Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "административная ответственность за экологические правонарушения". В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.
Содержание
Административная ответственность за экологические правонарушения
Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7) Кодекса об административных правонарушениях.
Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:
3. Возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
7. Административный арест.
При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В Законе «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:
1. Несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
2. Невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
3. Нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;
4. Загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
5. Порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
6. Нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;
7. Невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
8. Неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
9. Нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
10. Несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
11. Превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.
Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер полагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.
Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Правом применения этих мер наделены специальные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, должностные лица контрольно- надзорных органов. Меры административной ответственности применяются без обращения в суд и по упрещенной процедуре. Штрафные санкции наиболее четко и активно применяются за нарушение водного законодательства
Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.
Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещения вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.
185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Административная ответственность за экологические правонарушения
Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (бездействие) гражданина, должностного или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое предусмотрена административная ответственность.
Действующий КоАП куда большее, чем прежний, уделяет внимание вопросам охраны окружающей среды, выделяя в ст. 1.2 КоАП данную деятельность как одну из задач законодательства об административных правонарушениях.
Субъекты РФ вправе принимать свои законы об административных правонарушениях, не вступающие в противоречия с КоАП. Такими законами субъектов РФ должны быть созданы и органы (инспекции, комиссии, палаты и др.), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством субъектов РФ. При этом законом субъекта РФ можно предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф.
Примером такого законотворчества субъектов РФ может служить Кодекс Волгоградской области от 11.06.2008 № 1693-ОД “Об административной ответственности”, предусматривающий административную ответственность за повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений на территориях общего пользования в населенных пунктах (ст. 6.1); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 6.2); нарушение установленного режима использования земель (ст. 7.2); загрязнение территорий поселений, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств (ст. 8.10); нарушение порядка обращения с бытовыми отходами на территории поселений (ст. 8.14) и т.д.
В числе федеральных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных экологических правонарушениях, КоАП выделяет (кроме судей) органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения; органы, осуществляющие функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, органы, осуществляющие государственный экологический надзор, и ряд других.
Все составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, классифицируются в четыре группы.
В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих (базовых) эколого- правовых требований, распространяющихся на все институты экологического права. К их числу относятся нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП) и т.д.
Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных объектов. В их числе порча земель (ст. 8.6 КоАП), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП), нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31 КоАП) и т.д.
В третью группу входит состав правонарушения, устанавливающий ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом, а именно – нарушение правил охраны и использования природных ресурсов па особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП). При этом следует иметь в виду, что КоАП (в отличие от УК) не содержит норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических проступков в зоне экологического бедствия.
Наконец, в четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в промышленности, транспорте и т.д.). В их числе – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22 КоАП) и т.д.
Рассмотрение всех видов административных наказаний позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, административные наказания являются относительно определенными санкциями. При наложении наказания законодатель предоставляет природоохранным органам (или суду), в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, степени вины и иных обстоятельств определенную свободу в выборе вида и размера наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП.
Во-вторых, лицо, совершившее административно наказуемый проступок, в соответствии со ст. 2.9 КоАП может быть освобождено от административного наказания в связи с его малозначительностью.
В-третьих, четко определены сроки наложения административных наказаний. Согласно ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения. При длящемся административном экологическом правонарушении (а таких достаточно много), названный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Отдельно следует остановиться на проблеме разграничения административной и уголовной ответственности в сфере охраны окружающей среды.
Конструкции составов уголовных и административных экологических правонарушений имеют много схожего, а четких критериев их отличия друг от друга в составах административных правонарушений нет.
Они есть в уголовно-правовых нормах, например, в ряде составов указан такой квалифицирующий признак, как причинение вреда здоровью или смерть человека вследствие загрязнения атмосферы (например, ст. 251 УК). В других составах упоминаются “тяжкие последствия” (ст. 246 УК), “существенный вред” (ч. 1 ст. 250 УК); “значительный” и “крупный” ущерб (ст. 255 и 256 УК). В примечании к ст. 260 УК, устанавливающей уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, раскрывается содержание понятий значительного и крупного размеров вреда: “значительным” признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий пять тыс. руб., крупным размером – 50 тыс. руб., особо крупным размером – 150 тыс. руб. Конкретное содержание многих других оценочных критериев в УК не раскрывается.
Их толкование дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения”.
Их толкование дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 “О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования”.
Так, Пленум разъяснил, что под “иными тяжкими последствиями” применительно к ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза.
Применительно к ч. 1 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде – в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.
Ответственность за незаконную охоту, предусмотренную п. “а” ч. 1 ст. 258 УК РФ, наступает лишь при наличии крупного ущерба. Причиненный незаконной охотой ущерб относится к крупному исходя не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного, в частности экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции этих животных. Крупным является ущерб, причиненный, например, отстрелом лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя.
Следовательно, кроме повышенной степени общественной опасности основанием квалификации правонарушения в качестве преступления может служить наличие таких признаков состава, как специфика предмета, место, способ правонарушения, его субъект, форма вины и т.д.
Можно сделать вывод, что составы административных и уголовных правонарушений находятся между собой в соотношении общей и специальной норм. Первые содержат абстрактные формулировки, вторые как бы конкретизируют их. Следовательно, административно-правовая норма будет применяться только в той части, которая не охватывается признаками сходного по конструкции состава экологического преступления, т.е. выходит за пределы, границы признаков, установленных уголовно-правовой нормой.
Административная ответственность за экологические правонарушения
Административная ответственность — разновидность юридической ответственности. Основанием ее применения является наличие в совершенном лицом деянии признаков состава административною экологического правонарушения, которые устанавливаются правовыми нормами, содержащими запрет и санкцию за его совершение. Административная ответственность установлена нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенного в действие с 1 июля 2002 г.
Административная ответственность — это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Административная ответственность применяется в целях:
- восстановления социальной справедливости;
- предупреждения новых правонарушений со стороны правонарушителя (частная превенция);
- предупреждения новых правонарушений со стороны других лиц (общая превенция).
Административная ответственность основывается на следующих принципах:
- законности;
- гласности;
- гуманизма;
- уважения прав человека;
- равенства перед законом;
- презумпции невиновности;
- привлечения к ответственности только при установлении вины (субъективное вменение);
- разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.
Административная ответственность характеризуется следующими признаками:
- основанием привлечения к административной ответственности является административное правонарушение;
- правовым источником установления административной ответственности является законодательство об административной ответственности РФ и субъектов РФ (КоАП РФ и законы об административных правонарушениях субъектов РФ);
- к административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица;
- по характеру претерпеваемых правонарушителем последствий противоправного поведения административная ответственность выражается в применении к виновному административных наказаний;
- субъектами, обладающими юрисдикционными полномочиями в сфере привлечения к административной ответственности, могут быть судьи, органы и их должностные лица;
- привлечение к административной ответственности осуществляется в форме производства по делам об административных правонарушениях;
- правовым последствием применения к виновному административного наказания является признание его подвергнутым административной ответственности в течение года с момента совершения административного правонарушения.
В отличие от дисциплинарной ответственности, административная носит надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, а судами, органами, должностными лицами, комиссиями, специально уполномоченными лицами, обладающими полномочиями возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.
Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Административные правонарушения в сфере природопользования являются относительно опасными по сравнению с уголовными преступлениями, но в силу своей массовости характеризуются как общественно вредные. В законе не предусмотрено определение общего понятия экологического правонарушения, которое можно было бы применить к нарушителям природоохранных правил.
За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация.
Вышесказанное в полной мере относится и к административной ответственности за экологические административные правонарушения.
Специфика административной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды заключается в следующем:
- она применяется за совершенное экологическое правонарушение в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- объектом состава экологического правонарушения является совокупность общественных отношений, складывающихся в области использования и охраны земель, недр, водных объектов, атмосферного воздуха, лесов, животного и растительного мира;
- к ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды могут быть привлечены физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду;
- административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении к виновному таких мер наказания, как административный штраф, исчисляемый в величинах, кратных МРОТ, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- к административной ответственности за экологические правонарушения привлекаются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также должностные лица и юридические лица.
Административное экологическое правонарушение — это совершенное в области природопользования и охраны окружающей природной среды противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Выделяют следующие виды административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования:
Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления. Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл. 8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются судами (мировыми судьями, юродскими (районными) судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурами, подразделениями и территориальными органами, органами власти и управления субъектов РФ в соответствии с установленной законодательством подведомственностью.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22.3, ч. 1, п. 37, 38, 39 и 41 ч. 2 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями 1 См.: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2004 г. No 278 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». :
• 8.1, 8.2, 8.4. 8.5, 8.6, 8.19, 8.21, 8.22, 8.23, 8.31 (ч. 2 и 3), 14.1 (ч. 2 и 3), 14.26, 17.7, 17.9, 19.4 (ч. 1), 19.5 (ч. 1), 19.6, 19.7 и 19.20. в пределах компетенции органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
• 7.19, 9.7, 9.8, 9.9, 9.10, 9.11, 9.12, 11.20, 14.1 (ч. 2 и 3), 17.7, 17.9, 19.4 (ч. 1), 19.5 (ч. 1), 19.6, 19.7 и 19.20, в пределах компетенции органов государственного энергетического надзора;
• 7.2 (ч. 2) (об уничтожении и о повреждении маркшейдерских информационных знаков, знаков горно-санитарных зон и округов), 7.3, 7.4. 7.5, 7.7, 7.10. 7.19, 8.7 (в части невыполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки полезных ископаемых), 8.9, 8.10, 8.11, 8.17 (ч. 1 и 3), 8.19, 8.39 (об административных правонарушениях, совершенных на территориях горно-санитарных зон и округов), 9.1, 9.2, 9.5 (ч. 2), 9.7, 9.8, 9.10, 9.11, 11.20, 14.1 (ч. 2 и 3). 14.26, 17.7, 17.9, 19.2, 19.4, 19.5 (ч. 1), 19.6. 19.7, 19.19 (ч. 1 и 2), 19.20, 19.22 и 20.4 (ч. 1- 3), в пределах компетенции органов государственного горного и промышленного надзора;
• 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о радиационной обстановке), 9.6. 14.1 (ч. 2 и 3), 17.7, 17.9, 19.2, 19.4 (ч. 1), 19.5 (ч. 1), 19.6, 19.7 и 19.20, в пределах компетенции органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.
В центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять следующие должностные лица:
- руководитель или лицо, исполняющее его обязанности, заместители руководителя;
- начальники управлений и их заместители, начальники отделов в составе управлений и их заместители и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.
В территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять следующие должностные лица:
- руководители территориальных органов и их заместители;
- начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.
Экологические правонарушения: понятие, классификация и административная ответственность
Ответственность за различные правонарушения экологического типа предусмотрена законом. К этим нарушениям относится не только вред окружающей среде, но и нерациональное использование природных ресурсов.
Вне зависимости от гражданства, правонарушителями могут быть как физические, так и юридические лица. За экологические правонарушения законодательством предусмотрены различные виды ответственности, одним из которых и является административная ответственность.
За экологические правонарушения несется административная ответственность
За экологическое правонарушение принимают любое действие, равно как и бездействие, не соответствующее существующим эколого-правовым нормам. В действительности такие действия являются небезопасными или вредными и нарушают установленные порядки экологической безопасности.
Предусмотренные правила регулируют использование ресурсов природы и созданы с целью защиты окружающей среды. За все действия или бездействия, по причине которых отмечается изменение состояния природной среды, предусмотрены определенные наказания.
Различают четыре вида ответственности за экологические правонарушения, каждый из которых установлен законом:
В зависимости от объекта, по отношению к которому было произведено неправомерное действие, экологические правонарушения делят на земельные, водные, лесные и горные. Состояние природного объекта, которое подверглось изменению в результате экологического преступления, является одним из критериев, используемым для определения тяжести противоправного действия. Таких состояний три:
В зависимости от того, какое отношение имеет правонарушитель к природным ресурсам, можно выделить три вида экологических нарушений:
- произведенные владельцем природных ресурсов
- произведенные пользователем этих ресурсов
- произведенные лицом, которое не относится к ранее выделенным подгруппам
Для установления правонарушения используют специальную экологическую экспертизу. Ее целью является предупреждение и определение различных негативных влияний на безопасность окружающей среды. Результаты экспертизы определяют юридическую ответственность правонарушителя за то или иное экологическое нарушение.
На государственном уровне такая экспертиза может быть проведена исключительно представителями федеральной исполнительной власти. В частности, экологической экспертизе подлежат все проекты градостроительной документации. Если в ходе проверки будет обнаружено какое-либо несоответствие с установленными законодательством нормами, на нарушителя будет наложена правовая ответственность.
Экологические правонарушения — это различные действия или бездействия, предпринятые лицом-нарушителем, в результате которых состояние некоторого природного объекта нарушается. Для определения наличия и тяжести экологических нарушений используют специальную экспертизу.
Классификация административных экологических правонарушений
За экологические правонарушения несут и юридическую ответственность!
Юридическая ответственность за каждое произведенное правонарушение подразумевает некоторое наказание. Таким образом, юридическая ответственность несет в себе четыре основополагающих цели:
- превентивную — помогает избежать повторного нанесения вреда экологии
- стимулирующую — склоняет нарушителя и других лиц к должному соблюдении законов в будущем
- компенсационную — восстанавливает нанесенный природе ущерб
- карательную — определенным образом наказывает лицо, которое совершило правонарушение
В число административных правонарушений, по причине которых наносится вред экологии, входит до сорока видов экологических правонарушений. На практике их разбивают на три группы:
- несоблюдение требований экологии
- несоблюдение правил и процедуры эксплуатации природных объектов и ресурсов
- нанесение вреда или полное разрушение объектов и ресурсов природы
Каждая из этих групп включает характерные экологические правонарушения. Среди преступлений первой группы можно увидеть:
- нарушение эколого-правовых норм в процессе планирования проектов; при техническом и экономическом обосновании проектов; при проектировании и возведении строений и других объектов, а также введении их в эксплуатацию
- нарушение санитарных и экологических норм в процессе работы с различными отходами или другими небезопасными веществами
- несоблюдение методики использования пестицидов и агрохимикатов
- препятствование государственному проведению экологических проверок
Вторая группа нарушений включает:
- несоблюдение правил по сохранению недр и и гидроминеральных ресурсов
- несоответствующее установленным нормам использование недр
- нерациональное осуществление геологических исследований недр
- несоответствующее закону предоставление в пользование и порядок эксплуатации участков земли на территории, которая относится к водоохранной зоне
Третья группа состоит из таких нарушений:
- порча земельных ресурсов
- незаконная вырубка леса или другое нанесение ущерба деревьям и кустарникам
- ликвидация мест обитания животных
За все эти нарушения могут применяться различные меры наказания. В некоторых случаях, если нарушение относительно легкое, нарушитель может обойтись одним лишь предупреждением, но с ростом тяжести, меняется и величина наказания.
За любое нарушение регулируемых законом норм и правил, нарушителя ждет соответствующее наказание.
За экологические правонарушения — штраф!
Административная ответственность за экологические правонарушения назначается в тех ситуациях, когда нарушение законных норм происходит без состава преступления. Ее применяют по отношению к физическим лицам-предпринимателям, а также юридическим лицам. Административная ответственность заключается в следующем:
- наложение штрафа
- изъятие средств, с помощью которых было совершено правонарушение
- изъятие лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство, которое связано с использованием экологии
- возмещение нанесенного природе ущерба
Регулирование административной ответственности проводится при помощи нескольких рычагов. Одним из них является Кодекс об административных правонарушениях, а другим — специальное законодательство субъектов РФ. Это законодательство состоит из различных установленных правовых актов, включающих в себя описание возможных экологических правонарушений и возможные способы привлечения этих лиц к ответственности.
Для того, чтобы можно было применить административную ответственность, экологическое правонарушение должно содержать определенные признаки, должна быть доказана виновность правонарушителя, а также должна существовать установленная законом норма, в зависимости от которой определяется состав нарушения и то, как следует наказать нарушителя.
Следует обратить внимание, что административная ответственность за экологические правонарушения отличается некоторой специфичностью:
- она наступает исключительно за те нарушения, которые отмечены в законодательстве как административные
- в качестве нарушителей могут выступать любые лица
- применение ответственности возлагается на уполномоченный орган или должностное лицо
- использоваться она должна в порядке, установленном процессуальным законодательством
- в качестве наказания применяются исключительно предусмотренные нормы, если нарушение незначительно, то возможно освобождение от нарушения
- ответственность отличается в зависимости от должности правонарушителя
Административная ответственность определена законодательством и применяется исключительно в установленном порядке.
Административная ответственность за экологические правонарушения — один из типов ответственности, который применяется по отношению к лицу, которое каким-либо образом нарушило установленные законом нормы по защите окружающей среды. В зависимости от состава правонарушения применяются различные варианты наказания нарушителей.
А будет вот что. Если елочку оценят, и стоимость ее окажется более 5000 рублей, то можно в суде заполучить штраф от 500 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 2-х лет. Очень даже немало получается. В нашей статье изложен более полный перечень различных видов ответственности. Но с конкретными правонарушениями, предусматривающими административную и уголовную ответственность, можно ознакомиться, изучив содержание статей кодексов.
Предприятия за нарушение экологических норм платят огромные штрафы, миллионы рублей. Но экологическая обстановка меняется медленно. Одних наказаний, видимо недостаточно.
Обоснование: глава 26 УК РФ (18 статей), глава 8 КоАП РФ (46 статей).
Об юридической ответственности за нарушение экологического законодательства — в видеоматериале:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Доброго времени суток. Меня зовут Антон. Я уже более 10 лет занимаюсь юриспруденцией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.