Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "что такое водоохранная зона реки". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
Знак водоохранная зона и сколько метров занимает территория
Использование водных ресурсов и процесс их охраны регулируется Водным кодексом, отражающим вопросы права собственности на указанные объекты водопользования, несение ответственности административного порядка, предусмотренной за нарушение данного законодательства, управление охраной данных объектов. В 65 статье Водного кодекса говорится о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах следующее: это расстояние вокруг или около естественных источников воды, которое подлежит особой охране. Это определение и поясняет, что такое водоохранная зона.
Горячая линия
+7 (499) 350-80-61
+7 (812) 309-17-81
Горячая линия
+7 (499) 350-80-61
+7 (812) 309-17-81
Под зонами, которые подлежат охране, понимаются территории, окружающие следующие объекты:Важное условие, при котором осуществляется особая охрана границ водного объекта, – это сопряженность водохранилища с городами, с некоторыми сферами деятельности человека. Хоздеятельность на территории данных объектов протекает в особенных условиях и имеет некоторые ограничения. Главное условия осуществления подобной деятельности – сохранение чистоты самого объекта и территории, находящейся рядом, предотвращение засорений, загрязнений, заиливания озера или иного водоема.
Водоохранная зона – это территория, остро нуждающаяся в принятии мер по сохранности и восстановлению биоресурсов: растений и животных, обитающих в охраняемом районе. В границах подобной территории организуются специальные защитные полосы, осуществлять хозяйственную деятельность на которых запрещено.
Водоохранная зона реки отсчитывается по-разному. Вне городов она начинается от уровня береговой линии. Она составляет:
- 0,05 км для водохранилища, озера с площадью поверхности более 0,5 кв км;
- 0,05 км от берега для рек (длиной до 10 км);
- 0,1 км для рек длиннее 10 км ( до 50 км);
- 0,2 км для рек длиннее 50 км;
- 0,2 км – для объектов, являющихся местами зимовки или нереста различных пород рыб и прочих видов организмов.
Водоохранная зона водного объекта (ручья или реки) с протяженностью до 10 километров равна береговой линии. Особых правил эксплуатации такой территории Государство не определило.
Граница водоохранной зоны моря находится на уровне линии максимального прилива. От этого места начинается особая морская зона, ширина которой составляет 700 метров.
При размещении рек в закрытых коллекторах о создании зоны охраны территории говорить не приходится, поскольку она отсутствует. Если водоем расположен в черте города, в котором есть набережная, прибрежная полоса ограничивается ее территорией. Вне набережной охраняемая зона отсутствует.
Подлежащие охране территории рядом с водными объектами должны быть обозначены с помощью информационных знаков водоохранных зон. Если информирование отсутствует, что нарушившее правила лицо от ответственности не освобождается.
Законом РФ определены действия, которые запрещены в пределах водоохранной зоны. Гражданам и организациям не разрешается:
- Использовать сточные воды для полива почв.
- Размещать в описываемой зоне кладбища, могильники, места захоронения различных отравляющих веществ.
- Бороться с вредителями посредством авиации.
- Перемещаться на автомобилях (кроме дорог с твердым покрытием). Машину можно ставить только в предназначаемых для этого местах.
- Размещать автомобильные заправочные станции, СТО, автомойки.
- Организовывать хранение пестицидов и химикатов.
- Осуществлять сбрасывание дренажных вод и стоков.
- Заниматься разведкой, добычей полезных ископаемых.
- Распахивать земли.
- Организовывать отвалы грунтов.
- Заниматься выпасом животных, организовывать их стоянки, места купания и лагеря.
Знак водоохранная зона
Если Государством было зафиксировано нарушение правил, подробно изложенных в статье Водного кодекса Российской Федерации, то следует говорить о наступлении административной ответственности. Она наступит, даже если предупреждающие знаки водоохранной зоны отсутствовали.
Соблюдение заложенных в Кодексе нормативов – это гарантия защиты рек и морей от загрязнения, засорения, заиливания. В случае подтверждения факта нарушения на нарушителя будет наложен штраф в следующем размере:
- штраф до 5000 рублей – на физическое лицо;
- штраф до 12000 рублей (но не менее 8000) – на должностное лицо;
- штраф до 400000 рублей (но не менее 200000) – на юридическое лицо.
Неважно, как сам нарушитель оценивает степень тяжести совершенного деяния. Одинаково наказаны будут и автовладелец, помывший машину у берега речки и не получивший от этого прибыли, и гражданин, который в течение целого лета пас стадо (а значит, получивший прибыль на продаже мяса) на прибрежной территории. Наказание для обоих будет одинаковым – штраф в размере до 5000 рублей.
Водным кодексом разрешено строительство в водоохранной зоне тех хозяйственных объектов, которые снабжены специальным оборудованием, защищающим рядом находящийся водный ресурс от загрязнения. Зная, сколько метров составляет особая охраняемая зона, необходимо соблюдать требования законодательства в этой части, в противном случае экологической ситуации будет нанесен большой вред.
Знак «Водоохранная зона» и сколько метров занимает ее территория
Водный кодекс РФ в статье 65 раскрывает суть вопроса о том, что такое водоохранная зона. Это законодательно определённая ширина береговой линии, подлежащая охране. В кодексе раскрывается её значение для среды обитания биоресурсов, правила использования водных объектов в хозяйственной деятельности человека.
Территории, прилегающие к границам отдельного водного объекта с особым режимом хозяйственной деятельности, подлежащие охране государства, называются водоохранными. На этих территориях решаются задачи:
- предупреждение засорения, загрязнения, недопущение заиления, истощения вод;
- сбережение биологической среды обитания.
Горячая линия
+7 (499) 350-80-61
+7 (812) 309-17-81
Нормы расположения береговой линии устанавливаются Правительством РФ (№ 244-ФЗ). Статья 65 ВК РФ выделяет водные объекты, оборудованные специальной зоной. К водным объектам относятся:
Водоохранные зоны включают воду, её биологический фактор и прибрежные защитные полосы (ПЗП) по берегам. На размеры водоохранной области влияет местоположение, а для морей и линии прилива.
- защита мест нереста промысловых рыб;
- сохранение благоприятной экологической обстановки на определённом расстоянии от берега.
Кодексом устанавливается нормы береговой линии в метрах.
Размер прибрежной полосы защиты зависит от уклона берега, наличия парапетов, ценности водоёма. Для рек и других водоёмов с рыбохозяйственным значением защитная полоса не должна быть менее 200 м.
Для рек, которые помещены в закрытые коллекторы, не предусмотрены водоохранные зоны. Ширина границ охраны водохранилища, озера измеряется 50 метрами, а морская зона – 500 метрами.
В границах береговой линии определённые действия запрещены:
- Движение средств транспорта (кроме специальной техники). Исключением являются оборудованные для этого места с твёрдым покрытием.
- Применение сточных вод для повышения плодородия (№282-ФЗ).
- Борьба средствами авиации с вредными организмами (№282-ФЗ).
- Размещение складов ГСМ, автозаправок, моек и станций ТС (282-ФЗ).
- Базирование скотомогильников, кладбищ, пунктов отходов, ядовитых веществ (№ 190-ФЗ, № 458-ФЗ).
- Сброс сточных вод (№282-ФЗ).
- Расположение хранилищ агрохимикатов (282-ФЗ).
- Добыча (включая разведку) полезных ископаемых (за исключением утверждённых техническим проектом).
- Распашка земель, процесс выпаса с./х. животных.
Можно ставить машину лишь вне водоохранной области (за исключением специального транспорта). Нарушение этих предписаний влечёт за собой административную ответственность. Предусмотрены штрафы до 5000 рублей для физических лиц, 8-12 тыс. руб. для должностных лиц и 200-400 тыс. руб. для юридических лиц.
Знак «Водоохранная зона»
В водоохранной зоне разрешено:
- строительство;
- проектирование;
- реконструкция объектов.
Однако введены ограничения при несоблюдении условий предохранения водных акваторий от загрязнения. Охрана водных структур от загрязнения осуществляется с помощью сооружений:
- приспособления для отвода сточных вод в резервуары, специально для этого предназначенные;
- системы канализации централизованного типа;
- сооружения для складирования отходов потребления в водонепроницаемые приёмники;
- очистные сооружения, соответствующие законодательным нормативам.
Особое внимание уделяется грамотному отведению сточных отходов. К сточным водам относятся:
- талые;
- дождевые;
- поливные и моечные;
- инфильтрационные;
- дренажные.
Если в водоохранной области расположилось дачное (садоводческое) объединение при отсутствии сооружения очистки, временно разрешается использование водонепроницаемых приёмников (часть16.1 ФЗ №82).
При расположении в водоохранных зонах объектов хозяйственной деятельности особое снимание уделяется мерам по сохранению биоресурсов (животного и растительного мира). Это обеспечивается мероприятиями по сохранению чистоты территории объекта, исключению загрязнений, заиливания, засорений.
Правительством РФ утверждаются специальные информационные знаки и разметка защитных полос (ч.18 118-ФЗ). Однако при их отсутствии нарушившие нормы и правила от административной ответственности не освобождаются.
Соблюдение нормативов, которые определяет Водный кодекс, является гарантией сохранности водоёмов, предотвращения их загрязнения. Это следует учитывать людям, решившим обзавестись участком, выстроить дом в живописном месте рядом с рекой.
Горячая линия
+7 (499) 350-80-61
+7 (812) 309-17-81
Застройщику важно знать о факте принадлежности участка к водоохранной территории. Такую информацию можно получить в службе кадастрового учёта подав запрос в письменной форме.
Для разрешения строительства понадобится официальный ответ из государственного водного реестра.
Для произведения работ следует знать, какова водоохранная зона реки, сколько метров она составляет. Проектная документация подвергается экологической экспертизе. Из практики, около 20% застройщиков допускают нарушения норм природопользования.
На участках водоохранной зоны при строительстве требуется очистная система сточных вод, наличие которой контролируется Роспотребнадзором.
Водоохранная зона — территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Прибрежные защитные полосы — территории, которые устанавливаются в границах водоохранных зон, примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности [1] .
В определении водоохранной зоны называются четыре признака. Указание на то, что водоохранные зоны — это территории, которые примыкают к береговым линиям водных объектов, говорит о том, что граница поверхностного водного объекта является и границей водоохранной зоны, а сам водный объект не входит в состав зоны.
В определении перечисляются поверхностные водные объекты, для которых устанавливаются водоохранные зоны: это — моря или их отдельные части [2] ; водотоки, озера и водохранилища. Из перечисления следует, для каких поверхностных водных объектов водоохранные зоны не устанавливаются: для прудов, обводнённых карьеров, болот, родников и гейзеров, ледников и снежников.
Следующее указание на специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности есть родовой признак зон с особыми условиями использования территорий [3] .
Признак, содержащий цель установления водоохранных зон, замыкает определение этого понятия.
Ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос
В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
дополнительно в границах прибрежных защитных полос запрещаются:
5) распашка земель;
6) размещение отвалов размываемых грунтов;
7) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос направлен, прежде всего, на ограничение сельскохозяйственной деятельности, допуская из сельскохозяйственных угодий только размещение сенокосов.
Все перечисленные запрещения присущи хозяйственной деятельности, осуществляемой в сельской местности. Пункты 1, 3, 5, 7 в прямую относятся к животноводству и земледелию (растениеводству). Из перечисленного в пункте 2 организация скотомогильников сопутствует ведению животноводства, а размещение кладбищ на высоких речных берегах не редка в сельской местности. Пункт 4 (движение и стоянка транспортных средств…) — более вероятен в сельской местности уже потому, что там, как правило, дорог с твёрдым покрытием нет, либо минимум, там интенсивнее используется более проходимый мототранспорт, население чаще занимается охотой, сбором ягод и иными заготовками, рыболовством.
К промышленной деятельности относится в основном содержание пунктов 2, 4 и 6. Для жителей городских поселений характерно создание на дачных участках огородов (пункт 5, распашка земель).
Объём применимости правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос по регионам России различен. Причина здесь в том, что в регионе может не осуществляться тот вид деятельности, ограничивать который призван правовой режим водоохранных зон.
Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос
Размеры водоохранных зон зависят только от двух факторов: во-первых, от длины водотока от истока до устья, а для озёр — от их площади; во-вторых, от сточности (проточности) озёрно-речных систем на болотных массивах.
Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос могут совпадать, либо первые включают вторые. Не может быть, чтобы для какого-либо водного объекта была установлена водоохранная зона и не установлена прибрежная защитная полоса, и наоборот.
Действующий Водный кодекс установил фиксированные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров — 30, 40, 50 метров (водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой);
2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.
Установлены четыре градации водоохранной зоны для озёр и водохранилищ: 30, 40, 50 и 200 метров; для морей — 500 метров.
Размеры прибрежных защитных полос устанавливаются в зависимости от одного фактора, от уклона берега водного объекта. Градации ширины прибрежных защитных полос: 30, 40, 50 метров — для водных объектов и, дополнительно, 200 метров — для имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение озёр и водохранилищ.
Других размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос не предусмотрено. Исключения:
Видео (кликните для воспроизведения). |
водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов, то есть равны, как правило, ширине полосы, отложенной по обе стороны канала от бровки — при прохождении канала в выемке или от подошвы дамбы — при прохождении канала в полувыемке-полунасыпи, но не свыше 35 метров с каждой стороны [4] ;
ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», но до сих пор не установлена [5] ;
сочетание на территориях населённых пунктов набережных и ливневой канализации: только в этом случае прибрежная защитная полоса будет ограничиваться парапетом (то есть может быть очень узкой), а водоохранная зона будет отсчитываться от парапета, а не от береговой линии.
Описание границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы
Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек предусмотрено Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов [6] . Описание проводится по опорным точкам [7] .
К опорным точкам линий границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос можно отнести точки:
примыкания к Государственной границе Российской Федерации;
пересечения (примыкания) с границами субъектов Российской Федерации, муниципальными районами и поселениями;
схождения (стыка) границ водоохранных зон (прибрежных защитных полос) двух рек, либо реки и крупного водоёма;
определяющие места изменения географических компонентов на местности (схождение двух разнонаправленных в плане участков границы);
приуроченные к характерным формам рельефа и т. п.
В качестве ориентиров для физико-географического описания прохождения линии границы выбираются характерные элементы местности (рельефа, гидрографии, дорожной сети, растительного покрова, ландшафтов и т. д.), расположенные в непосредственной близости от этой линии границы. Описание прохождения границы составляется последовательно от одной опорной точки линии границы к другой, в зависимости от положения характерных элементов местности по отношению к линии границы.
В описании границ применяются географические наименования объектов местности в соответствии с используемыми государственными топографическими картами. В случае переименования географических объектов в описании приводятся как новые, так и старые названия объектов.
Географические координаты, как правило, с высотными отметками земной поверхности приводятся в действующей единой Государственной системе координат и высот.
Специфика границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в том, что они не приурочены к линейным природным или рукотворным объектам, а потому практически не опознаваемы на местности.
Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов посредством специальных информационных знаков [8] в настоящее время — единственный способ, предусмотренный законодательством [9] .
Специальные информационные знаки размещаются на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан [10] .
К местам массового пребывания граждан относятся, в частности:
основные въезды на территорию городов и выезды с этой территории, пересечения транспортных магистралей общегородского значения;
аэропорты, вокзалы (аэровокзалы, автовокзалы, железнодорожные, морские и речные вокзалы), торговые центры, станции метрополитена;
центральные площади городов, городские стадионы, рынки, городской пассажирский транспорт общего пользования и пассажирский транспорт пригородного сообщения;
городские пляжи и парки [11] .
К характерным точкам рельефа в геоморфологии относят вершины возвышенностей, локальные понижения (седловины), точки понижений (впадин).
Утверждены образец специального информационного знака для обозначения границ водоохранных зон водных объектов и образец специального информационного знака для обозначения границ прибрежных защитных полос водных объектов [12] .
Вопросы использования, а также сохранности водных ресурсов регулируются основным нормативным документом ‒ Водным кодексом. В нем отражены все положения, касающиеся установления прав собственности, управления охраной водных объектов и ответственности за нарушение правил.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Важным условием водоохранной зоны является содержание в чистоте самого водного объекта и прилегающей к нему территории. Охрана границ водоисточника осуществляется при том условии, что он сопряжен с населенными пунктами или областями сфер человеческой деятельности.
Охраняемые и прибрежные защитные зоны на территории вводятся в порядке, который предусмотрен Правительством РФ.
Водный кодекс определяет охранную зону как территорию, прилегающую к водному объекту. Это расстояние непосредственно от природных водоисточников, подлежащее особой охране.
Прибрежная защитная полоса является областью в пределах охранных зон, которая имеет вспомогательные ограничения на хозяйственную и иную деятельность человека.
Какие действия запрещено осуществлять в пределах охраняемой зоны водного объекта:
- Размещать на данной территории скотомогильники и прочие захоронения разного рода отходов.
- Привлекать сточные воды для удобрения почвы. Сбрасывать сточные воды.
- Производить авиационные меры в целях борьбы с вредителями.
- Обустраивать стоянку или перемещение транспорта, кроме его передвижения по твердым покрытиям.
- Размещать в пределах охраняемой зоны автозаправки, места складирования горючих и смазочных материалов, кроме тех случаев, когда они расположены на территориях портов и в иных допустимых местах. Также запрещено располагать в охраняемых зонах станции техобслуживания.
- Размещать склады пестицидов/агрохимикатов, а также использовать на данной территории эти вещества.
- Производить разведку и извлечение полезных ископаемых, за некоторыми исключениями.
Какие действия запрещено производить в прибрежной полосе:
- производить распашку земель;
- осуществлять выпас скота;
- располагать отвалы, состоящие из размываемого грунта.
При расположении в охранной зоне СНТ или ДНТ и отсутствии очистных сооружений, допускается временная эксплуатация водонепроницаемых приемников.
В пределах охраняемой зоны допускается осуществлять проектирование и возведение объектов различного назначения, а также их реставрацию при том условии, что они будут оборудованы специальными сооружениями, направленными на предотвращение засорения и загрязнения, а также истощение водоисточника.
Выбор вида сооружения осуществляется в соответствии с нормативами, введенными на законодательном уровне.
Какие могут быть предусмотрены типы сооружений, направленных на охрану водоисточников:
- системы водоотвода и ливневой канализации;
- системы сброса сточной воды в водоотводные сооружения, предназначенные для приема подобных вод;
- локальные очистные сооружения, предусматривающие очистку стока до ПДК водоемов общесанитарного или рыбохозяйственного класса качества;
- сооружения, рассчитанные на прием отходов различного рода;
- системы отвода вод в приемники, произведенные из водонепроницаемых материалов.
В соответствии с установленными правилами, на размеры водоохранных зон оказывает влияние протяженность водоисточника. Величина охраняемой зоны определяется в ширину с целью сохранения экологии, защиты мест нереста рыб. Уклон, холмы и прилегающие участки никак не влияют на ширину прибрежной полосы.
В соответствии с Водным кодексом, водоохранная зона реки составляет 50 метров. Аналогичная зона принята также для озер и водохранилищ. Охраняемая территория морей составляет 500 метров.
Зона охраны хозяйственных и магистральных каналов по размерам сопоставима с величиной отвода, парапетами ливневой канализации. Для рек и ручьев протяженностью менее десяти километров охраняемая зона идентична прибрежной полосе. Озеро, размещенное внутри небольшого болота, обладает охраняемой зоной площадью меньше 0,5 км 2 .
Если водный объект располагается в пределах населенного пункта и имеет обустроенную набережную, то прибрежная полоса проходит в границах ее территории. После набережной водоохранной зоны уже нет. Поэтому в городах можно часто наблюдать крупные объекты недвижимости, размещенные в непосредственной близости от рек и иных водных объектов.
Если в охраняемой зоне водоисточника расположены объекты хозяйственной деятельности, то особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на сохранение биологических ресурсов.
Соблюдение правил, установленных водным законодательством, является гарантом сохранности водного объекта, исключения его загрязнения. Нормативы в данной области особенно стоит учесть тем гражданам, которые решили возвести жилье неподалеку от реки.
Особенность охраняемых и прибрежных защитных зон заключается в том, что на местности простому человеку их выявить достаточно сложно. Поэтому часто устанавливаются специальные информационные знаки, чтобы обратить внимание граждан и предотвратить засорение мусором и загрязнение водоохранной территории.
К характерным точкам на местности относят:
- седловины;
- впадины;
- вершины возвышенностей и т. п.
На законодательном уровне утвержден шаблон специального информационного знака, обозначающего охраняемую зону и прибрежную защитную полосу.
Административная ответственность наступает при фиксации факта нарушения использования водоисточника (например, за парковку в охраняемой зоне, которую имеет водохранилище). Поэтому гражданам, которые предполагают осуществлять какую-либо деятельность вблизи водного объекта, стоит сперва уточнить, является ли она разрешенной.
Размер штрафа для физических лиц составляет 5 тыс. рублей и менее. Должностным лицам придется уплатить неустойку в размере от 8 до 12 тыс. рублей. Для юридических лиц величина штрафа на порядок выше и составляет уже 200-400 тыс. рублей.
Загрязнение водных ресурсов в крайнем случае может поспособствовать наступлению уголовной ответственности. Нарушителя может ожидать наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет (определяется в каждом конкретном случае в зависимости от тяжести нарушения).
Например, гражданин, которые однократно помыл авто возле реки и не получил с этого никакого дохода, и гражданин, целое лето занимающийся выпасом рогатого скота рядом с водохранилищем и получивший существенную прибыль с реализации мяса, будут наказаны одинаково. Штраф для этих граждан составит 5000 рублей.
Строительная компания, занимающаяся возведением объекта недвижимости, обязательно должна быть ознакомлена о принадлежности земельного участка к охраняемой зоне. Информацию об этом может предоставить кадастровая служба. Для получения сведений необходимо направить туда соответствующий запрос.
Разрешение на строительные работы в водоохранной зоне выдает служба водного реестра. Для осуществления строительной деятельности застройщик должен быть ознакомлен с метражом водоохранной зоны. При этом проектная документация непременно должна проходить экологическую экспертизу.
При возведении объекта в охраняемой зоне необходимо предусмотреть очистные сооружения для сточных вод. Факт их присутствия может быть проконтролирован Роспотребнадзором.
Подводя итоги, стоит отметить, что параметры эксплуатации любого участка земли, включая области прибрежных зон, подлежат тщательной проверке в индивидуальном порядке.Только в этом случае можно говорить о правильном использовании земельного надела и избежании ответственности застройщиком.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область – +7 (499) 703-16-92
- Санкт-Петербург и область – +7 (812) 309-85-28
- Регионы – 8 (800) 333-88-93
Водоохранная зона реки и ее правовой режим. Строительство в водоохранных зонах водных объектов
В последнее десятилетие на берегах наших водоемов в городах и селах страны было построено множество объектов частной недвижимости. Но при этом совершенно не соблюдались законодательные нормы, по большому счету, они никого не интересовали. А ведь строительство в таких местах является незаконным. Более того, прибрежные районы водоемов имеют особый статус. Неспроста ведь эти территории охраняются законом, наверное, есть в них что-то важное, особенное… Давайте поговорим об этом более подробно.
Вначале следует немного разобраться в терминологии. Водоохранная зона, с точки зрения законодательства, – это земли, примыкающие к водоемам: рекам, озерам, морям, ручьям, каналам, водохранилищам.
На этих участках установлен особый режим деятельности для предотвращения засорения, загрязнения, порчи и истощения водных ресурсов, а также для сохранения привычной среды обитания животного и растительного мира, биологических ресурсов. На территории водоохранных зон устанавливают специальные защитные полосы.
В 2007 году вступил в силу новый Водный кодекс России. В нем, по сравнению с предыдущим документом, кардинально изменили режим водоохранной зоны (с правовой точки зрения). А точнее, были сильно уменьшены размеры прибрежных территорий. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример. До 2007 года наименьшая ширина водоохранных зон для рек (важна протяженность реки) составляла от пятидесяти до пятисот метров, для водохранилищ и озер – триста, пятьсот метров (в зависимости от площади водоема). Кроме того, размеры этих территорий четко определялись еще и по таким параметром, как вид угодий, прилегающих к водному объекту.
Определением точных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос занимались исполнительные органы власти РФ. Они в определенных случаях устанавливали размер территории от двух до трех тысяч метров. А что же мы имеем на сегодняшний день?
Водоохранные зоны водных объектов: современные реалии
Теперь же ширина прибрежных районов установлена самим законом (Водным кодексом РФ ст.65). Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы для рек длиной более пятидесяти километров ограничены территорией не более двухсот метров. И органы исполнительной власти на данный момент не имеют права устанавливать свои нормы. Мы явно видим, что водоохранная зона реки, пусть даже самой большой, составляет не более двухсот метров. А это в несколько раз меньше прежних нормативов. Это что касается рек. А как обстоят дела с прочими акваториями? Здесь ситуация еще печальнее.
Водоохранные зоны водных объектов, таких как озера, водохранилища, уменьшились в размерах в десять раз. Вдумайтесь только в цифру! В десять раз! Для водоемов, площадь которых свыше полукилометра, ширина зоны теперь составляет пятьдесят метров. А ведь изначально было пятьсот. Если же акватория менее 0,5 км, то водоохранная зона Новым кодексом вообще не установлена. Это, видимо, следует понимать как то, что ее просто нет? Логика в данной ситуации совершенно не ясна. Размеры размерами, но любой водоем имеет свою экосистему, вторгаться в которую не следует, иначе это грозит нарушением всех биопроцессов. Так разве можно оставлять пусть даже небольшое озеро без защиты? Исключением стали только те водные объекты, которые имеют важное значение в рыбном хозяйстве. Мы видим, что водоохранная зона претерпела не самые лучшие изменения.
Серьезные запреты в старой редакции Земельного кодекса
Ранее законом определялся специальный режим на территории водоохранной зоны. Он был составляющей частью в едином механизме комплекса мер по улучшению гидробиологического, санитарного, гидрохимического, экологического состояния озер, рек, водохранилищ и морей, а также благоустройства окружающих территорий. Этот специализированный режим состоял в том, что запрещалась практически любая деятельность в водоохранных зонах.
В таких местах не разрешалось разбивать дачные участки и огороды, устраивать стоянки автотранспортных средств, удобрять почву. А самое главное – запрещалось строительство в водоохранной зоне без согласования с компетентными органами. А также под запрет попадала и реконструкция зданий, проведение коммуникаций, добыча полезных ископаемых, земельные работы, обустройство дачных кооперативов.
Новый же кодекс содержит всего лишь четыре запрета из десяти, ранее имевших место:
- Не разрешается удобрение почвы сточными водами.
- Такая территория не может становиться местом размещения могильников скота, кладбищ, захоронения ядовитых, химических и радиоактивных веществ.
- Не допускается проведение авиационных мер борьбы с вредителями.
- Прибрежная полоса водоохранной зоны – не место для движения, парковки или стоянки машин и другой техники. Исключением могут быть только специализированные участки с твердым покрытием.
Защитные полосы ограждены сейчас законодательно только от распашки земель, от обустройства пастбищ для скота и лагерей.
Другими словами, законодатели дали добро размещать в прибрежной полосе дачные кооперативы, мойку машин, ремонт, заправку автомобилей, предоставлять территории под строительство и т. д. По сути, разрешается строительство в водоохранной зоне и на береговой линии. Более того, даже исключено из закона обязательство согласования всех видов деятельности с компетентными структурами (такими как “Росводоресурс”). Но самым непонятным является то, что с 2007 года разрешили приватизировать землю в таких местах. Т. е. любая природоохранная зона может перейти в собственность частных лиц. А далее с ней смогут сделать все что угодно. Хотя ранее в ст. 28 ФЗ был прямой запрет на приватизацию этих земель.
Мы видим, что новое законодательство гораздо менее требовательно к охране прибрежных территорий и водных ресурсов. Изначально такие понятия, как водоохранная зона, ее размеры и размеры защитных полос, были определены еще законами СССР. Они основывались на географических, гидрологических, почвенных нюансах. Учитывались также возможные ближайшие изменения берега. Преследовалась цель сохранить водные ресурсы от загрязнения и возможного истощения, сохранения экобаланса прибрежных зон, поскольку они являются местом обитания животных. Водоохранная зона реки была установлена единожды, и правила действовали на протяжении нескольких десятилетий. Они не менялись до января 2007 года.
Не наблюдалось никаких предпосылок для упрощения режима водоохранных зон. Экологи отмечают, что единственная цель, которая преследовалась законодателями при внесении таких кардинальных изменений, – это просто дать возможность узаконить стихийную массовую застройку береговой территории, которая нарастала в последние десять лет. Однако все то, что было незаконно построено в период действия старого закона, не может быть узаконено с 2007 года. Это возможно лишь в отношении тех сооружений, которые возникли, начиная с момента вступления в силу новых норм. Все то, что было ранее, естественно, подпадает под более ранние нормативные акты и документы. А значит, не может быть узаконено. Вот такая коллизия возникла.
Установление такого мягкого режима водоемов и их береговых зон, разрешение строить сооружения в этих местах будет пагубно влиять на состояние близлежащих территорий. Водоохранная зона водохранилища призвана оградить объект от загрязнения, от негативных изменений. Ведь это может привести к нарушению очень хрупкого экологического баланса.
Что, свою очередь, повлияет на жизнь всех организмов и животных, обитающих на этой территории. Прекрасное озеро в лесу может превратиться в заросшее болото, быстрая река – в грязную затоку. Да мало ли таких примеров можно привести. Вспомните, как много раздавалось дачных участков, как люди с благими намерениями пытались облагородить землю… Только вот незадача: возведение тысячи дач на берегу огромного озера привело к тому, что оно превратилось в жуткое вонючее подобие водоема, в котором и купаться-то уже нельзя. А лес в округе изрядно поредел после участия людей. И это еще не самые печальные примеры.
Водоохранная зона озера, реки или другого водоема должна находиться под пристальным вниманием закона. Иначе проблема одного загрязненного озера или хранилища может перерасти в глобальную проблему целого региона.
Чем больше водоем, тем более сложной является его экосистема. К сожалению, нарушенный природный баланс невозможно восстановить. Будут гибнуть живые организмы, рыбы, растения и животные. А изменить что-либо будет уже невозможно. Стоит, наверное, задуматься над этим.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В нашей статье мы рассмотрели актуальную на сегодня проблему водоохранных объектов и важность соблюдения их режима, а также обсудили последние изменения Водного кодекса. Хотелось бы верить, что смягчение норм в отношении охраны водоемов и прилегающих территорий не приведет к катастрофическим последствиям, и люди будут разумно и бережно относиться к окружающей среде. Ведь тут многое зависит от нас с вами.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.