетов, которые позволяют судить о стабильности страны, характеризующих уровень социально-экономической направленности общества в определенные отрезки времени.
Современное законодательство в отношении гражданских прав и свобод в России постоянно находится в процессе доработок, унификации и всемерного приближения к лучшим мировым образцам юриспруденции. Возможность гражданина выбрать достойное место работы с удовлетворяющими его карьерные и материальные запросы критериями для получения соответствующего дохода – основная цель социальной системы.
Основными законодательными актами о занятости населения в Российской Федерации являются следующие нормативные документы:
- Федеральный закон 1032 «О занятости населения …» от 19 апреля 1991 года;
- редакция Закона о безработице ФЗ № 36, принятая 20 апреля 1996 года;
- изменения к Закону «О занятости …», внесенные и зарегистрированные 29.07.2017. Последняя редакция закона опубликована менее полугода тому назад;
- части 1 и 2 статьи 37 Конституции России;
- статья 39 Конституции РФ.
Перечисленные нормативные документы и положения Закона определяют четкий регламент правовых, экономических, организационных основ политики государства в отношении помощи населению в трудоустройстве.
Сюда же входят государственные гарантии социальной защиты по случаю безработицы. Государство также обеспечивает права россиянам, находящимся за рубежами родины, в основе которых – международные договоры и соглашения.
Законодательство о трудоустройстве в данном контексте заключается в тотальном соблюдении права и свободы волеизъявления личности, особенно это касается права на труд и добросовестного исполнения пунктов обязательств международного характера.
В отношении гарантий данного порядка разъяснения и основные механизмы регулирования предоставляют Организация Объединенных Наций и ее структурные подразделения.
О правовой категории занятости, особенностях и нюансах
Уровень задействования трудоспособных людей в стране является необходимым условием для нормального баланса основной роли общества – воспроизводства здорового, социально адаптированного потомства. От того, насколько граждане обеспечены рабочими местами, а следственно, имеют достойный доход, зависят практически все аспекты жизни индивидуума в социуме, что подтверждает законодательство о занятости населения РФ:
- Показатели уровня обеспеченности людей.
- Объем издержек на осуществление подбора квалифицированных кадров в масштабах страны.
- Возможность трудоустройства, материальных выплат и осуществление адаптации безработных в социуме.
Собственно под термином «занятость» подразумевается все многообразие деятельности человека, которая позволяет удовлетворять личные и общественные потребности без противоречий с законодательством с получением определенных трудовых доходов.
Именно благодаря занятости в создании общественного валового продукта раскрывается наиболее важный аспект социального становления личности.
Что напрямую удовлетворяет его потребности в общественно полезном труде и достижениях, связанных с результатами труда.
Еще в далеком 1991 году на законодательном уровне оговорены принципы предоставления занятости на рыночном этапе:
- В первую очередь закон обеспечивает свободу в области выбора места труда и характера занятости, категорически запрещает принудительный труд. Гражданин обладает приоритетным правом выбирать – принимать участие или нет в сфере создания общественного продукта.
- Вторым, не менее важным принципом закона о безработных гражданах является ответственность государства за формирование базы, обеспечивающей право на труд, предоставление социальных денежных выплат — пособие по безработице по закону, оказание всемерной помощи в сфере поиска работы и трудоустройства.
Современной нормативной базой закреплен весь спектр принципов государственной политики относительно снижения давления безработицы на общество.
Это интересно! Как встать на учет и как получить пособие по безработице
На сегодняшний день обеспечиваются равные возможности для россиян в сфере добровольного труда и свободы выбора, развития профессиональных навыков.
Проводится общественная профилактика возникновения масштабной длительной безработицы, стимулируется трудовая инициатива и предпринимательство.
Немаловажно и то, что государство содействует стремлению заниматься творческим трудом, одновременно обеспечивает социальной поддержкой, предоставляет определенные услуги гражданам, особенно требующим срочного трудоустройства, напрямую сочетающиеся с работой федеральных и местных органов. Эту деятельность регламентирует Закон о центре занятости населения.
Если относительно безработных практически не возникает сомнений, то критерии того, что определяет занятого гражданина, сформулированы ФЗ «О занятости» № 36 в ст. 2. Итак, занятые россияне – это:
- Те, кто работают на основании трудовых договоров, выполняют оплачиваемые временные услуги или производят работы.
- Сегмент людей, самостоятельно обеспеченных трудом. Это предприниматели, фермеры, писатели, художники, люди, состоящие в кооперативных производствах.
- Лица, занимающие выборные, утвержденные, назначенные должности, за которые выплачивается доход.
- Служащие Вооруженных Сил, контрактники и сотрудники органов правопорядка.
- Студенты в трудоспособном возрасте, получающие образование по дневной форме обучения, в том числе направленные на учебу от органов занятости.
- Штатные сотрудники, пребывающие в отпуске, проходящие лечение по болезни или переквалификацию с отрывом от производства.
- Граждане, которые заняты на выполнении работ подрядного типа.
Это интересно! Где находится биржа труда — по месту жительства или прописки
Весьма важным показателем является статус занятости. Статистика подразумевает расчеты в среде активных россиян, в том числе и временно не трудоустроенных. Нормативные документы РФ рассматривают пять основных категорий, формирующих статус:
- В первую очередь это наиболее многочисленная группа наемных работников – лиц, работающих на основании контракта или устного соглашения с работодателем и получающих оговоренный доход;
- Следующая группа – индивидуальный сектор, люди самостоятельно осуществляют деятельность, которая приносит определенную материальную выгоду.
- Не менее внушительную категорию составляют работодатели, руководящие собственным бизнесом, принявшие полномочия управления от государства или по результатам выборов в акционерном обществе, хозяйственном товариществе и аналогичных формах.
- Занятыми в производстве общественного продукта по закону считаются люди, работающие в семейных предприятиях и не получающие за свой труд оплаты.
- Круг лиц, которые не подлежат определению статуса занятого. Сюда входят трудоспособные граждане, которые в настоящее время не трудоустроены, ранее не занимались работой, приносящей доходы.
На сегодня занятость может быть полной, продуктивной и свободно избранной. В качестве полной принимается обеспечение квалифицированным рабочим местом, что позволяет личности получать определенный доход для себя и своей семьи, занимать определенное место в социуме.
Особенность продуктивной задействованности граждан заключается в том, что государство способствует экономической целесообразности и максимальной продуктивности общественного труда.
Свободный выбор предусматривает права на индивидуальное распоряжение своей рабочей силой, то есть каждый решает сам, работать или нет. Принуждение административного или любого другого характера категорически запрещено.
Закон о занятости населения в Российской Федерации
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статья 37), каждый гражданин России имеет право на свободный выбор рода занятости, соответствующие требованиям безопасности и гигиены условия труда, материальное вознаграждение не ниже текущего минимального размера оплаты труда и на защиту населения от безработицы.
Законодательную основу в области труда и занятости граждан составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Трудовой кодекс РФ;
- Закон о занятости населения и иные федеральные и региональные нормативные акты.
Закон РФ N 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» был принят в апреле 1991 года Верховным Советом РФ. Была создана Федеральная служба занятости населения и соответствующий Государственный фонд. После внесения некоторых поправок, закон в полном объеме вступил в силу в июле 1992 года.
Закон о занятости населения регулирует правовые, экономические и организационные аспекты деятельности государства. Целью акта является создание механизма обеспечения и гарантии исполнения конституционного права гражданина на труд и защиту от безработицы, содействие занятости населения.
Рассмотрим подробнее структуру закона. Акт содержит в себе шесть глав (седьмая утратила силу еще в 2007 году), включающих 37 статей. Ключевые аспекты закона о занятости населения:
За прошедший год закон о занятости населения подвергался внесению дополнений трижды: в декабре 2016, в мае и июле 2017 года.
В декабре 2016 в закон о занятости населения была включена статья 16.3 о базовом для данной сферы государственном информационном ресурсе — «Справочник профессий».
В мае 2017 года закон о занятости населения пополнился статьей 34.1 о дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые впервые ищут работу (ранее не работали). Этим гражданам в течение шести месяцев после обретения статуса безработного положена выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы, установленной в данном регионе. По истечении шести месяцев, а также после достижения ими 23 лет, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (МРОТ).
Рассмотрим подробнее последние изменения в законе о занятости населения, которые датируются 29 июля 2017 года.
В 12 пункте статьи 18.1, пункте 1 статьи 30, а также первом пункте 33 статьи понятие «неполное рабочее время» было расширено до «неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели».
С выходом в свет Федерального закона N 235-ФЗ «О внесении изменений…», пункт первый статьи 29 о выплате стипендии на время прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения настоящего закона о занятости населения пополнился третьим абзацем: лица, которые поступили на обучение в течение 12 месяцев после прохождения военной службы, имеют право на стипендию, если до увольнения, связанного с призывом, они были трудоустроены не менее 26 недель. Если график был неполный, делается соответственный перерасчет. Размер стипендии установлен на уровне 75 процентов от среднего заработка за последние три месяца трудовой деятельности, предшествовавшей призыву. Эта сумма должна находиться в пределах минимальной и максимальной величины пособия по безработице. Увеличивается на размер районного коэффициента.
Статья 30 об определении размеров пособия по безработице была дополнена схожим пунктом 1.1: величина пособия по безработице для лиц, уволенных в течение 12 месяцев до обретения статуса безработного с рабочего места в связи с призывом в армию, определяется в процентном соотношении исходя из среднего заработка, исчисленного за три месяца до поступления на военную службу.
Абзац первый пункта четыре статьи 31 был изложен в другой формулировке. Согласно действующей редакции закона о занятости населения, длительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в течение полутора лет. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно.
Рассмотрим также некоторые другие существенные аспекты закона, которых не коснулись изменения в последней редакции.
Статья 3 о признании граждан безработными. Согласно пункту 3, к таковым не могут быть причислены:
- Несовершеннолетние граждане младше 16-ти лет;
- Вышедшие на пенсию (по старости, за выслугу лет и т.д.);
- Отказавшиеся в течение 10 суток со дня регистрации в службе занятости населения от двух предложенных вариантов;
- Впервые ищущие работу, не имеющие специальности и отказавшиеся при этом дважды от профессионального обучения или предложенной работы;
- Не явившиеся в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости населения в целях поиска работы для получения статуса безработного или для ознакомления с подобранными вариантами без уважительной на то причины;
- Осужденные судом к исправительным работам или лишению свободы;
- Представившие подложные документы и ложные сведения;
- Занятые граждане (статья 2 закона).
Статья 2 определяет порядок признания граждан занятыми. Таковыми могут считаться:
- Работающие по трудовому договору;
- Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой специалисты (адвокаты, нотариусы);
- Лица, реализующие продукцию и услуги по договорам: промысловики, авторы и др.
- Избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
- Проходящие службу (военную, альтернативную, в органах внутренних дел), в противопожарных организациях и в рамках уголовно-исполнительной системы;
- Обучающиеся очно;
- Временно неработающие в связи с отпуском, нетрудоспособностью, повышением квалификации и т.п., военными сборами и другими уважительными причинами;
- Учредители (участники) организаций (кроме некоммерческих организаций, не предполагающих для данных должностей получение дохода — товарищества, кооперативы и др.);
- Члены крестьянских хозяйств.
Кратко об условиях и сроках выплаты пособия по безработице (статья 31):
Выплачивается гражданам, признанным безработными. Решение о выплате пособия по безработице принимается службой занятости населения одновременно с утверждением данного статуса. Начисление производится с первого дня. Для сокращенных работников — с первого дня после увольнения. Как уже говорилось, длительность выплаты пособия по безработице не может превысить суммарно 12 месяцев в течение полутора лет. Если гражданин так и не был трудоустроен, по истечении первого периода возможно продление срока выплат. При этом будет действовать правило о длительности произведения выплат не более 24 месяцев за три года. Пособие по безработице, как правило, выплачивается ежемесячно. Для этого гражданин должен проходить перерегистрацию в установленные сроки.
Появившись в крайне сложный для России период (начало 90-х годов), закон и работа, связанная с ним Федеральной службы занятости населения, не теряют своей актуальности и в наши дни. Для многих потеря работы, или же наоборот — первый опыт ее поиска, — становится огромным испытанием.
Для того, чтобы иметь лучшее представление о работе законодательства в данной сфере, скачайте закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) О занятости населения в Российской Федерации.
Основные положения ФЗ О занятости населения в РФ в 2019 году
В статье приводятся основные положения ФЗ О занятости населения в РФ в 2019 году, раскрывается назначение и цели законопроекта, указываются права сторон процесса трудоустройства.
Правовые основы законодательства в сфере занятости населения заложены в главном законе нашей страны – Конституции.
В частности, о свободе наших граждан выбирать разновидность деятельности и профессию говорится в ч. 1 ст. 37 Конституции, а о праве получать заработную плату не ниже общефедерального МРОТа – в ч. 2 ст. 7.
Частные положения в области занятости регулируются специальным законодательством, а именно – Законом РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года “О занятости…” (далее – Закон).
Основные положения Закона, которые необходимо знать каждому российскому гражданину:
- отсутствие работы – не основание для привлечения к административной или прочей ответственности (аб. 2 ч. 2 ст. 1 Закона);
- о том, кто признается занятым, можно почитать в ст. 2 Закона – в частности, таковыми признаются студенты-очники, граждане, работающие по трудовому договору, ИП, нотариусы, адвокаты, члены КФХ, солдаты-срочники и др.;
- иностранцы, а также лица без определенного гражданства, имеют точно такое же право на содействие государства в области занятости, как и российские граждане (ч. 2 ст. 6 Закона), кроме случаев, когда иное установлено международным договором;
- физические лица имеют право на содействие ЦЗН в поиске подходящей работы, в выборе определенной сферы деятельности, в профориентации (ч. 1 ст. 9 Закона), при этом все консультации юриста оказываются на безвозмездной основе;
- есть возможность подбирать работу путем обращения к ИАС “Работа в России”, куда работодатели добавляют информацию о наличии вакантных мест (ст. 16.2. Закона);
- минимальный размер выплаты по безработице установлен Постановлением Правительства № 812 от 12 октября 2010 года “О размерах…” на отметке 850 рублей, и с тех пор не менялся.
В частности, в этой статье говорится, что государством реализуются:
- меры по развитию трудовых ресурсов, повышению их мобильности;
- равные возможности для всех российских граждан, независимо от возраста, пола, религиозных убеждений и иных факторов;
- условия труда, которые гарантируют достойную жизнедеятельность и свободное развитие;
- меры по трудоустройству граждан, которые испытывают трудности в поиске работы (например, несовершеннолетние от 14 до 18 лет, граждане предпенсионного возраста, лица от 18 до 20 лет, впервые осуществляющие поиск работы и др.);
- превентивные меры, принимаемые в целях недопущения массовой или длительной безработицы;
- координационные мероприятия в целях соотнесения государственной политики в сфере занятости и иных направлений – экономической, социальной, инвестиционно-структурной политики.
Вероятно, под назначением также имеется ввиду, как разграничиваются гарантии государства, предоставляемые только безработным и предоставляемые всем гражданам РФ. О таких гарантиях можно почитать в ст. 12 Закона.
В частности, всем гражданам Российской Федерации государство гарантирует:
- защиту от безработицы;
- свободу выбора разновидности деятельности, характера труда;
- безвозмездное оказание поддержки в подборе подходящей работы.
А безработным даются следующие гарантии:
- социальная поддержка;
- бесплатные услуги по профориентации (подробности для жителей Москвы – по телефону + 7 (499) 195 – 02 – 85), психологической поддержке, профобучению, дополнительному профессиональному образованию;
- бесплатное медосвидетельствование при направлении ЦЗН для прохождения профобучения.
В Законе прямо не указано, для реализации каких целей он был принят. Но если провести анализ нормативных положений всех статей, то можно выделить следующие цели:
- надлежащее определение правовых, экономических основ политики в сфере содействия занятости;
- реализация заложенных в Конституции прав граждан на свободу выбора профессии, на запрещение принудительного труда;
- установление мер финансовой поддержки (пособия по безработице) для граждан, по тем или иным причинам, не имеющим возможности устроиться на работу, но ищущим и готовым в любое время приступить к ней;
- определение иных мер социальной поддержки безработных (ст. 28 Закона), в частности, выплата стипендии в период осуществления профобучения;
- установление дополнительных гарантий для социально-незащищенных категорий (например, выделение квот для инвалидов – ч. 1 ст. 13 Закона);
- разграничение полномочий органов федеральной, региональной и местной власти в области содействия занятости граждан (см. ст. 7.1., 7.1-1. и 7.2. Закона).
С момента принятия Закона в 1991 года было внесено множество поправок различными Федеральными законодательными актами.
До этого изменения были внесены еще и 235-ФЗ от 29 июля 2017 года “О внесении…”. Данный ФЗ изложил п. 2 ч. 12 ст. 18.1. Закона в новой редакции, дополнил ч. 1 ст. 29 новым 3-м абзацем, изменил ч. 1 ст. 30 и внес некоторые иные поправки.
Права граждан перечислены в Главе 2 Закона (ст. 8 – ст. 11):
- самостоятельно искать работу и заключать трудовой договор с любым работодателем;
- либо обращаться в ЦЗН для помощи в поиске подходящей работы
- на бесплатную консультацию в ЦЗН по вопросам трудоустройства;
- на бесплатное получение информации, связанной с профориентацией;
- на возможность прохождения профессионального обучения;
- на получение государственных услуг, предоставляемых ЦЗН, в электронной форме;
- на безвозмездное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другой субъект Российской Федерации для трудоустройства
- в вышестоящий ЦЗН;
- или в судебный орган
- участие в разработке госполитики в области занятости;
- содействие реализации гарантий трудящихся в вопросах осуществления занятости, трудоустройства, увольнения, предоставления льгот;
- получение предварительного уведомления о массовом увольнении не менее, чем за 3 месяца;
- ходатайство перед органами исполнительной власти о проведении взаимных консультаций по проблемам занятости;
- требование от работодателя включать в коллективный договор конкретные меры по обеспечению занятости
- право на прием на работу лиц, обратившихся напрямую, на равных условиях с лицами, пришедшими по направлению от ЦЗН;
- право на получение от ЦЗН безвозмездного информирования о положении на трудовом рынке (в том числе, и в электронной форме с использованием Интернета);
- право на обжалование действий ЦЗН в вышестоящий орган или в суд
Дополнительные гарантии для различных категорий граждан
О дополнительных гарантиях для отдельных категорий говорится в ст. 13 Закона:
- реализацию программ по содействию занятости (подробнее см. в Постановлении Правительства № 298 от 15 апреля 2014 года “Об утверждении…”);
- создание дополнительных трудовых мест;
- учреждение специализированных организаций, например, организаций для труда инвалидов;
- установление квоты трудовых мест людей с ограниченными возможностями (см. ст. 21 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 года “О социальной…”);
- организацию обучения по специальным программам;
- другие меры
- сохранение очередности на получение жилья или улучшение условий проживания по старому месту работы;
- пользование лечебными учреждениями;
- детям сокращенных – на посещение дошкольных образовательных учреждений
- будет оказываться индивидуальная помощь при трудоустройстве;
- будут создаваться условия для ускорения профессиональной адаптации;
- будет оказываться помощь по формировании пути передвижения инвалида до места работы и обратно
Видео (кликните для воспроизведения). |
Итак, все необходимые нормы о социальных гарантиях в области трудоустройства представлены в Законе. Последние поправки были внесены 7 марта 2019 года, первые – 20 апреля 1996 года. Также нормы закреплены в Конституции, международных договорах и иных правовых актах.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.